Шоссейный велосипед старт
Велосипеды «Старт-шоссе»: характеристики и история
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Всякий, кто застал хотя бы 90-е годы прошлого века в сознательном возрасте, помнит, что горные велосипеды с переключением скоростей были малодоступны из-за своей дороговизны. Выбор любителей в основном падал на те модели, что оставил в наследство советский велопром. А те из них, кто жаждал скорости, не прошли мимо знаменитого «Старт-шоссе».
Исторические факты
Это одна из немногих более современных моделей, где вместо карбона и композитных материалов, в качестве основного для рамы и вилки используется именно сталь. Производитель – Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского, работающий с 1923 г. В те довоенные годы на заре СССР отсутствовали полноценные конвейеры, позволяющие наладить массовый серийный выпуск велопродукции. В 1926 г. был выпущен первый дорожный велосипед «Украина». Но механизированный конвейер вскоре был налажен, и ХВЗ превзошёл все ожидания советских людей, перед Второй мировой войной выпустив больше миллиона экземпляров.
В годы Великой Отечественной ХВЗ был отправлен в Бухару, где переключился на военное производство. После возвращения в Харьков, когда война окончилась, завод восстановил производство велосипедов. С этого момента советский велопром делает упор на выпуск женских и детских моделей. Советские конструкторы К. С. Гладкой и В. М. Майборода расширили перечень моделей байков, запустив производство гоночных моделей. «Турист» и «Харьков», представленные к производству в 1949 г., выпускались вплоть до 1966 г., затем «Харьков» был обновлён, и новая его модификация стала называться «Старт-шоссе».
Производство этого велосипеда было остановлено лишь спустя 36 лет после ряда доработок и улучшений. Велосипеды «Старт-шоссе» представлены следующей линейкой: В-553, В-555, В-155411, B-155412 и, наконец, B155461. Существуют и другие модели этой же линии, относящиеся к коллекционным, произведённым в малом тираже.
Достоинства
«Старт-Шоссе» – истинный «шоссер». Он резко выделяется на фоне других велосипедов. Позволяет развить значительную скорость – до 45 км/ч, а езда в подъём на нём заметно легче, чем на большинстве даже современных дорожных и городских велосипедов. Стальная рама, если сломается, легко чинится при помощи обычной сварки. Толщина труб, из которых она сварена, позволяет достичь значительного уменьшения массы, не уступая карбоновым аналогам. К тому же полноценный шоссейный велосипед «с иголочки» сегодня стоит 50-150 тыс. руб. – но за значительно меньшие деньги (10-15 тыс. руб.) сейчас можно найти уже упомянутый «Старт-шоссе».
Если приобрести «Старт-шоссе» в нерабочем состоянии – то при оперативном нахождении подходящих запчастей не проблема сэкономить ещё 2000-3000 рублей.
По сравнению с «Туристом» или «Спутником» тех далёких лет «Старт-шоссе» позволяет разгоняться быстрее на 8 км/ч.
Недостатки
Эта модель давно – в 2002 г. – снята с выпуска. Запчасти для нее подойдут лишь от других байков. Однако Харьковский велозавод продолжает выпускать другие модели велосипедов – украинский велопром никуда не делся. В городах с населением около или свыше миллиона жителей проблем с запчастями нет: в каждом из них есть хотя бы один магазин, торгующий именно харьковской веломеханикой, а конкуренты, среди которых есть фанаты и просто любители харьковских байков, также поддерживают эти магазины. Если бы не моральное устаревание комплектующих, производство ХВЗ не переживало сегодня застой, а активно развивалось и дальше.
Смена отслужившего свой ресурс «родного» заднего колеса – самый проблематичный шаг в обновлении веломеханики. «Старт-шоссе» был 3-скоростным – современные же его аналоги используют 7 и более скоростей. Чтобы установить высокоскоростную кассету (мультизвёздочку), требуется раздвинуть задние трубки рамы, что без достаточного опыта заметно нарушит правильное их расположение.
Модельный ряд
Технические характеристики моделей линейки «Старт-шоссе» несколько различимы.
У модели В-553:
- материал рамы и вилки – сталь 30ХГСА;
- материал узлов и комплектующих – сталь 30Л;
- материал наконечников – сталь 10-й марки;
- расстояние колёсной базы – 104 или 106 см;
- ростовка рамы – 56, 58 или 60 см;
- «лежачий» руль;
- клещевые тормоза на ободьях;
- материал втулочной базы – дюраль марки В95;
- исполнение втулок – цельная проточка с большого фланца;
- баттированные спицы (утолщены к концам);
- ободья колёс – особый алюминиевый сплав;
- покрышки трубного типа «слик»;
- алюминиевые шатуны педалей (та же марка);
- присутствует возможность закрепить туклипсы;
- 5-скоростная трещотка без тормоза на задней втулке (звёздочки с количеством зубьев от 13 до 21);
- 2-скоростная кассета на педальной втулке (2 звёздочки 47 и 50 зубьев, или 48 и 51);
- седло из пластика на стальной рамке;
- вес велосипеда – не менее 10 кг.
«Старт-шоссе» В-555 отличается от B-553 следующими параметрами:
- расстояние колёсной базы – 102 или 104 см;
- ростовка рамы – 54 см;
- высота выноса руля – 7,5 или 13 см;
- ободья используются двойные;
- масса байка – не менее 11 кг.
«Старт-шоссе Москва-80», приуроченный к московской Олимпиаде 1980 г., поменял материал рамы и вилки со стали на титан и алюминий. Трубы баттированные – имеют непостоянную толщину стенок. Вилка обрела новую форму, увеличилось расстояние выноса руля. В качестве резины – однотрубные покрышки: камера покрыта тонкостенной, но износостойкой покрышкой, вся конструкция приклеена к ободу. Титановая ось имеет пустоту внутри, что облегчает её вес.
Шатуны педалей облегчены. Титановая трещотка (включая сами звёздочки) вносит свой вклад в общий накат. Эта модель весит всего 8,25 кг – значительно легче, чем предыдущие ревизии «Старт-шоссе». Выпускались эти велосипеды всего два года – в 1981 г. выпуск «Старт-шоссе» вернулся к прежнему уровню, так как на олимпиаде они так и не были использованы.
Велосипед сегодня
Единственное, что осталось от «Старт-шоссе» в настоящее время – рама, вилка и рулевая колонка из прошлого. Почти на всех действующих сегодня модификациях данного велосипеда установлены современные двойные коробчатые ободья, а также покрышки Schwalbe и других видных фирм со сликовой (беспротекторной) беговой дорожкой, под которой располагается мощный антипрокольный слой.
В качестве педальной каретки используется втулка с креплением типа квадрат. Руль «лежак» некоторые любители сменили на обычный, превратив «Старт-шоссе» в современный велогибрид – этакий походный вездеход на раме ХВЗ.
Несмотря на протесты многих велолюбителей, выпуск «Старт-шоссе» так и не возродили. Возможно, кто-то, имея доступ к токарно-фрезеровочным станкам, пытается построить что-либо, хотя бы в общих чертах напоминающее данный велосипед – но по-прежнему выходит не то, что хотелось. К тому же сталь и титан внушают доверие – в отличие от карбона, который лопается и рассыпается, когда рама падает под «не тем» углом.
Тем не менее стальных «шоссеров» сейчас выпускают очень мало – от этого интерес к «Старт-шоссе» у знающих толк в велосипедах гонщиков не пропадает.
Далее смотрите видеообзор велосипеда «Старт-шоссе» в оригинальной сборке.
Велосипеды ХВЗ «Старт шоссе»
Велосипеды Старт Шоссе – очень популярные в свое время шоссейники, которые изготавливались на Харьковском велосипедном заводе. Бренд так и назывался – ХВЗ и пользовался уважением у широкого круга советских велолюбителей.
В чем преимущества
Этот серийный велосипед считался одним из самых лучших в своем роде и пользовался большой популярностью. В первую очередь все любили его за технические характеристики, которые были следующие:
- Рама стальная с тонкостенными трубами.
- Количество скоростей – 10.
- Колеса – 27х600 мм.
- Тормоза клещевого типа.
- База – 995–1025 мм.
- Седла изготавливались из пластика на стальном каркасе.
- Вес, в зависимости от модели колебался от 10,4 до 11 кг, исключением являлась версия для Олимпиады.
Всего в серийное производство поступало 2 версии – В-553 и В-555. Они имели незначительные различия в геометрии и технических характеристиках. Их серийность позволяла приобретать байки не только профессионалам, но и простым любителям.
Следует упомянуть и юбилейную модель – В-553, которая выпускалась только в 1967 год. Выпуск данного велосипеда был приурочен к 50-й годовщине Октябрьской революции. У велосипеда был эксклюзивный дизайн и соответствующая отметка на раме. Более он ничем практически не отличался.
Интересные моменты истории велосипеда
Велосипеды ХВЗ Старт Шоссе выпускались на протяжении 10 лет, начиная с 1976 года. За это время с конвейеров завода сходили как модели для любителей, так и лимитированные версии для профессиональных спортсменов. 1980 год запомнился СССР Олимпийскими играми. Харьковскому велосипедному заводу выпала честь создать соревновательные байки для сборной Советского Союза по велоспорту.
В 1979 году начался выпуск модели Старт – Шоссе Москва-80. Были разработаны специальные сплавы из титана и алюминия, благодаря которым вес шоссейного велосипеда стал меньше на целых 2 кг относительно серийных моделей. Было проведено огромное количество тестов и испытаний, приложено множество усилий, чтобы получить оптимальный вариант. Но на Олимпиаде-80 советские спортсмены на этих велосипедах так и не выступили. Производство Старт Шоссе Москва 80 продолжалось вплоть до 81 года. После этого ХВЗ вернулся к классической версии байка.
В небольшом количестве экземпляров были произведены и синглспиды. Они предназначались для выступления на трековых гонках. Но ввиду невостребованности и непопулярности они так и не попали в серийное производство.
Старт Шоссе в руках современных энтузиастов
К концу 70-х годов с конвейеров Харьковского завода сходило более 800 тысяч единиц велосипедов ежегодно. Большое количество среди них занимали и Старт Шоссе. Сегодня в руках любителей раритета осталось большое количество моделей данных велосипедов. Некоторые просто восстанавливают их первоначальное состояние, а другие оборудуют современными комплектующими.
Самое важное
Велосипеды Старт Шоссе удерживали рынок отечественных шоссейных велосипедов довольно долгое время. Это подтверждает их популярность как в 60–70-е годы, так и интерес к ним современных энтузиастов. В свое время была выпущена даже модернизация Старт Шоссе для Олимпийских игр в 1980 году, но по ряду причин, так и не использовалась советскими спортсменами. Можно точно утверждать, что Старт Шоссе занимают важную роль в велосипедной культуре Советского Союза.
Volgadriver1982 › Блог › Моя коллекция спортивно-шоссейных велосипедов «Старт-Шоссе»
С ранней юности тяготею к спортивным велосипедам Украинского производства «Старт-Шоссе», сейчас в моей коллекции четыре велосипеда разных годов выпуска с разным оформлением деколей и окраской рамы, самому старому из них исполнилось 42 года, самому «новому» 24 года, сейчас произвожу восстановление отдельно каждого из них в оригинальное состояние)
Смотрите также
Комментарии 132
А что в нём «Старт-Шоссе» такого особенного?
Дело то вовсе не в какой-то технической особенности устройства велосипеда — дело в отношении к этой технике…на нём ездил мой отец, для меня в детстве не было круче велосипеда чем «Старт-Шоссе» — таким для меня он и остался на всю жизнь. Как я впервые на него сел, я почувствовал лёгкость передвижения на нём…и вот всё это смятение ощущений и чувств вызывает любовь к Харьковскому шоссейнику. Я прекрасно понимаю что есть велосипеды в десятки раз совершеннее чем С-Ш, но нужны ли мне они? Нет — не нужны!
Всё верно! Ведь в жизни очень важны переживания и эмоции и те вещи которые помогают их генерировать наверное ценны для любого человека! А иначе и жить было бы неинтересно — всё было бы приетое и притуплённое.
Сам болею по стартшоссе
Имею 3 штуки, но 1, который был самый лучший и заряженный — сбила машина — в утиль
А вилку родную теперь не отыщешь)
Привет, как узнать какого года выпуска старт-шоссе?
Привет! На правом заднем дропуате (где крепится переключатель скоростей) есть два номера — нижний двузначный и есть год выпуска а верхний это порядковый номер рамы.
привет. Что скажешь про спутник в-37 65года
Привет! А что говорить — реликвия! Я на форуме «Харьков-турист» видел такой.
Какая-то профанация… Нахваливать СШ можно только не видев в жизни ни разу их пращура — Чемпион В551. Вот это был велосипед мирового уровня, особенно выпуски по 60-й год включительно… А это — так, энтри-лэвел…
Вот я как раз из тех, кто больше ничего в своей жизни не видел, да и где бы я их мог видеть).
А мне повезло больше — занимался я велосипедом шоссе… После двух серьёзных падений — подвязал, а ездил, как раз, на Чемпионе В551.
Здравствуйте!Тоже загорелся покупкой шоссейного велосипеда!Как специалист подскажите пожалуйста для езды по городу какой лучше выбрать :Турист или Старт-Шоссе?
Доброе утро! Для обычного обывателя, которому нужен велосипед для городских поездок, лучше выбрать «Турист», хотя я ни разу на нём не ездил, но зато я ездил на «Спутнике» (спортивно-дорожный велосипед) — это аналог «Туриста», так вот — если сравнивать поездку на «Спутнике» с поездкой на «Старт-Шоссе» — это небо и земля. Пять лет назад я собирал себе «Спутник», покатался на нём а потом сказал себе — да ну его на фиг! он тяжёлый! Я на нём разогнаться не мог — быстро уставал, когда пересел на С-Ш — это уже совсем другое дело! Он лёгкий и скоростной! Лучше всего использовать раму «Старт-Шоссе» с крыльями и колёсами от «Туриста», т.е. колёса с камерами и покрышками. Тогда это будет универсальный аппарат на все случаи жизни! Это я говорю исходя из своего опыта с Харьковскими велосипедами.
Спасибо огромное за такой развёрнутый ответ!Буду искать подходящий вариант!
Пожалуйста! Ну это всё из моего прошлого опыта — я старался передать всё по максимуму, сейчас только приехал из гаража на СШ — ездить на нём одно сплошное удовольствие! И больше ничего мне и не надо! Желаю удачи в поисках!
Добрый вечер!Всё-таки приобрёл себе «Старт-Шоссе» 71 года выпуска.Велик действительно классный, но одна трубка требует замены.Вот думаю сразу заморочиться заменой обоих колёс на камерные.Колеса в сборе от других ХВЗ(Турист, Спутник, Спорт) встанут без переделок?Различается ли на них размер звезд?Вы сами гоняете на трубках?, сильная ли будет разница по сравнению с трубкой?Извините за такое количество вопросов, просто хочется уже побыстрей разобраться с колёсами и «в путь»!
Обзор моделей и отзывы владельцев велосипедов ХВЗ Старт-Шоссе
Велосипеды ХВЗ были популярны и любимы велосипедистами в годы существования СССР, не потеряли свою привлекательность и в наше время. Причиной для всенародной любви к велосипедной продукции Харьковского завода является её доступность, качество и неприхотливость при эксплуатации.