1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шоссейный велосипед старт

Велосипеды «Старт-шоссе»: характеристики и история

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Всякий, кто застал хотя бы 90-е годы прошлого века в сознательном возрасте, помнит, что горные велосипеды с переключением скоростей были малодоступны из-за своей дороговизны. Выбор любителей в основном падал на те модели, что оставил в наследство советский велопром. А те из них, кто жаждал скорости, не прошли мимо знаменитого «Старт-шоссе».

Исторические факты

Это одна из немногих более современных моделей, где вместо карбона и композитных материалов, в качестве основного для рамы и вилки используется именно сталь. Производитель – Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского, работающий с 1923 г. В те довоенные годы на заре СССР отсутствовали полноценные конвейеры, позволяющие наладить массовый серийный выпуск велопродукции. В 1926 г. был выпущен первый дорожный велосипед «Украина». Но механизированный конвейер вскоре был налажен, и ХВЗ превзошёл все ожидания советских людей, перед Второй мировой войной выпустив больше миллиона экземпляров.

В годы Великой Отечественной ХВЗ был отправлен в Бухару, где переключился на военное производство. После возвращения в Харьков, когда война окончилась, завод восстановил производство велосипедов. С этого момента советский велопром делает упор на выпуск женских и детских моделей. Советские конструкторы К. С. Гладкой и В. М. Майборода расширили перечень моделей байков, запустив производство гоночных моделей. «Турист» и «Харьков», представленные к производству в 1949 г., выпускались вплоть до 1966 г., затем «Харьков» был обновлён, и новая его модификация стала называться «Старт-шоссе».

Производство этого велосипеда было остановлено лишь спустя 36 лет после ряда доработок и улучшений. Велосипеды «Старт-шоссе» представлены следующей линейкой: В-553, В-555, В-155411, B-155412 и, наконец, B155461. Существуют и другие модели этой же линии, относящиеся к коллекционным, произведённым в малом тираже.

Достоинства

«Старт-Шоссе» – истинный «шоссер». Он резко выделяется на фоне других велосипедов. Позволяет развить значительную скорость – до 45 км/ч, а езда в подъём на нём заметно легче, чем на большинстве даже современных дорожных и городских велосипедов. Стальная рама, если сломается, легко чинится при помощи обычной сварки. Толщина труб, из которых она сварена, позволяет достичь значительного уменьшения массы, не уступая карбоновым аналогам. К тому же полноценный шоссейный велосипед «с иголочки» сегодня стоит 50-150 тыс. руб. – но за значительно меньшие деньги (10-15 тыс. руб.) сейчас можно найти уже упомянутый «Старт-шоссе».

Если приобрести «Старт-шоссе» в нерабочем состоянии – то при оперативном нахождении подходящих запчастей не проблема сэкономить ещё 2000-3000 рублей.

По сравнению с «Туристом» или «Спутником» тех далёких лет «Старт-шоссе» позволяет разгоняться быстрее на 8 км/ч.

Недостатки

Эта модель давно – в 2002 г. – снята с выпуска. Запчасти для нее подойдут лишь от других байков. Однако Харьковский велозавод продолжает выпускать другие модели велосипедов – украинский велопром никуда не делся. В городах с населением около или свыше миллиона жителей проблем с запчастями нет: в каждом из них есть хотя бы один магазин, торгующий именно харьковской веломеханикой, а конкуренты, среди которых есть фанаты и просто любители харьковских байков, также поддерживают эти магазины. Если бы не моральное устаревание комплектующих, производство ХВЗ не переживало сегодня застой, а активно развивалось и дальше.

Смена отслужившего свой ресурс «родного» заднего колеса – самый проблематичный шаг в обновлении веломеханики. «Старт-шоссе» был 3-скоростным – современные же его аналоги используют 7 и более скоростей. Чтобы установить высокоскоростную кассету (мультизвёздочку), требуется раздвинуть задние трубки рамы, что без достаточного опыта заметно нарушит правильное их расположение.

Модельный ряд

Технические характеристики моделей линейки «Старт-шоссе» несколько различимы.

У модели В-553:

  • материал рамы и вилки – сталь 30ХГСА;
  • материал узлов и комплектующих – сталь 30Л;
  • материал наконечников – сталь 10-й марки;
  • расстояние колёсной базы – 104 или 106 см;
  • ростовка рамы – 56, 58 или 60 см;
  • «лежачий» руль;
  • клещевые тормоза на ободьях;
  • материал втулочной базы – дюраль марки В95;
  • исполнение втулок – цельная проточка с большого фланца;
  • баттированные спицы (утолщены к концам);
  • ободья колёс – особый алюминиевый сплав;
  • покрышки трубного типа «слик»;
  • алюминиевые шатуны педалей (та же марка);
  • присутствует возможность закрепить туклипсы;
  • 5-скоростная трещотка без тормоза на задней втулке (звёздочки с количеством зубьев от 13 до 21);
  • 2-скоростная кассета на педальной втулке (2 звёздочки 47 и 50 зубьев, или 48 и 51);
  • седло из пластика на стальной рамке;
  • вес велосипеда – не менее 10 кг.

«Старт-шоссе» В-555 отличается от B-553 следующими параметрами:

  • расстояние колёсной базы – 102 или 104 см;
  • ростовка рамы – 54 см;
  • высота выноса руля – 7,5 или 13 см;
  • ободья используются двойные;
  • масса байка – не менее 11 кг.

«Старт-шоссе Москва-80», приуроченный к московской Олимпиаде 1980 г., поменял материал рамы и вилки со стали на титан и алюминий. Трубы баттированные – имеют непостоянную толщину стенок. Вилка обрела новую форму, увеличилось расстояние выноса руля. В качестве резины – однотрубные покрышки: камера покрыта тонкостенной, но износостойкой покрышкой, вся конструкция приклеена к ободу. Титановая ось имеет пустоту внутри, что облегчает её вес.

Шатуны педалей облегчены. Титановая трещотка (включая сами звёздочки) вносит свой вклад в общий накат. Эта модель весит всего 8,25 кг – значительно легче, чем предыдущие ревизии «Старт-шоссе». Выпускались эти велосипеды всего два года – в 1981 г. выпуск «Старт-шоссе» вернулся к прежнему уровню, так как на олимпиаде они так и не были использованы.

Велосипед сегодня

Единственное, что осталось от «Старт-шоссе» в настоящее время – рама, вилка и рулевая колонка из прошлого. Почти на всех действующих сегодня модификациях данного велосипеда установлены современные двойные коробчатые ободья, а также покрышки Schwalbe и других видных фирм со сликовой (беспротекторной) беговой дорожкой, под которой располагается мощный антипрокольный слой.

В качестве педальной каретки используется втулка с креплением типа квадрат. Руль «лежак» некоторые любители сменили на обычный, превратив «Старт-шоссе» в современный велогибрид – этакий походный вездеход на раме ХВЗ.

Несмотря на протесты многих велолюбителей, выпуск «Старт-шоссе» так и не возродили. Возможно, кто-то, имея доступ к токарно-фрезеровочным станкам, пытается построить что-либо, хотя бы в общих чертах напоминающее данный велосипед – но по-прежнему выходит не то, что хотелось. К тому же сталь и титан внушают доверие – в отличие от карбона, который лопается и рассыпается, когда рама падает под «не тем» углом.

Тем не менее стальных «шоссеров» сейчас выпускают очень мало – от этого интерес к «Старт-шоссе» у знающих толк в велосипедах гонщиков не пропадает.

Далее смотрите видеообзор велосипеда «Старт-шоссе» в оригинальной сборке.

Велосипеды ХВЗ «Старт шоссе»

Велосипеды Старт Шоссе – очень популярные в свое время шоссейники, которые изготавливались на Харьковском велосипедном заводе. Бренд так и назывался – ХВЗ и пользовался уважением у широкого круга советских велолюбителей.

В чем преимущества

Этот серийный велосипед считался одним из самых лучших в своем роде и пользовался большой популярностью. В первую очередь все любили его за технические характеристики, которые были следующие:

  1. Рама стальная с тонкостенными трубами.
  2. Количество скоростей – 10.
  3. Колеса – 27х600 мм.
  4. Тормоза клещевого типа.
  5. База – 995–1025 мм.
  6. Седла изготавливались из пластика на стальном каркасе.
  7. Вес, в зависимости от модели колебался от 10,4 до 11 кг, исключением являлась версия для Олимпиады.

Всего в серийное производство поступало 2 версии – В-553 и В-555. Они имели незначительные различия в геометрии и технических характеристиках. Их серийность позволяла приобретать байки не только профессионалам, но и простым любителям.

Следует упомянуть и юбилейную модель – В-553, которая выпускалась только в 1967 год. Выпуск данного велосипеда был приурочен к 50-й годовщине Октябрьской революции. У велосипеда был эксклюзивный дизайн и соответствующая отметка на раме. Более он ничем практически не отличался.

Читать еще:  Шоссейный велосипед bianchi

Интересные моменты истории велосипеда

Велосипеды ХВЗ Старт Шоссе выпускались на протяжении 10 лет, начиная с 1976 года. За это время с конвейеров завода сходили как модели для любителей, так и лимитированные версии для профессиональных спортсменов. 1980 год запомнился СССР Олимпийскими играми. Харьковскому велосипедному заводу выпала честь создать соревновательные байки для сборной Советского Союза по велоспорту.

В 1979 году начался выпуск модели Старт – Шоссе Москва-80. Были разработаны специальные сплавы из титана и алюминия, благодаря которым вес шоссейного велосипеда стал меньше на целых 2 кг относительно серийных моделей. Было проведено огромное количество тестов и испытаний, приложено множество усилий, чтобы получить оптимальный вариант. Но на Олимпиаде-80 советские спортсмены на этих велосипедах так и не выступили. Производство Старт Шоссе Москва 80 продолжалось вплоть до 81 года. После этого ХВЗ вернулся к классической версии байка.

В небольшом количестве экземпляров были произведены и синглспиды. Они предназначались для выступления на трековых гонках. Но ввиду невостребованности и непопулярности они так и не попали в серийное производство.

Старт Шоссе в руках современных энтузиастов

К концу 70-х годов с конвейеров Харьковского завода сходило более 800 тысяч единиц велосипедов ежегодно. Большое количество среди них занимали и Старт Шоссе. Сегодня в руках любителей раритета осталось большое количество моделей данных велосипедов. Некоторые просто восстанавливают их первоначальное состояние, а другие оборудуют современными комплектующими.

Самое важное

Велосипеды Старт Шоссе удерживали рынок отечественных шоссейных велосипедов довольно долгое время. Это подтверждает их популярность как в 60–70-е годы, так и интерес к ним современных энтузиастов. В свое время была выпущена даже модернизация Старт Шоссе для Олимпийских игр в 1980 году, но по ряду причин, так и не использовалась советскими спортсменами. Можно точно утверждать, что Старт Шоссе занимают важную роль в велосипедной культуре Советского Союза.

Volgadriver1982 › Блог › Моя коллекция спортивно-шоссейных велосипедов «Старт-Шоссе»

С ранней юности тяготею к спортивным велосипедам Украинского производства «Старт-Шоссе», сейчас в моей коллекции четыре велосипеда разных годов выпуска с разным оформлением деколей и окраской рамы, самому старому из них исполнилось 42 года, самому «новому» 24 года, сейчас произвожу восстановление отдельно каждого из них в оригинальное состояние)

Смотрите также

Комментарии 132

А что в нём «Старт-Шоссе» такого особенного?

Дело то вовсе не в какой-то технической особенности устройства велосипеда — дело в отношении к этой технике…на нём ездил мой отец, для меня в детстве не было круче велосипеда чем «Старт-Шоссе» — таким для меня он и остался на всю жизнь. Как я впервые на него сел, я почувствовал лёгкость передвижения на нём…и вот всё это смятение ощущений и чувств вызывает любовь к Харьковскому шоссейнику. Я прекрасно понимаю что есть велосипеды в десятки раз совершеннее чем С-Ш, но нужны ли мне они? Нет — не нужны!

Всё верно! Ведь в жизни очень важны переживания и эмоции и те вещи которые помогают их генерировать наверное ценны для любого человека! А иначе и жить было бы неинтересно — всё было бы приетое и притуплённое.

Сам болею по стартшоссе
Имею 3 штуки, но 1, который был самый лучший и заряженный — сбила машина — в утиль
А вилку родную теперь не отыщешь)

Привет, как узнать какого года выпуска старт-шоссе?

Привет! На правом заднем дропуате (где крепится переключатель скоростей) есть два номера — нижний двузначный и есть год выпуска а верхний это порядковый номер рамы.

привет. Что скажешь про спутник в-37 65года

Привет! А что говорить — реликвия! Я на форуме «Харьков-турист» видел такой.

Какая-то профанация… Нахваливать СШ можно только не видев в жизни ни разу их пращура — Чемпион В551. Вот это был велосипед мирового уровня, особенно выпуски по 60-й год включительно… А это — так, энтри-лэвел…

Вот я как раз из тех, кто больше ничего в своей жизни не видел, да и где бы я их мог видеть).

А мне повезло больше — занимался я велосипедом шоссе… После двух серьёзных падений — подвязал, а ездил, как раз, на Чемпионе В551.

Здравствуйте!Тоже загорелся покупкой шоссейного велосипеда!Как специалист подскажите пожалуйста для езды по городу какой лучше выбрать :Турист или Старт-Шоссе?

Доброе утро! Для обычного обывателя, которому нужен велосипед для городских поездок, лучше выбрать «Турист», хотя я ни разу на нём не ездил, но зато я ездил на «Спутнике» (спортивно-дорожный велосипед) — это аналог «Туриста», так вот — если сравнивать поездку на «Спутнике» с поездкой на «Старт-Шоссе» — это небо и земля. Пять лет назад я собирал себе «Спутник», покатался на нём а потом сказал себе — да ну его на фиг! он тяжёлый! Я на нём разогнаться не мог — быстро уставал, когда пересел на С-Ш — это уже совсем другое дело! Он лёгкий и скоростной! Лучше всего использовать раму «Старт-Шоссе» с крыльями и колёсами от «Туриста», т.е. колёса с камерами и покрышками. Тогда это будет универсальный аппарат на все случаи жизни! Это я говорю исходя из своего опыта с Харьковскими велосипедами.

Спасибо огромное за такой развёрнутый ответ!Буду искать подходящий вариант!

Пожалуйста! Ну это всё из моего прошлого опыта — я старался передать всё по максимуму, сейчас только приехал из гаража на СШ — ездить на нём одно сплошное удовольствие! И больше ничего мне и не надо! Желаю удачи в поисках!

Добрый вечер!Всё-таки приобрёл себе «Старт-Шоссе» 71 года выпуска.Велик действительно классный, но одна трубка требует замены.Вот думаю сразу заморочиться заменой обоих колёс на камерные.Колеса в сборе от других ХВЗ(Турист, Спутник, Спорт) встанут без переделок?Различается ли на них размер звезд?Вы сами гоняете на трубках?, сильная ли будет разница по сравнению с трубкой?Извините за такое количество вопросов, просто хочется уже побыстрей разобраться с колёсами и «в путь»!

Обзор моделей и отзывы владельцев велосипедов ХВЗ Старт-Шоссе

Велосипеды ХВЗ были популярны и любимы велосипедистами в годы существования СССР, не потеряли свою привлекательность и в наше время. Причиной для всенародной любви к велосипедной продукции Харьковского завода является её доступность, качество и неприхотливость при эксплуатации.

Наиболее распространёнными моделями «Старт-Шоссе» были шоссеры В-553 и В-555, но по мимо них выпускались и другие «Старт-Шоссе»:

  • 155-411, 1976-1978 и 1982-1992 гг. в.
  • 155-412, 1979-1982 гг. в.
  • 155-441, 1991-1994 гг. в.
  • 155-461, 1991-2002 гг.в.

На просторах Родины встречаются и другие модели «Старт-Шоссе» (гибридные), маркировка которых не совпадает с официальными документами, что ставит в тупик профессиональных «кроководов» (любителей и фанатов велосипедов ХВЗ).

На просторах «кроководного» форума выдвигаются предположения, что существуют немало моделей, выполненных в сильно ограниченных количествах.

Достоинства и недостатки

Учитывая смешную цену и советы бывалых, я решил что это явно мой вариант и теперь начались ежедневные поиски и торги ХВЗ Старт-Шоссе, коих оказалось тьма тьмущая! Здесь и убитые в хлам, и отдельно фреймсеты, и фиксы, и «спец-заказы», и жуткие крокодилы, и…, и…, и… Я же хотел что-то близкое к оригиналу.

Было два варианта покупки, которые привлекли меня прежде всего внешним видом.

— Бордовый В Николаеве за 2500 грн., здесь очень понравился цвет рамы и сидушки, тако себе олдскул.

— Зеленый в Киеве за 2000 грн., зеленый не так круто смотрится как бордовый, но сочетание с белой обмоткой и тонкими блестящими ободами тоже подкупали

ХВЗ Москва-80

Далее я долго рассматривал по фотографиям состояние навесного оборудования и остановил свой выбор на зеленом стартоне. Здесь все выглядело более ухоженным, чистым и практически без ржавчины. К тому же зеленый был олимпийской версии Москва-80. Конечно, эти велосипеды не участвовали ни в каких соревнованиях и не имеет преимуществ кроме деколей, но исторически он более ценен чем B-555.

Немного о том, что же такое настоящий спортивный велосипед ХВЗ 155-412 “СТАРТ – ШОССЕ МОСКВА-80″.

ХВЗ 155-412 “Старт – Шоссе Москва-80″ считался одним из лучших велосипедов советской эпохи. Харьковскому велосипедному заводу поручили разработать и изготовить велосипеды для спортсменов к Московской Олимпиаде 1980 года. Для уменьшения веса в конструкции велосипеда использовались сплавы из титана и алюминия. Прежде чем получить оптимальный вариант конструкции было проведено множество тестов. Интересно, что на Олимпиаде 80 сборная СССР так и не выступала на них.
Годы выпуска: 1979 – 1981.

Устройство велосипеда 155-412 “Старт – Шоссе Москва-80″.

  1. Рама – из легированной стали, с трубами с переменной толщиной стенок.
  2. Вилка – из легированной стали, новой геометрии.
  3. Руль – спортивный,с удлинённым выносом алюминиевый.
  4. Колёса – обода трубчатого сечения из алюминия с однотрубными шинами.
  5. Каретка – с пустотелым титановым валом.
  6. Шатуны – облегчённые, титановые.
  7. Спицы – экспериментальные титановые.
  8. Втулка задняя – со свободным ходом и титановой трещоткой.
  9. Задний и передний переключатели – параллелограмного типа.
  10. Педали – алюминиевые с туклипсами челночного типа.
  11. Седло – пластмассовое покрытие и стальной каркас.

Технические показатели велосипеда 155-412 “Старт – Шоссе Москва-80″.

  1. Рама, высота – 560 – 580 мм;
  2. База велосипеда – 1060;
  3. Размер шин – 600 х 27 мм;
  4. Число зубьев передних звёзд – ?;
  5. Число зубьев задних звёзд – ?;
  6. Вес – 8,25 кг.

Долгие переговоры по доставке, видно было что человек или не хочет продавать, или ему не очень хотелось заниматься пересылкой вела в другой город, но вот, спустя месяц, велосипед у меня благодаря Укр.Почте(Привет Новая Почта которая влупила в 2-а раза больше за доставку;))

Упаковка велосипеда

В комплекте мне достались туклипсы на педали без ремешков, малая звезда и так же я выпросил родные колеса под трубки

Звезда, педали, туклипсы, спицы

Кстати, туклипсы классная тема — это прадедушка контактных педалей, когда мы можем не только давить на педаль, но и тянуть ее вверх, тоже будет публикация позже.

Колеса под трубки, не знаю зачем оно мне надо, но просто подержать в руках, да и оригинальные втулки со звездами, я думаю пригодится. Возможно я прикуплю трубки, соберу колеса и изредка буду накидывать для придания велу оригинального, выставочного состояния.

Колеса под трубки

Собрал я велосипед, но тут придется запастись советским мульти-тулз ключиком на будущее, так как прикрутить те же педали, у меня нет тонкого ключа на 15

Велосипед в сборе

Сам велосипед, ну лично на мой взгляд, в очень хорошем состоянии по краске и даже родные деколи не сильно побиты, хотя и выцвели

Деколи Старт-Шоссе Москва 80 Деколи Старт-Шоссе Москва 80

Сидушка не оригинал, в оригинале здесь должна быть кожа, ее я даже не стал пробовать и сразу установил свой BROOKS, который вписался идеально на мой взгляд

Седло BROOKS

Что за колеса мне достались я не знаю, но вроде не кривые и на закрытых подшипниках, передняя покрышка особо доставила удовольствие — MADE in USSR, ГОСТ… все дела.

Передняя и задняя втулки

Тут я только заметил на спице наклейку:)

Передняя и задняя втулки

Совок еще напоминает о себе:)

Покрышка родом из СССР

Чеканка на задних перьях говорит нам о годе выпуска велосипеда — это 1980 год, а это значит что он мой ровесник

Год выпуска ХВЗ 1980

Первые вылазки показали прекрасный накат велосипеда, возможность езды не только по асфальту, но и по грунтовке, однако тормоза это будет больная тема и нужно будет много вкатывать, чтобы научится быстро перекладываться. Сами переключатели скоростей на раме тоже отдельный разговор, много катать и долго привыкать, быстро клацать как на моем МТБ не выйдет, но надо ли !?

Тут же видно логотип Харьковского Велосипедного Завода на заклепках, а позже уже была просто наклейка

Оригинальные тормоза ХВЗ Оригинальные тормоза ХВЗ

Руль «баран» — тут все отлично, как я и ожидал, масса возможностей хвата и возможность менять наклон тела

Руль типа баран Ручки переключателей ХВЗ

Шипастые оригинальные педали, туклипсы сняты т.к. пока нет ремешков

Педали ХВЗ Старт-Шоссе

Задняя втулка и кассета 6 звезд не оригинал и две большие звезды не включаются. 5-ю звезду я думаю можно настроить тросом, а вот 6-я уже нужно менять угол положения направляющих звездочек переключателя, т.к. он становится очень близко к спицам. Не знаю буду ли я это исправлять, возможно все решится установкой малой звезды на передней каретке

Кассета на 6 звезд

Оригинальный задний переключатель цепи ХВЗ

Задний переключатель ХВЗ

Мне предстоит многое понять и постичь благодаря данному велосипеду, о чем я обязательно расскажу в будущем. В ближайших планах простейшее — навести «лоск» на все блестяшки байка. Особо «крокодилить» не планирую.

По итогу — велосипед вызывает у меня очень приятные и теплые чувства, он красив, прост в обслуживании, он легкий и накатистый, у него богатая история и явно у него есть душа за то время, сколько он существует, я думаю он повидал многое, дальше будет…

Фото ХВЗ Старт-Шоссе Олимпиада-80 Фото ХВЗ Старт-Шоссе Олимпиада-80 Фото ХВЗ Старт-Шоссе Олимпиада-80 Фото ХВЗ Старт-Шоссе Олимпиада-80 Фото ХВЗ Старт-Шоссе Олимпиада-80

Старт-шоссе ХВЗ

Приехал к нам в сервис на полное обслуживание и восстановление Старт-шоссе: спортивно-шоссейный велосипед времен СССР, выпускник харьковского велосипедного завода им. Г.И.Петровского.

Довольно-таки распространенный и пользующийся успехом как у любителей, так и у профессионалов велоспорта в те времена, и сейчас этот велосипед привлекает к себе внимание, и находятся люди, которые восстанавливают и переделывают их под себя.

В нашем случае ключевой идеей владельца было не переделывать, а максимально восстановить велосипед в том виде, в котором он должен был быть изначально.

Немного фотографий «до»

Для проведения полного обслуживания, велосипед был разобран полностью

Прочная рама из легированной стали была кривой видимо с завода, а вот вилка немного деформировалась с годами, поэтому пришлось смещать зонд заднего колеса.

Специально для данного экземпляра, мы нашли и поставили трубки, стоковые, новые, made in USSR.

Правили клещевые тормоза с центральной тягой и стойкими тормозными колодками выполненными из специальной массы с наполнителем.

Нашли и поставили оригинальное сидение с подсидельным штырем.

А также отполировали обода, заменили спицы с нипелями, поменяли обмотку руля, троса, рубашки, полностью перебрали и смазали все подвижные соединения.

В итоге мы получили исправный рабочий спортивно-шоссейный велосипед максимально сохраненной стоковой комплектации,заслуженно вошедший в нашу коллекцию эксклюзивных, редких и интересных велосипедов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector