2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка планетарной втулки на велосипед

Установка планетарной втулки Shimano на велосипед

Стопорные шайбы.

Для установки планетарной втулки на велосипед обязательно используйте стопорные шайбы, соответствующие пазу дропаута. Иначе из-за принципа работы планетарной передачи втулка просто не будет работать. С левой и правой сторон используются разные стопорные шайбы.

ДропаутыСтопорная шайба
Метка/цветРазмер
ПраваяЛевая
Стандартные5R/Жёлтая5L/Коричневаяθ≤20°
7R/Чёрная7L/Сераяθ≤38°
Инвертированные6R/Серебряная6L/Белаяθ=0°
Инвертированные (полная защита цепи)5R/Жёлтая5L/Коричневаяθ=0°
Вертикальные8R/Голубая8L/Зелёнаяθ=60° — 90°

Выступающие части должны находится с наружной стороны дропаута. Установите стопорные шайбы так, чтобы их выступающие части надёжно зафиксировались в пазах дропаутов с обоих сторон втулки.

Ось планетарной втулки является компонентом планетарной передачи и поэтому ей требуется система защиты от вращения. Как и в большинстве других планетарных систем, для предотвращения вращения оси Shimano использует стопорные шайбы, устанавливаемые в щель дропаута.

Так как переключающий модуль («муфтовый модуль» по терминологии Shimano) также крепится на ось, то из-за различия в углах дропаутов существуют разные типы стопорных шайб. Каждой раме соответствует свой тип стопорных шайб. В первых планетарных втулках Shimano стопорная шайба использовалась только с правой стороны. Современные планетарные втулки Shimano используют две стопорные шайбы, являющиеся зеркальным отражением друг друга. Используется цветовая маркировка стопорных шайб (указана в таблице):

Установка планетарной втулки на обычную раму с вертикальными дропаутами.

Планетарные втулки Shimano Nexus изначально не предназначены для установки на велосипеды с вертикальными дропаутами. Стопорные шайбы, поставляющиеся со втулкой, имеют ориентацию, которая не позволяет установить их на обычную раму с вертикальными дропаутами. Ранее в своих инструкциях Shimano указывало, что их втулки не могут устанавливаться на такие рамы. Но со временем Shimano передумала и теперь производит дополнительный комплект стопорных шайб, устанавливаемых на рамы с вертикальными дропаутами. При установке планетарных втулок Shimano Nexus на рамы с вертикальными дропаутами дополнительно потребуются подпружиненный натяжитель цепи роликового типа с задним переключателем или каретка с эксцентриком, так как вертикальные дропауты не допускают перемещения оси вперед и назад, необходимого для регулировки провисания цепи.

Втулка Nexus с ножным тормозом будет работать на раме с вертикальными дропаутами, только имеющей каретку с эксцентриком, а не натяжитель цепи или задний переключатель. Это из-за того, что при обратном вращении педалей на нижнем пробеге цепь подвергается чрезмерному натяжению.

Как модернизировать велосипед с помощью планетарной втулки Shimano Nexus 8.

В некоторых случаях можно установить втулку Nexus на существующий велосипед. Сейчас очень часто устанавливают планетарные втулки на советские односкоростные велосипеды. Мне больше нравится 8-скоростная Shimano Nexus, а не 7-скоростная версия.

В некоторых случаях, возможно модифицировать существующий велосипед под использование втулки Nexus.

В идеальном случае для установки планетарной втулки Shimano Nexus ширина втулки по контргайкам должна составлять от 127 до 135 мм. На старых велосипедах ширина обычно меньше. В случае хромо-молибденовой или стальной рамы обычно можно растянуть задний треугольник до необходимой ширины. Любой хороший веломеханик может это сделать или вы можете сделать это самостоятельно.

Если вы откажетесь от роллерного тормоза, ты сможете уменьшить ширину по контргайкам до 126 мм. Это я сделал на своём велосипеде Nexus. Роллерный тормоз представляет собой отдельный модуль, не идущий в комплекте с планетарной втулкой. Роллерный тормоз устанавливается уже после сборки колеса.

Установка планетарной втулки на велосипед своими руками — залог комфортной езды

Велосипеды, оснащённые планетарной трансмиссией, являются идеальным вариантом для езды по городу. Планетарный механизм также отлично подойдёт для складывающихся моделей двухколёсного транспорта. Основным преимуществом такого переключения скоростей является долговечность устройства и его герметичность. Однако когда планетарка всё же выйдет из строя, придётся приобретать новый узел и менять его полностью, так как ремонт детали невозможен.

Поиск подходящей трансмиссии

Для того чтобы заменить вышедшее из строя планетарное устройство или модернизировать свой байк и установить такой переключатель, важно правильно подобрать эту деталь. Будем разбираться во всех нюансах и тонкостях выбора планетарки для своего двухколёсного друга.

  1. Изначально стоит для себя решить, сколько скоростей должна иметь трансмиссия. Для обычных покатушек по городу достаточно будет и трёх, а вот если планируется езда и по бездорожью, то лучше сразу брать модель восьмискоростную.
  2. Выбирая планетарную втулку, очень важно учитывать расстояние между дропаутами (перьями), на которых и будет крепиться ось этой втулки. К сожалению многих велосипедистов, далеко не каждая модель втулки подойдёт на любой байк. Ещё один момент: перья стальной рамы всегда можно слегка выгнуть, подогнав их под требуемый размер, а если рама алюминиевая, то такой вариант не подойдёт и придётся искать втулку, соответствующую этому параметру.
  3. А также необходимо обратить внимание на вид тормоза. Далеко не любая конструкция рамы позволяет установить устройство с дисковыми тормозами. Более универсальны детали с вариантами тормозов V-brake.
  4. Прорези дропаута для установки вала втулки тоже могут иметь разный вид. Они могут быть вертикально расположены или горизонтально. Вертикальные дропауты могут потребовать установки дополнительного натяжителя цепи.
  5. Установка планетарной втулки на велосипед своими руками таит ещё один хитрый момент. Важно, чтобы количество спиц в колесе было идентичным количеству просверлённых фланцев в планетарном устройстве. Если не совпадает, то, вероятнее всего, придётся приобретать обод, спицы, ниппели и самостоятельно собирать из них новое колесо.

Когда все моменты учтены и всё продумано, можно приобретать выбранную модель планетарки и устанавливать на свой велосипед.

Алгоритм установки устройства

Для того чтобы произвести установку на велосипед планетарной втулки, понадобятся следующие инструменты:

  • Малый разводной ключ или накидной ключ на 15. Не стоит использовать обычный рожковый ключ. Он может повредить грани гаек, которыми втулка крепится к раме, так как закручиваются они с большим усилием.
  • Шило или маленькая плоская отвёртка для монтажа и демонтажа стопорного кольца звёздочки.
  • Для установки 8-скоростных втулок понадобится ещё шестигранный ключ толщиной 2 мм. С его помощью будет устанавливаться тросик в переключающемся механизме.
  • Обычный рожковый ключ на 17. Толщина его губок должна быть 2 мм. Он необходим для монтажа втулки в 8 скоростями и роллерным тормозом. Ключ должен пролезать между роллером и рамой.
  • Чтобы установить на раму тормозной рычаг, понадобится рожковый ключ на 10 и набор шестигранных ключей.

После того как в наличие есть все инструменты, можно приступать к сборке устройства. Изначально устанавливаем звёздочку. В зависимости от вида рамы, сдвиг этой детали относительно передней и задней линии цепи должен быть от 5 мм и до 1 см. После установки звёздочки на втулку в специальные пазы следует зафиксировать её стопорным кольцом. Потом на драйвер втулки в обязательном порядке нужно поставить пластмассовый пыльник, который будет надёжно защищать механизм от попадания грязи.

Далее, необходимо установить переключающий механизм на драйвер втулки, совмещая красные метки на детали и втулке так, чтобы они были расположены на одной линии. После этого необходимо поставить запирающееся кольцо, также совместив специальные метки и повернув кольцо до упора на 45 градусов.

Если втулка не с ножным тормозом, то следует установить на неё роллерный тормоз. Роллер обязательно должен туго сесть на корпус втулки, а его рычаг должен вращаться достаточно свободно. Диск может немного качаться на своей опоре.

Установка планерной втулки в сборе на велосипедзависит от вида расположения дропаутов. Крепится вся конструкция стопорной шайбой. Однако вертикальные, горизонтальные и наклонные дропы отличаются друг от друга и требуют разных вариантов стопорных деталей.

Важно следить при закручивании стопорных шайб, чтобы кронштейн переключающегося механизма не касался самой рамы. Для этого можно между этими элементами проложить отвёртку или другую деталь, которую после окончания работы нужно будет вытащить.

Самостоятельно заменить планетарку новым устройством того же типа совсем несложно. А целесообразно ли устанавливать такую трансмиссию на велосипед, должен каждый велосипедист решить для себя сам.

Конструируем собственный велосипед с электродвигателем, устанавливаем мотор-колесо на велосипед своими руками. Что понадобится, для того чтобы установить мотор-колесо? Принцип действия, необходимые детали и рекомендации по установке.

Читать еще:  Установка переднего колеса велосипеда

Устройство планетарной втулки велосипеда довольно сложное. Однако благодаря своей герметичности механизм является прочным, надёжным и долговечным.

Виды втулок, конструкция. Профилактика поломок. Как разбирается втулка? Ремонт втулок заднего колеса велосипеда.

Как сделать велосипед с планетарной втулкой?

Велоспорт занимает заметную роль в нашей жизни. Все больше поклонников здорового образа жизни отдают предпочтение байкам. Тем, кто хочет приобрести универсальный велик для личного пользования стоит обратить внимание на модели с планетарной втулкой колес или планетаркой, как ее еще называют.

Предлагаемая система переключения скоростей отличается надежностью и большим сроком эксплуатации, несмотря на видимую сложность. Правда, для скоростной езды такая система не подойдет, в силу веса городского байка. Ровер с планетарными колесами более приспособлен для городской комфортной езды с умеренной скоростью.

Зачем покупать старый велосипед из Европы, когда можно взять новое колесо с планетарной втулкой и установить на свой любимый велосипед, к которому вы привыкли. Если для вас проблема пойти и купить новый байк в ближайшем веломагазине, то рекомендуем обратить внимание на наши предложения по колесам с планетарками и комплектом для установки.

Рекомендуем не зацикливаться на покупке изделий из ЕС, а взглянуть по-новому на возможности вашего собственного байка. Предлагаемое нами колесо с новой втулкой будет эффективней в эксплуатации и дешевле в обслуживании, чем морально устаревшее и изношенное колесо велосипеда из Европы.

Вы легко сможете установить самостоятельно на велосипед планетарную втулку Shimano NEXUS 3С41 с ножным тормозом, которую мы рекомендуем к установке. Она легко превратит в 3-х скоростной такие популярные советские велосипеды, как:

Если вы хотите обновить свой велосипед, установив на него планетарную втулку, то переспицуйте самостоятельно заднее колесо, или, если Вам не хочется заниматься переборкой колеса, просто купите готовое колесо с планетаркой в нашем каталоге и самостоятельно его установить.

Для работы Вам понадобится установочный комплект Shimano Nexus, в который входит:

  • сама втулка;
  • шифтер;
  • комплект необходимого крепежа.

Инструкция по установке на обычный велосипед колеса с планетаркой Shimano Nexus SG-3C41:

Когда вы получите нашу посылку с колесом для переоборудования велосипеда, рекомендуем сначала поменять местами гайки крепления колеса. Они установлены наоборот для безопасной транспортировки.

Глухая гайка-колпачек должна стоять со стороны желтой шайбы, а обычная – справа, там, где подключается переключатель.

1) Переворачиваем велосипед для демонтажа старого колесо. Разъединять цепь не обязательно.

2) Переставляем шину вместе с ободной лентой. Для двойного обода нужна лавсановая лента. Резиновая провалится в большие отверстия.

3) Ставим новое колесо на место. Желтую хитрую шайбу надеваем на ось со стороны тормозного рычага так, чтобы выступ шайбы вошел в проушину – «дропаут» для оси колеса.

Желтая шайба призвана удерживать ось колеса от проворота под действием момента, возникающего при работе планетарного редуктора. Колпачковая гайка ставится с левой стороны. Далее действуем как при установке обычного колеса: прикрепляем тормозной рычаг к раме, регулируем натяжение цепи и затягиваем гайки. Ставим велосипед на колеса. После этого можно кататься на первой передаче без переключения.

4) Ставим на руль шифтер и проводим трос к заднему колесу, избегая резких изгибов. Рубашку фиксируем к раме каждые 25-30 см кабельными стяжками, приобретенными заблаговременно, не затягивая сильно. Можно изолентой, но клей пачкает раму.

5) Пружина во втулке без шифтера всегда по умолчанию включает первую передачу. Шифтер тоже ставим на единичку и вставляем в отверстие оси. Смазываем шток перед этим густой смазкой:

Аккуратно, без лишних усилий, надеваем водило на ось, вталкивая шток внутрь втулки. Наружная гильза пружинного штока нередко цепляется за вход в отверстие оси, поэтому водило насаживаем на ось с небольшими поперечными движениями.

Не стоит давить на шток! Он легко гнется!

6) Водило до упора надвигаем на ось и фиксируем винтом с головкой под ключ на «8». Не перетяните винт! Корпус водила может просто расколоться. Проверяем положение контрольных меток: при включении второй передачи широкая желтая метка внутри водила должна располагаться между двумя тонкими метками на окошке. Снова переворачиваем велосипед или подвешиваем.

Внимательно проверяем переключение передач. Ни на одной передаче не должно быть слышно хруста. Характерный звук трещотки муфты свободного хода не считается. Добиваемся четкого, бесшумного переключения, вращая регулировочный винт на входе троса в водило.

7) Проверяем плавную проводку троса и затягиваем стяжки окончательно. Дело сделано. Проверяем тормоза, и – поехали дальше!

Как я заменил систему 3-8 на 8-ск. планетарную втулку

Все началось с того, что некоторое время назад вычитал статью о планетарных втулках и решил изучить эту тему более детально. Для этой темы лучше всего подошел сайт московской фирмы velobig.ru, занимающийся планетарными втулками, динамовтулками и роллерными тормозами. В первую очередь в планетарной втулке меня заинтересовала возможность использовать широкую цепь и одну толстую износоустойчивую звездочку, закрытость системы от внешних факторов, таких как грязь со льдом, легкость настройки и переключения. Несмотря на меньший диапазон скоростей и увеличенный вес, решил что дело стоит того и через полтора года нашел средства на переоборудование велосипеда.

Собрав заказ, получился вот такой список (собирал здесь):

Новая бестрещеточная втулка 2009 года с улучшенным сальником и манжетой 8-ми скоростная втулка Shimano Alfine под дисковый тормоз с креплением Center Lock. С высоким КПД за счет применения игольчатых подшипников в шестернях. Отлично держит ударные нагрузки за счет двух мощных роликовых подшипников корпуса втулки. Для всесезонного катания. На 32 спицы. (диска в комплекте нет)
7500 р

Дополнительные детали для установки 8-ми скор. втулки на велосипед. 8RL
450 р

Ревошифтер SHIMANO (Рево) многоходовой.
900 р

Задняя звезда.
Количество зубьев — 16, 18, 23.
150 + 150 + 150 р

Однороликовый натяжитель цепи для планетарных втулок.
690 р

Доставка: 600 р

Итого: 10590 р

Следующие расходы включили в себя заспицовку обода, это еще 800 р со спицами, обод мой. Плюс к этому что-то около 600 р за ротор под центрлок и около 300 р за односкоростную цепь SRAM.

На этом расходы, связанные с трансмиссией, закончились. Сборка на раму не заняла много времени. Опытным путем пришел к тому, что передний переклюк ненужен, поэтому он был снят, а большая звезда переставлена максимально ближе к плоскости задней звездочки. Последняя опытным путем была поставлена на 23 зуба, что дало наиболее подходящий диапазон скоростей.

Впечатления

Велосипед немного стал тяжелее, но при езде увеличение массы нивелируется комфортом. Сейчас нет необходимости заранее переключаться на нужные скорости или, при невозможности сделать это вовремя, прилагать усиленное педалирование. Поэтому нагрузки стали более равномерными и временами более умеренными. В велопоходе проблем со втулкой замечено небыло, за исключением того, что натерла ухо за два дня таскания велосипеда по бурелому по колено в снегу. Также нравится что на руле стало меньше переклюков, фактически только тормозные ручки и ревошифтер. Можно ездить в рукавицах. Возможность переключения даже стоя на месте дает хорошее преимущество в маневрировании в городских условиях, да и просто приятно. Наезды и съезды с бордюров вроде ничем не отличаются от того как было со старой системой. Нравится, что цепь не болтается и не бьется о перо рамы. По диапазону скоростей сейчас могу сравнить как от 1-3 до 3-6 на кассетной 8-скоростной трансмиссии. В 35-градусный мороз ездилось, хотя заметно больше усилий требовалось вследствие замерзания масла во втулке. На текущий момент втулка эксплуатируется три месяца, нареканий небыло. Посмотрим как будет дальше.

Из минусов: цена, чуть больший вес.

Зимнее прохождение почти 1КС маршрута за 2 полудневных пробега показали для меня еще горсть преимуществ планетарки. Еще часть сомнений отпала. Кроме очевидных, описанных выше и с учетом одной звезды спереди:

  • Не забивается снего-льдо-говнищем район системы — нет проблемы с замерзшим передним переклюком, как было у меня — при этом, это серьезная проблема, когда надо валить, а не ковыряться отверткой в велосипеде по 10 минут каждые пол часа.
  • Вычитается же из навески велосипеда целый тросик, переклюк и переключатель на руле, я уж не говорю про задний переклюк — это в целом очень приятно смотрится и велосипед становится удобнее.
  • Разницы на подъемах или скоростных спусках НЕТ — даже с 8-ми скоростной планетаркой. Тут возможно большее значение имеет разница в прокладках, но все равно, явного отставания быть не может на маршруте.
  • В планетарке НЕТ СОБАЧЕК. Нечему замерзнуть и заставить мочиться на любимый велосипед.
  • По моим ощущениям у планетарки ЛУЧШЕ НАКАТ. Леха начал рассказывать про какие-то модные игольчатые подшипники, но я не мог дослушать, т.к. он отдыхая вперед укатывал, а мне крутить педали на спусках за ним было в лом.
  • МЕНЬШЕ ПРОБЛЕМ с передней большой звездой, если она всегда одета в цепь.
Читать еще:  Замена тросов велосипеда

Добавлю для полноты картины очевидные преимущества:

  • Мгновенное переключение снижает нагрузки на колени, затраты сил на бездорожье и повышает проходимость.
  • Нет достаточно хрупкого заднего переключателя, который норовит сломаться, расстроиться, замерзнуть, сточить ролики при даже минимальной деформации гибкого и дорогого петуха.
  • Односкоростная цепь существенно надежнее, долговечнее и требует меньше внимания по обслуживанию.
  • Короткие спицы на заднем колесе увеличивают его прочность.

По прошествии времени могу сказать следующее — втулка прошла серьезные походы, в том числе эпичный поход на Бахмур. В 2012 году велосипед был продан, потом перепродан и как минимум в 2016 году жил и здравствовал. Это говорит о том, что планетарка при надлежащей эксплуатации и уходе живет вполне нормально.

Планетарная втулка для велосипеда

7 минут Автор: Михаил Скворцов 195

Оптимальная эффективность движения, частота педалирования, скорость и нагрузки на велосипед регулируются при помощи механизма скоростного переключения. В отличие от синглспида, велосипед с несколькими режимами передачи крутящего момента способен подстраиваться под конкретные условия передвижения. «Скоростную» систему используют практически на все типах великов: от городских и трюковых до гоночных и маунти-байков.

К распространенному типу трансмиссии велосипеда относится планетарная втулка, внутри которой расположен шестеренчатый механизм изменения передаточного отношения. Взаимное расположение и зацепление шестерней регулируется переключателем скоростей, который, в свою очередь, приводится ручкой на руле. Принципиальное отличие от «звездочной» трансмиссии позволило такой системе переключения передач неплохо укрепиться в велосипедной среде.

Из чего состоит и как работает планетарная втулка

Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач. Для наглядности покажем стандартную схему для всей планетарной передачи:

Желтым цветом изображена солнечная шестерня. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Именно с ней зацепляются обозначенные синим цветом планетарные шестеренки. Для их фиксации используется «водило» (зеленый цвет). Эта деталь не позволяет сателлитам – так иначе можно называть планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться друг с другом, а также определяет их направление движения.

Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования. На рисунке она показана красным цветом.

Звездочка сопрягается с механизмом втулки с помощью шлицевого привода, исполнительного механизма втулки. При изменении передачи он изменяет скорость вращения водила относительно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается подстройка велосипеда под угол направления дороги и регулируется его скорость.

Интересная особенность такого типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи, водило замыкается на корпус втулки. Для примера рассмотрим, как работает механизм планетарной передачи на простой трехскоростной планетарке:

  • Пониженная передача. Кольцевая шестерня опережает водило за счет его зацепления корпуса планетарной втулки. Передаточное отношение меньше единицы и составляет 0.733.
  • Главная передача. Крутящий момент с эпицикла передается на втулку за счет зацепления ее с планетаркой. Иначе говоря, со втулкой соединено не водило, как на первой передаче, а звездочная шестерня. Что происходит при этом? Втулка вращается быстрее водила, а для достижения максимальной скорости понадобится больше усилий по сравнению с пониженной передачей.
  • Передаточное число повышенной, или третьей, передачи больше единицы, и для трехскоростных велосипедов оно составляет 1.364. Направление движения водила и втулки противоположны, благодаря чему достигается ее ускорение по сравнению с главной передачей.
  • Для планетарных втулок с 5, 7 и т.д. скоростями диапазон передаточных отношений выше, чем у трехскоростной за счет большего количества шестеренчатых механизмов. Принцип работы многоскоростных и простых втулок будет одинаковым. Разница только в том, что у каждой планетарной составляющей будут свои фиксированные (как у 3-х ступенчатой планетарки) значения отношений передач, а в целом у механизма их будет в несколько раз больше.

Производители втулок: плюсы и минусы

Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается несколько производителей:

Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных систем переключения скоростей.

Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%. Shimano – известнейший производитель велозапчастей и скоростных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – 11-скоростной системой переключения скоростей. Sturmey может похвастаться гибридными кассетно-планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.

Преимущества использования планетарных втулок

  1. Прямой ход цепи и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи трансмиссия выглядит как у обычного сигнлспида.
  2. Скрытый от внешних воздействий механизм переключения передач отличается высокой долговечностью по сравнению с кассетами и трещотками. Могут быть задействованы все соотношения передач. Об этом смело скажут отзывы от велосипедистов, перешедших со «стандартных» скоростных велосипедов на планетарные.
  3. Нет необходимости постоянно обслуживать устройство, также его сложно нечаянно повредить.

Как и у всего на свете, у втулок с планетарными передачами есть свои «но»:

  1. Невозможность использования в велосипедном гоночном спорте из-за высокого трения и чувствительности шестерней.
  2. Ощутимая прибавка к весу: только некоторые трехскоростные втулки весят чуть меньше килограмма. В движении привес на заднее колесо дает о себе знать.
  3. Ремонт таких механизмов почти невозможен в домашних условиях, да и сервис, где ремонтируют планетарные втулки, нечасто можно встретить. Одноразовость планетарок не позволяет их выгодно привести в рабочее состояние, лучшим вариантом будет установка новой.
  4. Запредельная стоимость. Конечно, она вполне оправдана, однако ставить редуктор с нуля на сигнлспид нет смысла. Гораздо проще купить готовый велосипед с ней.

Как правильно переключать передачи при движении на велосипеде

Нанести вред механизму велосипедного редуктора сложно, но возможно, если систематически неправильно его использовать. При движении на велосипеде с планетаркой есть простое правило: осуществлять переключение передач без педалирования.

Странно? Ничуть. Планетарный механизм имеет сходство с механической КПП машины, а там ведь тоже при переходе с одной передачи на другую газ отпускается. А «газ» для велосипедиста – это кручение педалей.

Переходить с одной передачи на другую нужно немного заранее, и делается это так:

  • Велосипед движется накатом, усилия на педали минимальны.
  • С помощью ручки переключается передача.
  • Через несколько оборотов колес (около 2 секунд) можно педалировать.

Езда в гору сопровождается переходом на пониженную передачу, то есть передаточное отношение должно быть меньше, чем до перехода. На трехскоростных планетарках это просто: перейти на первую передачу. С другими вариантами вполне нормальным будет переключиться, например, с третьей на вторую.

На повышение нужно идти последовательно, то есть сначала первая, затем вторая и так далее. При сбросе скоростей можно перешагивать. В однообразных условиях, где нельзя развить скорость (тротуар с пешеходами, например), лучше применять только главную передачу без переключений.

Велосипеды с планетарными втулками способны преодолевать значительные расстояния без большого количества спусков и подъемов, поэтому их часто можно встретить в больших городах с развитой сетью дорог и населенных пунктах на ровной местности. Такой вариант трансмиссии идеально подойдет тем, кто не хочет постоянно возиться с кассетами и цепями и при этом часто ездят по городу, загородным поселкам и равнинным трассам.

Читать еще:  Установка дисковых тормозов на велосипед

Преимущества и недостатки планетарных втулок: все за и против

Велосипед – транспорт, который остается популярным в течение многих десятков лет. Но производители постепенно совершенствуют свои модели улучшая основные характеристики. За счет этого повышаются параметры, увеличивается комфортность поездки.

Многие производители сейчас устанавливают на свои велосипеды планетарную втулку. Она обеспечивает комфортную регулировку скоростей, позволяет сделать движение велика более равномерным. Но зачем она необходима на практике, какие преимущества или недостатки имеет? Об этом расскажем в подготовленной статье.

Из чего состоит планетарка

Знать все тонкости строения и работы «планетарки» необходимо или инженерам, которые проектируют такие механизмы, или специалистам, занимающимся их обслуживанием. Рядовому велосипедисту эта информация совершенно не нужна. Во-первых, обывателю сложно понять все нюансы и технические термины. Во-вторых, велолюбителю достаточно знать только принцип использования планетарки, тогда как информация о строении или функционировании ему никогда не пригодится.

Все-таки, рассмотрим, из чего состоит эта деталь. На рисунке ниже вы можете увидеть строение стандартного приспособления.

Обычно в «планетарку» входят следующие компоненты:

  • Солнечная шестеренка – желтая.
  • Водило – синее.
  • Кольцевая шестеренка – красная.

Основная задача планетарной втулки – регулировка скорости и обеспечение равномерности движения. Она может оснащаться тремя, пятью, семью передачами и т. д. Чем больше скоростей, тем точнее регулировка и сложнее строение механизма.

Особенности

Рассмотрим особенности планетарок:

  • Некоторые механизмы обладают не только передними, но и задней передачей. Она окажется особенно удобной для велосипедов с тремя колесами.
  • Вместе со втулками принято устанавливать корпус для защиты цепи. Он позволяет существенно увеличить срок службы механизма.
  • Сейчас в продаже представлены планетарки с различным количеством передач. Максимальный параметр – 14 скоростей. Но подобные модели редко можно найти в магазинах. Также их недостатком становится высокая стоимость, этот факт обуславливает низкий спрос на такой товар.
  • Можно применять втулки с фиксированной подачей. Особенно полезными они окажутся в зимнее время.

Кто занимается изготовлением планетарок

Изготовлением планетарных втулок занимаются многие компании. Но мы выделим основных производителей, которые достойны внимания.

Rohloff – топовый производитель. Компания смогла спроектировать самое сложное оборудование, а также лидирует на рынке. Планетарка от Rohloff могут иметь до 14 скоростей.

Shimano – вполне популярная компания. Она выпускает планетарки от 3 до 11 скоростей. Качество продукции данного производителя высокое, механизмы способны прослужить в течение длительного времени.

SRAM несколько уступает Rohloff по производству планетарок. Продукция этой фирмы имеет до 12 передач. Можете покупать изделия этой компании, если ищете идеальное сочетание цены и качества.

Фирма Sturmey-Archer сконцентрировалась на изготовлении втулок с гибридными кассетно-планетарными механизмами. В этом направлении компания смогла добиться значительных успехов и постоянно улучшает имеющиеся модели. Дополнительно организация выпускает и другие разновидности втулок на 3, 5 или 7 передач.

При покупке данных механизмов отдавайте предпочтение проверенным производителям. Конечно, велик соблазн сэкономить и купить деталь от какой-то ноунейм компании.

Но важно учитывать, что данные механизмы крайне сложны в изготовлении. Поэтому компания должна располагать передовым оборудованием, значительным опытом и лучшими специалистами. Только тогда удается добиться прекрасного функционирования планетарной втулки и долгого срока службы.

Область применения

Как правило, планетарные втулки устанавливаются на прогулочные и городские велосипеды. В подобных моделях они отлично справляются со своими задачами и обеспечивают правильную регулировку скоростей.

Но планетарные втулки обладают большим весом. Поэтому они не устанавливаются на спортивные велосипеды. Дополнительно подобные велики используются для поездок по пересеченной местности с большим количеством ухабов. При таких условиях эксплуатации планетарки создают больше неудобств для велосипедиста.

В итоге данные механизмы рекомендованы для городских великов. При поездках по ровным дорогам они окажутся действительно полезными и смогут обеспечить плавную регулировку скоростей.

Городские велики применяются для ежедневной езды. Для них лучше использовать механизм с 3, 8 или 11 передачами. Планетарные втулки дороже обычных, но они куда надежнее при активной эксплуатации и уменьшают износ цепи во время поездок.

Ремонт планетарных втулок

Планетарные втулки – надежные детали. При правильной эксплуатации они способны прослужить в течение продолжительного времени. Покупая эту деталь у проверенного производителя, вероятность последующего возникновения проблем с ней минимальная.

Надо понимать, что планетарная втулка обладает очень сложной конструкцией. Без опыта и знаний провести обслуживание или ремонт подобного механизма невозможно. Поэтому при возникновении проблем обращайтесь к специалистам. Не пытайтесь самостоятельно провести ремонтные работы, с большой вероятностью после неквалифицированного обслуживания, деталь полностью выйдет из строя, ее придется заменять.

Преимущества

Давайте перечислим достоинства подобного механизма:

  • Длинный срок службы и исключительная надежность. Качественная втулка может использоваться в течение многих лет. Все детали регулятора находятся внутри прочного корпуса и защищены от негативных воздействий. Дополнительно обеспечивается смазывание компонентов маслом, за счет чего исключается быстрый износ.
  • Большой набор чисел передаточных. Оно может достигать 520%. Но важно учитывать, что конкретные параметры зависят от используемой втулки и количества передач. Также подобные механизмы обеспечивают равномерное распределение нагрузок. Этот факт будет важен при наличии неровностей дорожного полотна.
  • Переключение скоростей происходит точно и быстро. Сам переключатель расположен на руле. Даже если вы стоите на месте, можно выполнить смену передачи.
  • Прочные и простые цепи. Они обеспечивают стабильное функционирование механизмов и отсутствие перекосов по звездам. Также за их счет увеличивается общая надежность.

Недостатки

Теперь пройдемся по недостаткам подобных механизмов:

  • «Планетарки» обладают большим трением качения. В результате их нельзя применять для установки в спортивные байки.
  • Значительный вес. Масса зависит от конкретной модели, в среднем она составляет 1.7 кг. За счет этого увеличивается общий вес транспортного средства.
  • Высокая стоимость. Цена зависит от модели, производителя, количества передач, сложности изготовления. Подобная деталь обойдется в крупную сумму, а экономить покупая дешевые решения нельзя, они не прослужат вам долго.
  • Невозможность самостоятельного обслуживания. При возникновении различных неисправностей приходится обращаться к специалистам. Без специальных знаний и опыта не стоит пытаться отремонтировать втулку, велик риск сломать ее полностью
  • При агрессивной езде увеличивается вероятность поломки шестеренок. Поэтому предпочтительно использовать велосипеды с такими втулками для поездок по ровным дорогам со средней скоростью.

При покупке этих механизмов необходимо учитывать особенности последующей эксплуатации. Учитывайте, что вам придется серьезно переплатить за «планетарку», а в случае поломки вы не сможете самостоятельно отремонтировать её. Ремонт подобных деталей довольно сложный и дорогой, стоимость восстановительных работ зависит от поломки.

Складные велики

Складные велики постепенно набирают популярность. Как правило, в подобной конструкции выпускаются городские и прогулочные велосипеды. Они оснащаются специальными шарнирными элементами для быстрого складывания, легко уменьшаются в размерах.

Велики данного типа комфортно транспортировать. Их можно положить в большой рюкзак или чемодан, закинуть в багажник, переносить в руках. Качественные шарниры выдерживают множество циклов складывания и раскладывания, а процесс трансформации транспортного средства занимает минимум времени.

Многие складные велосипеды оснащаются планетарными механизмами. Они обеспечивают равномерное распределение нагрузок во время поездки и комфортную регулировку скорости. Конечно, такая деталь увеличивают общий вес велика, но этот недостаток перекрывается многими преимуществами.

Некоторые популярные складные модели:

  • FORWARD Enigma 154.
  • Велики от Shulz.
  • Comanche Lago.
  • Volume Generator – горник, который приглянется многим покупателям.

Про переключение передач

Планетарная втулка довольно похожа на коробку передач авто. Общие принципы:

  • Переключение скоростей происходит без педалирования. После выбора передачи можно начать крутить педали через пару секунд. Этот факт важен для обеспечения долговечности механизмов.
  • Для достижения максимальной скорости необходимо выбирать повышенную передачу.
  • Для подъема в горку включается пониженная передача.

Если постоянно неправильно переключать скорости, то может произойти поломка данного механизма. Поэтому после покупки рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации от производителя и соблюдать указанные правила.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector