7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипед для путешествий какой выбрать

Как выбрать велосипед для туризма и долгих путешествий

Вы решили отправиться в большое путешествие на велосипеде. Ну, или не слишком большое, например, на пару недель. Какой велосипед лучше всего подходит для туризма? На самом деле уже существует такой тип велосипеда как туринговый байк. В нем учтены все запросы велопутешественника и можно не мучать себя выбором. Проблема в том, что купить его можно не в каждом веломагазине, выбор будет из одной модели и ценник окажется кусачим. А может получится самому подобрать или собрать велосипед для путешествий дешевле и с учетом личных требований.

Преимущества туринг-велосипеда

Самое главное – у велосипеда уже установлен багажник. А это самое важно для туризма. Без багажника путешествовать – фигня полная. Есть умельцы, которые ездят с специальным баулом, крепящимся под седло. Но это для путешественников-минималистов, для которых каждый килограм кажется обузой. Про минимализм можно прочесть в специальной статье. Со временем вы достингите этого умения покорять страны и большие расстояния налегке.

Второе, у туринга стальная рама. Не аллюминий, не карбон. Просто хромированная сталь. Это делается специально для прожженых путешественников, которые отправляются в путь больше чем на один месяц. Они проезжают не просто страны, а целые континенты. Если случается поломка рамы велика, то приварить поломанные части сможет любой механик в автосервисе. Сплавы на основе карбона и аллюминия для этого не годятся.

У велосипеда обычно уже установлены крылья. Когда находишься в пути несколько дней подряд, стоит быт готовым к затяжным дождям и любой погоде. Крылья спасут на некоторое время, но это не обязательный аксессуар.

Вот собственно и все. В остальном туринговый велик ничем от обычного велосипеда не отличается. Если вы заметили, то такие особенности как багажник, крылья, руль-баран легко покупаются отдельно и устанавливаются на обычный велосипед. Так может не стоит покупать специальный и дорогой туринг велосипед?

Что главное в велосипеде для туризма?

Теперь я расскажу, что для меня самое главное в велосипеде для туризма и путешествий. Я пришел к своим выводам после нескольких лет использования горного, шоссейного и гибридного велосипедов. После одиночных путешествий по Европе, Азии и Австралии. В итоге я вывел для себя три важных качества велосипеда, который использую в поездках: простота, легкость и возможность поставить багажник.

Простота

В путешествии нужно наслаждаться поездкой, посещением новых мест, городов, знакомством с разными культурами, людьми. И поменьше времени тратить на все остальное, и на обслуживание велосипеда. Поэтому, простота – очень важное качество.

Я видел много велисипедистов, которые делают из своего велосипеда новогоднюю елку, обвешав байк различными держателями, фонариками, колонками, светомузыкой и сумками. И каждая хрень очень важная и без нее невозможно обойтись. Должен признаться, стиль Вассермана не мой выбор для путешествия. Старайтесь меньше думать об украшении и навешивании на велосипед, больше думайте как вы сможете обслуживать велосипед в пути.

Я не использую крылья, хотя иногда жалею об этом. Но потом радуюсь, в момент когда упаковываю велик для перелета в самолете, что не нужно отцеплять и укладывать лишние детали. У меня нет специальных фонариков на раму, держателя для телефона, подножки.

Простота тормозной системы

Самая простая тормозная система на обычных колодках v-brake. Но сейчас большинство велосипедов продается с дисковыми тормозными системами. Они быстрее срабатывают, надежнее и не так быстро стираются, если ваша поездка предполагает много спусков с перевалов. Но в обслуживании они не такие простые как колодки и наладить в полевых условиях бывает не просто, но не возможно. Другой недостаток, в том, что системы дисковых тормозов начального уровня будут весить дополнительный килограмм, тогда как колодки не весят, практически, ничего.

Если вы путешествуете в другой стране и вам нужно упаковать велосипед для перевозки в самолете, стальные диски придется снимать, а потом устанавливать. Иначе в полете они рискуют погнуться и прийти в негоднойть. А одно из самых важных доказательств почему колодки v-brake рулят, это то, что в большом велоспорте гонщики Тур-де-Франц до сих пор катаются на старых добрых губках.

От себя добавлю, что из всех вещей, что я прикрутил к велосипеду – это багажник, держатель бутылки, задний фонарик, сумка на раму и сумка на руль. И это все. Ничего лишнего мне не надо. Чем больше аксессуаров и вещей, тем больше нужно думать и заботиться о них. И чем больше прикручено деталей, тем тяжелее будет ваш велосипед.

Легкость

Сколько же весит ваш велосипед? В первую очередь этот параметр зависит от производителя рамы. Поэтому, велосипед нужно покупать в магазине, а не через интернет. Вам необходимо подержать его в руках, оценить сколько он весит, если придется нести его по лестнице или перетаскивать через рельсы. А может, через овраг или реку. В путешествии встречаются разные препятствия.

Должен сказать вам одну неприятную новость. Вес велосипеда не указывают на сайте магазина и не указывают на сайте производителей. Потому что вес зависит от размера рамы. Если вы нашли магазин, где написан конкретный вес – не стоит верить этой информации. Хорошо, что вы нашли велик, который весит всего 10 кг. Но нужно сходить в магазин и проверить это воочию.

Я не рекоммендую покупать велосипед, который весит более 12 килограмм. В путешествии каждый лишний грамм будет тянуть вас назад. Мы все думаем, что это велосипед нас везет по дороге. Но происходит это только потому, что мы прикладываем силу ног к педалям, чтобы сдвинуть железный агрегат и человека на нем сидящего. То есть, при движении вы сдвигаете собственный вес + вес велосипеда + вес багажа. Это незаметно на прямой дороге и при спусках, но это сильно чувствуется на подьемах. Поэтому, еще раз советую найти велосипед с весом не более 10-11 килограмм. Двенадцать – это максимум.

Возможность поставить багажник на велосипед

После легкости и простоты, следующий параметр – возможность прикрутить багажник. Если на раме нет специальных отверстий под багажник, то этот велосипед нельзя использовать для туризма. Вам просто будет некуда прикрепить велорюкзак. Отверстия должны быть возле оси заднего колеса и под сиденьем. Бывают модели, где отверстия есть только внизу, возле колеса. Такой велик тоже можно брать, так как сверху багажник крепится к болту тормозной системы. У меня тут есть про это специальный пост.

Если продавец начнет уговаривать вас купить велосипед без отверстий на раме и убеждать, что можно купить навесной багажник, который крепится к подседельной трубе, не соглашайтесь. Поверьте, лучше походить и поискать другой вариант, чтобы надежно укрепить багажник. Навесные багажники имеют свои недостатки в крепеже и ограничены весом, который можно на них перевезти без поломки и это не более 15 кг. Производители заявляют о 20-30 килограммах, но вам же не хочется проверять это в многодневном походе?

Горный или шоссейный

Все просто – шоссейник начального уровня с отверстиями для багажника легче всего превратить в туринговый велик. Горный велосипед, особенно, какой нибудь двухподвес сделать великом для путешествий невозможно.

Я начинал путешествовать на горном велосипеде, а сейчас катаюсь на тысячу и более километров на шоссейном байке, настроенном для туризма.

Но не стоит быть очень критичным. Если велик отвечает всем трем условиям – простота конструкции, легче 12 кг и можно поставить багажник, то из него получится туристический велосипед. Главное же условие – это жесткая вилка. Жесткую вилку я буду защищать всегда. У жесткой вилки куча преимуществ. Она легкая, она не требует никакого обслуживания, она не гасит вашу скорость при движении.

Размер колес велосипеда для путешествий

У горных великов обычно стоят колеса диаметром 26 дюймов, а у гибридов и шоссеров – 28”. Если ехать по плоской местности, то почувствуете преимущества большого колеса у шоссейника. Вы меньше крутите педали, при этом велосипед уже набрал приличную скорость. На горном придется крутить педали чаще. Но если в вашей поездке встречается много перевалов, то здесь легче будет брать горы на 26 колесах, а с горки оба велика едут одинаково. Так что по диаметру решайте сами. Еще стоит заметить, что если вы катаетесь по России или в Азии, то купить камеры и покрышки для 26” можно в любом спортивном магазине. Найти же нужный размер для шоссейника будет проблематично. Придется возить запаску с собой. Когда я катил по Австралии у меня было несколько камер и одна запасная покрышка. И она мне пригодилась. Правда, случилось это в самой безлюдной пустыне Наллабор. Там и веломагазинов то нет.

Еще есть различие в нипелях. Бывает нипель автомобильный, для которого подходят все насосы. Или нипель «преста». Он более тонкий, но это не большая проблема. Последнее время делают компактные и мощные насосы. Все что я использую для шоссейного нипеля – это небольшая шланга-переходник (20 грамм) в рем.наборе.

Форма руля велосипеда

У шоссейного велосипеда – руль баран. К нему стоит привыкнуть, но затем можно использовать различные положения рук, чтобы они не уставали.

На горном велосипеде обычно стоит прямой руль. И я рекомендую поставить на него дополнительные рога. Когда проводишь за рулем по 10-12 часов мышцы рук начинают затекать. Очень частая болезнь велопутешественников – онемение пальцев. Когда кровь не притекает к ладоням долгое время, мыщцы теряют чувствительность. Это очень неприятное ощущение. Мыщцы в последствии восстанавливаются, но это занимает от одного до трех месяцев, пока они придут в нормальную форму.

Сиденье

Начинающие велосипедисты считают, что это самая важная часть велосипеда. Конечно, это важная часть велосипеда, на которой несколько дней подряд ерзает ваша попа. Но сиденье не должно рассматриваться при выборе велосипеда для туризма и путешествий. Так как правильную сиденьку можно купить отдельно.

Итоги:

  • Вес до 12 кг, а лучше меньше. Проверять лично в магазине и не верить информации на сайтах.
  • Жесткая вилка
  • Возможность прикрепить багажник
  • Ободные тормоза типа v-brake

Остальные параметры, такие как форма руля, педалей, сиденья и размер колес на ваш выбор. Удачи и много интересных открытий в ваших поездках.

Обзор лучших велосипедов для велотуризма

Топ 12 велосипедов на которых можно брать с собой больше груза в дальние туристические поездки.

Велосипед Specialized Diverge Sport A1

Своей серией велосипедов Diverge компания Specialized стирает границы между ориентированными на выносливость велосипедиста дорожными велосипедами, и велосипедами для занятий туризмом. Модель Diverge Sport A1 представляет собой недорогую модель для начинающих велосипедистов, ищущих приключения.

Эта модель снабжена алюминиевой рамой и вилкой из углепластика с гасящими вибрацию вставками Zertz. Модель комплектуется шинами 30c Specialize Espoir Sport, но может использовать и шины, имеющие протектор 35c. Компактный шатун Shimano Sora вместе с кассетой, имеющей передаточное число 11-32, предоставляет широкий выбор скоростей.

Цена: 1 150 $

Информация: specialized.com

Велосипед Marin Four Corners Elite

Велосипед Four Corners от компании Marin, это один из немногих велосипедов для туризма, оборудованных простой трансмиссией 1х, но при этом он не боится взбираться в гору на низкой передаче 40x42t. Рама и вилки характерны установленными встык стальными вставками Columbus Thron, а также сквозными проушинами для осей, креплением крыла и низкой посадкой багажника.

Возможность закрепить три бутылки, позволяет проезжать большие расстояния между источниками воды. Шины G-One Evo 40c от Schwalbe имеют внутреннюю кевларовую защиту от проколов. При использовании ободов WTB KOM i21 можно устанавливать бескамерные шины. Завершают этот впечатляющий набор гидравлические дисковые тормоза SRAM Rival, которые можно использовать везде, куда бы вы ни направлялись.

Цена: 2 309 $

Информация: marinbikes.com

Велосипед Raleigh Tamland 2

Велосипед Tamland от компании Raleigh — это все, что нужно для легкой поездки вне проторенных троп. Обеспечивающие плавную езду рама Reynolds 631 и шины Clement X’Plor MSO 40c сгладят неровности дороги, а дисковые тормоза TRP Spyre предоставляют мощное и управляемое торможение в любую погоду.

Читать еще:  Можно ли поставить велосипед

Руль с расширяющимися под 12 градусов ручками добавляет комфорт и управляемость во время езды по бездорожью. А если принять во внимание стоимость велосипеда, то наличие трансмиссии Shimano Ultegra 6800 приятно впечатляет.

Цена: 2400 $

Информация: raleighusa.com

Велосипед Moots Routt 45

Велосипед Moots Routt имеет более удлиненные перья задней вилки по сравнению со стандартными моделями компании. Это дает повышенную устойчивость и дополнительный клиренс при использовании шин до 45c. Рама изготовлена из более прочных трубок, чем у обычных моделей Moots для кросса и дорог. Углепластиковая вилка Enve CX Disc обеспечивает функции руления и имеет сквозные проушины для осей втулки.

Наименее дорогая комплектация велосипеда снабжена плавной трансмиссией Shimano Ultegra 2×11 и гидравлическими дисковыми тормозами R785. Дополнительные опции включают заказные размеры, муфты S&S, крылья и проушины для крепления багажника — все за дополнительную плату, естественно.

Цена: 7 199 $

Информация: moots.com

Велосипед Masi Giramondo

Giramondo по-итальянски означает «путешественник», именно для них компания Masi и выпустила новый велосипед для туризма. Его хромированная рама с двойными стыками обладает характеристиками, обеспечивающими перевоз больших грузов на большие расстояния: это полные крепления крыльев и багажника, а также крепления для двух бутылок.

Еще один приятный момент, который мы привыкли видеть на всех велосипедах для туризма — это держатель запасных спиц. Трансмиссия Shimano Deore 3×10 поставляется с переключателями для руля Microshift, и расширяющимися ручками руля. Механические дисковые тормоза Promax и шины Clement X’Plor MSO 40c подразумевают, что вы сможете справиться с большим грузом и даже исследовать дороги без покрытия.

Цена: 1 090 $

Информация: masibikes.com

Велосипед Salsa Cutthroat Carbon X9

Компания Salsa разработала свой Cutthroat для удовлетворения потребности в быстром туризме, сделав велосипед, предназначенный специально для очень больших нагрузок, для езды по пересеченной местности и для гонок. Его карбоновая рама имеет небольшой вес, и предназначена для быстрой езды. Совместимость с требованием гонок обеспечена высокими, гибкими стойками, которые при ударах могут изгибаться вперед.

Поскольку велосипед рассчитан на скорость и расстояние, то у него имеются крепления только для заднего багажника, но в каждом размере, от среднего до очень большого, велосипед снабжен пятью креплениями для бутылок. Каждый размер велосипеда предоставляет максимальный объем для сумки, крепящейся к раме.

Модель X9 снабжена задним переключателем скоростей SRAM X9, рычагами тормозов и переключателями скорости Apex, и механическими дисковыми тормозами Avid BB7. Колеса Notubes Rapid 25 снабжены 2.1-дюймовыми шинами Schwalbe Thunder Burt. Опущенный руль Woodchipper 2 компании Salsa разработан специально для использования вне дорог. Он плавно изогнут в трех плоскостях, для обеспечения дополнительной ширины в нижней части.

Цена: 2 999 $

Информация: salsacycles.com

Велосипед Giant Toughroad SLR1

Этот велосипед с плоским рулем, имея прочную алюминиевую раму, и карбоновую вилку, вполне готов к туристическим маршрутам. Toughroad комплектуется задним и передним низким багажником. Трансмиссия SRAM GX/X7 2×10 и гидравлические дисковые тормоза Shimano M395 надежно доставят вас куда угодно, и обратно.

Как и многие другие модели компании Giant , велосипед Toughroad использует регулятор высоты сиденья D-Fuse с плоской задней стороной, обеспечивающий гибкость в направлении вперед-назад, и более плавную езду. Для полноты информации про шоссейные велосипеды Giant можно почитать по ссылке.

Велосипед для путешествий

Все люди любят путешествовать, но одни предпочитают добираться до места транспортом, а другие предпочитают своим ходом. Этих людей можно разделить на 2 категории – те, которые предпочитают идти пешком с рюкзаком на спине, и те, кто любит путешествовать на велосипеде.

Самолеты и поезда не принесут той радости, которую они получают во время самостоятельного передвижения.

Чтобы испытать на себе все прелести путешествия, насладиться процессом и не упустить ни одного пейзажа, лучше всего передвигаться на велосипеде.

В последнее время велотуризм стал популярным не только в Европе, но и в России.

Однако, прежде чем отправится в поход, стоит правильно выбрать железного коня. Успех Вашего путешествия в большей мере будет зависеть от велосипеда.

Если Вы готовитесь к дальней дороге, нужно подготовить не только багаж, но и транспорт. При этом стоит понимать, что далеко не каждый велосипед выдержит длинный пробег.

Помимо надежности велосипед для дальней поездки должен иметь подходящие характеристики, обеспечивающие комфортную езду, как на асфальте, так и на бездорожье.

Кроме того, выбирать нужно такой велосипед, чтобы в случае поломки, Вам можно было быстро отремонтировать его или найти новую запчасть.

Велосипеды и самокаты

Как видно, чтобы Ваш поход увенчался успехом и оставил только приятные впечатления, необходима подготовка.

Давайте рассмотрим, как выбрать велосипед для дальних путешествий, и начнем с его разновидностей.

Определяем подходящий тип

Существует три основных разновидности велосипедов:

Что касается перечисленной тройки, то наиболее подходящим вариантом являются горные велосипеды, или MTB (mountain bike).

Шоссейные и городские байки более узконаправленны и абсолютно не приспособлены для движения по пересеченной местности. Поэтому вывод очевиден.

Однако, и с горными (MTB) моделями не все так просто.

В свою очередь МТВ велосипеды подразделяются на двухподвесы (амортизатор спереди и сзади) и хардтейл (амортизатор спереди).

Двухподвесы предназначены для экстремального спуска по сложным трассам, они имеют достаточно большой вес, т.к как у них очень прочная рама и широкие прочные покрышки с «зубастым» протектором.

Хардтейлы в свою очередь являются универсальным велосипедом подходящим для велопутешествия по трассе и пересеченной местности.

Именно они имеют одинаково хорошие показатели, как на дороге, так и на гравии.

Это особенно актуально, если Вы отправляетесь в путешествие на велосипеде по России.

Данные модели также называются гибридными. Остальные горные байки не позволят Вам развить достаточной скорости на трассе.

Поскольку в дальнем путешествии каждый килограмм будет четко давать о себе знать, лучше отправляться на байке с алюминиевой рамой, которая будет легче и прочнее. А большие колеса позволят развить приличную скорость на шоссе.

Комплектующие для велосипеда

Лучший велосипед для туризма одноподвесный — хардтейл. Это значит, что он имеет только передний амортизатор на вилке.

Почему это важно?

При наличии задней подвески прикладывается много усилий для раскачки амортизатора. Это снижает вашу скорость, но увеличивает энергозатраты.

Двухподвесные агрегаты себя оправдывают только при экстремальной езде, например, в дисциплине даунхилл, эндуро, фрирайд. Для дальней дороги в них нет необходимости.

К тому же, байки, имеющие задний амортизатор стоят на порядок дороже.

Велосипед для велотуризма должен иметь не менее 24 скоростей, 3 звезды спереди на шатунах и 8-9 скоростную кассету. Такая необходимость обусловлена длительными подъемами в гору.

Говоря о трансмиссии, стоит отметить, что лучше использовать комплектующие компаний Shimano и SRAM. Они зарекомендовали себя как поставщики надежных и профессиональных запчастей для велоспорта.

Оптимальным по цене и качеству вариантом станут комплекты звезд не ниже Shimano Alivio. В последний год эти кассеты позиционируются как туристические, а значит прекрасно подойдут для интенсивной и длительной езды.

По надежности триггерные и грипшифтовые манетки практически одинаковы. Поэтому выбор данной детали будет объясняться исключительно вкусом и удобством «наездника». Главное подобрать надежного производителя и вперед.

Другое дело – тормоза. Среди велолюбителей не стихают споры о том, что лучше для длительных поездок: вибрейки или диски. Первый тип тормозов дешевле и проще в обслуживании, а второй — эффективнее и надежнее.

Кстати, диски по принципу автомобильных тормозов могут засоряться и перегреваться при интенсивном использовании. Для справедливости стоит сказать, что диски заметно вытесняют конкурентов с рынка.

На данный момент они становятся доступнее и надежнее. Поэтому, покупая велосипед для путешествий, можете смело брать диски. Однако, перед отправлением стоит все же посмотреть их устройство, чтобы в случае поломки осуществить ремонт.

Другая немаловажная составляющая, которой должен обладать велосипед для дальних путешествий – надежная вилка.

Наилучшим вариантом является воздушно-масляная вилка. Однако, она и самая дорогая среди аналогов. В случае ограниченного бюджета можно приобрести пружинно-масляный элемент.

Что лучше: магазин или индивидуальная сборка?

Подводя итоги обзора комплектующих, стоит отметить, что лучший велосипед для туризма для каждого человека индивидуален. Это обусловлено личными предпочтениями, финансовыми возможностями, а для кого-то и предвзятостью к определенным деталям.

Некоторые принципиально берут те запчасти, которые меньше всего нуждаются в ремонте, но их эффективность ниже, чем у аналогов.

Поэтому, выбирая агрегат необходимо найти золотую середину между эффективностью, надежностью, ремонтопригодностью и ценой. Найти идеальный велосипед для путешествий в магазине может быть непросто.

А если и удастся, ценник, вероятно, больно укусит вас за кошелек. Некоторые приобретают детали по отдельности, а затем собирают готовый агрегат. При отсутствии знаний и навыков, эту работу можно поручить веломастеру.

В любом случае, покупка отдельных комплектующих и услуги механика обойдутся дешевле, чем покупка нового байка.

Существует другой способ найти «железного коня» своей мечты.

На вторичном рынке можно купить «донора», имеющего задатки для желаемого велосипеда, например раму, вилку и колеса. А затем индивидуально докупить недостающие запчасти.

Кроме того, отправляясь в путешествие, позаботьтесь о материалах и инструментах для возможного ремонта. Если Вы выбираете воздушную вилку, вам потребуется насос высокого давления, а при выборе масляной детали – смазывающие материалы.

Как видно, велосипед для дальних путешествий можно подготовить самому. Конечно, это потребует времени. Но отправившись в дорогу на надежном и быстром байке, Вы поймете, что это стоило любых усилий.

Как выбрать велосипед для путешествий

Многие собираясь в велопутешествие задумываются о том, каким должен быть велосипед для длительной и комфортной езды. Я хочу поделиться с вами своим опытом и дать советы – на что обратить внимание при выборе велосипеда для путешествий.

В целом, в путешествие можно поехать на любом и даже самом дешевом велосипеде, но тогда он будут чаще ломаться, доставлять дискомфорт и езда на нем будет разочаровывать.

В зависимости от того, по какой местности вам интересно путешествовать, следует подобрать соответствующий велосипед.

Велосипеды, которые подходят для путешествий

Туристический велосипед (touring bike) – велосипед, специально спроектированный для длительных путешествий по дорогам. Они надежные и идеальны для перевозки груза. По сравнению со спортивными велосипедами, рама туристического велосипеда удлиненная и имеет более низкий центр тяжести – это дает большую устойчивость в нагруженном состоянии, но уменьшает маневренность. Рамы хороших туристических велосипедов изготавливают из легированной хромомолибденовой стали, за счет этого, рама жесткая, прочная, долговечная, с хорошим накатом. Большой диапазон передач позволяет без проблем преодолевать крутые подъемы. Есть возможность установить багажники – задний и передний.

Существуют разновидности туристических велосипедов. Одни подходят больше для езды по асфальту – у них гладкие покрышки, ободные тормоза. Другие имеют возможность ехать и по грунтовым дорогам – у таких велосипедов больше колесный просвет, что позволяет установить более широкие шины и повысить проходимость, дисковые тормоза.

Гибрид (hybrid bike) – такой велосипед совмещает особенности горного и дорожного велосипеда. От горного он имеет схожую геометрию рамы, навесное оборудование (трансмиссию, переключатели передач, тормоза) – это позволяет преодолевать сложный рельеф, от дорожного – более узкие покрышки и колеса 28 дюймов, отсутствие амортизационной вилки, или вилка начального уровня. Рама гибрида чаще всего изготовлена из алюминиевого сплава, жесткая и маневренная. Есть возможность установки заднего багажника. В путешествие на гибриде поехать можно, но по моему мнению, он не такой комфортный при длительной езде и не такой устойчивый на дороге как туристический. Идеально подходит для езды по городу и легкой пересеченной местности, например, для ежедневных поездок на работу.

У меня был велосипед гибрид Bergamont Horizon 6.2 Gent (2012) и мне пришлось его усовершенствовать для путешествий. Я заменил амортизационную вилку на жесткую, установил руль-бабочку и передний багажник.

Горный велосипед ( mountain bike ) – велосипед, предназначенный для езды и гонок по пересеченной местности. Рама горного велосипеда прочная, жесткая, геометрия спортивная – короткая, с завышенным дорожным просветом. Для такого велосипеда характерно наличие амортизационной вилки, а в некоторых случаях, и задней подвески, что позволяет сохранить сцепление и управляемость на неровной поверхности. Тормоза как правило дисковые гидравлические. Трансмиссия имеет широкий набор передач. Навесное оборудование качественного горного велосипеда отличается повышенной надежностью, работоспособностью в загрязненном состоянии. На горном велосипеде можно отправиться в поход по лесам со сложно проходимыми тропами, по холмистой местности, например, в Мещерский национальный парк или Крым. На асфальтированных дорогах такой велосипед значительно уступает в эффективности гибриду и туристическому, но горный велосипед можно превратить в гибрид, если установить гладкие покрышки.

Читать еще:  Giant tcr велосипед

Format 5212

Фэт-байк (fat bike) – велосипед с широкими покрышками низкого давления для езды по бездорожью. В отличии от горных велосипедов, на фет-байках отсутствует амортизационная подвеска, т.к. толстые колеса сами по себе смягчают удары. Существуют разновидности фет-байков для туризма – геометрия их рамы удлиненная, способствует более комфортной посадке, есть возможность установки багажников – переднего и заднего. Такие велосипеды идеально подойдут для путешествий в диких условиях – по рыхлому грунту, снегу, камням. Отсутствие дорог для них не является преградой.

Складной велосипед (folding bike) – велосипед со складной рамой. Обычно такой велосипед ассоциируется с велосипедом для города и небольших прогулок, однако существуют специальные туристические версии складных велосипедов. Они имеют небольшие колеса, навесное оборудование как у горного велосипеда, а также передний и задний багажник. Посадка – комфортная для длительных поездок. Велосипед очень удобен для транспортировки, поэтому подойдет тем, кто не хочет всю дорогу ехать на велосипеде, и планирует часто пользоваться общественным транспортом, поездами и самолетами.

На что стоит обратить внимание при выборе туристического велосипеда

Рама – главное, на что нужно обратить внимание при выборе любого велосипеда. Туристическая рама должна быть с удлиненной геометрией и комфортной посадкой, жесткой, прочной, и сделанной из качественного материала, в то же время быть относительно легкой. У таких рам присутствуют отверстия для крепления багажников и грязевых щитков (крыльев). Вилка без амортизации, потому что она простая, легкая, не требует обслуживания, позволяет устанавливать передний багажник и дает лучший накат.

Колеса для туристического велосипеда нужно выбирать повышенной прочности с двойными пистонированными ободами на 32 спицы и качественными втулками с хорошей защитой от попадания грязи внутрь.

Двойные пистонированные
обода

Покрышки для туризма должны обладать высокой устойчивостью к износу и проколам. В большинстве случаев подходят дорожные туристические покрышки шириной 32 – 38 мм, с гладким протектором и водоотводящими канавками или гибридные (гладкие посередине с зацепами по бокам). На гладких туристических покрышках я ездил без проблем как по асфальту, так и по укатанному грунту.

По ширине покрышек нужно подбирать грязевые щитки (крылья). Чтобы они хорошо защищали от брызг, расстояние от крыльев до покрышки должно составлять не больше 3 см. На щитках, особенно на переднем колесе, хорошо иметь широкие резиновые брызговики – они защитят обувь и переднюю систему звездочек от брызг из под колеса.

Тормоза должны быть мощными и надежными. По моему мнению, лучше всего для туризма дисковые механические тормоза, но традиционные ободные тоже подойдут. Главное, чтобы они были хорошего качества. У каждого варианта свои преимущества.

Дисковые механические тормоза имеют простую конструкцию и их можно отремонтировать в походных условиях, они не изнашивают обода и лучше работают в плохую погоду. Недостатки в том, что можно погнуть диск при транспортировке, а выпрямить его сложно. Колодки к таким тормозам сложнее найти в маленьких городах.

Ободные тормоза легки в обслуживании и детали к ним можно найти в любом веломагазине. Основной недостаток – быстрый износ колодок, особенно в плохую погоду, со временем это изнашивает и обод.

Трансмиссия на туристических велосипедах должна иметь широкий диапазон передач и выдерживать длительную эксплуатацию. Обычно на передней системе 3 звезды, а сзади горная кассета. Главное не количество передач, а разница в передаточном числе между минимальной и максимальной звездочкой. В туризме, в отличии от велоспорта, не нужно ставить рекорды по скорости, поэтому нет необходимости устанавливать дорогое облегченное оборудование. Будет достаточно компонентов среднего уровня – по надежности и скорости износа они не уступают профессиональным, но значительно дешевле.

Багажник – очень важная деталь туристического велосипеда. Качественный багажник сконструирован таким образом, чтобы его стойки равномерно передавали нагрузку в точки крепления. Не должно быть слабых мест – под нагрузкой они обязательно сломаются. Наиболее популярны багажники из алюминиевых и стальных сплавов. При прочих равных, багажники из стали будут долговечнее, чем из алюминия, но вес у стальных больше.

Седло надо подбирать под свои физические данные, а именно – ширину таза, потому что основной вес нашего тела во время езды приходится на седалищные кости. Если седло будет слишком узким, седалищные кости не попадут на седло, тогда вес придется на мягкие ткани, а если оно будет слишком широкое, то натрет внутреннюю поверхность бедер. Женские седла шире и короче, чем мужские, некоторые имеют вырез в центре для снижение давления на мягкие ткани.

Также при выборе учитывается мягкость и твердость седла. Мягкое седло чаще всего выбирают новички. На первый взгляд кажется, что оно удобнее, но при длительной езде вызывает отек мягких тканей таза и натирает внутреннюю поверхность бедер. Очень твердое седло – выбор профессиональных спортсменов, которые во время тренировок постоянно привстают, поэтому их вес в основном приходится не на седло, а на ноги и руки.

Для туризма на мой взгляд, лучше всего подойдет упругое седло. Не мягкое, но и не жесткое. Такими являются кожаные и каучуковые седла. Кожаное седло со временем продавливается, принимая форму таза, но оно требует постоянного ухода и теряет форму от воды. Каучуковое седло благодаря своей упругости хорошо амортизирует вибрации, не требует ухода и не боится воды.

Надеюсь, эта информация будет вам полезна. Пишите в комментариях, если остались вопросы и делитесь своим опытом по выбору туристического велосипеда!

Как купить туристический велосипед: советы по выбору

Велотуризм — это один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Так как должен выглядеть велосипед для велотуризма? Всё зависит от ваших требований и пожеланий. Для кого-то велотуризм – это покатушка на целый день, а для кого-то – это серьезный поход с ночевками в лесу и песнями у костра.

И если в первом случае можно обойтись относительно любым велосипедом и рюкзаком, то во втором без специально подготовленного велосипеда не обойтись. Сегодня мы о нём и поговорим.

Сегодня мы говорим о следующих особенностях туристического велосипеда:

Рама

Стандартом в рамах для велотуризма является рама типа хардтейл, то есть без амортизатора. Такая рама не съедает часть усилия при педалировании (что критически важно на дальняках) и в ней внезапно не умрёт амортизатор в какой-то дикой, далёкой глуши. Плюс, в переднем треугольнике рамы можно разместить сумку.

Рама должна быть достаточно прочная и лёгкая, чтобы выдерживать ваш вес и вес ваших сумок. При этом на раме должен быть предусмотрен крепеж для багажника.

Материал рамы – повод для классических споров на эту тему.

Алюминий хорош тем, что легок и прочен, но при поломке его невозможно заварить в кустарных условиях, да и вибрации от неровностей он гасит не так хорошо.

Сталь или хромолибден хороши тем, что отлично гасят вибрации и их можно починить даже в маленькой деревне, сварочный аппарат найти не так трудно. Но они весят больше алюминия.

Титан – всем хорош. И вибрации он гасит, и прочный, и лёгкий. Да вот только цена кусается.

Не стоит собирать туристический велосипед на базе «шоссейных» рам. На них нет креплений для багажника, у них не слишком удобная посадка для дальних перегонов и в них не влезут колёса, которые позволят вам съезжать с дороги на грунтовку.

Вилка

Выбор вилки – новый камень преткновения на дороге к выбору идеального велосипеда для туризма.

Амортизационная вилка будет отлично проглатывать неровности, но если вы передвигаетесь по дорогам общего пользования, то проку от неё будет мало. Плюс вилка периодически требует сервисного обслуживания, сможете ли вы обеспечить периодический сервис, даже если вы в глуши? Так же не очень понятно, стоит брать воздушную вилку или со стальной пружиной.

Воздух можно подстроить под себя и такая вилка легче, что предпочтительнее. Но, вполне возможно, что вес вас с вашими сумками будет выше допустимого производителем нагрузки для такой вилки, что тоже не благоприятно скажется на её работоспособности.

Пружина хороша тем, что её можно найти довольно большой жесткости и она не даст сложиться вилке под вашим весом. Но пружина тяжелая, а тащить лишние килограммы в дальнюю дорогу – это лишние нагрузки.

Регидная вилка – хороша весом, неприхотливостью и простотой. Нечему ломаться, ничего не нужно обслуживать. Она гораздо хуже амортизирует неровности, но это можно исправить, выбрав стальную или титановую вилку.

Колёса

Колёса несут на себе ваш вес, вес багажа и вес велосипеда. Так что должны быть прочными и жесткими. Это то место, где не нужно экономить вес, а лучше взять что-то оптимальное. Не нужно брать какие-то уникальные колёса, на которых днём с огнём не сыскать запчастей. Это должен быть набор из среднего ценового сегмента, запчасти для которых вы сможете найти в любом веломагазине.

Золотой серединой будут двуслойные обода, втулки на промподшипниках, 32 спицы с обычными ниппелями.

Диаметр колёс зависит от рамы и вашего роста. 27.5” или 29” колёса – позволят вам поставить хороший кантрийный вилсет и быть более ориентированным на внедорожное использование велосипеда. 28” (700C) будут отлично катить по асфальтовому покрытию.

Трансмиссия

Мультиспид, если у вас достаточно бюджетная сборка, то здесь оптимальным будет выбрать систему с двумя звёздами спереди и кассету на 9/10/11 звёзд сзади. Это даст вам широкий диапазон в передачах и велосипед сможет как заезжать вверх, так и хорошо катить вниз. Минусы такого выбора в том, что цепь и звёзды периодически необходимо смазывать и чистить. Ролики набиваются грязью, а переключатель можно оторвать при неудачном падении или зацепившись за дерево.

Планетарная втулка с ременной передачей – если у вас есть деньги. Такой набор гарантирует вам избавление от частого обслуживания. Ремень не требует смазки. Планетарная втулка проходит 1000-3000км между т. о.

Тормоза

Здесь в принципе всё понятно – это только механика. Вдалеке от цивилизации трудно найти тормозную жидкость или гидролинию. Тросик – всегда пожалуйста, можно запасной возить с собой, места он занимает минимум.

Вибрейки – легко найти запчасти в любом магазине, легко настроить или починить. Минусы в том, что совместимы не со всеми современными «кантрийными» ободами и с не очень хорошим запасом мощности и сроком жизни. Как всегда, если вы поставили «восьмерку» на обод, то колодка начинает тереть в месте «восьмерки», что дополнительно вас замедляет. Обод постепенно истирается колодками, что в конечном счёте влияет на его прочность.

Дисковые тормоза – колодки живут очень долго, тормоза отлично тормозят, вне зависимости от состояния и кривизны обода. Минус, если сильно загнуть ротор, то выровнять его практически невозможно, хотя такое бывает редко.

Руль

В зависимости от ориентирования ваших маршрутов вы можете взять «руль-бабочку» или обычный плоский руль.

Руль-бабочка – это некое подобие шоссейного руля, только с множеством мест для хвата. На него можно и прилечь, и ехать с ровной спиной. Такой руль больше подойдёт для поездок по асфальтированным дорогам.

Если в вашем маршруте есть пересеченная местность или откровенные кантрийные спуски, то лучше всего будет взять обычный плоский руль. На него легко установить рога для удобства или повесить фонарь и багажник.

Читать еще:  Полиуретановые колеса для велосипеда

Седло

Выбор седла здесь, как и при любом выборе седла, так же основан на ваших анатомических особенностях. Ширина седла должна быть не меньше, чем расстояние между косточками таза, на которых вы сидите. Измерить его несложно, вам понадобится линейка и стул. Подсовываете линейку под себя так, чтобы её край касался одной из костей таза, пока вы сидите. Положение второй кости таза переносите пальцем на линейку. Получившееся расстояние – это и есть ширина вашего таза.

В остальном – это лишь полёт вашей фантазии, подбирайте седло так, чтобы вам было удобно крутить на нём весь день.

Безопасность

Не стоит забывать про безопасность, джентельменский набор защиты описан в соответствующей статье. Как минимум, во время поездки на вас должен быть шлем!

Итог

Средний туристический велосипед будет выглядеть так:

  • Стальная рама
  • Регидная вилка
  • 29” колёса
  • Планетарная втулка
  • Дисковые тормоза
  • Плоский руль
  • Комфортное седло

Такой набор позволит путешествовать вам далеко и с достаточным комфортом. А о навесном оборудовании и сумках мы расскажем в будущих статьях, оставайтесь с нами!

Какой велосипед лучше подходит для ежедневных поездок?

Для асфальта опытные ездоки предпочитают велосипеды со снимаемой рамой, что позволяет увеличить скорость. В то время как многие другие выберут тот, которым можно управлять без наклона положения, то есть шоссейный вариант с перекладиной или горный с шинами без протектора для ровных поверхностей.

Если приходится преодолевать несколько разных типов поверхности и грунта, тогда чем более толстые и цепкие шины горного велосипеда, тем легче пройдёт поездка. Они могут показаться чрезмерными в других случаях, поэтому не забывайте о возможности снаряжения шоссейного велосипеда более толстой резиной, как например, шинами с протектором в 32 или 37 мм.

Передачи типичного шоссейного велосипеда будут справляться до тех пор, пока не придётся пересечь необычно гористую местность, даже если он будет оснащен фиксированной системой передач. Когда на пути встречаются непреодолимые склоны, лучше присмотреться к туристскому или горному велосипеду.

Какой бы вариант ни предпочли, у вас будут с собой вещи – в рюкзаке, курьерском мешке или перемётной сумке Последние, кстати, представляются наиболее удобными особенно в случае длительных поездок, поэтому если хотите использовать именно их, выбирайте велосипед с возможностью установки креплений в стойку.

Следует помнить о том, что даже в сухую погоду дорога может быть влажной, поэтому брызговики станут отличным дополнением. Если у велосипеда нет специальных креплений, используйте пристёгиваемые щитки, хотя, конечно, хорошо закреплённые полноразмерные брызговики и щитки от грязи куда лучше справляются с упомянутой задачей.

И кстати, если вы ищите, где в Интернете купить велосипед, то смотрите на сайте

Давайте поближе взглянем на возможные варианты велосипедов.

Гибрид / велосипед для ровной местности: лучший многоборец


Гибридные велосипеды сочетают скорость узких колес 700С с ездой в вертикальном положении, как на горном велосипеде. Существующие варианты сильно разнятся. В этой категории легко встретить модели с клещевыми или дисковыми тормозами, а также варианты со стойками и щитками или, наоборот, облегченные, как гоночные велосипеды.

Если нужна отличная скорость на хороших дорогах, но вы предпочитаете сидеть вертикально, а не лежать на руле, это оптимальный вариант. Единственный крупный недостаток подобной модели заключается в невысоких аэродинамических показателях и скорости, как у гоночного велосипеда.

Модели, созданные по аналогии с 29-дюймовыми горными, появились на рынке недавно. Толстые покрышки 700С позволяют преодолевать большинство препятствий и обеспечивают хорошее сцепление на водных и трассовых отрезках. Установите брызговики, если планируете круглогодичные поездки.

Если повезет, можно найти модель с установленным ремённым приводом: практически вечный двигатель – версия Gates отлично выдержит 15 000 км и больше – не требует обслуживания и не подвержена загрязнению. Велосипед с таким приводом дороже стандартного с цепной системой, зато очень надежный.

  • Плюсы: Довольно быстрый, универсальный, вертикальное положение ездока
  • Минусы: Может оказаться таким же хрупким, как и шоссейный велосипед

Складной велосипед: если в маршруте есть поезд


Лучше всего подходит для коротких поездок, особенно если место хранения в конечной точке маршрута небольшое, и смешанных путешествий. Эта модель очень популярна среди жителей мегаполисов. Самый компактный из них поместится даже под рабочим столом, так что не придётся волноваться о вероятной краже, и легко войдёт в поезд или автобус в час пик.

Из-за небольших колёс складная модель не отличается высокой скоростью по причине необходимости вместить велосипед в маленьком пространстве в сложенном состоянии. Однако лучшие современные представители на удивление проворны, конечно, пока шины хорошо надуты. Нет ничего хуже, чем ненакачанные маленькие колёса.

Колёса складного велосипеда имеют склонность собирать все ямы на дорогах, но, если бюджет позволяет, стоит выбрать высококлассную модель со специальной системой подвески, которая легко вытянет вас из колдобин и повысит комфорт езды.

  • Плюсы: Очень удобно хранить, можно перевозить в поезде
  • Минусы Медленнее обычного велосипеда, не стабилен на неровной поверхности

Городской велосипед: для спокойной езды


Стал известен благодаря сидячему положению велосипедиста во время езды. Эта модель ещё называется голландской по причине популярности в Нидерландах и считается классической для города. Сочетает в себе классический стиль с неторопливой спокойной ездой и почти не требует обслуживания.

Из недостатков: тяжёлый вес, высокая стоимость и, возможно, это не лучший вариант, если вы живете в холмистой местности. Часто оснащены полноразмерными брызговиками, защитой цепи, чтобы уберечь брюки или юбку от масла, несколькими передачами, перемётной сумкой или корзинкой спереди, звучным колокольчиком, и подножкой.

Представив весь упомянутый набор, становится понятно, почему эта модель такая тяжёлая. Даже не пытайтесь поднять по лестницам. Зато легко хранить снаружи под замком, не так заманчива для воришек в отличие от шоссейных велосипедов, да и вы приедете в пункт назначения менее взмокшим.

  • Плюсы: Отличный внешний вид, расслабленное положение ездока, практичный
  • Минусы: Тяжелый

Шоссейный велосипед: для скоростной поездки по хорошим дорогам


Лёгкие, быстрые и модные, шоссейные велосипеды стали уличным транспортом целого поколения гонщиков, если вспомнить о велогонках или катании по пересечённой местности. Такая модель легко преодолевает длинные дистанции в довольно быстром темпе. Узкие шины и лёгкие колёса, необходимые для скоростной езды, уязвимы к повреждениям от ударов о бордюр или выбоин, поэтому требуют особой степени внимательности.

Воры их тоже любят, поэтому стоит заложить бюджет на крепкий надёжный замок. Ещё понадобится лёгкий и прочный рюкзак, так как мало какой шоссейный велосипед имеет весомую грузоподъёмность, а промокнуть под дождём вряд ли хочется – брызговики Crud Roadracer отлично подходят к большинству моделей. Если погода отличная, порадуйте себя ранним стартом: есть вещи приятнее долгой дороги на работу летним утром.

  • Плюсы: Быстрый, проворный и приятный
  • Минусы: Может быть хрупким, легкие шины легко проткнуть, погода и воры вам не союзники

Проходимый велосипед: для быстрой езды по бездорожью


Этот тип велосипедов стремительно набирает популярность, и понятно почему: за счет сочетания внешнего вида и скорости шоссейного велосипеда с нагрузками и высокой рамой, подходящей для установки толстых шипованных шин с протекторами 35 мм или больше. Всё это позволяет без труда пересекать любую местность, включая ужасный асфальт, грязь, горные и верховые тропы, гравийные дорожки и прочие препятствия.

Можно найти модели, сделанные из стали, сплава, карбона и титана, диапазон цен варьируется от доступных до запредельных. Большинство моделей оснащены креплениями для установки брызговиков и багажников; дисковые тормоза, которые могут быть гидравлическими, обеспечивают лучшее торможение; более спокойная геометрия помогает уверенному управлению на различных поверхностях. Они также способны отлично показать себя в зимних поездках, для этого установите проколостойкие шины, и хорошая дорога обеспечена.

Возможно, стило бы включить в эту категорию и велокроссы, которые очень похожи (дисковыми тормозами и толстыми шинами), но не имеют крепления для брызговиков или багажников и гораздо быстрее первых.

  • Плюсы: Быстрый, удобный, практичный
  • Минусы: Не распространен. Привлекателен для воров

Туристический велосипед: если много вещей


Очень практичный велосипед для простого перемещения из пункта А в пункт Б, идут в комплекте со стойками для перевозки багажа, брызговиками для защиты во время дождя, и более прочными толстыми шинами, чем у шоссейных моделей. Пожалуй, ещё к этой категории можно отнести марафонские велосипеды.

Сиденье обычно менее приподнятое, чем у шоссейного, поэтому обзор дороги лучше. Туристский велосипед отлично подходит для поездки на выходные дни или более длительных путешествий, если вы питаете особую страсть к приключениям. Есть отличный выбор корзин, полностью водонепроницаемых и с крышкой, в которых легко перевозить продуктовый запас на несколько дней. Понадобится надёжный замок; потому как туристический велосипед достаточно похож с шоссейной моделью, и вору особой разницы нет.

  • Плюсы: Прочный, грузоподъёмный, при этом быстрый
  • Минусы: Не сравним по скорости с гоночными моделями

Односкоростной велосипед: если не любишь ремонтировать


В крайней степени минималистские, несмотря на частые заявления о том, что увлечение односкоростными велосипедами прошло, они по-прежнему популярны и напоминают о трековиках. Этот тип не имеет свободного хода, поэтому для того, чтобы ехать, надо крутить педали. Стоит привыкнуть, так сразу начнете получать непередаваемое удовольствие от чувства управления ситуацией. Следует помнить о том, что на нём даже не стоит пытаться кататься по побережью, иначе легко упасть.

Такая модель явно не подходит для новичка, но в руках опытного велосипедиста покажет молниеносную скорость. Это качество делает односкоростные велосипеды популярными среди велокурьеров, которые за долгое время использования успели оценить их надёжность ещё до того, как те приобрели широкую известность.

По закону односкоростной велосипед должен обладать передним тормозом. По-настоящему крутая модель собирается из деталей, найденных на eBay и в мусорном хламе велосипедных магазинов, однако сейчас многие производители готовы избавить вас от подобных забот и предлагают действительно интересные варианты.

  • Плюсы: Лёгкий, простой, быстрый
  • Минусы: Требует определенного навыка

Горный велосипед: для поездок по пересечённой местности


Вертикальное положение и высокая ударопрочность уже давно сделали горные велосипеды популярными для ежедневных поездок. Шипованные шины позволяют проходить по бездорожью, гористым или водным отрезкам пути, многие велосипедисты по достоинству оценили прелесть дисковых тормозов. К сожалению, подобные шины медленно идут по асфальту, часто практически полностью сводя на нет преимущество лёгких каркасных материалов и колёс, коими хвастаются многие горные велосипеды.

Самое простое решение, чтобы умчать на полной скорости, скрывающейся в этом звере, это обуть гладкие шины. Если цель осуществлять ежедневные поездки по маршруту, не выбирайте полноподвесный горный велосипед, иначе переплатите за ненужную вам функциональность. Лучше предпочесть модель кросс-кантри с амортизационной вилкой, или даже полностью жёсткой подвеской. Существенный недостаток любого горного велосипеда в его привлекательности для воров. Так что обязательно заложите бюджет на большой замок.

  • Плюсы: Отличные тормоза, вертикальное сидячее положение, ударопрочный, универсальный
  • Минусы: Тяжелый, медленный на асфальте, магнит для воров

Электрический велосипед: для быстрого преодоления холмов


Благодаря мотору 250 W можно с высокой скоростью и лёгкостью преодолевать подъёмы, что делает электровелосипед отличным вариантом для тех, кому не хочется приезжать на работу изрядно вспотевшим. Ещё идеален для тех, кого мало заботит фитнес. Электрические велосипеды с ограничением скорости до 24 км/ч можно использовать на дороге без шлема или лицензии. Большинство из них оснащены прямым рулём, брызговиками и багажником, чтобы обеспечить удобство и простоту использования.

Есть варианты батареи, мотора и управляющей электроники, цена и вес которых значительно превышает стоимость и тяжесть обычного велосипеда. Однако, с развитием технологий цена и вес аккумуляторов и двигателей на новых моделях становятся легче. Нельзя забывать о необходимости зарядки батарей ночью или даже днём в офисе, если путь предстоит неблизкий – крутить педали электрического велосипеда занятие не из лёгких.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector