11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Скоростная ручка велосипеда

Велосипедные манетки: конструкция, виды, ремонт

Система переключения скоростей на велосипеде в массовом производстве появилась относительно недавно. Использовалась она в основном для изготовления спортивных байков.

технический прогресс и инженерная мысль шагнули за 100 лет так далеко, что при ближайшем рассмотрении велосипед сегодняшнего дня — например, горный — представляет из себя довольно сложный и насыщенный технологиями механизм.

РАМА ВЕЛОСИПЕДА

Рамы современных велосипедов изготавливают из различных стальных сплавов (HiTen, Cromo, Cr-Mo), сплавов алюминия (Al 6061, Al 7005, Al U6), реже титана, и в последнее время всё более широкое распространение получают рамы из полимерных материалов, например, карбона. Универсальные крепления на раме Чтобы смонтировать/закрепить на раме насос, флягу для воды и др. аксессуары используются крепления. На дорогих «продвинутых» рамах предусмотрены разьемы для крепления дисковых тормозов. Петух Петух это специальный металлический кронштейн, на который крепится задний переключатель. На «продвинутых» рамах петух обязательно съемный.

РУЛЕВАЯ КОЛОНКА

Руль велосипеда может быть прямым, выгнутым и шоссейным (бараньи рога). На прямой обычный руль часто устанавливают «рога» — ручки по краям. Грипсы Грипсы — это то, за что велосипедист держит руль — надеваемые на руль ручки для надёжного и комфортного хвата. Грипсы могут изготавливаться из резины, поролона, гелевых материалов и т.д. Вынос руля Вынос руля в большой степени определяет посадку велосипедиста, его расположение относительно рамы. Варьируя подъем и длину выноса можно занять как верикальную прогулочную, так и скоростную низкую (для меньшего сопротивления) посадку. Существуют модели выносов руля, которые можно отрегулировать «под себя» и «под ситуацию».

СИСТЕМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

Манетки (моноблоки) Своеобразным пультом управления велосипедом являются тормозные ручки и ручки переключения скоростей. Передний переключатель Передний переключатель обеспечивает переход цепи по звездам системы (педальный узел: шатуны, шестерни, каретка). С помощью системы тросов он подсоединен к моноблокам-манеткам. Передний переключатель отличается надёжностью и неприхотливостью. Задний переключатель Это устройство обеспечивает переход цепи на разные звезды кассеты (звёзды на втулке заднего колеса). Задний переключатель подсоединен к манеткам также с помощью тросов, но в отличие от своего переднего собрата, он в силу конструктивных причин более подвержен воздействию воды и грязи, поэтому требует внимания и ухода. Система тросов Тросики передают усилие от моноблоков (рук велосипедиста) к переключателям скоростей и тормозной системе. В современном велосипеде обычно установлено четыре троса: к заднему и переднему тормозам, к заднему и переднему переключателям скоростей. Существует модели тормозов, где тросы заменены на тонкие гидравлические шланги, в которых находится специальное масло, передающее усилие за счет давления поршня в моноблоках. Ролик заднего переключателя Это также сильно нагруженный внешними воздействиями элемент, требующий внимания, чистки и смазки.

СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ

Один из важнейших узлов велосипеда — тормоза. Существуют три основных вида систем торможения:

  1. тормоза на основе тормозного барабана — торможение начинается тогда, когда велосипедист крутит педали в обратную сторону. Часто применяется в самых обычных дорожных 1-скоростных велосипедах.
  2. ободные тормоза — тормоза клещевого типа, это V-brake или кантилеверные тормоза, зажимающие колодками обод колеса велосипеда и тем самым снижающие скорость его вращения.
  3. дисковые тормоза — тормоза, обеспечивающие торможение за счет сжатия колодками специального тормозного диска (как на схеме выше), закрепленного на втулке колеса (аналог мотоциклетных тормозов).

V-brake и дисковые тормоза по типу передачи усилия могут быть: обычными механическими (тросик оказывает воздействие на колодки), гидравлическими (жидкостная система) и гибридными.

СИСТЕМА АМОРТИЗАЦИИ (ПОДВЕСКА)

Колёса велосипеда крепятся к раме через вилки — переднюю и заднюю. Вилка бывает двух типов — амортизационная и жесткая. Жесткую вилку чаще ставят на велосипеды, нацеленные на высокую скорость — шоссейные-спортивные, туристические и спортивные трековые модели, а амортизационную вилку, напротив, ставят на горные велосипеды и гибриды, где максимальная скорость не так важна, поскольку амортизатор поглощает не только удары, но и часть энергии от педалирования, а кроме того придаёт конструкции лишний вес. Амортизационные вилки различают по длине хода (от 40 мм. до 300 мм.) и типу амортизирующего элемента — воздушные, маслянные, эластомерные и смешанные. Задний амортизатор Заднюю вилку оборудуют амортизатором для горных и некоторых туристических моделей. Установить задний амортизатор можно лишь на специальную раму, рассчитанную на это. Задний амортизатор также «сьедает» часть усилий велосипедиста и добавляет веса велосипеду, но даёт дополнительный комфорт на плохих и очень плохих дорогах.

СИСТЕМА

Системой называется совокупность комплекта передних звезд и шатуна. Обычно система состоит из трех, двух или одной звезды. У шоссейных велосипедов обычно две звезды: на 52 и 32 зуба. У горных велосипедов количество зубцов на звездах обычно 48, 38, 28 или 42, 32, 22. Некоторые системы снабжены пластиковым кольцом, предохраняющим одежду от попадания между зубьями и цепью. Шатуны Шатуны насаживаются на вал каретки (т.е. системы), а к шатунам крепятся педали. Педали Педали бывают двух принципиально разных типов — туклипсы (педали с ремешком для крепления ноги), обычная платформа, с которыми можно ездить в любой обуви; — и контактные педали, требующие специального крепления на велотуфлях. Последний тип педалей значительно улучшает эффективность педалирования, поскольку усилие передается не только при нажатии на педаль, но и при подьеме ноги — педаль пристегивается к ноге особым контактом на ботинках. Езда в велотуфлях требует определенного опыта. Цепь Цепь это самое нагруженное механическое устройство в велосипеде. Она постоянно подверженна износу и подлежит постоянному уходу, смазке и своевременной замене. Кассета Задний набор звездочек называется кассетой или трещёткой. У горных велосипедов количество зубьев на задних звездах обычно находится в промежутке от 11 до 34. Число зубьев на системе относительно зубьев на кассете называют «передаточным отношением». На современном велосипеде в кассете может быть от 6 до 10 звёзд. Большее количество звезд дает заметный прирост возможных передаточных отношений, что позволяет выбрать оптимальную передачу для любого уклона дороги, т.е. обеспечивает велосипедисту возможность забраться на очень крутой склон.

КОЛЁСА

Обод колеса От прочности обода зависит долговечность колеса в целом и, во многом, скорость велосипеда. Для горного велосипеда стандартный диаметр колеса 24-26″ (но есть модели и с 28«), для шоссейного или гибрида — 28 дюймов. Покрышка От покрышки напрямую зависят скорость и устойчивость велосипеда на разных типах дорожного покрытия. Покрышки различают по плотности резины, виду протектора и ширине. Покрышки без протектора или с маловыраженным рисунком называют «слик», с чистым верхом, но боковыми шипами — «полуслик» и, наконец, «шиповка» — у которых рабочая поверхность имеет ярко выраженный протектор (покрышки для горных велосипедов). Втулки колеса Это закрытый от грязи и влаги подшипниковый узел, который обеспечивает вращение колеса, путём передачи усилия через спицы («держит» спицы). Втулки подвергаются большим нагрузкам, поскольку на них и приходится вес велосипеда и седока. Существует множество видов втулок, рассчитанных на разные нагрузки, разные типы тормозов и разное число спиц. Спицы Спицы являются очень уязвимым элементом велосипеда — помимо условно статической нагрузки от веса байка и велосипедиста, они постоянно подвергаются ударам на дорожных неровностях. Обычно колеса спицуют накрест («в три креста») или радиально («солнышком»). Для горного велосипеда наиболее распространена спицовка 32-мя или 36-ю спицами на 3 «креста». Ниппель Простой механизм, через который происходит накачивание камеры, и который удерживает в ней воздух. В современном велосипеде используются автомобильный тип и велосипедный тип ниппеля (специализированный высокий нипель «френч»).

СЕДЛО И ГЛАГОЛ

Седло Часть велосипеда, на которой сидит велосипедист вро время поездки. Правильный выбор седла под индивидуальный стиль катания крaйне важен. Шоссейные седла узкие и длинные, седла для горных велосипедов более широкие, а у городских велосипедов они очень широкие, подпружиненные, ориентированные на полностью вертикальную посадку. Существует разделение на мужские и женские сёдла. Материал: кожа, кожзам и т.д. Подседельный штырь — глагол От высоты подседельного штыря прямо зависят посадка велосипедиста и расстояние ног до земли. Подседельные штыри бывают: * жесткие — алюминиевая, стальная или углепластиковая трубка с креплением для седла * и амортизационные (с пружиной). Эксцентрик Подседельный хомут — зажимает подседельный штырь в раме. Бывает конструктивно выполнен с эксцентриком или на обычном болте (дешевые модели).

Какие манетки для велосипеда лучше

8 минут Автор: Михаил Скворцов 437

О том, что такое манетки велосипеда, знает каждый обладатель скоростного байка. Эти устройства участвуют непосредственно в переключении скоростей, с их помощью велосипедист легко и просто управляет перебросом цепи через звезды кассет. Деталь небольшая, но от ее состояния зависит, будет ли велосипед, как и нужно, скоростным, или же «застрянет» на одной передаче.

Что такое манетки, и как они устроены

Манетки – приводные устройства переключателей передач, закрепленные на руле велосипеда. Современные скоростные байки на 90% оснащены двумя системами переключения – передней и задней – соответственно, каждая оснащается своей манеткой. Слева на ручке руля располагается приводной механизм для переднего переключателя, справа – для заднего.

В классической системе переключения 3 Х 8 на каждую переднюю звезду приходится по 2-3 задних. По аналогии, одно деление левой манетки включает 2-3 деления правой. На велосипедах с одинарной системой переключения скоростей (только задняя кассета) или на планетарной втулке устанавливается одна манетка, на правой стороне руля.

Профессиональное название этих устройств – шифтеры. Внутреннее строение их довольно простое, включает в себя несколько сопряженных деталей:

  • приводная ручка;
  • подвижный блок;
  • намотка;
  • свободный рычаг;
  • тросик переключения;
  • пружинно-трещоточный фиксатор.

Ручка, которую приводит в действие велосипедист, заставляет изменять положение свободного рычага. Тот, в свою очередь, передвигает блок, на который наматывается или сматывается тросик переключателя передач. Пружинный фиксатор выполняет функцию закрепления положения троса на барабанном блоке и не позволяет переключателю самостоятельно перебрасывать цепь.

Таким образом, за счет изменения натяжения троса на блоке выставляется соответствующая передача. Крайне важно, чтобы механизм шифтера был отлажен, и одно деление на манетке точно соответствовало перебросу цепи ровно на одну звездочку. Если манетка работает исправно, но передачи не переключаются или перескакивают через две-три, то необходимо отрегулировать переключатель скоростей.

Виды манеток, их отличия

Изначально велосипедные шифтеры работали по принципу скольжения троса и фиксации тросика за счет гайки. Здесь передача определялась натяжением на корпусе манетки, примерно так, как было описано выше. Позднее в них стали устанавливать храповики, а метод изменения положения троса называется индексным.

Читать еще:  Самодельный боковой прицеп к велосипеду

Современные модели велосипедов оснащаются несколькими видами приводных механизмов:

  • грипшифтовые;
  • триггеры;
  • тормозные — Dual control;
  • пистолеты.

Манетки грипшифтеры изменяют натяжение тросика за счет перемещения барабана вокруг оси руля. Движение осуществляется вперед-назад, в центре расположен указатель, по которому выставляется передача. Другие модели могут оснащаться дисплеем со стрелками.

К достоинствам этих шифтеров относятся геометрическая целостность устройств, отсутствие выступающих частей и моментальное срабатывание при движении барабана. Отмечено, что грипшифты легкие в управлении.

Среди недостатков имеет место:

  • случайное переключение;
  • занимают много пространства на руле;
  • поворотный механизм бюджетных моделей легко ломается.

Триггеры – второй распространенный тип шифтеров, где переключение осуществляется за счет выступающих рычажков: натяжной и сбрасывающий. Первый повышает передачу, второй – понижает. Передняя и задняя манетки работают противоположно друг другу: повышающий рычаг передней является понижающим для задней, и наоборот.

Преимущества триггеров:

  • понятный принцип работы;
  • рычаги легки на ощупь, не отвлекают от управления;
  • нет риска случайного переключения как с грипшифтерами – руки на грипсах не задевают манетки.

Разумеется, есть и недостатки, с учетом которых грипшифты лучше триггеров:

  • при падении велосипеда рычаги могут сломаться;
  • тугое натягивание троса на быстрых перебросах через 2-3 передачи, что вызывает запаздывание переключения;
  • неправильное совмещение с тормозными клешнями (правда, это больше «косяк» производителя велосипеда, нежели манеток).

Триггеры выпускаются в нескольких вариантах:

  • рычаг и кнопка над рулем (Ez-Fire Plus) – бюджетные «шимановские» модели;
  • с подрулевым размещением рычагов (Rapidfire) – Shimano высокого класса;
  • Trigger: манетки SRAM с одним подрулевым рычагом, новые модели SRAM с подрулевым рычагом и кнопкой.

Dual Control, или тормозные шифтеры, приводятся в работу движением тормозного рычага в перпендикулярном направлении. Новинка была представлена фирмой Shimano. По сравнению с предыдущими типами, приводные устройства этого типа используются в узких кругах и устанавливаются на дорогие зарубежные модели.

Dual Сontrol не мешает управлению велосипеда даже при перемещении хвата. Также большой интерес представляет их конструкция, где тормозная клешня имеет две степени свободы. Можно сказать, манетки этого типа интегрированы в тормоза. Вместе с этим, имеется ряд серьезных недостатков:

  • невозможно установить на гидравлику;
  • плохая совместимость с задними переключателями;
  • ставятся только «с нуля».

Пистолеты – манетки специально для гоночных велосипедов. Их устройство имеет аналогию с Dual Control тем, что механизм переключения передач и тормозной привод интегрированы и управляются единым рычагом. Чтобы затормозить, необходимо дернуть рычаг назад, для повышения передачи внутрь, а чтобы понизить ее – нажать на вспомогательный рычаг под клешней.

К весомому преимуществу этого механизма относится удобство управления в любом хвате, недостатки – высокая цена и низкое тормозное усилие.

Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на велосипеде

Рано или поздно шифтер может перестать корректно работать или вовсе откажет служить дальше. Подтягивание или ослабление троса может не решить задачу, поэтому потребуется замена старого механизма.

Новые манетки идут в собранном виде вместе с тросиком, поэтому собирать их «с нуля» не нужно. Все операции сводятся к снятию старой детали, установке новой и обязательной регулировке переключателей.

Как поменять шифтеры:

  1. Снимаем грипсы с руля велосипеда. Чаще всего они толще, чем охват хомутов манеток, и будут мешать снятию.
  2. Отсоединить тросики переключения скоростей от дерайлеров.
  3. Ослабить крепежные болты и снять манетки с руля.

После этого можно ставить новые детали на велосипед:

  1. Закрепить шифтеры на руле. Во время работы не смещаем тормозные ручки.
  2. Аккуратно продеть тросики через раму к переключателям.
  3. Подсоединить новые тросы.
  4. Отрегулировать переключатели, проверить работу новых манеток. Настройку надо проводить, когда оба тросика закреплены на переключателях.

Если манетки работают не очень хорошо, заедают на переключениях, можно воспользоваться альтернативным вариантом – переборка, чистка и смазка. При неисправном состоянии какой-нибудь детали можно поставить ее с аналогичной модели, тогда это ремонт шифтера. В любом случае, придется разбирать ее, и как это сделать, узнаем далее.

Переборка и ремонт на примере Shimano-шифтера:
1. Открутить болт нижней крышки, вытащить ее.

2. Снять верхнюю крышку, в которой находится индикатор скоростей.

3. Добираемся до храпового механизма с собачками. Распространенные проблемы, какие могут быть: попадание усиков, грязь или отсутствие смазки. В первом случае дальнейшая разборка имеет смысл, если вставить новую шайбу с усиками от другой манетки.

4. Откручиваем центральную гайку.

5. Вытаскиваем прижимную деталь и рычаги.

6. Откручиваем винт, который держит корпус.

7. Снимаем корпус, вытаскиваем храповой механизм с тросом.

8. Отделяем храповик от пластиковой шайбы.

9. На корпусе возле закрепления троса имеется подтягивающая собачка, ее не стоит разбирать, так как собрать будет достаточно сложно.

10. Разъединяем рычаги: поддеваем узкими клешнями пружинки на стыке рычагов.

11. Аккуратно протираем и смазываем все детальки шифтерного механизма. Установка производится в обратном порядке.

Вот так, на примере делается ремонт манетки. В работе самое главное – держать все детали отдельно друг от друга в поле зрения.

Заключение

Итак, в этой статье мы узнали, как устроены и работают манетки велосипеда, на какие типы они делятся, их плюсы и минусы. Поменять самостоятельно шифтеры на новые не составит труда, разборка также не должна вызвать никаких сложностей.

Манетки и тормозные ручки для велосипеда

Комплект гидравлических ручек тормоза с механическим переключением серии 8020 и дисковых тормозных калиперов серии 8070.

Комплект 11-скоростных механических ручек переключения Shimano 105 последней серии R7000.

Комплект ручек переключения/тормоза Shimano 105 нового поколения R7000 для гидравлических дисковых тормозов.
Тормозные калиперы в комплекте.

Комплект ручек переключения/тормоза Shimano 105 нового поколения R7000 для гидравлических дисковых тормозов.
Тормозные калиперы в комплекте.
Версия для небольших рук.

Комплект тормозных ручек и калиперов для TT и триатлона Shimano Dura-Ace.

Ручки электронного переключения/тормоза Dura-Ace последнего поколения.

Комплект ручек электронного переключения/тормоза Dura-Ace, гидравлических калиперов тормоза и тормозной гидролинии.

Ручки переключения/тормоза высшего уровня нового дизайна серии Dura-Ace R9100.

Комплект гидравлических ручек тормоза с электронным переключением скоростей и дисковых тормозных калиперов серии Ultegra Di2 R8070.

Ручки переключения и тормоза Ultegra Di2 ST-R8050: интуитивно понятное и чёткое электронное переключение.

Электронные ручки переключения/тормоза для гонок на время Ultegra ST-R8060.

Накладки на ручки переключения/тормоза Shimano Dura-Ace ST-R9100.

Накладки на электронные ручки переключения/тормоза Shimano Dura-Ace ST-R9150.

Накладки на механические ручки переключения/тормоза Shimano ULTEGRA ST-R8000/105 ST-R7000.

Накладки на электронные ручки переключения/тормоза Shimano ULTEGRA ST-R8050.

Тормозная ручка для аэродинамического руля.

Электронные ручки переключения и тормоза 8-, 9-, 10-скоростных систем для ТТ и триатлона.

Выносные на руль электронные кнопки переключения для 11-скоростной трансмиссии Dura-Ace Di2 R9150.

Электронные кнопки переключения скоростей для 11-скоростной трансмиссии Dura-Ace Di2 R9150 для ТТ и триатлона, размещаемые в торцах лежаков.

Беспроводная электронная левая ручка переключения/тормоза.

Беспроводная электронная правая ручка переключения/тормоза.

Кнопка переключения Di2 для 10-скоростной трансмиссии Dura-Ace серии 7900.

Спринтерские дополнительные кнопки переключения передач Di2.

Простое, но эффективное переключение с левым электронным шифтером XT Di2 SW-M8050 от Shimano.
2-3-скоростной.

Тормозные ручки – важные запчасти велосипеда, устанавливаемые на руль для управления приводом тормоза. При нажатии велосипедистом на рукоятку усилие через тросик или гидросистему передается на исполнительный механизм тормозной системы байка, в результате чего колодки прижимаются к ободу или тормозному диску.

На шоссейных байках эти элементы имеют особую конструкцию и комбинируются с переключателями скоростей (шифтерами), что обеспечивает удобство управления во время быстрой езды.

Системы переключения передач для велосипедов.

Многие думают, что велосипед-это достаточно простой набор механизмов, да это так, однако далеко не все велосипеды и их узлы можно назвать «примитивными». Рассмотрим систему переключения передач.
Оптимальная эффективность педалирования, скорость педалирования и еще куча параметров.
Все это регулируется при помощи механизма переключения передач. В отличие от синглспида, велосипед с несколькими режимами передачи крутящего момента, способен подстраиваться под конкретные условия передвижения. «Скоростную» систему используют практически на всех типах великов: от городских и трюковых до шоссейников и «маунти-байков».
Переключатели скоростей на велосипеде делятся на три основных вида:
— с внешним механизмом;- с внутренним механизмом;- комбинированные (сейчас почти не используются и составляют всего 1,5% от общей массы из-за дороговизны и сложности изготовления)
Переключатель с внешним механизмом
Чаще всего на велосипедах применяют внешние переключатели: передний и задний.
Передний. Его работа состоит в том, чтобы перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Параллелограммный механизм перемещает рамку, через которую проходит цепь. При переключении на другую скорость рамка перемещается и располагается над необходимой звездой, после чего цепь тоже перескакивает на неё. Передние переключатели различают по характеристикам:
1. По способу крепления к раме: на хомутах к подседельной трубе, braze on(в специальную скобу на раме, болтом) или к каретке на кронштейне.2. По способу крепления троса: сверху или снизу.3. По углу установки на раму.4. По типу велосипеда, на который они устанавливаются: для шоссейных и горных велосипедов выпускают отдельные системы5. По шагу: размер рабочей части троса от меньшей звезды к большей.6. По максимальному размеру самой большой звезды.7. По ёмкости: разница между размером наибольшей и наименьшей звёздами в кассете.
Задний. Принцип работы и функции заднего переключателя такие же, как и у переднего – перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Но, в отличии от переднего, где максимум 3 звезды, на заднем их количество на кассете доходит до 11-ти. Дополнительная функция у него – это натяжение цепи.По своим характеристикам задние переключатели делятся на виды:
1. По типу велосипеда, на который они устанавливаются: для шоссейных и горных велосипедов выпускают отдельные системы2. По шагу: размер рабочей части троса от меньшей звезды к большей.3. По максимальному размеру самой большой звезды.4. По ёмкости: разница между размером наибольшей и наименьшей звёздами в кассете.5. По типу крепления: на съёмном или несъемном петухе, под гайку или на болте6. По типу тяги: с прямой тягой трос перебрасывает цепь на большие звёзды, а пружина на меньшие.С обратной тягой соответственно наоборот, но такие переключатели встречаются крайне редко, т.к. их уже давно не выпускают.
Переключатели с внешним механизмом имеют простую конструкцию, малый вес, низкую цену и большой диапазон передач. Недостатки: быстрый износ цепи из-за перекоса при переключении; частое обслуживание – чистка, смазка и настройка; большая вероятность поломки при падении; скорость можно переключить только при движении педалей
Переключатель с внутренним механизмом(планетарная система).

Читать еще:  Как собрать заднюю ось велосипеда

Во внутренних переключателях передач, механизм переключения находится внутри задней втулки. Такая втулка называется планетарной. Внешний вид велосипеда с ним напоминает «фикс» или «сингл» (велосипед с одной передачей): одна большая звезда впереди и одна маленькая сзади. Как правило, в планетарной втулке расположен и задний тормоз велосипеда, но естественно есть втулки с креплением под диск или вообще без тормоза, под ободные тормоза.
Количество переключаемых передач в планетарной втулке может быть от 3-х до 14-ти. Устанавливаются в основном на дорожные, городские и прогулочные велосипеды. Переключатель на основе планетарных втулок имеет большой ресурс работы, благодаря тому, что сам механизм закрыт в корпусе от внешних воздействий и имеет постоянную смазку, износ цепи или ремня никак не влияет на четкость переключения. Из преимуществ также стоит отметить встроенный тормоз и возможность переключиться не вращая педали, практически без вреда для механизма. Недостатков немного, но они существенны: необходимо дополнительно прилагать усилие из-за трения узлов; большой вес устройства; трудный ремонт; высокая цена.
К наименее распространенному типу трансмиссии велосипеда, относится планетарная втулка, внутри которой расположен шестеренчатый механизм изменения передаточного соотношения. Взаимное расположение и зацепление шестерней регулируется переключателем скоростей, который, в свою очередь, приводится манеткой на руле. Принципиальное отличие от «звездочной» трансмиссии позволило такой системе переключения передач неплохо укрепиться в велосипедной среде.
Из чего состоит и как работает планетарная втулка.
Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Именно с ней зацепляются планетарные шестеренки. Для их фиксации используется «водило». Эта деталь не позволяет сателлитам – так иначе можно называть планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться друг с другом, а также определяет их направление движения. Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования.
Звездочка сопрягается с механизмом втулки с помощью шлицевого привода, исполнительного механизма втулки. При изменении передачи он изменяет скорость вращения «водила», относительно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается переключение.
Интересная особенность такого типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи или ремня, «водило» замыкается на корпус втулки.
Для примера рассмотрим, как работает механизм планетарной передачи на простой планетарной втулке с тремя передачами:
-Пониженная передача. Кольцевая шестерня опережает «водило» за счет его зацепления корпуса планетарной втулки. Передаточное отношение меньше единицы и составляет примерно 0.733.
-Главная передача. Крутящий момент с эпицикла передается на втулку за счет зацепления ее с планетаркой. Иначе говоря, со втулкой соединено не «водило», как на первой передаче, а шестерня. Что происходит при этом? Втулка вращается быстрее «водила», а для достижения максимальной скорости понадобится больше усилий по сравнению с пониженной передачей.
-Передаточное число повышенной, или третьей, передачи больше единицы, и для трех скоростных велосипедов оно составляет примерно 1.364. Направление движения «водила» и втулки противоположны, благодаря чему достигается ее большая эффективность, для достижения большей скорости, по сравнению с главной передачей.
-Для планетарных втулок с 5, 7 и т.д. скоростями диапазон передаточных отношений выше, чем у втулки с тремя передачами, за счет большего количества шестеренчатых механизмов. Принцип работы много скоростных и простых втулок будет одинаковым. Разница только в том, что у каждой планетарной составляющей будут свои фиксированные (как у 3-х ступенчатой планетарки) значения отношений передач, а в целом у механизма их будет в несколько раз больше.
Производители планетарных втулок: плюсы и минусы
Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается всего несколько производителей(указаны основные):
Shimano,SRAM,Sturmey-Archer,Rohloff.
-Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных(классических) систем переключения передач.
-Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%.
-Shimano – известнейший производитель велозапчастей и планетарных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – с 11 передачами, Shimano Alfine.
-Sturmey может похвастаться гибридными кассетно — планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.
Преимущества использования планетарных втулок.
1 ) Прямой ход цепи/ремня(без перекоса) и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи трансмиссия выглядит почти также, как у обычного синглспида или фикса.2 ) Скрытый от внешних воздействий механизм переключения передач отличается высокой долговечностью по сравнению с кассетами и трещотками. Могут быть задействованы все соотношения передач, т.е не стоит беспокоится о сильном перекосе цепи/ремня. Об этом смело скажут отзывы от велосипедистов, перешедших с «стандартных» систем на планетарные.3 ) Нет необходимости постоянно обслуживать устройство, по крайней мере это нужно делать гораздо реже, также его сложно нечаянно повредить.
Недостатки использования планетарных втулок
1 ) Невозможность использования в велосипедном спорте из-за высокого трения, т.е. более низкого кпд и чувствительности шестерней к точности включения передачи.2 ) Большой вес.3 ) Ремонт таких механизмов почти невозможен в домашних условиях, да и сервис, где ремонтируют планетарные втулки, нечасто можно встретить. Одноразовость планетарок не позволяет их выгодно привести в рабочее состояние, лучшим вариантом будет установка новой.4 ) Высокая стоимость.

Ручки для велосипеда с маленькими боковыми рогами — так ли хорошо на деле?

  • Цена: $ 9.99
  • Перейти в магазин

Всем привет, задумал я немного обновить своего двухколесного друга и начать решил с ручек (грипс) с боковыми рогами. На сколько это у меня получилось можно будет прочитать под катом.

Как я уже сказал, мне пора было обновить ручки на велосипеде, так как за время использования они уже потеряли хороший внешний вид.

Сами ручки приходят в пакете из пупырчатого полиэтилена.

Комплект поставки следующий:
— резиновые ручки (они же грипсы)
— металлические кольца, которые зажимают крепление ручек с внутренней стороны
— металлические рога типа «ox horn», которые закрепляются с внешней стороны ручек
— и резиновые заглушки, которые закрывают отверстия в рогах с внешней стороны

Для установки данных ручек нам понадобятся шестигранники #3 и #4, которые в комплект не входят.
Конструкция ручек проста — они выполнены их резины с расширением к внешним краям с целью обеспечения анатомичности хвата. Длина ручек — 13см.

По краям ручки имеют полукруглые выросты, которые выполняют роль прокладки между рулем и его краской и металлическими кольцами и рогами ручек, которые зажимаются болтиками с целью фиксации ручек на руле. По сути рога и кольца затягиваются как хомуты.

А выступы на ручках выполнены из пластика

Перейдем к остальным частям нашего комплекта

Рога имеют диаметр отверстия 24 мм и длину 9 см — т.е. рожки достаточно компактные

Зажимаются на руле шестигранником #4

Если присмотреться, то видны огрехи покраски

Внутри кольца у рогов имеется небольшой порожек, что определяет посадку рогов на резиновых ручках.

Кольца-хомуты имеют диаметр 23 мм и специальную форму внутренней окружности, благодаря которой они не прокручиваются на ручках и надежно их фиксируют. Зажимаются кольца шестигранником #3

На одной из граней кольца также видны дефекты покраски (на солнце блестит металл на правом кольце на 9-11 часов по циферблату)

Последняя часть комплекта — резиновые заглушки

Можно переходить к установке, но для начала надо было снять старые резиновые ручки, что сделать оказалось не так просто =)

Срезать их не хотелось, поэтому пришлось стягивать и немного помучиться с этим.
Но вот дело сделано

При установке сначала можно одеть металлическое кольцо на ручку сразу, а пото одевать их вместе на руль

Ручки одеваются достаточно свободно — с этим проблем нет.

Теперь нужно всего-то одеть рог и зажать его на ручке, но вот тут и вознимкают проблемы. Дело в том, что когда вы пытаетесь зажать рог на ручке, он начинает сползать с нее и образуется зазор между рогом и резиновой ручкой.

В процессе попыток поправить это сползание я таки отломал часть одного выступа

В целом это не помешало потом установить рог и добиться минимального зазора, но учитывать это нужно!
Далее устанавливаем заглушку

Получив опыт с правой ручкой, рог на левой установил уже быстрее и лучше

Но небольшой зазор всеравно есть

Итого

Что могу сказать по поводу данных грипс… Есть претензии к качеству покраски металлических элементов, на них потом перестаешь обращать внимание, но все же это неприятно, особенно учитывая то, что стоят они не 1 и не 2 доллара. Кольца надежно фиксируют ручки и зажимаются легко, а вот рога начинают соскальзывать с пластмассовых выступов ручек, которые должны бы выполнять роль прокладок для зажима рогов. Была мысль даже отрезать их и зажать рога на металлическую часть руля, но диаметр их чуть больше диаметра трубки, из которой сделан руль, так что в любом случае нужно что-то под них подложить. Желательно что-то не скользкое. Ввиду особенностей установки рогов, у меня присутствует некоторое опасение, что рога можно сорвать с места их крепления, если попасть на какую-нибудь более-менее большую кочку в процессе езды.К самим же резиновым ручкам у меня претензий нет — они не скользят, резиной не воняют и со своей функцией справляются хорошо. Анатомический упор также чувствуется, хотя на родных ручках он был более выражен, так что ощущения немного другие. Внешне за счет рогов велосипед стал выглядеть чуть агрессивнее и интереснее, на мой взгляд, но в целом впечатления о данных ручках у меня остались смешанные.

На этом у меня все — ровных вам дорог и красивых видов=)

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector