13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задняя кассета велосипеда

Выбор и ремонт кассеты велосипеда

8 mins Автор: Михаил Скворцов 497

Велосипедная кассета – система задних звездочек для изменения передаточного отношения. Звезды расположены в порядке убывания от втулки – самая близкая к ней большая и «мощная», дальше всех – скоростная маленькая звездочка. В том же порядке ведется и отсчет. Повысить передачу, значит, переключиться на более дальнюю звезду, и наоборот.

Кассета – расходный материал, со временем изнашивается, что требует ее периодического обслуживания – замены цепи, отдельных звезд или узла в целом. Под кассетой подразумевается также трещотка – на первый взгляд, аналогичный набор задних звездочек. На самом деле это далеко не так, и прямо сейчас узнаем о различиях, чтобы никогда больше не путаться в этих понятиях.

Чем отличается трещотка от кассеты

Трещотка – храповой механизм с резьбовым или шлицевым креплением на втулку. Храповик располагается снаружи, а звездочки установлены целиком. Это означает, что трещотка ставится «на раз» – при износе, скажем, мелких звездочек заменить только изношенную часть не получится – меняется сразу все.

Такой тип узла был широко распространен в прошлом столетии, а сейчас его можно встретить на бюджетном скоростном велосипеде. В ряд недостатков трещотки входят такие вещи:

  • небольшое количество звезд – от 5 до 7 скоростей;
  • невысокий ходовой ресурс;
  • на более выносливые продукты стоимость будет в разы больше.

Хотя, конечно, ремонт, а точнее, неремонтопригодность, является главным недостатком. Большинство трещоток имеет резьбовое крепление. Неприятной особенностью такого крепления является заедание. Это выглядит так: после определенного пробега она закрутится на втулке так, что ее потом проблематично будет разобрать.

Теперь о кассетах. По сути, это та же самая трещотка, только храповик спрятан внутрь барабана. Устанавливается только на шлицы, из-за чего порой проблематично перейти с трещотки (если не стоял тот редкий шлицевой экземпляр). В сравнении со своими «собратьями» кассетный барабанный механизм имеет ряд преимуществ:

  • больше звездочек – от 9 до 11 на современных моделях;
  • система весит меньше, а значит, и велосипед в целом тоже;
  • сопротивление качение заметно меньше, чем у трещотки;
  • кассету легче снять;
  • больше пробег;
  • можно менять звездочки по отдельности.

Последний плюс, разумеется, самый значимый, и подчеркнем его еще раз: менять систему полностью или же только одну-две звезды – огромная разница! Ну а недостаток всего один – выше изначальная стоимость. Впрочем, это опять же перечеркивает то самое преимущество – возможность отремонтировать, а не покупать новую. Стоит ли делать выбор в пользу кассеты? Однозначно, да!

На какие виды разделяются кассеты

Весьма интересно узнать, как скреплены звезды на барабане и между собой. Современная велосипедная кассета представлена в нескольких вариантах. Каждый из них по-своему хорош. Знакомимся:

Спейсерные кассеты представляют собой звездочки, скрепленные отдельными шлицами с барабаном. Для разделения между ними вставлены пластиковые разделители – спейсеры. Детали имеют строго заданную толщину, чтобы расстояния в кассете между ее элементами сохранялись постоянными. Преимущество такой системы – их можно разобрать «до нуля». Недостатком, правда, для алюминиевых барабанов является высокая крутильная нагрузка, ведь с каждой звезды усилие перекладывается на барабан. На более крепких стальных аналогах такой проблемы не наблюдается.
В соединении типа «паук» все звезды надеты на единый шлиц. Лапки выполнены в форме лесенок под каждые звездочки. Силовые нагрузки снижены, поэтому такой тип кассеты стоит выбрать под алюминиевые барабаны. Также, по сравнению со спейсерными, эти системы легче.

На цельнофрезерованных кассетах весь блок выполнен как одна деталь. Закрепляется на низшей звезде, которая и является шлицом под барабан. Среди аналогов это самый дорогой вариант:

  • простейшее устройство за счет отсутствия дополнительных соединений;
  • легкость;
  • высокая прочность;
  • долговечность.

А что с недостатками? Во-первых, цена, оправдает себя лишь у дорогостоящего горного велосипеда. А во-вторых, конструкция очень уж напоминает трещотку. И хотя были заявлены долговечность и прочность, частичный износ никто не отменял. А поменять одну или две звезды невозможно.

Блочная модель представлена несколькими пауками с двумя-тремя звездочками на каждом. Малые звезды вставляются на шлиц барабана самостоятельно. Поскольку их износ более вероятен при эксплуатации велосипеда, их можно вообще поменять по отдельности. Другие компоненты на блоках меняются сразу парами.

Снимаем с инструментом и без

Снять кассету с велосипеда нетрудно, если воспользоваться специальными инструментами – съемником на 12 зацепов, гаечным ключом и хлыстом. Съемник представляет собой небольшой ключ со шлицевым соединением под барабан.

Разборка выглядит так:
1. Ключ вставляется внутрь кассеты, как показано на картинке. Необходимо убедиться, что шлицы плотно вошли в зацепление.

2. Подбираем гаечный ключ, на цепь надеваем хлыст.

3. Удерживая хлыстом наибольшую звезду, тянем гайку съемника против часовой стрелки.

4. Для ослабления шлица задней кассеты понадобится большое усилие, и точно такое же при затягивании болта. Снимаем аккуратно, придерживая систему за верхний (малую звезду) и нижний (большую звезду) концы.

5. После того как система снята, приступаем к осмотру звездочек. С блочной системой, где малые компоненты установлены отдельно, вместе с шайбами аккуратно снимаем их с барабана.

6. Кассету можно также снять и без хлыста: для этого берем разомкнутую цепь, накидываем на большую звезду и фиксируем ее на чем-нибудь неподвижном, например, на прутьях забора. При снятии тянуть колесо в сторону и одновременно раскручивать гайку съемника.

А можно ли вытащить кассету без использования съемного инструмента? В принципе да, но здесь понадобятся полая шлицевая трубка и накидной ключ соответствующего размера. Все-таки купить обычный съемник проще.

Установка кассеты выглядит строго противоположно снятию:

  1. Надеть корпус на храповик втулки.
  2. Аккуратно нацепить звезды на шлиц (для блочных моделей).
  3. Важно правильно нацепить колечки – они плотно фиксируются на двух соседних звездах с помощью маленьких столбиков. Каждый из них должен попасть в соответствующее отверстие в звездах для плотного прилегания.
  4. Когда все компоненты надеты, аккуратно, с постепенным нарастанием усилий, затягиваем кассету на втулку. Гайку съемника лучше тянуть все время вниз, перебрасывая ключ. Рекомендуемый диапазон усилий – 21.7 – 36.2 Нм.

Чистим и смазываем кассету

Своевременное обслуживание включает в себя не только ремонт узла и замену изношенных запчастей, но и содержание в чистоте. В эксплуатации механизмы изнашиваются порой не столько от приложенных нагрузок, сколько от небрежного содержания – слипшаяся со смазкой грязь портит работу системы и быстрее стачивает зубья. Перед тем как обслуживать кассету, необходимо ее снять – разбор и его правильная последовательность выше.

Чистка звездочек на велосипеде производится специальной плоской щеточкой:

Длинные и жесткие ворсинки способны пролезть до самой оси и вычистить грязь из самых проблемных мест.

Если же планируется частично заменить, а заодно и прочистить кассету, можно воспользоваться обычной обувной щеткой, ведь чистить звезды по отдельности намного проще, чем в сборе. Предварительно на щетку можно нанести немного мягкого средства – триалона или жидкости для мытья посуды. После того как смыли всю грязь, досуха протираем поверхности звезд мягкой тряпкой.

Следующий этап – смазка звездочек. Одновременно стоит и почистить цепь, иначе процедура не будет иметь смысла – грязь вновь осядет с цепи на зубьях. Для смазки рекомендуется использовать специальные пылеотталкивающие составы. Обработка делается по всей высоте зубьев и в промежутках между ними. Не стоит перебарщивать со смазкой, достаточно и тонкого слоя.

Заключение

Велосипедная кассета – простой и неприхотливый узел, который, однако, потребует периодической разборки и обслуживания. Чистка, смазка, своевременная замена изношенных частей – лучшая защита, гарантия долгой работы и профилактика неожиданных поломок в трансмиссии.

Чем отличается трещотка от кассеты?

Многие велосипедисты многоскоростных велосипедов рано или поздно сталкиваются с заменой заднего (ведомого) блока звезд. Тогда и появляются вопросы:

Я постараюсь ответить на каждый из вопросов более подробно.

Как определить на велосипеде установлена трещотка или кассета?

Чтобы определить какой вид заднего блока звезд используется на вашем велосипеде, нужно внимательно на него посмотреть и воспользоваться любым из двух способов определения:

Первый способ — «Метод подсчета звезд». Трещотки обычно встречаются с количеством звезд на ней не более 7, т.е. могут встречаться 3, 4, 5, 6 и 7-ми скоростные трещотки.

Если вы видите количество звезд до 6-ти включительно, то в этом случае можно с вероятностью 100% говорить, что это трещотка. С 7-ми скоростями не всегда однозначно иногда встречаются и трещотки и кассеты, в этом случае смотрите второй способ 2. (На одном из моих велосипедов, например стоит 7-ми скоростная трещотка)

Второй способ — «Визуальное определение». Данный способ один из самых надежных. Здесь нам поможет внешний вид, для этого нужно посмотреть в центр блока звезд, смотрите фото ниже.

Чем отличается кассета от трещотки:

  • На трещотке мы увидим два маленьких круглых углубления (с помощью этих углублений откручивается крышка, которая скрывает подшипники).
  • На кассете мы увидим плоскую гайку со шлицами — эта гайка прижимает звезды к барабану.

Если блок звезд уже снят с колеса велосипеда, то смотрим на обратную сторону:

Вот так выглядит трещотка и кассета со стороны крепления к втулке

  • На трещотке мы увидим резьбу с помощью которой мы прикручиваем её к втулке.
  • На кассете мы увидим шлицы, в которые вставляется барабан втулки.

Как понять втулка под кассету или трещотку?

Часто такое бывает, что на руках есть втулка или колесо без ведомых звезд. И нужно определить, что для нее купить кассету или трещотку?

Рассмотрим, на что нужно смотреть, чтобы быстро определить. Благо — это сделать можно очень просто достаточно понять принцип работы этих запчастей.

1. Во втулках, которые созданы под трещотки можно увидеть резьбу, на которую накручивается трещотка, а сам «трещоточный» механизм находится в самом блоке звезд.

На фото мы можем увидеть, резьбу на самой втулке и на трещотке. Наличие такой резьбы говорит нам 100%, что это трещотка.

2. Втулки, которые идут под кассеты имеют барабан, на который одевается кассета.

Тут мы видим на барабане втулки шлицы (небольшие выступы), аналогичные выступы имеются и на кассете.

Читать еще:  Как научиться ездить на велосипеде

Какие инструменты необходимы, чтобы открутить кассету и трещотку?

Для кассеты и трещотки необходимы разные инструменты, к сожалению они не взаимозаменяемы.

Трещотка

Чтобы открутить трещотку всего лишь необходимо иметь специальный съемник и ключ, который этот съемник будет откручивать. Мой съемник выглядит вот так:

Подробнее о том как снимается трещотка и какой ключ для съемника я использую, можно прочитать здесь.

Кассета

Для снятия кассеты потребуется 2 инструмента. Потребуется специальный съемник под кассету и ключ-хлыст (я писал статью о том как можно сделать хлыст своими руками). Мои инструменты выглядят так:

Подробнее о том как снимать кассету читайте здесь.

Что лучше кассета или трещотка?

Многие начинающие велосипедисты задаются вопросом: «что же лучше использовать на велосипеде трещотку или кассету?» Сразу напишу, что лучше кассета, а почему читайте ниже.

Если рассматривать эти два стандарта ведомых звезд, то трещотка была придумана раньше, а уже потом появилась кассета. В следствии чего в кассете исправили все недочеты, с которыми сталкиваются владельцы трещоток.

Одна из самых главных проблем трещоток — это лопнувшая ось либо ее искривление из-за чего блок звезд начинает «вилять» когда колесо крутится, что за собой влечет проблемы в переключении скоростей.

Оси ломаются и гнутся из-за того, что подшипник, который стоит со стороны звезд трещотки воздействует практически на центр оси, когда как в кассете, все подшипники расположены по краям втулки.

Чтобы это себе представить можно взять линейку и попробовать надавить на нее в центе и она сразу «прогнется», тогда как, если вы надавите на линейку с тем же усилием с краю она практически не изменит своей формы. Данный недостаток трещоток позволяет использовать их только на велосипедах подверженных малым нагрузкам.

Посмотрите на небольшой схематический рисунок, где я показал расположение подшипников в трещотке и кассете:

Слева трщотка, справа кассета. Синим на оси трещотки я пометил примерное место, где происходит поломка оси.

Посмотрев, на разрезы втулок сразу видно, что лучше всего расположены подшипники в кассете они равноудалены от центра втулки, когда как в трещотке наблюдается асимметрия.

Из этого всего мы можем сделать следующие выводы:

Если вы катаетесь агрессивно и ваши маршруты пролегают по пересеченной местности, то лучшим выбором для вас будет использовать втулку под кассету.

Ну а если вы городской житель и вы не собираетесь прыгать на велосипеде, а ваши дороги пролегают по асфальту однозначно менять трещотку нет необходимости. Мой основной велосипед, на котором я езжу по асфальту использует трещотку и я её пока менять не собираюсь, за примерно 7-8 тысяч километров пробега по городу, у меня всего раз лопнула ось. Я купил новую за копейки и продолжил эксплуатировать велосипед дальше.

А какие задние звездочки стоят на вашем колесе велосипеда: трещотка или кассета? Напишите в комментариях.

Велодни…Ни дня без велосипеда!

Кассета и трещетка на велосипед

Кассета (англ. cassette) — узел, представляющий собой набор задних звезд трансмиссии современного велосипеда. Устанавливается на барабан свободного хода задней втулки с помощью шлицевой посадки и закрепляется фиксирующей гайкой (lockring). Обеспечивает изменение передаточного диапазона трансмиссии.


Не следует путать кассету с трещоткой — они несовместимы между собой, трещотка используется только на старых и/или очень дешевых велосипедах. У кассеты минимальные звезды обычно 11 или 12Т, у трещотки — не менее 14T.

Велосипедная трещотка (англ. freewheel) — часть трансмиссии велосипеда, представляющая собой несколько ведомых звездочек, объединенных с втулкой свободного хода (храповиком).

На данный момент, трещотка встречается только в дешевых велосипедах, в более совершенных её заменила кассета.
Основной недостаток трещотки — это плохая совместимость с эксцентриковым креплением колес, поскольку характер распределения нагрузки часто приводит к поломке полой оси.

Трещотки различаются по числу звезд (от 4 до 8) и количеству зубьев на них. Один из наиболее распостраненных типов имеет 6 звезд от 14 до 28 зубьев, обозначается как «14-28T». Также весьма популярна 7-звёздная Shimano Megarange 14-34T. Трещотка навинчиватеся на совместимую втулку заднего колеса, для замены требуется специальный съемник трещотки.
На внутренней втулке расположены собачки механизма свободного хода, на нее устанавливается внешняя втулка, между ними находятся два насыпных подшипника, примерно по 35 шариков в каждом. На внешней втулке сделаны несимметричные шлицы, благодаря которым звездочки можно расположить только определенным образом (что важно для хорошего переключения передач). Роль гайки, удерживающей звезды, чаще всего играет меньшая из них.

Обозначение кассет для велосипеда

Обычно кассеты маркируются диапазоном и количеством звезд, например 11-36Т 10-speed. Кассеты шоссейных велосипедов могут быть совместимы с одной из систем: Shimano или Campagnolo — модели производства третьих фирм маркируются соответствующим образом.

Классификация кассет

По количеству звезд

Существуют кассеты с количеством звезд от 7 до 11. Как правило, современные задние втулки совместимы с кассетами на 8-10 звезд. Кассеты на 11 звезд выпускаются только для системы Campagnolo и совместимы только с соответствующими втулками.

По типу велосипеда

  • Горный велосипед: диапазоны звезд от 11-28Т до 11-36Т, обычно 8-10 звезд.
  • Шоссейный велосипед: диапазоны звезд от 11(12)-22Т до 11(12)-27Т, обычно 8-11 звезд. Кассета 12-27Т считается переходной от шоссейных к горным.

Шоссейные кассеты (кроме Campagnolo) полностью совместимы с горными, имеющими соответствующее количество звезд.

По конструкции

На нескольких пауках

Типичные конструкции кассет перечислены в порядке увеличения цены и снижения веса:

  • Разборные — отдельные звезды скреплены заклепками или винтами. Самая тяжелая и дешевая конструкция, подвержена загрязнению, теоретически допускает замену отдельных изношенных звезд.
  • На пауке — 2-6 больших звезд (чем больше, тем дороже и легче кассета) скреплены в неразборный узел с помощью легкосплавного паука, что уменьшает вес и склонность к загрязнению.
  • На нескольких пауках — звезды скрепляются по 2-3 штуки, что теоретически позволяет менять наиболее изношенные группы без замены всей кассеты.
  • OpenGl >Снимать кассету приходится, во-первых, для регулировки подшипников задней втулки (в принципе, можно и не снимать, но со снятой кассетой регулировать втулку удобнее), или для замены самих звездочек. Если в поездке придется заменить спицу заднего колеса с правой стороны, то кассету тоже потребуется снимать.

Естественно, для того, чтобы снять кассету, надо сначала снять заднее колесо.

Снятие кассеты — операция, в общем, нехитрая. Но для ее выполнения требуется много (целых два) специальных инструмента.Кассета притянута к трещотке шлицевой гайкой. Для того, чтобы отвернуть эту гайку, нужен специальный инструмент — съемник кассеты. А для того, чтобы кассету удержать(отвинчивать кассету приходится в направлении свободного вращения заднего колеса), необходим хлыст. И еще нужен гаечный ключ (разводной или накидной) побольше.
1. Вставляем съемник кассеты в шлицевую гайку.
2. На самую большую звездочку кассеты надеваем хлыст.Удерживая хлыстом кассету, вращаем съемник гаечным ключом.. Усилие, скорее всего, потребуется весьма приличное.Учтите, что шлицевая гайка и самая маленькая звездочка имеют рифленую поверхность(чтобы самопроизвольно не отвинтилась), поэтому при отворачивании раздается резкий звук (Хр-р-рясть!). Это нормально, не пугайтесь.

3. Отвинчиваем полностью гайку, а потом снимаем кассету. Учтите только, что несколько маленьких звездочек могут надеваться на трещотку независимо, и между ними должны находится шайбы — прокладки. Эти звездочки и шайбы надо аккуратно снять так, чтобы они не рассыпались при разборке. Лучше их снимать по одной, и аккуратно где-нибудь раскладывать, чтобы не перепутать при сборке. После этого снимаем кассету. Затем снимаем пластиковое защитное кольцо (оно есть не на всех кассетах)
4. Кассета снята. Теперь самое время рассмотреть внимательно зубья звездочек и определить степень износа кассеты.

Ну и после того, как вы её разобрали, нужно ведь собрать кассету? 🙂 Поэтому видео вам в помощь про то, как собрать кассету на велосипеде:

Кассеты для велосипеда

Кассеты для вашего велосипеда можно купить в нашем интернет магазине СтелсВело:

Кассета Shimano CS-HG200-7 на 7 скоростей

Плавное, легкое и надежное переключение

Надежное переключение передач HYPERGLIDE

Антикоррозионная поверхностная обработка и улучшенный вид по сравнению с CS-HG20-7

Тип HG

Кассета Shimano CS-HG200-8 на 8 скоростей

Плавное, легкое и надежное переключение

Надежное переключение передач HYPERGLIDE

Тип HG

Скорости 8 скоростей

Совместимая цепь HG 8 скоростей

Кассета Shimano CS-HG200-7 на 7 скоростей

Плавное, легкое и надежное переключение

Надежное переключение передач HYPERGLIDE

Антикоррозионная поверхностная обработка и улучшенный вид по сравнению с CS-HG20-7

Тип HG

Кассета Shimano CS-HG200-8 на 8 скоростей

Плавное, легкое и надежное переключение

Надежное переключение передач HYPERGLIDE

Тип HG

Скорости 8 скоростей

Совместимая цепь HG 8 скоростей

Кассета HG (8-скоростная) Shimano CS-HG41-8. HYPERGLIDE. Быстрая сборка. Плоская задняя звезда 13 зуб. скреплена с низшими звездами. Малый вес — Конструкция с увеличенными отверстиями на звездах для снижения веса.

Серия SHIMANO

Номер модели CS-HG41-

Кассета HG (9-скоростная) Shimano CS-HG200-9. Малый шаг передаточных чисел между основными задними звездами обеспечивает плавное, комфортное педалирование. Предлагаются спецификации передач 11-32 зуб., 11-34 зуб. и новый вариант 11-36 зуб. Быстрая и простая сборка с помощью колпачка кассеты. Техн

Кассета HG (9-скоростная) Shimano CS-HG201-9. Малый шаг передаточных чисел между основными задними звездами обеспечивает плавное, комфортное педалирование. Предлагаются спецификации передач 11-32 зуб., 11-34 зуб. и новый вариант 11-36 зуб. Быстрая и простая сборка с помощью колпачка кассеты. Техн

Кассета Shimano CS-HG50

Кассета Shimano CS-HG200-7 на 7 скоростей

Плавное, легкое и надежное переключение

Надежное переключение передач HYPERGLIDE

Антикоррозионная поверхностная обработка и улучшенный вид по сравнению с CS-HG20-7

Тип HG

Кассета Shimano Deore XT M770

Алюминиевый паук, звезды из высокопрочной стали с хромовым напылением, с набором: 11-12-14-16-18-21-24-28-32Т (6-7-8-9-ая звезда, сменная)

Совместима только с размером цепи 1/2″x11/128″

Кассета HG (8-скоростная) Shimano CS-HG51-8. HYPERGLIDE. Быстрая сборка. Плоская задняя звезда 13 зуб. скреплена с низшими звездами. Малый вес — Проставка с длинными лапками для дальнейшего снижения веса.

Серия SHIMANO

Номер модели CS-HG51-8

Кассета Shimano SLX CS-M7000 на 11 скоростей, снабором звезд 11-40зуб. (bs)

Серия SLX M7000 Series

Номер модели CS-M7000-11

Тип HG

Скорости 11 скоростей

Совместимая цепь

Кассета Shimano SLX CS-M7000 на 11 скоростей, снабором звезд 11-42зуб. (bt)

Серия SLX M7000 Series

Номер модели CS-M7000-11

Тип HG

Скорости 11 скоростей

Совместимая цепь

Кассета Shimano SLX CS-M7000 на 11 скоростей, снабором звезд 11-46зуб. (bu)

Серия SLX M7000 Series

Номер модели CS-M7000-11

Тип HG

Скорости 11 скоростей

Совместимая цепь

Кассета HG (10 скоростей) CS-HG81.

Серия SLX M7000 Series

Номер модели CS-HG81-10

Тип HG

Скорости 10 скоростей

Совместимая цепь HG-X 10 скоростей

Страницы: ← ctrl Пред. След. ctrl →

Как выбрать и купить кассету для своего велосипеда?

Для начала необходимо определить кассета или трещотка установлены на вашем велосипеде. Это два конструктивно разных узла.

В отличие от трещотки велосипедная кассета имеет длинные (глубокие) шлицы или пазы только на верхней гайке. Таким образом при замене кассеты на велосипеде меняются только звезды, а кулачковый механизм остается на втулке колеса велосипеда.

Далее нужно посчитать количество звезд. Кассеты для велосипеда имеют 7 и более звезд, на сегодня их количество может достигать 11.

Для снятия с велосипеда кассеты необходимо приобрести специальный инструмент — съемник кассеты, обратите внимание, что он отличается от съемника трещотки. Помимо съемника кассеты, необходим еще и дополнительный ключ для удержания звезд — съемник кассеты «хлыст».

Теперь, вооружившись нашими советами Вы сможете самостоятельно выбрать и купить кассету для велосипеда в нашем магазине.

Выбор кассеты на велосипед

Велосипедная трансмиссия наравне с другими частями транспортного средства обеспечивает комфорт и безопасность катания.

Кассета — важнейшая часть велосипедной трансмиссии. В работе с другими деталями она обеспечивает переключение скоростей для комфортной езды по шоссе и на природе, а также при подъёме или спуске на гористой местности.

Часть велосипедной трансмиссии

Устанавливается на барабан втулки заднего колеса и закрепляется гайкой. Звёзды располагаются по убыванию от втулки, самая маленькая находится дальше остальных. Для разных видов езды устанавливается разное количество составляющих с разным диаметром.

Чтобы развивать большую скорость при меньших физических затратах, конструкция велосипеда снабжена механизмом переключения скоростей из двух групп звёзд: передних и задних. На передних крепятся педали, а задние объединяются в кассету.

В современных велосипедах чаще используются кассеты, а в старых и дешёвых моделях — трещотки. Трещотка — это механизм с резьбовым креплением на втулку. Недостаток трещоток в сложности разборки и невозможности замены отдельных составляющих частей. Кассету снять намного проще в любых условиях. Её храповик спрятан внутри барабана. Преимуществом механизма является большое количество скоростей при маленьком весе. Благодаря заднему переключателю цепь перебрасывается на разные звёздочки. Одновременно меняется передаточное отношение между численностью зубцов передней и задней детали. Чем больше передаточное отношение, тем больше скорость. Понижая её, удобно кататься на неровной поверхности, на тропинках в лесу или при подъёме на гору.

Критерии кассет

  1. Количество и размер звёзд.
  2. Конструкция.
  3. Материал изготовления.

Звёзд в современных моделях может быть от 7 до 10, популярность заслужили 8–10. От их числа зависит тип велосипеда, на который они устанавливаются. На шоссейных моделях самая маленькая имеет 11 зубцов, а самая большая 22–27. Для горных — меньшая должна быть с 11–12, а большая — 28–36.

По конструкции делится на следующие виды:

  • разборные;
  • пауки;
  • на нескольких пауках (блочные);
  • цельнофрезерованные.

Кассета с девятью звездами

В разборных видах установки элементы соединены между собой винтами. Такую систему очень удобно демонтировать. Но она сильно подвержена загрязнениям и намного тяжелее.

  • В соединении паук все составляющие кассеты надеты на шлиц. Такой механизм легче, требует меньшего ухода, не так пачкается.
  • Блочная модель представлена несколькими пауками с двумя-тремя комплектующими в каждом блоке. Каждую составляющую можно поменять отдельно.
  • Цельнофрезерованные кассеты цельной канонической формы. Крепятся на шлице под барабан. Этот вид используется в шоссейных моделях. Минусом является невозможность поменять один из элементов, нужно менять всю систему.
  • Конструкция X-Dome, разработанная компанией SRAM, отличается своим малым весом. Это достигается за счёт сочетания разных материалов. Большая деталь изготовлена из алюминия, оснащена шлицами, которые крепят её к барабану. Шлицы присутствуют и в наименьшей. Средние детали скреплены в единый цельный блок из стали с добавками хрома и молибдена.

В блочной конструкции применяется несколько материалов изготовления: сталь либо алюминий. Некоторые дорогостоящие модели делаются из сплава титана. Стальные отличаются соотношением прочности и стоимости, материал покрывается хромом и никелем для защиты от коррозии. Алюминиевые устройства менее прочны, их основным преимуществом является лёгкость.

Хотя велосипед продаётся с кассетой, возникает нужда ремонта и замены механизма.

При катании на велосипеде, особенно по бездорожью, детали изнашиваются, а зубья стираются. Если комплектующие выходят из строя и нуждаются в замене, нужно посмотреть маркировку старой модели и приобрести такую же. Плюс сборных систем можно выбирать запчасти под свои потребности, поменять конструкцию, материал, добавить один-два новых элемента или изменить их размер.

Первое — это тип велосипеда. Дорожный, горный или шоссейный. С характеристиками нужно определиться заранее до покупки. Кроме того, система трансмиссии, которая на нём стоит. Если нет задачи снижения веса, то можно выбрать более бюджетное устройство из стали, а не тратить больше денег на алюминиевые или титановые аналоги. Учитывая стоимость запчасти, нужно помнить, что более дорогие механизмы обладают большей прочностью и долговечностью.

Блочная конструкция включает в себя несколько частей, что отражается на долговечности. Нет необходимости менять всю кассету, её составляющие легко демонтируются. Система на нескольких пауках меньше подвержена загрязнению. Весом она легче, чем разборная.

Учитывается величина звёзд. Если велосипедист катается на сложных трассах с неровным рельефом, лучше укомплектовать велосипед большим количеством звёзд. Это даст возможность ездить с разными скоростями. Если кататься на трассе, то достаточно семи. Подбирайте составляющие трансмиссии под свои потребности. Опытные спортсмены сами собирают механизм из отдельных частей в зависимости от местности.

Как эксплуатировать?

Как любая другая деталь, кассета нуждается в обслуживании. Её необходимо чистить от загрязнений, менять сломанные запчасти. Особенно важно это при уходе за разборной системой. Своевременная профилактика увеличит срок службы, это отразится на качестве езды.

Чистка механизма от загрязнений

Чтобы снять самостоятельно устройство, понадобится съёмник, разводной или гаечный ключ и хлыст из рукоятки и цепи. Пригодиться средство от прикипания и смазка.

Съёмник — это шлицевый инструмент, который надевается на барабан. Его нужно установить так, чтобы шлицы плотно вошли в зацепление втулки. Перед выполнением этих действий снимите колесо.

Подбираем размер разводного ключа, надеваем на хлыст цепь, которая набрасывается на самую большую звезду так, чтобы звенья плотно совпали с зубьями, а рукоять расположилась справа от неё. Таким способом фиксируется колесо.

После фиксации ключом против часовой стрелки раскручивается съёмник. Между хлыстом и ключом получается небольшой угол, что помогает легко открутить гайку. Одновременно по часовой стрелке необходимо проворачивать хлыст.

При сильном износе зубьев цепь может проскакивать. Тогда хлыст надевается на звёздочку меньших размеров. Можно снять механизм и без хлыста. Для этого нужно накинуть цепь на большую звезду и зафиксировать её на чем-нибудь неподвижном. Тяните колесо и в то же время раскручивайте гайку.

После снятия лучше провести профилактический осмотр, разложить запчасти и шайбы и внимательно их проверить. Если наблюдаются повреждения, заменить их на новые.

Смажьте стопорное кольцо, вам будет легче снимать его при следующей разборке.

Чтобы почистить снимаемые детали от грязи и пыли, используется плоская щётка с жёстким, длинным ворсом, который легко достаёт до всех проблемных мест. Можно использовать средство для мытья посуды. После применения обязательно досуха протереть мягкой тканью.

Где купить?

Существующий рынок предлагает широкий ассортимент. Совершать покупку лучше в магазинах официальных представителей производителя, которые специализируются на продаже авторизированной техники. Тогда есть шанс приобрести качественные изделия, которые в дальнейшем можно укомплектовать новыми деталями. С продукцией проверенных производителей не будет проблем с совместимостью. К тому же изделия вы покупаете с гарантией и обслуживанием от профессионалов своего дела.

Как правильно снять, разобрать и установить кассету велосипеда. Разновидности кассет, их обслуживание и ремонт. Последовательность демонтажа и установка кассеты на велосипед.

Виды и преимущества бескамерных шин. Чем руководствоваться при выборе бескамерных покрышек. Как правильно установить бескамерную шину.

Как выбрать шатуны для велосипеда? Определяем подходящую систему шатунов для велосипеда. При замене шатуна велосипеда необходимо разобраться, как влияют те или иные свойства на конечный результат. Учитывая стиль езды, поставленные перед байком цели и телосложение велосипедиста — выбираем нужный тип и длину шатуна.

Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда

Когда в первый раз моя кассета “сточилась” и зубья стали напоминать колючки — я озаботился тем, чтобы сменить звездочки за заднем колесе. Снял колесо, посмотрел на кассету, не понял что и “куда совать” и “как крутить”. Но опыт других людей мне помог.

Видео-инструкция: Как снять кассету звездочек

В этом видео, буквально за 13,5 минут я покажу все тонкости, как можно открутить заднюю звездочку, и как самому сделать специальный съемник для удержания кассеты.

Какую информацию вы сможете найти в этом видео (временные отметки):

Технические вопросы и ответы

  • 00:30 Что удерживает кассету звездочек на заднем колесе велосипеда
  • 00:50 Специальный съемник для гайки кассеты звездочек заднего колеса (175 руб)
  • 01:15 Почему не стоит покупать самый дешевый съемник кассеты
  • 01:30 Почему кассету не получится открутить “просто так”
  • 02:20 Как удержать звездочку заднего колеса при откручивании
  • 02:30 Вариант 1: пытаемся удержать кассету колеса при помощи тряпки
  • 03:25 Вариант 2: удерживаем звездочки колеса старой цепью
  • 04:00 Как “запороть” велопокрышку и обод при откручивании кассеты
  • 04:50 Вариант 3: удерживаем задние звездочки специальным хлыстом при откручивании
  • 05:10 Делаем хлыст для удержания кассеты своими руками из подручных материалов
  • 06:40Хитрости при изготовлении хлыста для снятия звездочек
  • 08:10Откручиваем гайку кассеты заднего колеса при помощи съемника и хлыста
  • 09:40 Снимаем кассету звездочек с трещотки
  • 10:15 Как правильно поставить кассету звездочек на трещотку заднего колеса
  • 11:35 Как закрутить гайку для удержания кассеты в заднее колесо
  • 12:20ВАЖНО! Как ЗАТЯНУТЬ кассету на трещотке заднего колеса, чтобы ничего не сломать

Инструменты для ремонта кассеты звездочек велосипеда

Фирменный магазинный хлыст для удержания кассеты

Вообще для того, чтобы снять кассету нужно 2 инструмента (или три). Если брать “фирмУ” от Шимано — то каждый из этих двух ключей вам обойдется долларов в 25. Первый — это фактически кусок цепи насаженный на металлическую ручку. Платим деньги исключительно за брэнд и “мэйд ин Джапан” 🙂

Съемник для откручивания гайки кассеты

Второй — это так же фирменный ключ с ручкой, который вставляется в гайку кассеты. Удобен тем, что не нужно дополнительных инструментов для поворота ключа. Цена вопроса тоже около 25 долларов.

Вместо него в свое время я купил ключ — съемник (цены очень разные, в зависимости от производителя).

Например — можно заказать на eBay вот такой съемник кассеты задних звездочек Shimano-SRAM — с направляющей осью, такой же, как у меня. Он обойдется в 175 рублей с доставкой. По фотографии видно — что он как минимум каленый, и, в принципе, его должно хватить надолго. Если вы предпочитаете заказывать товары на AliExpress — ссылка на съемник кассеты вот эта.

Просто всегда нужно помнить, что если вы купите дешевый ключ “за 1 рубль” у китайца на али или eBay, его может вам хватить ровно на 1 ремонт. Или даже не хватить на ремонт вовсе 🙂

Недорогой китайский хлыст для звездочек

Иногда вместо первого инструмента с цепью люди советуют “накинуть тряпку на звезды” и повернуть гайку съемником. Скажу честно — я попробовал. Тряпка превратилась в лохмотья от острых велосипедных зубов.

Если не хотите заморачиваться с самостоятельным изготовлением хлыста — то можете заказать на eBay вот такой вот хлыст для снятия и удержания касеты звездочек. Всего за 280 рублей с бесплатной доставкой. Правда, придется немного подождать, пока он приедет. Ну и традиционная ссылка на хлыст для удержания кассеты на AliExpress — если вы привыкли покупать там.

Запчасти для ремонта кассеты звездочек велосипеда

LockRing (стопорное кольцо, гайка) кассеты

Если вы (ненароком) умудрились сорвать (сломать/потерять — нужное подчеркнуть) гайку крепления кассеты звездочек на заднем колесе (LockRing) — то вот вам пара ссылок, по которым можно купить как оригинальные гайки, так и аналоги. На eBay можно поиграть с фильтрами (слева, если вы читаете статью на компе) — и выбрать как нужную скорость (7-8-9-10-11), так и любого производителя (Shimano-SRAM-Campagnolo-etc).

Кассеты (звездочки) заднего колеса

Если вы обнаружите, что ваша кассета пришла в негодность (сточились зубья, проскакивает цепь) — можете посмотреть новые на тех же eBay и AliExpress. Опять же — на eBay можно поиграть с фильтрами (слева, если вы читаете статью на компе) — и выбрать как нужную скорость (7-8-9-10-11), так и любого производителя (Shimano-SRAM-Campagnolo-etc).

Как снять кассету звездочек БЕЗ съемника?

Второй вариант замены фирменного фиксатора кассеты — взять старую цепь. Практически у любого уважающего себя велосипедиста найдется одна-две старых цепи, особенно, если заниматься ротацией цепей и заменять их своевременно. Если же цепь вовремя не менять — то можно легко попасть на сумму до 250 долларов :). Итак, берем цепь, накидываем ее одним концом на кассету, а второй конец оборачиваем вокруг колеса-покрышки, фиксируем ее там и поворачиваем гайку съемником [вредный совет ;)]. У меня в результате накинутая на покрышку цепь продавила покрышку до обода и помяла последний.

Третий вариант пришел сам собой, когда я подробно изучил устройство фиксатора 🙂 Нам опять понадобится старая цепь, палка, 4 самореза и отвертка. Гвозди лучше не использовать — их выдирает из палки на “ура”.

Собираем все вместе, как на фотографии профессионального съемника кассеты Shimano.

Снятие кассеты велосипеда

Берем второй важный инструмент, и разводной ключ. Накидываем съемник на колесо и устанавливаем зубастую фигню в гайку. Ну и любимый разводной ключ там же 🙂

Затем жмем вниз с обеих сторон.

Получается вот такая вот штука — точнее ничего не получается 🙂 Я взял палку из какого-то прессованного картона, которая благополучно показала мне свои кишки. Следующая палка была из высушенной березы.

Накидываем ее вновь на колесо.

Жмем с двух сторон вниз. Слышим микрощелчки гайки (там ребристая поверхность, и когда вы закручиваете гайку — она надежно фиксируется).

Скидываем кассету с хаба, промываем и осматриваем каждую звездочку. Если вы не заботитесь о чистке и смазке велосипедной цепи, то растянувшаяся цепь может изрядно испортить вам звезды.

Если на какой-нибудь из звездочек выработка довольно велика — то лучше эту звездочку поменять. Чаще всего вырабатываются звездочки “любимой передачи”. Обычно средние, так как там наиболее легкое усилие при педалировании. Ссылки на кассеты — выше, в разделе “Запчасти для ремонта звездочек велосипеда”. В моем случае звездочки в довольно хорошем состоянии, и после дефектовки я решил собрать их обратно в том же виде, без замен.

И, пока вы сняли звездочки с колеса (и они не мешают), вы можете заодно перебрать подшипники колеса, особенно, если они захрустели. Процедура довольно простая, если знать с какой стороны подойти к процессу.

Замена звездочек заднего колеса на велосипеде

Сборка идет в обратном порядке. По большому счету перепутать стороны звездочки (какой стороной наружу ставить) стремится к нулю, так как на хабе есть направляющие. И “задом наперед” звездочки поставить проблематично. Но, будьте аккуратны — молотком, я думаю, туда звезду забить можно

Вообще, если ваши звездочки довольно часто “съедаются” из-за растянувшейся цепи (а такое часто бывает с цепями низкого качества) — подумайте о покупке нормальной велосипедной цепи, к примеру — Campagnolo Record, цепь рассчитана на 8500 километров пробега.

Затем, последней, устанавливаем гайку. Закручиваем ее от руки до упора. Здесь уже цепью на палке можно не пользоваться, так как вращение будет в другую сторону и хаб не будет прокручивать. Но я, все же, рекомендую вам воспользоваться вашим самодельным инструментом.

Момент затяжки этой гайки должен быть довольно сильным — 40 нюьтон на метр (4 килограмма приложенные к рычагу длиной 1 метр). И если вы просто затянете ключом эту гайку (без удержания цепью), то есть все шансы вывернуть спицы из колеса.

После переборки заднего колеса я заодно регулирую задний переключатель велосипеда, благо, это занимает всего 10-15 минут времени при должной сноровке. При езде настройки заднего переключателя все равно “уходят”, и переключение передач становится нечетким, поэтому эти 10 минут могут вам сэкономить кучу нервов.

Где можно купить кассеты, звездочки и запчасти за пол-цены?

Wiggle и CRC

Есть два замечательных сайта, на которых я делаю покупки велосипедных запчастей в 90% случаев. Это Wiggle, и Chain Reaction Cycles (CRC). Несмотря на то, что оба этих сайта находятся в Великобритании — у них очень четко отлажена система доставки в Россию. Они работают через EMS — а по России EMS работает крайне быстро.

Цены и доставка

За доставку деталей из Великобритании вам придется заплатить всего лишь от 350 рублей, это сравнимо с ценами из наших интернет-магазинов при пересылке обычной Почтой России по нашим внутренним направлениям. По времени — иногда выходит даже и быстрее, порядка 5-7 дней, так как работают они через EMS.

По ценам — там почти всегда дешевле чем в соседнем веломагазине и реально всегда дешевле, чем в наших интернет-магазинах. К тому же там бывают честные скидки. На первую покупку там тоже предоставляется скидка (иногда до 20%) — просто загляните на главную страницу.

Бесплатная доставка

Самое интересное, что вы можете получить бесплатную доставку, если купите запчастей на определенную сумму — она обычно указана на сайте. У меня был случай, когда посылка весом 11,5(!) килограммов (в ней был турботрейнер-велотренажер) приехала из Великобритании абсолютно бесплатно.

Если бы доставка была платной — мне бы пришлось заплатить за эту доставку около 70 долларов. Сильно подозреваю, что они сработали себе в минус — но заработали очень лояльного клиента.

Почему два сайта, а не один какой-то определенный?

Просто потому, что у них практически всегда есть скидки на определенные группы товаров. Смотрите и там, и там. И если я, к примеру, искал тот же велостанок-турботрейнер — то на Wiggle в тот момент их не было со скидками, а на CRC — были. 130 евро вместо 280 — есть разница?

Или, вообще анектодичный случай. Я купил гидравлические дисковые тормоза Hayes профессиональной линейки со скидкой 60%. Передний — на Wiggle, задний — на CRC. Просто у них так были сделаны скидки — ну а я этим воспользовался

А может, у них был расчет, что если чел покупает передний за пол-цены и задний за полную цену — то прибыль все равно останется. Не знаю. Но — система одновременного поиска на двух сайтах сработала отлично — два профессиональных тормоза по цене (меньше) одного стоят на моем велике.

Где купить?

Поэтому — для покупки кассеты и других запчастей вы можете смело переходить и на Wiggle: кассеты и запчасти к ним; и на ChainReactionCycles: запчасти для кассет и кассеты. Либо можете нажать на картинки — и разделы с кассетами откроются в новых вкладках.

Удачных и недорогих покупок!

Поделитесь в комментариях, вы обычно меняете звездочки при выработке, или катаетесь на них “до упора”?

Алекс “На Байке” Сидоров

Главная » Сделай-Сам » Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда

2 Отзыва

Добрий вечір.
Підскажіть пожалуста.
В мене шоссейний велосипед Cannondale Synapse пройшов 2200 км.
Замітив, що вся касета має не великий люфт (коли береш руками за касету хитаєш її всторону-всотону).
Це нормально?

Добрый вечер, Андрей.

Посмотрите на гайку, которой затягивается кассета на барабане. Если гайка затянута плотно – тогда все нормально. Я проверил на своих колесах – у меня так же есть небольшой люфт, когда ее качаешь из стороны в сторону. Это особенности конструкции.

Добавьте Ваш отзыв Отменить ответ

Введите тект и нажмите Enter. Для отмены нажмите Esc.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×