0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипед с задней планетарной втулкой

Планетарная втулка для велосипеда. Принцип работы, плюсы и минусы, обзоры моделей

Велоспорт это очень трудное занятие, которое требует сноровки и большого терпения. Однако этого не достаточно. Очень важно, чтобы комплектующие этого средства, отвечали всем последним требованиям техники.

Заключение

Планетарные втулки это очень удобное приспособление. За счет него можно осуществлять движение на велосипеде, оно становится равномерным и не возникнет трудностей при езде на неровных дорогах. Для того чтобы правильно пользоваться этими втулками, следует знать весь механизм работы этих приспособлений и правила его работы.

Велосипед с планетарной втулкой и его особенности

5 минут Автор: Михаил Скворцов 31

Начнем, вероятно, с самого понятия. Что же такое планетарная передача? Если рассмотреть ее не с точки зрения кинетической механики и сопротивления материалов, то все окажется гораздо проще, чем казалось. Планетарка – это редуктор, который состоит из неподвижного элемента (ось втулки), ведущего элемента (звезда, приводимая в движение цепью) и ведомого элемента (корпус втулки). Количество передач зависит от передаточного соотношения и количества зубьев у каждого элемента планетарного редуктора. Все просто.

Преимущества и недостатки

Планетарка обладает целым рядом преимуществ, о которых грех умолчать:

  • механизм переключения передач идеально защищен от агрессивных сред;
  • передачи можно переключать во время стоянки, что является большим плюсом при езде по городу;
  • очень простая в эксплуатации – одна манетка и нет риска попасть на «запрещенную зону» переключения передач;
  • наличие одной звезды позволяет установить кожух защиты цепи от внешних воздействий;
  • возможность использования более долговечных цепей от односкоростных велосипедов.

По этим преимуществам сразу вырисовывается тип велосипеда, куда так и просится планетарная втулка. Но не будем забегать вперед. Теперь о недостатках планетарной передачи:

  • очень высокая стоимость, по сравнению с системами внешнего переключения;
  • высокая вероятность поломки шестерен при агрессивном стиле езды;
  • узкий диапазон передаточных соотношений;
  • большое количество зубчатых шестерен приводит к уменьшению КПД;
  • невозможность ремонта «на коленях»;
  • несовместимость с эксцентриковым зажимом колеса.

Механизм планетарки придуман и внедрен не вчера. И даже не позавчера. Еще в начале ХХ века первые двухскоростные велосипеды с планетарной втулкой колесили по дорогам Англии. Их с 1902 года с успехом собирала фирма Sturmey-Archer. Сейчас такие втулки ставят на велосипеды класса «комфорт» и они очень популярны среди бюргеров западной Европы.

В нынешнее время сборку планетарных втулок могут себе позволить очень не многие производители в силу сложных технологий изготовления. Среди них такие гиганты велоиндустрии, как Shimano, Sram, Rohloff. Есть планетарки и под привычные V-Brake, и под дисковые тормоза. Выпускают даже варианты с ножным тормозом, как у односкоростного велосипеда.

Рассмотрим несколько, по возможности разных, планетарных втулок и особенности их применения на конкретном велосипеде.

Городские велосипеды

На примере городского велосипеда Pride Comfort Men’s 28’’ мы рассмотрим аспекты использования планетарной втулки Shimano sg-3c41, 36h. Велосипед разработан специально для комфортного ежедневного передвижению в пределах города. Байк собран на алюминиевой раме и оснащен ригидной вилкой. В стандартный комплект оборудования входит алюминиевые подножки, багажник, полноразмерные пластиковые крылья. И Pride не был бы самим собой, не оформив прекрасный внешний вид со стильными изгибами руля, но без потери «мужественности» в облике.

Задняя втулка, к которой мы подбираемся, 3-скоростная, планетарного типа с ножным тормозом по имени Shimano Nexus Inter-3 sg-3c41. Поскольку переключение передач происходит внутри втулки, то такая система может пройти без обслуживания, без малого 50 000 км. Очень хорошо подружится с ножным тормозом публика, которая привыкла к такой системе тормозов. Но стоит помнить, что торможение одним колесом зачастую малоэффективно. Поэтому на этой модели установлен передний тормоз – обычный ободовый. Велосипед с планетарной втулкой использует самую простую и очень надежную, почти вечную цепь для односкоростной трансмиссии.

Втулка имеет стальной корпус, что конечно, сказывается на ее весе – 1175 г, но для комфортного велосипеда это не главное. В инструкции к втулке вообще указано, что она необслуживаемая. Звучит успокаивающе.

Теперь перейдем к другому типу велосипеда – складному.

Складные велосипеды

Складной велосипед с планетарной втулкой Comanche Lago в городе, как рыба в воде. Легкий, очень практичный для мегаполисов. Велосипед очень быстро и компактно складывается. Без спешки сборка-разборка занимает не более 20 секунд. При необходимости, его можно взять с собой в общественный транспорт или упаковать в багажник автомобиля.

Задняя втулка на нем уже знакомая нам по городским велосипедам, Shimano Nexus Inter-3 sg-3c41 с тремя скоростями.

MTB с планетарной втулкой

С большим трудом, но все же удалось отыскать даже горный велосипед с планетаркой (хотя это большая редкость).

Volume Generator – не просто горный велосипед, это произведение искусства. Выполнен как симбиоз односкоростного байка и МТВ. На аппарат установлена планетарка Alfine, два дисковых тормоза.

Оторвав взгляд от байка, вернемся к втулке Shimano Alfine SG-S700. Это одна из последних разработок компании с 11ю (!) скоростями. Новая втулка получила соответствующий дизайн, переключается не только мягко, но и тихо.

При всех своих 11 передачах втулка весит всего 1 600г. Стоит, конечно, запредельную сумму, даже называть неудобно.

В принципе, цели краткого обзора мы достигли. Велосипед на планетарной втулке, несомненно, ждет светлое будущее. Судя по скорости развития технологий, скоро нам не будет казаться фантастикой экстрим-байк с планетарным механизмом.

Планетарная втулка для велосипеда. Принцип работы, плюсы и минусы, обзоры моделей

Велоспорт это очень трудное занятие, которое требует сноровки и большого терпения. Однако этого не достаточно. Очень важно, чтобы комплектующие этого средства, отвечали всем последним требованиям техники.

Недостатки планетарных втулок

  • Маленькое общее передаточное отношение. У классических переключателей скоростей общее передаточное отношение в среднем 550%. То есть за один оборот педалей на самой высокой передаче вы проезжаете расстояние в 5,5 раз длиннее, чем на самой низкой передаче. У втулки Shimano Inter 8 общее передаточное отношение составляет 306%, что слишком мало для горной местности. С этой втулкой вам будет не хватать передач для крутых подъёмов или быстрых даунхиллов. Альтернативным вариантом может стать дорогая планетарная втулка Rohloff Speedhub с общим передаточным отношением 526%.
  • Планетарные втулки тяжелее классических переключателей скоростей высокого класса. Это очень важно для спортивных соревнований!
  • Планетарные втулки намного дороже классических переключателей, если сравнивать системы сопоставимого качества. В общем соотношение цены к количеству передач лучше у классических переключателей скоростей. Это существенный минус, если вам приходится часто оставлять велосипед на парковках, где существует риск кражи.
  • Планетарные втулки сложнее классических переключателей скоростей. Обычному человеку трудно разобраться во внутреннем механизме, но обычно нет необходимости разбирать планетарную втулку.
  • По сравнению с обычными переключателями скоростей теряется до 8% эффективности (за исключением Rohloff Speedhub). Эффективность планетарных втулок составляет 92% по сравнению с 98% для обычных переключателей скоростей. Однако эти значения верны для новых или хорошо обслуживаемых переключателей! Внутри трансмиссии велосипеда с планетарной втулкой существует три источника потерь на трение:
    1. Внутри планетарной втулки находятся планетарные шестерёнки, которые одновременно соприкасаются с солнечными шестерёнками и зубчатым колесом. Они отвечает за 4% потерь на трение
    2. Также источником потерь на трение качения служат подшипники планетарных механизмов.
    3. Наконец потери на трение возникают в цепи, но эта также относится и к обычным переключателям скоростей.

    Это самый важный недостаток планетарных втулок, мешающий их спортивному применению. Но если сравнивать потери в планетарных втулках с потерями системы велосипедист плюс велосипед на сопротивление воздуха, то эти потери не заслуживают внимания!

  • Неоднородное распределение веса между передним и задним колесом, что может быть важно для некоторых спортивных применений планетарных втулок (например, в маунтинбайкинге, фрирайде, даунхилле).
  • По сравнению с классическими переключателями скоростей сложнее настроить передаточные числа. Шаги передач обусловлены общим передаточным отношением и их нельзя изменить. Все передачи можно повысить или понизить заменой задней и передней звездочек. Опять же это важный недостаток планетарных втулок для их спортивного применения.
  • Трудоёмкая процедура снятия и установки колеса (за исключением новых втулок i-Motion Sram), связанная с необходимостью обеспечения правильного натяжение цепи. На обычных переключателях скоростей такой проблемы нет.
  • Ограниченный максимальный вращательный момент. Это означает, что на планетарных втулках (за исключением Rohloff Speedhub) нельзя добиться низких передаточных отношений. А значит вам не удастся покорить многие подъёмы.

Классическая система переключения передач.

Преимущества и недостатки планетарных втулок: все за и против

Велосипед – транспорт, который остается популярным в течение многих десятков лет. Но производители постепенно совершенствуют свои модели улучшая основные характеристики. За счет этого повышаются параметры, увеличивается комфортность поездки.

Многие производители сейчас устанавливают на свои велосипеды планетарную втулку. Она обеспечивает комфортную регулировку скоростей, позволяет сделать движение велика более равномерным. Но зачем она необходима на практике, какие преимущества или недостатки имеет? Об этом расскажем в подготовленной статье.

Из чего состоит планетарка

Знать все тонкости строения и работы «планетарки» необходимо или инженерам, которые проектируют такие механизмы, или специалистам, занимающимся их обслуживанием. Рядовому велосипедисту эта информация совершенно не нужна. Во-первых, обывателю сложно понять все нюансы и технические термины. Во-вторых, велолюбителю достаточно знать только принцип использования планетарки, тогда как информация о строении или функционировании ему никогда не пригодится.

Все-таки, рассмотрим, из чего состоит эта деталь. На рисунке ниже вы можете увидеть строение стандартного приспособления.

Обычно в «планетарку» входят следующие компоненты:

  • Солнечная шестеренка – желтая.
  • Водило – синее.
  • Кольцевая шестеренка – красная.

Основная задача планетарной втулки – регулировка скорости и обеспечение равномерности движения. Она может оснащаться тремя, пятью, семью передачами и т. д. Чем больше скоростей, тем точнее регулировка и сложнее строение механизма.

Особенности

Рассмотрим особенности планетарок:

  • Некоторые механизмы обладают не только передними, но и задней передачей. Она окажется особенно удобной для велосипедов с тремя колесами.
  • Вместе со втулками принято устанавливать корпус для защиты цепи. Он позволяет существенно увеличить срок службы механизма.
  • Сейчас в продаже представлены планетарки с различным количеством передач. Максимальный параметр – 14 скоростей. Но подобные модели редко можно найти в магазинах. Также их недостатком становится высокая стоимость, этот факт обуславливает низкий спрос на такой товар.
  • Можно применять втулки с фиксированной подачей. Особенно полезными они окажутся в зимнее время.

Кто занимается изготовлением планетарок

Изготовлением планетарных втулок занимаются многие компании. Но мы выделим основных производителей, которые достойны внимания.

Rohloff – топовый производитель. Компания смогла спроектировать самое сложное оборудование, а также лидирует на рынке. Планетарка от Rohloff могут иметь до 14 скоростей.

Shimano – вполне популярная компания. Она выпускает планетарки от 3 до 11 скоростей. Качество продукции данного производителя высокое, механизмы способны прослужить в течение длительного времени.

SRAM несколько уступает Rohloff по производству планетарок. Продукция этой фирмы имеет до 12 передач. Можете покупать изделия этой компании, если ищете идеальное сочетание цены и качества.

Фирма Sturmey-Archer сконцентрировалась на изготовлении втулок с гибридными кассетно-планетарными механизмами. В этом направлении компания смогла добиться значительных успехов и постоянно улучшает имеющиеся модели. Дополнительно организация выпускает и другие разновидности втулок на 3, 5 или 7 передач.

При покупке данных механизмов отдавайте предпочтение проверенным производителям. Конечно, велик соблазн сэкономить и купить деталь от какой-то ноунейм компании.

Но важно учитывать, что данные механизмы крайне сложны в изготовлении. Поэтому компания должна располагать передовым оборудованием, значительным опытом и лучшими специалистами. Только тогда удается добиться прекрасного функционирования планетарной втулки и долгого срока службы.

Область применения

Как правило, планетарные втулки устанавливаются на прогулочные и городские велосипеды. В подобных моделях они отлично справляются со своими задачами и обеспечивают правильную регулировку скоростей.

Но планетарные втулки обладают большим весом. Поэтому они не устанавливаются на спортивные велосипеды. Дополнительно подобные велики используются для поездок по пересеченной местности с большим количеством ухабов. При таких условиях эксплуатации планетарки создают больше неудобств для велосипедиста.

В итоге данные механизмы рекомендованы для городских великов. При поездках по ровным дорогам они окажутся действительно полезными и смогут обеспечить плавную регулировку скоростей.

Городские велики применяются для ежедневной езды. Для них лучше использовать механизм с 3, 8 или 11 передачами. Планетарные втулки дороже обычных, но они куда надежнее при активной эксплуатации и уменьшают износ цепи во время поездок.

Ремонт планетарных втулок

Планетарные втулки – надежные детали. При правильной эксплуатации они способны прослужить в течение продолжительного времени. Покупая эту деталь у проверенного производителя, вероятность последующего возникновения проблем с ней минимальная.

Надо понимать, что планетарная втулка обладает очень сложной конструкцией. Без опыта и знаний провести обслуживание или ремонт подобного механизма невозможно. Поэтому при возникновении проблем обращайтесь к специалистам. Не пытайтесь самостоятельно провести ремонтные работы, с большой вероятностью после неквалифицированного обслуживания, деталь полностью выйдет из строя, ее придется заменять.

Преимущества

Давайте перечислим достоинства подобного механизма:

  • Длинный срок службы и исключительная надежность. Качественная втулка может использоваться в течение многих лет. Все детали регулятора находятся внутри прочного корпуса и защищены от негативных воздействий. Дополнительно обеспечивается смазывание компонентов маслом, за счет чего исключается быстрый износ.
  • Большой набор чисел передаточных. Оно может достигать 520%. Но важно учитывать, что конкретные параметры зависят от используемой втулки и количества передач. Также подобные механизмы обеспечивают равномерное распределение нагрузок. Этот факт будет важен при наличии неровностей дорожного полотна.
  • Переключение скоростей происходит точно и быстро. Сам переключатель расположен на руле. Даже если вы стоите на месте, можно выполнить смену передачи.
  • Прочные и простые цепи. Они обеспечивают стабильное функционирование механизмов и отсутствие перекосов по звездам. Также за их счет увеличивается общая надежность.

Недостатки

Теперь пройдемся по недостаткам подобных механизмов:

  • «Планетарки» обладают большим трением качения. В результате их нельзя применять для установки в спортивные байки.
  • Значительный вес. Масса зависит от конкретной модели, в среднем она составляет 1.7 кг. За счет этого увеличивается общий вес транспортного средства.
  • Высокая стоимость. Цена зависит от модели, производителя, количества передач, сложности изготовления. Подобная деталь обойдется в крупную сумму, а экономить покупая дешевые решения нельзя, они не прослужат вам долго.
  • Невозможность самостоятельного обслуживания. При возникновении различных неисправностей приходится обращаться к специалистам. Без специальных знаний и опыта не стоит пытаться отремонтировать втулку, велик риск сломать ее полностью
  • При агрессивной езде увеличивается вероятность поломки шестеренок. Поэтому предпочтительно использовать велосипеды с такими втулками для поездок по ровным дорогам со средней скоростью.

При покупке этих механизмов необходимо учитывать особенности последующей эксплуатации. Учитывайте, что вам придется серьезно переплатить за «планетарку», а в случае поломки вы не сможете самостоятельно отремонтировать её. Ремонт подобных деталей довольно сложный и дорогой, стоимость восстановительных работ зависит от поломки.

Складные велики

Складные велики постепенно набирают популярность. Как правило, в подобной конструкции выпускаются городские и прогулочные велосипеды. Они оснащаются специальными шарнирными элементами для быстрого складывания, легко уменьшаются в размерах.

Велики данного типа комфортно транспортировать. Их можно положить в большой рюкзак или чемодан, закинуть в багажник, переносить в руках. Качественные шарниры выдерживают множество циклов складывания и раскладывания, а процесс трансформации транспортного средства занимает минимум времени.

Многие складные велосипеды оснащаются планетарными механизмами. Они обеспечивают равномерное распределение нагрузок во время поездки и комфортную регулировку скорости. Конечно, такая деталь увеличивают общий вес велика, но этот недостаток перекрывается многими преимуществами.

Некоторые популярные складные модели:

  • FORWARD Enigma 154.
  • Велики от Shulz.
  • Comanche Lago.
  • Volume Generator – горник, который приглянется многим покупателям.

Про переключение передач

Планетарная втулка довольно похожа на коробку передач авто. Общие принципы:

  • Переключение скоростей происходит без педалирования. После выбора передачи можно начать крутить педали через пару секунд. Этот факт важен для обеспечения долговечности механизмов.
  • Для достижения максимальной скорости необходимо выбирать повышенную передачу.
  • Для подъема в горку включается пониженная передача.

Если постоянно неправильно переключать скорости, то может произойти поломка данного механизма. Поэтому после покупки рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации от производителя и соблюдать указанные правила.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×