0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка шатунов на велосипед

Как снять шатуны с велосипеда

Снятие шатунов с велосипеда. Зачем это может понадобиться?

  • чтобы их заменить (в случае поломки, например),
  • чтобы добраться до каретки (для её замены, ремонта или смазки),
  • чтобы убрать скрип (иногда песок попадает в места соединения шатуна с осью каретки).

Хотя шатуны — одна из самых загруженных деталей велосипеда, у них простая форма, они не требуют никакой настройки и регулировки, поэтому сложностей со съёмом и установкой обычно не возникает. Полностью снимать цепь для снятия шатунов, кстати, не обязательно, достаточно скинуть её с передних звёздочек.

Обратите внимание, что на недорогих велосипедах блок передних звёздочек может составлять единое целое с шатуном, поэтому при замене звёзд придётся менять оба шатуна. На других велосипедах звёзды и шатуны можно менять независимо друг от друга. Также важно отметить, что нельзя просто так взять и купить первый попавшийся шатун. Во-первых, существует несколько видов кареток, отличающихся типом оси, поэтому выбирайте совместимые. Во-вторых, шатуны выпускаются разной длины (разница ≈1,5 см). Чем он короче, тем сложнее будет педалировать (так как сокращается плечо рычага), а чем он длиннее, тем сложнее будет ехать по неровной дороге (педаль в нижнем положении может биться об землю).

Как снять шатуны с креплением клином

Для начала разберём самое примитивное крепление — клином. С ним вы наверняка знакомы с детства — на советских и российских хардтейлах типа «Десна» шатуны крепились именно так. Сейчас такой тип крепления тоже применяется, как правило, на моделях низкой ценовой категории. Снять с оси шатун, закреплённый клином, очень просто — просто откручиваете гайку и выбиваете клин (удары лучше наносить через дощечку, чтобы не повредить его, в противном случае лучше заменить испорченный клин на новый). Когда будете ставить шатун на место, то правильно его сориентируйте и закрепите достаточно жёстко (чтобы не было люфта, который будет деформировать при езде и сам клин, и ось), но без излишнего усилия, чтобы, опять же, не повредить ось и клин.

Как снять шатуны с помощью съемника

Если же вы не видите никаких клиньев, это хорошо. Посмотрите на ось каретки — в том месте, где прикрепляются шатуны, вероятно, есть пластиковая или алюминиевая заглушка. Скорее всего, её нужно подковырнуть, чтобы извлечь, реже — открутить.

Под заглушкой находится болт (или гайка), которой шатун притягивается к оси каретки. Открутите его шестигранниками (реже может понадобиться торцевой ключ). Далее вам понадобится специальный инструмент — съёмник шатунов (он же съёмник системы). Он может продаваться отдельно или входить в набор инструментов для велосипеда.

Снятие шатунов без съёмника: сядьте на велосипед и прокатитесь на нём 200–300 метров. После этого крепление шатуна будет податливее. Есть вероятность, что шатун мог «прикипеть», особенно если он алюминиевый, поэтому — не жалейте смазки, а от нагрева, тем более горелкой, лучше воздержаться. В том случае, если специальный съёмник есть (именно той системы, которая у вас установлена), аккуратно вверните его в резьбу самих шатунов. Вворачивайте осторожно, чтобы не сорвать резьбу, она там достаточно мелкая. После этого, закручивая болт в самом съёмнике, вы постепенно стянете шатуны с оси каретки. Нелишним будет заметить, что, в отличие от педалей, резьба на обоих шатунах везде стандартная, правая.

Перед тем как установить шатуны, очень важно хорошо очистить все поверхности и покрыть их густой смазкой. Благодаря смазке шатун будет легче не только установить, но и снять его в следующий раз. Кроме того, этим вы устраните потенциальную возможность скрипа. И последняя рекомендация: следите, чтобы не было люфта — установите шатун как можно глубже и затяните крепления с большим (но не чрезмерным!) усилием.

Разновидности и установка шатунов на велосипед

6 минут Автор: Михаил Скворцов 538

Велосипедный шатун (педальный рычаг) – знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.

Шатуны велосипедные: общие сведения

Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.

Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.

По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.

Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:

  • закаленная сталь;
  • алюминий;
  • титан;
  • углеродное волокно (профессиональный шоссейный байк).

Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:

Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.

Типы шатунов и способы их крепления

Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.

На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.

Тип шатунов по способу установки и демонтажа:

  • монолитные (односоставные) – рычаги интегрированы с валом каретки (BMX и детские модели);
  • двусоставные: правый шатун + ведущие звездочки, левый рычаг отдельно;
  • разборные: правый шатун крепится к звездам с помощью болтов, распространенная конструкция на большинстве моделей (можно разобрать систему и заменить только изношенные звезды или рычаги).

Крепление к валу каретки бывает:

  • под клин (ромб) – устаревшая конструкция встречается на старых моделях и детских велосипедах;
  • под квадрат – фиксация на квадратных наконечниках оси, подтяжка производится с помощью гаек внутри входной полости рычага, снаружи устанавливается пластиковая защита-пыльник (встречается на бюджетных дорожных велосипедах);
  • шестигранное – установка и фиксация шатунов с помощью шестигранного ключа (распространенная конструкция на скоростных моделях);
  • шлицевое: ось имеет сквозную полость, на креплениях к шатунам диаметр увеличен, рычаги сопряжены канавками с выступами на валу (шлицы) и затягиваются шестигранниками.

Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.

На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.

Демонтаж и установка шатунов

Зачем надо снимать шатуны? Причин может быть несколько:

  • поменять изношенные звезды на разборной системе;
  • переборка и ремонт каретки (снятие рычагов лишь предыстория);
  • подтягивание (эффективнее будет именно с полным снятием и установкой).

Трогать систему просто так не рекомендуется, хотя для тренировки в обслуживании велосипеда приветствуется. Главное ‒ потом правильно все установить на место.

Читать еще:  Установка переднего колеса велосипеда

Ход работы:
1.Снять защитную заглушку.

2.Вставить съемник внутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. Если гайка идет плохо, сбрызнуть WD-40 или другой смазкой. В случае имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.

3.Вставить съемник в шатун другим концом и ввинтить до упора в резьбу.

4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.

5.Шатун выдавится с вала.

6.Делаем все, что нужно, и приступаем к обратной установке.

7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.

8.Надеть шатун на вал, вставить съемник и с усилием закрутить в обратную сторону.

9.Надеть фиксирующую гайку и заглушку.

Внимание! Закручивать максимально крепко, иначе при езде шатун будет люфтить.

Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, если под рукой имеется съемник. Гораздо интереснее этот процесс выглядит без использования этого инструмента.

Несколько кустарных методов:

  1. Скрутить фиксирующие болты и выкатить велосипед на прогулку. При длительном максимальном нагружении шатуны должны отвалиться сами. Правда, есть риск повредить крепления.
  2. Выбить молотком с отверткой. Наконечник обмотать мягкой тканью. Направлять удары по направлению «против часовой стрелки». Делать очень аккуратно, иначе можно повредить резьбу и подшипники каретки.
  3. Надрезать и сорвать крепление. Варварский метод для снятия неисправных деталей.

Какой из этих способов выбрать? Самое верное решение – купить новый съемник, тем более стоит он недорого.

Устройство системы достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и немного свободного времени. Немаловажную роль играет отслеживание состояния системы, чтобы вовремя поменять изношенные компоненты. Поэтому не забываем проводить визуальную диагностику своего велосипеда.

Снятие и установка шатунов, причины для демонтажа

Все велосипедисты однажды сталкиваются с вопросом смены шатуна. Его замена потребует от владельца хотя бы базового понимания этого вопроса. Как правильно его выбрать, с каким усилием затягивать, на какие характеристики следует прежде всего обращать внимание вовремя покупки?

  • Шатуны велосипедные: неспециализированные сведения
  • Типы способы и шатунов их крепления
  • установка и Демонтаж шатунов
Читать еще:  На велосипеде установлен генератор

Велосипедный шатун (педальный рычаг) – значимая деталь и знакомая трансмиссии. есть связующим звеном при передаче упрочнений на передние звезды и кареточный вал. надёжное закрепление и Исправное состояние шатунов на каретку гарантирует большую эффективность передачи крутящего момента и безопасность перемещения.

Шатуны велосипедные: неспециализированные сведения

Трансмиссия велосипеда имеет несколько шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Подробности устанавливаются на кареточном валу посредством особых креплений. В зависимости от типа и производителя велосипеда, крепления различаются, и чуть позднее в обязательном порядке об этом поболтаем.

Шатунная пара вместе с передними звездами образует совокупность. Она возможно разборной и неразборной. Первый тип видится на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники.

Тут износ звездочек начинается в один момент с усталостью материала рычагов. При преждевременной поломки шатунов совокупность всецело подлежит замене.

По стандарту звезды находятся справа по ходу перемещения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках высокого уровня и среднего звездочки смогут изменяться раздельно от шатунной пары. Его возможно снять и, так, заменить только часть совокупности – изношенные звезды.

Разъемная совокупность горного велосипеда

каретка и Шатунная пара – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, поскольку напрямую принимают толкательно-вращательные упрочнения от ног велосипедиста. В изготовлении подробностей употребляются материалы:

  • закаленная сталь;
  • алюминий;
  • титан;
  • углеродное волокно (опытный шоссейный байк).

Большую роль в динамике передвижения играются форма и вес шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса в подробности намерено делаются полости. Авторство идеи принадлежит японскому производителю Shimano:

Внутренние полости по разработке Hollowtech

Разобрать совокупность простым гаечным ключом не окажется, для этого потребуется особый съемник шатуна. При вдавливании инструмента подробность вольно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.

Типы способы и шатунов их крепления

Динамика перемещения на велосипеде зависит от многих факторов, среди них и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем дольше шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и напротив.

Эта закономерность оказывает помощь подобрать оптимальный размер для эргономичного катания.

Шатуны для велосипеда

На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные подробности. Традиционно протяженность шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, трековые модели и детские оснащаются маленькими рычагами размером от 150 до 177.5 мм.

Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.

Тип шатунов по методу демонтажа и установки:

  • монолитные (односоставные) – рычаги интегрированы с валом каретки (BMX и детские модели);
  • двусоставные: правый шатун + ведущие звездочки, левый рычаг раздельно;
  • разборные: правый шатун крепится к звездам посредством болтов, распространенная конструкция на большинстве моделей (возможно разобрать совокупность и заменить лишь изношенные звезды либо рычаги).

Крепление к валу каретки не редкость:

  • под клин (ромб) – устаревшая конструкция видится на детских и старых моделях велосипедах;
  • под квадрат – фиксация на квадратных наконечниках оси, подтяжка производится посредством гаек в входной полости рычага, снаружи устанавливается пластиковая защита-пыльник (видится на бюджетных дорожных велосипедах);
  • шестигранное – фиксация и установка шатунов посредством шестигранного ключа (распространенная конструкция на скоростных моделях);
  • шлицевое: ось имеет сквозную полость, на креплениях к шатунам диаметр увеличен, рычаги сопряжены канавками с выступами на валу (шлицы) и затягиваются шестигранниками.

Шлицевое крепление не откручивается простым съемником

Какая резьба нарезается на шатунную несколько и в какую сторону крутить съемник при разборке совокупности? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.

На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Классический размер ключа для установки и снятия – 15 мм. Резьба на педалях направлена лишь по ходу перемещения.

В наборе педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и напротив не окажется.

установка и Демонтаж шатунов

Для чего нужно снимать шатуны? Обстоятельств возможно пара:

  • поменять изношенные звезды на разборной совокупности;
  • ремонт и переборка каретки (снятие рычагов только предыстория);
  • подтягивание (действеннее будет как раз с установкой и полным снятием).

Трогать совокупность просто так не рекомендуется, не смотря на то, что для тренировки в обслуживании велосипеда приветствуется. Основное ? позже верно все установить на место.

1.Снять предохранительную заглушку.

2.Засунуть съемник вовнутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. В случае если гайка идет не хорошо, сбрызнуть WD-40 либо второй смазкой. При имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.

3.Засунуть съемник в шатун вторым финишем и ввинтить до упора в резьбу.

4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.

5.Шатун выдавится с вала.

6.Делаем все, что необходимо, и приступаем к обратной установке.

7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.

8.Надеть шатун на вал, засунуть съемник и с упрочнением закрутить в обратную сторону.

9.Надеть фиксирующую заглушку и гайку.

Внимание! Закручивать максимально прочно, в противном случае при езде шатун будет люфтить.

Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, в случае если под рукой имеется съемник. Значительно занимательнее данный процесс выглядит без применения этого инструмента.

Пара кустарных способов:

  1. Скрутить фиксирующие болты и выкатить велосипед на прогулку. При долгом большом нагружении шатуны должны отвалиться сами. Действительно, имеется риск повредить крепления.
  2. Выбить молотком с отверткой. Наконечник обмотать мягкой тканью. Направлять удары по направлению «против часовой стрелки».Делать весьма бережно, в противном случае возможно повредить подшипники и резьбу каретки.
  3. Надрезать и сорвать крепление. Безжалостный способ для снятия неисправных подробностей.

Какой из этих способов выбрать? Самое верное ответ – приобрести новый съемник, тем более стоит он недорого.

Устройство совокупности достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и мало свободного времени. Важную роль играется отслеживание состояния совокупности, дабы своевременно поменять изношенные компоненты.

Поэтомуне забываем проводить визуальную диагностику собственного велосипеда.

Обзор шатунов для велосипеда от Антона Степанова

Обслуживание односоставной каретки

В данной статье рассматривается процесс обслуживания подшипников односоставных систем Ashtabula. Помимо этого, рассматривается процесс установки подшипников трехсоставных систем в кареточный стакан под односоставную систему.