0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство велосипеда и его обслуживание

Как правильно выполнять техобслуживание велосипеда своими руками

10 минут Автор: Михаил Скворцов 278

Простой, на первый взгляд, велосипед скрывает большое количество взаимосвязанных механизмов. Исправность каждого из них гарантирует комфортные и безопасные поездки, а сам двухколесный конь используется как полноценный транспорт.

Для поддержки отличного состояния необходимо периодическое обслуживание велосипеда. Как часто нужно проводить мероприятия по чистке, переборке и ремонту, зависит от многих факторов. В их числе особенности модели, качество комплектующих, продолжительность поездок и стиль катания.

Простой способ устранять неисправности, своевременно менять детали и расходные материалы – обращаться в квалифицированную мастерскую. В некоторых случаях это единственный вариант привести велик в готовое состояние. Однако большинство работ по обслуживанию велосипеда можно выполнять самостоятельно. Потратив время, владелец байка получит бесценный опыт и сэкономит немалую сумму.

Общие правила по уходу за велосипедом

Купленный в магазине новый велосипед начинает потихоньку «привыкать» к своему новому хозяину: притираются подвижные узлы и крепчают неподвижные. Большую роль в качестве работы всех деталей и стыков играет смазка. Со временем она вбирает в себя частички металлической стружки и грязи. Когда вместимость смазывающего состава превышает допустимую, он утрачивает свои свойства и начинает работать во вред механизмам. Как следствие, повышенный износ.

Первое и самое важное правило при уходе за велосипедом – содержать его в чистоте и уделять большое внимание смазке трущихся механизмов. Системный подход к поддержанию велика в рабочем состоянии, это:

  • своевременная и тщательная мойка;
  • очистка от пыли чувствительных деталей – втулок, кареточного узла, переключателей;
  • удаление отработанной смазки и пятен;
  • обработка специальными смазывающими составами;
  • своевременное удаление очагов коррозии;
  • обеспечение геометрической целостности конструкции – тщательное закручивание всех болтовых соединений.

Очень важно правильно хранить велосипед. В несезонное время байк простаивает без дела, и его состояние будет напрямую зависеть от окружающих условий. Не рекомендуется держать на балконе в холодное время года и во влажных помещениях. Вокруг велосипеда должно быть чисто, также неплохо обеспечить ему небольшое пространство. Если оптимальные условия хранения создать не получается, можно разобрать его и поместить в герметичный чехол.

Негативно на состояние рамы, колес и механизмов влияет падение велосипеда. Конечно, при активных катаниях это неизбежно, да и дома он может случайно завалиться на бок или вовсе упасть со стены. Тем не менее, «полеты» лучше свести к минимуму, обращаться с байком аккуратнее и выбирать более безопасные места для езды.

Собственно, все перечисленное – общее обслуживание велосипеда. Это позволяет увеличить срок службы всех деталей и сохранить приличный внешний вид. Но со временем придется углубиться в детали устройства велосипеда и поглубже.

Инструменты для ремонта и расходные материалы

Проводить работы по переборке и ремонту своими руками невозможно без набора инструментов. Условно их можно поделить на обязательные и специальные. Первые так или иначе понадобятся для всех видов ремонтных работ.

Базовые инструменты для обслуживания:

  • гаечные ключи разных размеров + подвижный разводной ключ;
  • шестигранники (подобрать соответствующие размеры);
  • плоская и крестовая (понадобится чаще) отвертки;
  • плоскогубцы для «грубых» работ;
  • лопатки для разбортировки колеса;
  • тонкие спицы;
  • хомуты;
  • насос;
  • шинно-ремонтный комплект.

Дополнительный инструментарий необходим для профессионального ремонта механизмов. Например, переборку каретки или системы трансмиссионных звезд не получится осуществить только с помощью отвертки или обычного ключа.

В комплект профессиональных средств по ремонту велосипеда входят:

  • съемники шатунной пары и каретки;
  • кассетный съемник с хлыстом;
  • кривошипный съемник;
  • выжимной ключ для цепи;
  • ключ для регулировки натяжения спиц;
  • ножницы для обрезки тросов;
  • ремкомплект для прокачки гидравлических тормозов;
  • цепомойка;
  • дозиметр масла (для специальных деталей) и мерный стакан.

Инструмент приобретается раз и навсегда, он помогает улучшить техническое состояние отдельно взятого механизма. Расходные материалы играют роль в поддержании механизма в процессе эксплуатации, при этом сами приходят в негодность. В число расходников для велосипеда входят:

  • различные виды смазок: водо- и грязеотталкивающие для цепи и звезд, для амортизационной вилки, загущенные составы для подшипников;
  • чистящие средства;
  • тормозная жидкость (для гидравлики);
  • герметики;
  • петух;
  • тормозные колодки;
  • тросики и пружинки.

Своевременное обновление расходных материалов вместе с использованием правильных инструментов гарантирует 100% исправное состояние механизмов.

Обслуживание рамы, колес и подвески

Начинаем техобслуживание отдельных неподвижных частей велосипеда. Рама – основной компонент, без которого велика не существует в принципе. Каркас воспринимает на себя все усилия и от человека, и от всех закрепленных на нем составных частей.

Со временем в трубах и на стыках накапливается усталость, которая вынуждает раму искажать форму. Стоит отметить, что заметно это только после очень долгой эксплуатации велосипеда. Условия, провоцирующие искажение рамы: езда в непредназначенных условиях, частые падения велосипеда, несоответствие грузоподъемности весу велосипедиста.

Рама уязвима и к появлению коррозии. Сколы и порезы на краске вызывают интенсивное окисление металла. Чтобы предотвратить развитие ржавчины, необходимо часто проводить осмотр рамы, устранять очаги коррозии специальными составами и при необходимости загрунтовать и покрасить проблемный участок.

Серьезные повреждения (трещины и разломы) отремонтировать своими руками не получится, здесь стоит обратиться к мастеру.

Колеса склонны к деформациям. Изгибы обода делают движение некомфортным и ухудшают состояние колеса. Своевременно устранить деформацию «восьмерка» или «яйцо» можно с помощью изменения натяжения спиц при помощи спицевого ключа.

Избежать искривления колес можно путем поддержания оптимального давления в шинах. Камеры и покрышки должны быть без порезов и проколов, а ниппель – герметично держать воздух внутри шины. Если прокол застал в пути, нужно воспользоваться ремкомплектом – специальными латками для заклеивания дырок.

Снимать покрышки рекомендуется с помощью мягких лопаток – монтажек. Они позволяют сохранить целостность покрытия обода, камеры и флиппера, а также быстро демонтировать шину.

Требует тщательного ухода и центральная часть колеса – втулка. Особенности обслуживания втулок:

  • не мыть под сильным напором воды;
  • периодически протирать от пыли и наносить чистую смазку;
  • при проворачивании колеса открыть, заменить подшипники и смазать внутренние полости.

Обслуживание передней вилки включает в себя периодическую замену смазки, очистку ног от пыли и налета, своевременную замену уплотнительных деталей. В некоторых случаях, когда мягкость амортизатора не регулируется, требуется замена пружины и (или) демпфера. Поддерживать амортизацию горного велосипеда в рабочем состоянии крайне важно, так как она играет ключевую роль в комфортности передвижения и состоянии рамы.

Некоторые велосипеды, кроме амортизационной вилки, имеют задний гаситель колебаний. Требования по уходу за ним аналогичны, разве что чаще придется протирать пыльники от грязи.

Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии

Переходим к элементам велосипеда, которые обеспечивают четкость управления, движение и остановку.

Рулевая колонка

На велосипедах представлены два типа колонок – интегрированные с пром-подшипниками и полуинтегрированные с шариками.

В обслуживание рулевой с пром-подшипниками входит только своевременная смазка. С полуинтегрированными колонками все сложнее: со временем нагрузки внутри нее перераспределяются, в результате чего шарики рассыпаются. Как следствие, проворот руля или его затрудненный ход. Ремонт рулевой с насыпными шариками включает в себя их замену и тщательную смазку. Также не лишним будет проверять колонку на наличие грязи. Работы обязательно поводить перед каждым сезоном или по необходимости.

Тормозная система

Поддержка тормозов в рабочем состоянии – залог безопасности. Проверка системы должна проводиться как можно чаще, в среднем – два раза в неделю. Проверяем:

  • изношенность колодок;
  • состояние тормозной поверхности;
  • целостность и натяжение тросиков;
  • смазку подвижных узлов калипера и ручки;
  • линию на воздух (для тормозов с гидравликой).

Для эффективного торможения важно правильно выставить колодки: зазор должен быть минимальным, но не затормаживать колесо. Разумеется, на самом ободе не должно быть искривлений. Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения.

От натяжения и общего состояния тросов зависит точность и скорость торможения. Оптимальное натяжение – колодки мгновенно прилегают и отскакивают при нажатии/отпускании ручки. Большое значение имеет хорошее состояние рубашки – без трещин на оболочке и растяжек обмотки.

Для гидравлических тормозов необходимо поддерживать рабочее состояние линии. Причина плохой работы кроется в наличии воздуха или в загрязнении жидкости. Прокачка системы проводится с помощью специального инструмента раз в сезон. Жидкость должна соответствовать предписаниям производителя.

  • проверка и замена подшипников в каретке, смазка узла;
  • осмотр целостности шатунов;
  • чистка и смазка велосипедной цепи;
  • проверка и замена звезд на кассете;
  • настройка переключателей.

Демонтировать каретку и шатуны можно только при помощи специальных съемников. Особое внимание уделяется состоянию шатунной пары (не должно быть трещин) и состоянию подшипников внутри каретки. Ключевую роль играет обильная смазка специальным составом.

Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет. Снять цепь можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли.

Изношенные звезды на кассетах можно заменять по отдельности. Чтобы освободить ось заднего колеса от системы, понадобится специальный ключ-съемник с цепным хлыстом для удерживания.

Переключение скоростей зависит от состояния переключателей: их настройки и состояния приводного троса. Здесь находится подробная инструкция по настройке переднего и заднего переключателя.

Обслуживание велосипеда – поддержание его в чистоте, смазка механизмов, замена изношенных деталей и расходных материалов – неотъемлемая часть жизни велосипедиста. Своевременное исправление всех недочетов, аккуратное обращение и предусмотрительность позволяет получить от велосипеда максимум и наслаждаться катаниями многие-многие сезоны.

Самостоятельное обслуживание велосипеда

Любое транспортное средство требует обслуживания, и велосипед — не исключение. Несмотря на то, что его устройство кажется достаточно простым с первого взгляда, все механизмы обязательно должны находиться в исправном состоянии, чтобы езда была не только комфортной, но и безопасной. Кроме того, профилактические мероприятия, такие, как мойка, чистка и смазка, помогают продлить срок службы велосипеда. Несложное обслуживание вполне по плечу любому владельцу, а если возникает необходимость в серьезном ремонте, то лучше обратиться в мастерскую.

Общие правила

Простое, но важное правило — велосипед нужно содержать в чистоте и следить за количеством смазки. Это несложно, но оказывает серьезное влияние на состояние двухколесного друга. Периодически нужно выполнять следующие действия:

  • мыть велосипед, очищая все его части от пыли и налипшей грязи, уделяя особое внимание чувствительным деталям — втулкам, переключателям, кареточному узлу;
  • удалять отработанную смазку и наносить свежую;
  • если где-то появились очаги коррозии — удалять их;
  • проверять все крепежи и соединения, подтягивая их при необходимости.
Читать еще:  Как закрепить крыло на велосипед

Важно обеспечить правильные условия хранения. Держать велосипед на балконе не стоит, ему не рекомендуются холодные и влажные помещения. Также желательно, чтобы вокруг было чисто. Можно хранить байк в разобранном виде, в специальном герметичном чехле, если в квартире мало места. Интересный вариант — хранение на стене, куда велосипед подвешивается при помощи специальных крепежей. Возможно, такой способ позволит сэкономить пространство. Главное — проследить за тем, чтобы велосипед хорошо держался и не упал, поскольку падение не пойдет ему на пользу.

Инструменты для ремонта

Технические работы требуют специальных приспособлений. Это ряд инструментов, которые пригодятся во время обслуживания и ремонта велосипеда:

  • различные отвертки — крестовые и шлицевые;
  • гаечные и шестигранные ключи разных размеров, можно взять в наборе;
  • пассатижи и ножницы;
  • хомуты;
  • торцевые насадки;
  • насос и шинно-ремонтный комплект.

Подобный набор считается базовым, на случай несложного ремонта, однако профессионалы используют и другие инструменты: съемники различного типа, выжимной ключ, комплект для прокачки тормозов, мойку для цепи, дозиметр масла и прочие приспособления. Можно постепенно добавлять их в свой ремонтный чемодан, расширяя набор по мере необходимости, если вы планируете заниматься велосипедом самостоятельно.

Кроме того, потребуются расходные материалы, также необходимые для исправного функционирования велосипеда. Это смазки, чистящие средства, герметики, тросики и пружинки, тормозные колодки. Их требуется заменять достаточно часто, особенно при активной эксплуатации.

Рама, колеса и подвеска

Основной компонент любого велосипеда — это рама. Она служит каркасом, к которому крепятся другие элементы, а также принимает на себя нагрузку во время езды. Из-за этого она может деформироваться со временем, накапливается усталость в стыках. Ситуацию могут усугубить падения велосипеда или столкновения, езда в несоответствующих условиях, превышения по грузоподъемности. Рама также уязвима к коррозии, поэтому ее стоит регулярно осматривать на предмет ржавчины и принимать соответствующие меры. Трещины и разломы рамы трудно исправить в домашних условиях, поэтому тут лучше обратиться к мастеру.

Колеса могут со временем деформироваться, изгибы обода негативно сказываются на ходовых качествах. Чтобы решить проблему, можно изменить натяжение спиц, используя спицевой ключ. Также стоит следить за уровнем давления в шинах, поддерживая оптимальные показатели – это поможет избежать искривлений.

Втулку колеса нужно аккуратно мыть, не используя струю с сильным напором, периодически менять смазку. Переднюю вилку нужно чистить и смазывать, меняя уплотнительные детали по мере необходимости. Иногда нужна замена пружины, если мягкость амортизатора невозможно отрегулировать.

Рулевая часть, тормоза, трансмиссия

Рулевые колонки с пром-подшипниками достаточно периодически смазывать. Рулевые колонки с насыпными шариками могут потребовать замены внутренних элементов, которые со временем осыпаются от нагрузки. Также колонку стоит чистить от пыли и грязи.

К тормозной системе нужно отнестись внимательно, поскольку от ее исправности напрямую зависит безопасность велосипедиста. Рекомендуется как можно чаще проверять следующие составляющие:

  • колодки;
  • тормозную поверхность;
  • тросики;
  • подвижные узлы;
  • гидравлику.

Нужно осматривать детали на предмет целостности и изношенности, проверяя их состояние. Делать это лучше пару раз в неделю, если вы активно пользуетесь велосипедом. Также важно при настройке правильно выставить колодки с минимальным, но не затормаживающим движение зазором – это сделает работу системы более эффективной. На ободе не должно быть повреждений и дефектов, кроме того, его нужно регулярно чистить.

Необходимо уделить внимание тросам, их состояние и натяжение влияет на точность и скорость срабатывания тормозов. Оптимальным вариантом для велосипеда считается, когда во время использования реакция происходит сразу же — колодки мгновенно прилегают и отскакивают.

Если тормоза имеют гидравлическую систему, то нужно поддерживать рабочее состояние линии. Проблемы могут возникнуть из-за загрязнений жидкости или же негативно сказывается наличие воздуха. Для устранения проблем и прокачки системы раз в сезон используется специальный инструмент. По поводу жидкости — рекомендуется следовать требованиям производителя.

Также в процессе работ нужно будет перебрать трансмиссию, что включает следующие действия:

  • проверку и замену подшипников, обязательную смазку узла;
  • осмотр шатунов на предмет повреждений;
  • периодическую чистку и смазку цепи;
  • проверку звезд и их замену;
  • регулировку переключателей.

Каретку и шатуны убирают при помощи специальных инструментов — съемников. Шатунная пара должна быть в идеальном состоянии, без трещин, также важно уделить внимание подшипникам в каретке. Эти элементы нужно как следует смазывать специальным составом.

Чистка и смазка цепи помогает снизить износ других элементов, которые являются более дорогими — кассет. Цепь можно снимать вручную с помощью замка или выжимки. Изношенные звезды можно заменять по отдельности. Периодическое обслуживание трансмиссии помогает продлить срок службы механизмов и поддерживать работоспособность.

Помощь мастера

В некоторых случаях справиться с проблемами самостоятельно не получится, например, если у велосипеда серьезно повреждена рама или имеются другие заметные дефекты. Тогда стоит воспользоваться помощью мастера и обратиться в специализированную мастерскую. Кроме того, специалисты также могут выполнять мелкий ремонт и профилактическое обслуживание, если по каким-то причинам у вас нет на это времени или вы просто не хотите заниматься подобными делами. При необходимости мастер может подробно рассказать вам, как правильно ухаживать за велосипедом.

Обслуживание велосипеда (обязательные действия)

У тебя нет времени мыть велосипед?

Ерунда. Минимальная чистка байка занимает 5 минут – столько же, сколько ты тратишь на чашку чая после катания. Обычно помогает заранее приготовленное ведро с водой, щетками, губками и чистящим средством. Скорее всего, ты этим воспользуешься. Мы предлагаем три варианта помывки разной продолжительности, которыми ты сможешь воспользоваться в зависимости от времени, которым ты располагаешь.

  • 5-минутное полоскание — Все, что можно успеть за пять минут: смыть грязь с рамы, покрышек, кассеты и цепи, применить водовытесняющий спрей и смазку для цепи. Это абсолютный, необходимый минимум процедур после катания в мокрую/грязную погоду.
  • 15-минутная чистка — Еще за 10 минут ты успеешь почистить и смазать тросики. Почистить и проверить каретку и рулевую. Убедиться в отсутствии в них люфтов и хруста от песчинок. И проверить износ колодок.
  • 30-минутная полировка — За полчаса можно действительно внимательно заглянуть во все укромные уголки и навести порядок даже там, куда обычно не доходят руки с щеткой. Обрати внимание на манетки и тормозные ручки, переключатели, втулки и кассету. Сделай себе и байку приятное – натри раму полиролью, это не только защитит лак, но и вернет раме изначальный блеск и цвет, а средство для чистки пластика и резины превратит его практически в выставочный образец.

Проверка цепи

  • Индикатор износа цепи
  • Щетка
  • Смазка
  • Смывка для смазки

Если у тебя есть измеритель износа цепи, измерь ее, чтобы узнать имеет ли смысл заморачиваться дальше или твоя цепь – достояние прошлого. Если она жива, то нанеси смывку для смазки, подожди немного и смой все жесткой щеткой с горячей мыльной водой. Дай высохнуть или вытри тряпкой, а потом нанеси водовытесняющее средство. Затем снова вытри цепь насухо и смажь смазкой. Смазка должна быть внутри цепи, поэтому ототри снаружи все излишки, иначе к ней будет прилипать грязь. Если цепь растянута, ее обязательно нужно заменить. Это гораздо дешевле, чем менять потом всю трансмиссию. Растянутая цепь очень быстро убивает звезды системы и кассету, и новую цепь на них уже не поставить – она будет проскакивать. Мы рекомендуем цепи SRAM или KMC, потому что на них есть замки, с помощью которых цепь можно снять и поставить без инструментов и осложнений.

Тормозные ручки и переключатели

Время — 2 минуты

  • Крестообразная отвертка
  • Смазка
  • Смывка для смазки

Эти детали требуют всего каплю смывки, чтобы удалить выступившее на корпус масло и вытереть его тряпкой насухо. На оси вращения тормозных ручек надо нанести немного масла из баллончика лучше с трубочкой, чтобы не поливать все вокруг. Лишнее вытереть. В манетках типа RapidFire (Shimano или SRAM) нужно снять заглушку, закрывающую место, через которое вставляется тросик (маленькая пробочка со шлицом под крестообразную отвертку), и туда тоже брызнуть немного смазки.

Рубашки и тросики переключателя

Переключи задний переключатель на самую большую звезду (обычно 32 зуба), а потом, не вращая педали, скинь на самую маленькую. Цепь не даст переключателю сильно сдвинуться, но при этом ослабнет тросик, и ты сможешь без особого труда отстегнуть рубашки от рамы. Двигая их по тросику туда-сюда и добавляя на тросик смывку, их можно прочистить, а потом и смазать жидким маслом. При этом не надо ничего разбирать, а значит потом настраивать. Если тросик капитально заржавел или рубашка протерлась/заломилась, их придется заменить.

Тормозные колодки (V-Brake)

  • Смазка
  • Наждачная бумага
  • Шестигранник 5 мм

Расстегни вибрейк и дай рычажкам раздвинуться до упора. Теперь ты можешь взглянуть в лицо своим колодкам. Повыковыривай из них большие камушки и куски обода, потом пройдись мелкой шкуркой, чтобы удалить налипшую мелочь. Если накладка сношена до метки максимального износа, можешь этого и не делать 😉 просто замени колодки/накладки. Проверь правильность положения колодки и убедись, что она затянута. Не помешает капнуть немного жидкой смазки в загнутую трубочку, подводящую тросик. Пользователям дисковых тормозов надо извлечь колодки (при этом постараться не потерять стопорные шплинты и т.д.). Если толщина материала накладки меньше 1 мм или износ неровный, колодки надо заменить. Не забудь заглянуть в суппорт, вдруг там что-нибудь застряло.

Само собой разумеется, ты должен регулярно осматривать свою раму на предмет вмятин, погнутостей и, самое важное, трещин. Основные места их появления – под нижней трубой при соединении ее с рулевой. Также внимательно осмотри косынки, точки крепления задней подвески, дропауты, особенно со стороны заднего диска. Дисковый тормоз создает дополнительную нагрузку на верхнее перо особенно в месте крепления суппорта к перу. Как это ни грустно, но рама с трещиной должны быть утилизированы. Если она внезапно развалится, ты рискуешь получить очень серьезную травму. Царапины можно убрать средством типа T-Cut (таким же, как для автомобилей), можно даже точно попасть в цвет.

Седло

  • Средство для защиты кожаных изделий
  • Тряпка
  • Суперклей

Осень– тяжкое время для седел. Постоянные замачивания и общение с грязью и мокрой лайкрой. Радуй свое седло регулярной сушкой (но не направляй на него тепло напрямую, иначе оно сморщится). Высохшее седло неплохо бы пропитать специальным средством для защиты кожи. Оно придаст водоотталкивающие свойства. Главное, дай ему высохнуть, прежде чем ехать, иначе на твоих штанах появится «черная метка». Если кожа снизу начинает отклеиваться, воспользуйся суперклеем.

Читать еще:  Ребенок катается на велосипеде трехколесном

Каретка

Время — 15 минут

  • Выжимка шатунов
  • Ключ для каретки
  • Смазка

Переключись на маленькую звезду и сбрось с нее цепь на корпус каретки. Убедись, что в разных положениях шатунов люфт каретки отсутствует. Крутани шатуны – они должны крутиться легко и свободно. Если нет – настало время замены (картриджные и внешние подшипники не поддаются чистке и ремонту). Не забудь удалить грязь и ржавую воду из корпуса. Используй смывку для смазки, чтобы почистить резьбу. Нанеси свежую смазку (не жадничай), установи каретку обратно и вытри все лишнее

Рулевая колонка

Время — 10 минут

Сними крышку, вынос, проставочные кольца и вытащи вилку. Сними крышку с верхней чашки и облей все смывкой для смазки. Если подшипник открытый, вытащи сепаратор с шариками и ототри их до блеска. Если шариков не хватает, на них есть сколы или темные точки – время менять шарики (обычно вместе с сепаратором). Посмотри на дорожки в чашке и на конусе. Они должны быть гладкими, ровными и блестящими. Если на них есть ямки или задиры (следствие перетягивания рулевой), рулевую колонку придется поменять целиком. Если в твоей рулевой закрытые промо-подшипники, есть два варианта добраться до них. Можешь или аккуратно снять с них пыльники, прикрывающие шарики сбоку и заменить смазку, или поменять подшипник целиком. Перед тем как запрессовывать новый подшипник, не забудь смазать чашку. Если у тебя нет пресса, подложи что-нибудь деревянное под молоток или пользуйся киянкой. Не забудь удалить лишнюю смазку.

Подвеска

Время — 10 минут/несколько дней

Используй теплую мыльную воду и зубную щетку, чтобы окончательно отмыть вилку и амортизатор. Обрати особое внимание на пыльники (но не залезай под них, это может привести к загрязнению масла, и ты можешь случайно поцарапать ноги). Если вилка начинает подтормаживать – это явный признак того, что пора менять масло. Вообще, если вилке больше 2 лет, то масло точно надо менять. Большинство вилок можно обслуживать в домашних условиях. В этом нет ничего сложного. Однако мы советуем обращаться в мастерские. Как правило, сервис не занимает много времени, а в мастерских есть и все необходимые расходные материалы.

Подседельный штырь

Вытащи штырь, удали с него смазку. Смажь заново и вставь на место, но не забудь перед этим сделать то же самое с внутренней поверхностью подседельной трубы. Не наноси слишком много смазки, а если твой штырь из карбона, используй совместимую с карбоном смазку или не смазывай вообще.

Грипсы

  • Спрей
  • Лак (для волос, можно взять у сестры)

Сними грипсы и протри под ними руль. Промой грипсы горячей водой из-под крана и дай им высохнуть на воздухе, прежде чем воспользоваться лаком из баллончика. Лак работает, как клей, с той лишь разницей, что его можно растворить водовытесняющим спреем. Разумеется, никогда не поздно перейти на прикручивающиеся грипсы типа ODI, которые фиксируются на руле двумя 2, 5-миллиметровыми винтиками. Еще такие же делают Trek и Yeti.

Кассета

Время — 10 минут

  • Смывка для смазки
  • Щетка
  • Масло, спрей

Сними кассету и обильно полей ее смывкой для смазки. Потом возьми щетку и хорошенько пройдись по ней. Обрати внимание на лапки паука (на которых закреплены звездочки). Именно там чаще всего прячется грязь. Внимательно осмотри корпус трещетки. Если он заржавел, почисти его и спрысни маслом из баллончика. Поставь кассету на место.

Советы механика

Горячая вода или холодная? Со шланга или с ведра?

Используй воду, когда моешь свой байк, и чем горячее, тем лучше, особенно если коровьи лепешки уже присохли. Но если речь идет не о ведре, а о шланге, то не все так однозначно. Конечно, мы воспользуемся любым шлангом для мытья, от садово-поливочного с низким давлением и без насадки до автомоек высокого давления. В нормальных руках это только удвоит скорость работы. Однако можно накликать проблемы на собственные втулки, каретку и подшипники в подвеске. Несмотря на то, что все подшипники закрытые, их пыльники не в состоянии противостоять продолжительному или многократному прямому попаданию струи воды под высоким давлением. В итоге у тебя будет слишком чистый и очень скрипучий байк без капли смазки. Если ты пользуешься шлангом, то направляй струю на трубы рамы и покрышки и старайся не попадать на рулевую, каретку и втулки. Летом, как правило, можно обойтись вообще без воды. Стирай пыль и засохшие комки грязи мягкой сухой тряпкой.

Чтоб винты не растерять

Болтики, винтики, шарики от подшипников и другие мелкие детали имеют очень неприятную привычку. При первой же возможности они разбегаются и прячутся по щелям, откуда их уже не достать. Поэтому очень полезно складывать всю мелочевку в какую либо емкость. Идеально подходят пластиковые крышки от спреев. Чистота – залог здоровья. Прежде чем ремонтировать байк, стоит запастись достаточным количеством бумажных салфеток и применять их по прямому назначению. Это гораздо удобнее, чем старая грязная тряпка. Чем меньше ты пачкаешь себя и все вокруг, тем быстрее и легче делается работа.

Обслуживание велосипеда

Велосипед. Ваша свобода. Ваш надёжный друг. Но что он хочет взамен за свою безотказность?

Начнём с того, что у велосипеда есть так называемые «расходники». За ними нужен глаз да глаз! Кто у нас сюда входит? В первую очередь – это цепь, звёзды системы (если она разборная, если нет – система меняется целиком по причине износа ведущих звёзд), кассета, покрышки, камеры, тросики, рубашки тросиков, масло в вилке, амортизаторе, тормозные колодки… Также сильно изнашиваются, но уже не имеют такой критической важности для того, чтобы добраться до цели, следующие компоненты: велосипедное седло , грипсы, тормозные диски, обода и спицы.


Компоненты из «критического списка» даже при намёке на их износ лучше менять сразу. Иначе езда на велосипеде превращается из удовольствия в настоящую опасность. Думаю, объяснять чем грозит спуск без тормозных колодок не нужно)

Насколько критична замена компонентов из второго списка – решать только Вам, так как больше влияния эти части оказывают на комфорт. Но тоже до определённого предела. Дальше опять же начинается угроза безопасности. Например – когда тормозной диск становится тоньше критического значения – он ломается и Вы остаётесь без тормозов.

Надеюсь, я не отбил у Вас желание кататься) Ведь всего этого ужаса можно избежать всего лишь следуя следующим советам.

    Смазывайте цепь. Чистите и смазывайте цепь не реже, чем раз в 5 катаний. Для этого существует уйма девайсов и химикатов.

Следите за давлением в камерахили бескамерных покрышках. Рекомендуемая величина написана на резине.

Содержите велосипед в чистоте. Думаю, никому не жалко отдать 50 рублей на любой автомойке. У современных велосипедов все узлы, требующие смазки – закрытые. То есть воде в них не пробраться, если нет повреждений, конечно. Соответственно, даже мойка под давлением не нанесёт Вашему велосипеду никакого вреда.

Проверяйте велосипед перед каждым катанием. Если течёт амортизатор или тормоз – на чистом велосипеде это прекрасно видно. Осматривайте велосипед на предмет масляных подтёков, а также ненавязчиво проверяйте затянутость болтов. Благо, на современных моделях для этого нужны всего лишь один-два шестигранника.

Прислушивайтесь к своему железному коню. У любых скрипов и тресков есть своя причина. Это может быть задевающий колодку тормозной диск, разболтавшаяся каретка, умирающая втулка, ненастроенные передачи и даже трещина в раме. Если определить причину самостоятельно невозможно – везите велосипед к нам. Мы поможем)

  • Подтягивайте тросики. Очень много механизмов Вашего велосипеда завязано на тросиковой передаче. Это переключение скоростей и, чаще всего, тормоза. Это очень надёжно. Но есть один нюанс. Тросики растягиваются. Это их природа и ничего с ней не поделаешь. Производители велосипедов уже давно с этим смирились и оснащают все свои модели определённой контрмерой – крутилкой, сводящий этот эффект на ноль. Если Вы чувствуете, что эффективность тормозов либо чёткость переключения передач уже не те, что были раньше – делаем оборот-два этой самой крутилки против часовой стрелки и проверяем степень воздействия этой меры на происходящее.
  • Что касается зимнего хранения – проявите толику уважения и храните свой велосипед в закрытом, желательно не промерзающем до основания помещении. Так как очень низкие температуры и постоянная повышенная влажность негативно сказываются на свойствах металла, резины и смазочных материалов. А это как раз то, из чего Ваш велосипед и состоит) Если такое место не приходит Вам на ум – Вы всегда можете воспользоваться нашей услугой «зимнее хранение».

    Удачного катания, друзья!

    Алексей Лукичёв специально для сети магазинов «Спорт-Хаос»

    Самостоятельное обслуживание велосипеда

    Любое транспортное средство требует обслуживания, и велосипед — не исключение. Несмотря на то, что его устройство кажется достаточно простым с первого взгляда, все механизмы обязательно должны находиться в исправном состоянии, чтобы езда была не только комфортной, но и безопасной. Кроме того, профилактические мероприятия, такие, как мойка, чистка и смазка, помогают продлить срок службы велосипеда. Несложное обслуживание вполне по плечу любому владельцу, а если возникает необходимость в серьезном ремонте, то лучше обратиться в мастерскую.

    Общие правила

    Простое, но важное правило — велосипед нужно содержать в чистоте и следить за количеством смазки. Это несложно, но оказывает серьезное влияние на состояние двухколесного друга. Периодически нужно выполнять следующие действия:

    • мыть велосипед, очищая все его части от пыли и налипшей грязи, уделяя особое внимание чувствительным деталям — втулкам, переключателям, кареточному узлу;
    • удалять отработанную смазку и наносить свежую;
    • если где-то появились очаги коррозии — удалять их;
    • проверять все крепежи и соединения, подтягивая их при необходимости.

    Важно обеспечить правильные условия хранения. Держать велосипед на балконе не стоит, ему не рекомендуются холодные и влажные помещения. Также желательно, чтобы вокруг было чисто. Можно хранить байк в разобранном виде, в специальном герметичном чехле, если в квартире мало места. Интересный вариант — хранение на стене, куда велосипед подвешивается при помощи специальных крепежей. Возможно, такой способ позволит сэкономить пространство. Главное — проследить за тем, чтобы велосипед хорошо держался и не упал, поскольку падение не пойдет ему на пользу.

    Читать еще:  Правила перехода пешеходного перехода на велосипеде

    Инструменты для ремонта

    Технические работы требуют специальных приспособлений. Это ряд инструментов, которые пригодятся во время обслуживания и ремонта велосипеда:

    • различные отвертки — крестовые и шлицевые;
    • гаечные и шестигранные ключи разных размеров, можно взять в наборе;
    • пассатижи и ножницы;
    • хомуты;
    • торцевые насадки;
    • насос и шинно-ремонтный комплект.

    Подобный набор считается базовым, на случай несложного ремонта, однако профессионалы используют и другие инструменты: съемники различного типа, выжимной ключ, комплект для прокачки тормозов, мойку для цепи, дозиметр масла и прочие приспособления. Можно постепенно добавлять их в свой ремонтный чемодан, расширяя набор по мере необходимости, если вы планируете заниматься велосипедом самостоятельно.

    Кроме того, потребуются расходные материалы, также необходимые для исправного функционирования велосипеда. Это смазки, чистящие средства, герметики, тросики и пружинки, тормозные колодки. Их требуется заменять достаточно часто, особенно при активной эксплуатации.

    Рама, колеса и подвеска

    Основной компонент любого велосипеда — это рама. Она служит каркасом, к которому крепятся другие элементы, а также принимает на себя нагрузку во время езды. Из-за этого она может деформироваться со временем, накапливается усталость в стыках. Ситуацию могут усугубить падения велосипеда или столкновения, езда в несоответствующих условиях, превышения по грузоподъемности. Рама также уязвима к коррозии, поэтому ее стоит регулярно осматривать на предмет ржавчины и принимать соответствующие меры. Трещины и разломы рамы трудно исправить в домашних условиях, поэтому тут лучше обратиться к мастеру.

    Колеса могут со временем деформироваться, изгибы обода негативно сказываются на ходовых качествах. Чтобы решить проблему, можно изменить натяжение спиц, используя спицевой ключ. Также стоит следить за уровнем давления в шинах, поддерживая оптимальные показатели – это поможет избежать искривлений.

    Втулку колеса нужно аккуратно мыть, не используя струю с сильным напором, периодически менять смазку. Переднюю вилку нужно чистить и смазывать, меняя уплотнительные детали по мере необходимости. Иногда нужна замена пружины, если мягкость амортизатора невозможно отрегулировать.

    Рулевая часть, тормоза, трансмиссия

    Рулевые колонки с пром-подшипниками достаточно периодически смазывать. Рулевые колонки с насыпными шариками могут потребовать замены внутренних элементов, которые со временем осыпаются от нагрузки. Также колонку стоит чистить от пыли и грязи.

    К тормозной системе нужно отнестись внимательно, поскольку от ее исправности напрямую зависит безопасность велосипедиста. Рекомендуется как можно чаще проверять следующие составляющие:

    • колодки;
    • тормозную поверхность;
    • тросики;
    • подвижные узлы;
    • гидравлику.

    Нужно осматривать детали на предмет целостности и изношенности, проверяя их состояние. Делать это лучше пару раз в неделю, если вы активно пользуетесь велосипедом. Также важно при настройке правильно выставить колодки с минимальным, но не затормаживающим движение зазором – это сделает работу системы более эффективной. На ободе не должно быть повреждений и дефектов, кроме того, его нужно регулярно чистить.

    Необходимо уделить внимание тросам, их состояние и натяжение влияет на точность и скорость срабатывания тормозов. Оптимальным вариантом для велосипеда считается, когда во время использования реакция происходит сразу же — колодки мгновенно прилегают и отскакивают.

    Если тормоза имеют гидравлическую систему, то нужно поддерживать рабочее состояние линии. Проблемы могут возникнуть из-за загрязнений жидкости или же негативно сказывается наличие воздуха. Для устранения проблем и прокачки системы раз в сезон используется специальный инструмент. По поводу жидкости — рекомендуется следовать требованиям производителя.

    Также в процессе работ нужно будет перебрать трансмиссию, что включает следующие действия:

    • проверку и замену подшипников, обязательную смазку узла;
    • осмотр шатунов на предмет повреждений;
    • периодическую чистку и смазку цепи;
    • проверку звезд и их замену;
    • регулировку переключателей.

    Каретку и шатуны убирают при помощи специальных инструментов — съемников. Шатунная пара должна быть в идеальном состоянии, без трещин, также важно уделить внимание подшипникам в каретке. Эти элементы нужно как следует смазывать специальным составом.

    Чистка и смазка цепи помогает снизить износ других элементов, которые являются более дорогими — кассет. Цепь можно снимать вручную с помощью замка или выжимки. Изношенные звезды можно заменять по отдельности. Периодическое обслуживание трансмиссии помогает продлить срок службы механизмов и поддерживать работоспособность.

    Помощь мастера

    В некоторых случаях справиться с проблемами самостоятельно не получится, например, если у велосипеда серьезно повреждена рама или имеются другие заметные дефекты. Тогда стоит воспользоваться помощью мастера и обратиться в специализированную мастерскую. Кроме того, специалисты также могут выполнять мелкий ремонт и профилактическое обслуживание, если по каким-то причинам у вас нет на это времени или вы просто не хотите заниматься подобными делами. При необходимости мастер может подробно рассказать вам, как правильно ухаживать за велосипедом.

    Устройство велосипеда

    На первый взгляд, велосипед — простейшее, даже можно сказать примитивное транспортное средство, состоящее из двух колес, рамы, руля, педалей и сиденья. Так, да не так. На самом деле «велик» состоит в среднем из 50 элементов, каждый из которых выполняет ему отведенную функцию. Самые сложные в техническом отношении и достаточно дорогостоящие — фэт-байки, предназначенные для езды по песку и снегу. А самое простое устройство — у велосипедов для детей.

    Меж тем знания об устройстве велосипеда очень пригодятся при его выборе. Вы сможете без проблем обработать информацию, которую узнаете от продавцов консультантов. Сориентируетесь в ассортименте любого масштаба и без труда подберете оптимальный для собственных требований велосипед. Рассмотрим здесь основные элементы самого экологически безопасного в мире транспорта.

    «Скелет» велосипеда

    Это металлическая рама, сваренная из нескольких элементов:

    • главных передних труб,
    • подседельной трубы,
    • верхних и нижних перьев.

    Подавляющее большинство рам для велосипедов делают из алюминия. Этот легкий материал обеспечивает байку неплохую маневренность и пассивную амортизацию, наделяет его отличной динамикой. Особо прочные стальные рамы встречаются во многих городских велосипедах, из-за чего они не отличаются хорошей динамикой. Ну, это требование к ним и не предъявляется. Самые дорогостоящие рамы — из карбона. Используются на продвинутых моделях спортивного, шоссейного и горного типа. Карбон совмещает в себе прочностные качества стали, но при этом весит не больше алюминия.

    Рамы бывают закрытого и открытого типа. Первый — классический вариант, когда верхняя труба (от рулевой оси к сиденью) находится в горизонтальном положении. В открытом типе труба изогнута и располагается внизу. Такая конструкция была в свое время изобретена, чтобы скрасить женщинам неудобство из-за езды в юбках и платьях.

    Колеса и его составляющие

    За долгие годы существования устройство колес велосипедов не претерпело каких-либо кардинальных изменений. Колеса бывают разного диаметра и ширины протектора — в зависимости от вида байка. Но традиционно ведущим является заднее колесо, а ведомым (отвечающим за управление) — переднее. Колеса состоят из следующих частей:

    • Втулка. Удерживает спицы и обеспечивает вращение колесу. На задние втулки крепятся трансмиссионные звездочки, которые принимают непосредственное участие в раскручивании при наборе скорости. В дорожные моделях, помимо этого, устройство втулки велосипеда дополнено тормозной системой.
    • Обод. Круглое кольцо, которое крепится на втулку через спицы.
    • Спицы.Один из самых уязвимых в устройстве колес велосипедов элементов, который подвергается и нагрузке от велосипедиста, и ударам от дорожных неровностей. Спицы устанавливают в обод крест-накрест, либо радиально. Их количество зависит от диаметра колеса, но в среднем составляет 32-36 шт.
    • Шины, состоящие из покрышки и камеры.Камеры во всех моделях одинаковые. А покрышки бывают различных типов: слики, полуслики, агрессивные, гибриды и дорожные. Они отличаются рисунком протектора и непосредственно шириной.
    • Катафот.Это небольшой «маячок оранжевого цвета, который делает велосипедиста заметным в темное время суток, т.к. отражает свет.

    Рулевая система

    Это устройство велосипеда, которое состоит из элементов управления велосипедом. К ним относятся:

    • Руль. Вытянутый руль дает больше контроля над управлением, но не позволяет устанавливать рекорды скорости, поэтому устанавливается на МТВ и гибриды. Бывает также бараний(на шоссейниках) и прямой (на МТВ и гибридах).
    • Грипсы. Это ручки на руле. Они нужны, чтобы руки велосипедиста не соскальзывали с руля, и для смягчения ударов от неровностей.
    • Вынос руля. Это короткая труба, соединяющая руль и рулевой стакан. Эта деталь определяет посадку байкера: в спортивных моделях, к примеру, она низкая.
    • Рулевой стакан. Часть рамы, соединяющая вынос с вилкой.
    • Рулевая колонка. Деталь, которая позволяет вилке беспрепятственно вращаться при поворотах. Устанавливается на рулевой стакан

    Амортизационная система

    Детали, которые смягчают ударные нагрузки и делают езду комфортной и приятной.

    • Вилка. Бывает амортизационной и жесткой. Устройство амортизационной вилки велосипеда гораздо сложнее, чем у второго типа. А ставят ее на гибриды и горные байки для максимального смягчения ударов. В шоссейных моделях вилка жесткая, т.к. не препятствует сильному ускорению.
    • Задний амортизатор. Этот элемент сглаживает колебания рамы и добавляет веса велосипеду, поэтому ставится на горники и туристические байки.

    Трансмиссия и тормоза

    Трансмиссия — это система элементов, в комплексе передающих усилие от ног человека к колесам. В нее входит:

    • Каретка.Подшипниковый узел, обеспечивающий крутящий момент при педалировании.
    • Шатуны.Соединяют педали с кареткой и рамой.
    • Педали. Про эту деталь в устройстве детского и взрослого велосипеда рассказывать, наверное, нет смысла. При кажущейся простоте педали бывают 5-ти видов, и от них очень зависит устойчивость и уверенность велосипедиста при педалировании.
    • Передние и задние звезды. Обеспечивают переключение скоростей велосипеда и подвижность цепи.
    • Цепь.Связующее звено между передним и задним колесом. Передает крутящий момент на переднее, крепится на звезды.
    • Тормоза.Различают ободные (клещевые и V-brake), дисковые и барабанно-втулочные.

    Система переключения передач

    Это механизмы, которые позволяют регулировать скорость байка и передвигаться в оптимальном темпе:

    • Манетки.Это ручки тормоза и переключения скоростей, с помощью которых байкер без усилий перебрасывает цепь между звездами.
    • Передний переключатель. Обеспечивает перемещение цепи по звездам.
    • Задний переключатель. Перебрасывает цепь между звездами.
    • Тросы. Передают сигнал от манеток к тормозной системе.

    Это лишь краткий список важнейших составных элементов велосипеда. А ведь мы еще не рассказали про седло, подседельный штырь, колодки и многое другое!

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector