0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды переключателей скоростей на велосипеде

Велосипедные манетки: конструкция, виды, ремонт

Система переключения скоростей на велосипеде в массовом производстве появилась относительно недавно. Использовалась она в основном для изготовления спортивных байков.

Типы переключателей скоростей велосипеда

В этой небольшой статье речь пойдет о переключателях скоростей и тормозных рычагах.

Во время езды на велосипеде следует учитывать особенности размещения тела ездока, поэтому на рынке появилось несколько типов переключателей скоростей. Езда на горном шоссейном велосипеде демонстрирует самые большие различия в стиле и размещении переключателей.

Типы переключателей также могут варьироваться от региона производства, и каждое десятилетие можно наблюдать множество популярных дизайнов этого устройства. Функциональность и цена также влияют на то, какой стиль переключателя скоростей может использовать человек.

Переключатели для большого пальца


Этот тип переключателя наиболее часто встречается на горных велосипедах. Переключатели устанавливаются на прямые рули по соседству с тормозным рычагом.

Некоторые переключатели этого типа располагаются на верхушке руля, в то время как более новые модели размещаются в нижней части руля в целях удобства расположения.

Более старые модели обычно оснащены переключателями, основанными на силе трения. То есть ездок должен вручную регулировать напряжение троса, нажимая вверх или вниз. Более новые модели имеют слоты, в которых каждое нажатие обращается к конкретной шестеренке в трансмиссии.

Новейшие переключатели для большого пальца также имеют второй рычаг для указательного пальца. Некоторые переключатели этого типа интегрированы в рычаг тормоза.

Переключатель с вращающейся рукояткой


Эти переключатели относительно новы в плане эволюции механизмов. Вращающаяся рукоятка устанавливается на прямой руль и совмещается со стандартной рукояткой.

Ездок просто крутит рукой по направлению в себе или от себя, чтобы повысить или снизить скорость соответственно.

Главное преимущество этого стиля в том, что ездок имеет немедленный доступ к переключению без необходимости убирать руку в другое место. Минус в том, что такой тип переключателей быстро изнашивается, и части механизма легко стачиваются, что может привести к соскальзыванию.

Это происходит потому, что переключатели с вращающейся рукояткой интегрированы в руль, их техническое обслуживание может быть более сложным и долговременным.

Комбинированные переключатели для изогнутого руля

Комбинированный тормоз и рычаг переключения передач шоссейного велосипеда – самая новая модель в эволюции велосипедных механизмов. На неровной дороге руль, рычаг тормоза и шифтер собираются в один хорошо отлаженный механизм, который уменьшает общий вес и время переключения.

Рычаг переключения скоростей находится прямо позади тормоза, в то время, как оба рычага двигаются независимо друг от друга и не вмешиваются в функционал друг друга. Каждый комбинированный шифтер должен быть установлен в соответствии с полагающимися ему переключателями и наборами передач.

Одним из недостатков этого типа шифтеров считается использование чересчур специфичных составляющих, которые, в свою очередь, не взаимозаменяемы с остальными брендами или даже прошлыми моделями. Если один из компонентов переключателя сломается, его придется менять полностью.

Прочие виды

Остальные модели устанавливаются на шпинделе, нижней втулке и окончании руля. Стержневые переключатели чаще всего встречаются на старых шоссейных велосипедах, сделаны из простейших металлов и используют систему трения, а не вращения.

Переключатели, закрепленные на нижней втулке шоссейных велосипедов, предназначены для уменьшения количества используемых тросов. Велосипеды с таким типом крепления имеют более обтекаемую форму. Рычаг переключения устанавливается на руль и вставляется прямо в его заднюю часть.

Этот стиль позволяет ездоку ехать, держа руки на наконечниках руля. Таким образом, больше внимания уделяя переключению скоростей, нежели торможению.

Как выбрать велосипедный переключатель — видео

Системы переключения передач для велосипедов.

Многие думают, что велосипед-это достаточно простой набор механизмов, да это так, однако далеко не все велосипеды и их узлы можно назвать «примитивными». Рассмотрим систему переключения передач.
Оптимальная эффективность педалирования, скорость педалирования и еще куча параметров.
Все это регулируется при помощи механизма переключения передач. В отличие от синглспида, велосипед с несколькими режимами передачи крутящего момента, способен подстраиваться под конкретные условия передвижения. «Скоростную» систему используют практически на всех типах великов: от городских и трюковых до шоссейников и «маунти-байков».
Переключатели скоростей на велосипеде делятся на три основных вида:
— с внешним механизмом;- с внутренним механизмом;- комбинированные (сейчас почти не используются и составляют всего 1,5% от общей массы из-за дороговизны и сложности изготовления)
Переключатель с внешним механизмом
Чаще всего на велосипедах применяют внешние переключатели: передний и задний.
Передний. Его работа состоит в том, чтобы перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Параллелограммный механизм перемещает рамку, через которую проходит цепь. При переключении на другую скорость рамка перемещается и располагается над необходимой звездой, после чего цепь тоже перескакивает на неё. Передние переключатели различают по характеристикам:
1. По способу крепления к раме: на хомутах к подседельной трубе, braze on(в специальную скобу на раме, болтом) или к каретке на кронштейне.2. По способу крепления троса: сверху или снизу.3. По углу установки на раму.4. По типу велосипеда, на который они устанавливаются: для шоссейных и горных велосипедов выпускают отдельные системы5. По шагу: размер рабочей части троса от меньшей звезды к большей.6. По максимальному размеру самой большой звезды.7. По ёмкости: разница между размером наибольшей и наименьшей звёздами в кассете.
Задний. Принцип работы и функции заднего переключателя такие же, как и у переднего – перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Но, в отличии от переднего, где максимум 3 звезды, на заднем их количество на кассете доходит до 11-ти. Дополнительная функция у него – это натяжение цепи.По своим характеристикам задние переключатели делятся на виды:
1. По типу велосипеда, на который они устанавливаются: для шоссейных и горных велосипедов выпускают отдельные системы2. По шагу: размер рабочей части троса от меньшей звезды к большей.3. По максимальному размеру самой большой звезды.4. По ёмкости: разница между размером наибольшей и наименьшей звёздами в кассете.5. По типу крепления: на съёмном или несъемном петухе, под гайку или на болте6. По типу тяги: с прямой тягой трос перебрасывает цепь на большие звёзды, а пружина на меньшие.С обратной тягой соответственно наоборот, но такие переключатели встречаются крайне редко, т.к. их уже давно не выпускают.
Переключатели с внешним механизмом имеют простую конструкцию, малый вес, низкую цену и большой диапазон передач. Недостатки: быстрый износ цепи из-за перекоса при переключении; частое обслуживание – чистка, смазка и настройка; большая вероятность поломки при падении; скорость можно переключить только при движении педалей
Переключатель с внутренним механизмом(планетарная система).

Во внутренних переключателях передач, механизм переключения находится внутри задней втулки. Такая втулка называется планетарной. Внешний вид велосипеда с ним напоминает «фикс» или «сингл» (велосипед с одной передачей): одна большая звезда впереди и одна маленькая сзади. Как правило, в планетарной втулке расположен и задний тормоз велосипеда, но естественно есть втулки с креплением под диск или вообще без тормоза, под ободные тормоза.
Количество переключаемых передач в планетарной втулке может быть от 3-х до 14-ти. Устанавливаются в основном на дорожные, городские и прогулочные велосипеды. Переключатель на основе планетарных втулок имеет большой ресурс работы, благодаря тому, что сам механизм закрыт в корпусе от внешних воздействий и имеет постоянную смазку, износ цепи или ремня никак не влияет на четкость переключения. Из преимуществ также стоит отметить встроенный тормоз и возможность переключиться не вращая педали, практически без вреда для механизма. Недостатков немного, но они существенны: необходимо дополнительно прилагать усилие из-за трения узлов; большой вес устройства; трудный ремонт; высокая цена.
К наименее распространенному типу трансмиссии велосипеда, относится планетарная втулка, внутри которой расположен шестеренчатый механизм изменения передаточного соотношения. Взаимное расположение и зацепление шестерней регулируется переключателем скоростей, который, в свою очередь, приводится манеткой на руле. Принципиальное отличие от «звездочной» трансмиссии позволило такой системе переключения передач неплохо укрепиться в велосипедной среде.
Из чего состоит и как работает планетарная втулка.
Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Именно с ней зацепляются планетарные шестеренки. Для их фиксации используется «водило». Эта деталь не позволяет сателлитам – так иначе можно называть планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться друг с другом, а также определяет их направление движения. Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования.
Звездочка сопрягается с механизмом втулки с помощью шлицевого привода, исполнительного механизма втулки. При изменении передачи он изменяет скорость вращения «водила», относительно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается переключение.
Интересная особенность такого типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи или ремня, «водило» замыкается на корпус втулки.
Для примера рассмотрим, как работает механизм планетарной передачи на простой планетарной втулке с тремя передачами:
-Пониженная передача. Кольцевая шестерня опережает «водило» за счет его зацепления корпуса планетарной втулки. Передаточное отношение меньше единицы и составляет примерно 0.733.
-Главная передача. Крутящий момент с эпицикла передается на втулку за счет зацепления ее с планетаркой. Иначе говоря, со втулкой соединено не «водило», как на первой передаче, а шестерня. Что происходит при этом? Втулка вращается быстрее «водила», а для достижения максимальной скорости понадобится больше усилий по сравнению с пониженной передачей.
-Передаточное число повышенной, или третьей, передачи больше единицы, и для трех скоростных велосипедов оно составляет примерно 1.364. Направление движения «водила» и втулки противоположны, благодаря чему достигается ее большая эффективность, для достижения большей скорости, по сравнению с главной передачей.
-Для планетарных втулок с 5, 7 и т.д. скоростями диапазон передаточных отношений выше, чем у втулки с тремя передачами, за счет большего количества шестеренчатых механизмов. Принцип работы много скоростных и простых втулок будет одинаковым. Разница только в том, что у каждой планетарной составляющей будут свои фиксированные (как у 3-х ступенчатой планетарки) значения отношений передач, а в целом у механизма их будет в несколько раз больше.
Производители планетарных втулок: плюсы и минусы
Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается всего несколько производителей(указаны основные):
Shimano,SRAM,Sturmey-Archer,Rohloff.
-Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных(классических) систем переключения передач.
-Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%.
-Shimano – известнейший производитель велозапчастей и планетарных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – с 11 передачами, Shimano Alfine.
-Sturmey может похвастаться гибридными кассетно — планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.
Преимущества использования планетарных втулок.
1 ) Прямой ход цепи/ремня(без перекоса) и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи трансмиссия выглядит почти также, как у обычного синглспида или фикса.2 ) Скрытый от внешних воздействий механизм переключения передач отличается высокой долговечностью по сравнению с кассетами и трещотками. Могут быть задействованы все соотношения передач, т.е не стоит беспокоится о сильном перекосе цепи/ремня. Об этом смело скажут отзывы от велосипедистов, перешедших с «стандартных» систем на планетарные.3 ) Нет необходимости постоянно обслуживать устройство, по крайней мере это нужно делать гораздо реже, также его сложно нечаянно повредить.
Недостатки использования планетарных втулок
1 ) Невозможность использования в велосипедном спорте из-за высокого трения, т.е. более низкого кпд и чувствительности шестерней к точности включения передачи.2 ) Большой вес.3 ) Ремонт таких механизмов почти невозможен в домашних условиях, да и сервис, где ремонтируют планетарные втулки, нечасто можно встретить. Одноразовость планетарок не позволяет их выгодно привести в рабочее состояние, лучшим вариантом будет установка новой.4 ) Высокая стоимость.

Читать еще:  Жесткая вилка для велосипеда

Виды переключателей скоростей для велосипеда

Наверняка вы замечали, что когда занимаетесь ездой на велосипеде, вы тратите разное количество сил в зависимости от ландшафта и ускорения. Это происходит из-за того, что для подъема или спуска, прогулочной езды или быстрого спринта тратится разное количество энергии. Правильно распределить затрачиваемые усилия на тип поездки помогает переключатель скоростей. Производители комплектующих для велобайков предлагают много вариантов систем с различными характеристиками. В этой статье вы узнаете, какой переключатель скоростей для велосипеда лучше выбрать.

Назначение переключателя скоростей

Переключать передачи во время движения необходимо для максимального комфорта и экономии энергии. Вы можете выбрать тот режим, который подходит к определенным условиям. Менять передачи необходимо в том случае, если:

  • Вы меняете трассу. Например, с ровного асфальта начинаете езду по бездорожью;
  • Вы изменяете характер езды. Если вы ускоряетесь или разгоняетесь, хотите плавно затормозить или не тратить много сил на подъем в гору, без переключателя скоростей на велосипеде не обойтись;
  • Вы поддерживаете определенный темп езды. Переключатель скоростей помогает поддерживать райдеру определенный скоростной режим. Особенно актуально это во время поездок на дальние дистанции, а также соревнований;
  • Вы катаетесь в сложных погодных условиях. Сильный встречный или попутный ветер, скользкая трасса – все это влияет на качество поездки на велосипеде;
  • Вы используете велосипед в качестве эффективных кардионагрузок. Для улучшения физической формы, можно использовать привычный велосипед в качестве тренажера. Вы будете затрачивать больше энергии во время тренировки, используя переключатель скоростей.

Переключатель скоростей, или же по другому названию дерайлер, появился в 1950 году благодаря итальянскому велосипедисту Туллио Кампаньоло. Механизм представляет собой систему звезд (передняя «система» и задняя «кассета»), на которые направляется цепь путем переключения передачи. Во время переключения цепь смещается в бок на нужную звездочку. Передняя система насчитывает обычно не более трех звезд. Кассета же – до 10 звездочек.

Переключение между передачами происходит, когда вы выбираете нужный скоростной режим с помощью ручки на руле. Она называется манетка. Обычно на руле есть две такие ручки, передняя и задняя. К манеткам подсоединены тросы, которые и осуществляют изменение типа езды на велосипеде.

Виды переключателей скоростей

Вы способны подобрать для себя механизм переключения передач, исходя из собственных пожеланий. Бывают три основных вида:

Остановимся на первом виде, механизме внешнего переключения. Это лучший вариант для горников. Передняя система может иметь до трех звезд, а задняя – до одиннадцати. На обеих системах трос двигает специальную рамку, тем самым перебрасывая цепь на нужную звезду. Подбирать данный переключатель скоростей необходимо с учетом используемых кассеты и системы звезд. Но, к сожалению, износ данного переключателя скоростей выше, чем у других. Также изменить передачу вы сможете только во время езды, при остановке это невозможно.

Внутренний – обычно ставится на шоссейные велосипеды. Это механизм на основе планетарных втулок. Количество звезд при этом – по одной спереди и сзади. Механизм втулок может обеспечивать переключения от 3 до 14 передач. Вы сможете изменить передачу даже если остановитесь. Еще одно преимущество внутреннего переключения – защита механизма от погодных условий и механических повреждений. Но передвигаться на таком велосипеде может оказаться сложнее, чем на горном варианте.

Комбинированные – идеально подходят для езды по городу. Это смесь двух механизмов, которая включает как плюсы систем переключения передач, так и все их минусы.

Как правильно переключать передачи на велосипеде

Если вы будете использовать передачи, создавая слишком высокое натяжение цепи, вы можете повредить систему. Это ускорит износ цепи, велосипеду понадобится ремонт. Поэтому очень важно научиться правильно переключать передачи.

Ориентируйтесь по передней системе звезд.

Единица используется в тех случаях, когда вам нужно преодолеть на велосипеде препятствие. Это может быть сильный порывистый ветер, грязь, подъем в гору. Когда вы ощущаете, что часто крутить педали становится сложно, переключайтесь на 1-ую передачу. При этом желательно ставить кассету на значение от 1 до 3.

На двойке следует ездить большую часть времени. Это самое комфортное значение в переключателе скоростей. Оно требует небольших энергетических затрат, что позволит вам с комфортом отправиться на прогулку. Значение кассеты необходимо выбирать в диапазоне от 2 до 8.

Тройка – это значение в системе для спринта. Быстрый спуск, езда по идеально ровному асфальту осуществляется именно на этой передаче. Кассету велосипеда следует выставлять от 5 до 9.

Еще одна важная деталь – это постепенное переключение передач. Выставите переднюю систему в зависимости от типа езды, трассы и погоды, а затем подберите значение кассеты, при котором кататься на велосипеде будет только в радость.

Лучшие производители переключателей скоростей

На рынке велосипедов хорошо зарекомендовали себя переключатели скоростей производства «Shimano». От типа велобайка зависит, как будет выглядеть подходящий механизм. Для шоссейного велосипеда подойдут модели из линии «Sora», «Tiagra», «105» и «Ultegra». Они отличаются легким весом и предназначены для ровных дорог. Самая простая модель «Sora» будет лучшим выбором для велосипедиста-новичка. «Tiagra» относится к бюджетным и доступным моделям. Лучший выбор по соотношению цена-качество – это переключатель скоростей из линий «105» и «Ultegra». Для горного велосипеда подбирайте механизм производства «Shimano» таких групп, как «Altus», «Deore LX» и «Deore XT». Бюджетным выбором для вас станет переключатель скоростей из линии «Altus». Вариации «Deore» отличаются высокой ценой, но при этом лучшим качеством комплектующих.

Еще один популярный производитель переключателей скоростей для велобайка – это «SRAM». В отличие от «Shimano», эта компания выпускает модели разной ценовой категории, но при этом не делает тематические линейки продукции. Бюджетный вариант качественного механизма – это модель «Х-3». Она является подходящей начинающим райдерам. Для тех, кто любит постоянно ездить на велобайке, лучший выбор – это «Х-4». Если вы готовы платить за хорошее качество, можете выбрать между «Х-7» и «Х-9».

Итоги

Со временем вы обязательно научитесь, как правильно использовать переключатель скоростей. Вы будете чувствовать нужную для вас передачу интуитивно. Привыкая же к новому велобайку, пользуйтесь приведенными выше советами по эксплуатации. Выбирайте переключатель скоростей из вариантов, которые предлагают ведущие производители комплектующих для велосипедов. И тогда вы сможете ездить с наибольшим комфортом.

Виды переключателей скоростей на велосипеде

В первую очередь нелишним будет ответить на вопрос: «А для чего вообще на велосипеде предусмотрены механизмы выбора передач?». Дело в том, что правильный выбор передачи позволяет варьировать частоту вращения педалей (каденс) и усилие на них для максимально эффективного распределения энергии. Происходит это за счет изменения передаточного соотношения между педалями и колесом. Например, при движении в крутую гору, необходимо выбрать передачу ниже: в этом случае усилие, необходимое для нажатия на педаль уменьшится, хотя число оборотов педалей, необходимых для того, чтобы заехать в подъем, возрастет. Если же Вы наоборот съезжаете с крутой горы, то необходимо выбрать максимально высокую передачу, которая позволит Вам развить максимальную скорость. Именно для того, чтобы переключать передачи прямо на ходу, были придуманы различные виды переключателей.

Виды переключателей

Все велосипедные переключатели скоростей можно разделить на два основных вида:

  • механизмы внутреннего переключения передач;
  • механизмы внешнего переключения передач;
  • комбинированные механизмы.

Механизмы внутреннего переключения (планетарные втулки)

На велосипеде, оборудованном подобным видом переключателей, Вы не увидите привычные глазу кассеты со звездочками разных размеров и с разным числом зубьев и навесные переключатели. В итоге привод колеса имеет всего одну звездочку спереди, цепь и одну звезду сзади. Как же тогда обеспечивается выбор передач? Дело в том, что весь механизм в этом случае находится внутри задней втулки.

Внешний вид планетарной втулкиСтроение планетарной втулки

В настоящее время выпускается довольно большое количество планетарных втулок с различным количеством передач (от 3 до 14). Кроме того, подавляющее большинство планетарных втулок имеют встроенный тормоз. Наибольшее применение подобные механизмы переключения передач нашли на дорожных и прогулочных велосипедах, хотя иногда их можно встретить и на горных велосипедах.

Плюсами планетарных втулок являются:

  • стойкость к неблагоприятным дорожным и погодным условиям, вследствие того, что механизм переключения полностью находится в корпусе;
  • встроенный тормоз;
  • высокая надежность и долговечность;
  • возможность переключения передач, не вращая педали;
  • простота обслуживания.

Однако, у планетарных втулок есть и существенные минусы:

  • высокий вес;
  • сильное трение узлов, что усложняет движение;
  • ремонтонепригодность в походных условиях.

Механизмы внешнего переключения

Передний переключатель.

Его задача заключается в перебрасывании цепи с одной передней звезды на другую. Принцип работы такого пререключателя весьма прост: через рамку, которая перемещается благодаря параллелограммному механизму, проходит цепь. При необходимости переключения эта рамка перемещается и принимает положение над соответствующей звездочкой, вследствие чего цепь также перескакивает на неё.

Передний переключатель скоростей shimano deore XT

Передние переключатели отличаются по нескольким параметрам, приведенным ниже.

  • Способ крепления к раме. Чаще всего используется крепление при помощи хомутов. Причем сами хомуты могут быть рассчитаны на различный диаметр подседельной трубы, что следует учитывать при покупке. Однако встречается способ крепления, при котором пластина, удерживающая переключатель, зажимается кареткой или картриджем для того, чтобы иметь возможность устанавливать переключатели на рамы с нестандартной геометрией.
  • Угол установки относительно рамы. В случае, если данный параметр выбран неверно, может возникнуть ситуация, при которой рамка переключателя задевает за раму велосипеда. При этом корректное переключение передач становится невозможным.
  • Способ крепления тросика. Тросик привода, в зависимости от способа крепления на раме велосипеда, может быть подведен к переключателю снизу или сверху. Встречаются универсальные модели переключателей, которые рассчитаны на два способа подключения, однако есть и такие, которые рассчитаны только на один.

В целом же, все передние переключатели обладают одним существенным недостатком: они практически не способны перебросить цепь с одной звезды на другую под нагрузкой (особенно с меньшей звезды на большую). Производители стараются решить данную проблему, вследствие чего появляются различные системы, использующие энергию вращения педалей для переключения. Однако они дороги и не очень эффективны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector