0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система звезд велосипеда

Велосипедная система

Велосипедная система

Система ведущих звезд (система) — передний набор звезд велосипеда, расположенный на оси каретки, часть велосипедной трансмиссии. Система служит для преобразования поступательного движения ног велосипедиста во вращательное и изменения передаточного отношения (при наличии на велосипеде устройства переключения передач).

Шатуны (кривошипы) соединяют валы педалей с валом каретки. Звезды прикрепляются, как правило, к правому шатуну. Существуют системы как с несъемными звездами, так и поставляемые отдельно от звезд.

Классификация систем

1. По области применения:

  • MTB системы:
    • Даунхилл системы — особо прочные одинарные.
    • Гибриды — тройные системы с набором звезд наподобие 26-36-48. Ориентированы в большей степени на движение по шоссе и туризма.
    • Кросс-кантри — тройные системы с набором звезд 22-32-42 (у дешевых), 22-32-44 или 24-32-42 (Shimano Dyna-Sys ). Последние системы высокого уровня (Shimano SLX и выше, Sram X.7 и выше) могут быть двойными: 26-38(39) или 28-40(42), подразумевая использование 10-звездной кассеты. Последние разработки — системы с 1 звездой спереди (при кассете на 11 звёзд сзади), полностью пропадает необходимость в переднем переключателе.
    • Компакт-системы — двойные системы со звездами 34-50, 36-50. Больше подходят для гонок в холмистой местности. Для новичков и развлекательной езды — тройные системы 30-39-50.
    • Велокроссовые системы — всегда двойные. Характерный набор звезд — 36-46, но выпускаются и традиционные 34-50.
  • Шоссейные системы — системы пятилапки и звезды на 5 болтов.
  • Системы для дорожных велосипедов — двойные системы с большими звездами наподобие 39-52, 42-53 и т. п. Для новичков и развлекательной езды — тройные системы 30-42-52.

2. По количеству звезд:

  • С одной звездой.
  • С двумя звездами («двойники»).
  • С тремя звездами («тройники»).

3. По принципу работы механизма переключения передач:

  • Системы с несколькими звездами.
  • Планетарные системы.

В тандемных велосипедах системы имеют обычно дополнительные звезды для передачи крутящего момента от педалей второго ездока. Дисковый тормоз, встроенный в систему, применяется на велосипедах со втулкой без свободного хода (например, в велосипедах для велотриала). А иногда механизм свободного хода также располагается в системе ведущих звезд.

Стандарты крепления системы к валу каретки:

  • соединение «на клиньях» — использовалась на старых советских велосипедах.
  • соединение «под квадрат» нескольких разновидностей (JIS, ISO, JISLP)
  • С полой осью под шлицевую посадку (Shimano Octalink, ISIS и др.)

В некоторых случаях вал каретки и один из шатунов изготавливаются неразъемными. Существуют так же системы, в которых оба шатуна образуют с валом единую деталь (встречаются, например, в BMX).

Шатуны

Шатун – это рычаг, передающий усилие с педали на вал каретки. В процессе эксплуатации шатуны для велосипеда подвергаются достаточно большой нагрузке, поэтому для их производства используются прочные материалы: сталь, алюминиевые сплавы, карбон. Стальные шатуны зачастую выпускаются полыми, что способствует уменьшению их веса.

В зависимости от конструкции шатуны для велосипеда разделяются на следующие типы:

  • односоставный шатун — представляет собой цельнометаллическую конструкцию, состоящую из оси, правого и левого шатунов; имеет большой вес, но достаточно прочен и надёжен;
  • двухсоставный шатун — конструкция, состоящая из правого шатуна, оси и ведущей звезды; левый шатун является отдельной деталью и фиксируется при помощи стяжного болта или клина на шлицах оси;
  • трёхсоставный шатун — самая распространённая конструкция, в которую входит три составных части: левый шатун, ось и правый шатун со звездой.

Длина шатуна должна быть пропорциональна длине ног велосипедиста. Чтобы два велосипедиста разного роста, в верхней точке амплитуды, поднимали ногу на один и тот же угол, у них должны быть установлены шатуны разной длины. Алгоритмы вычисления длины шатунов не детерминированы. На рынке наибольшую популярность получили шатуны от 160 до 180 мм.

Длина ноги (по внутренней части), мм
Длина шатуна, мм
700-720160
720-760165
760-800168
800-840170
840-870172
870-910175
910-945177
>945180

Велосипедные рамы создаются под определенный чейнлайн (chainline – линия цепи). Чейнлайн — расстояние между диаметральной плоскостью велосипеда и центром набора звезд системы, т.е. до:

  • звездой системы (у одинарных систем);
  • точкой, равноудаленной от звезд (у двойных систем);
  • плоскостью средней звезды системы (у тройных систем).

Чтобы соблюсти чейнлайн, необходимо подбирать к системе каретку с подходящей длиной вала. Обычно рекомендации по выбору каретки предоставляет производитель системы.

Звездочки для велосипеда: передние и задние

С велосипедом сегодня знаком практически каждый житель планеты. Это экологически чистый вид транспорта, который укрепляет здоровье. Каждый велосипедист должен обладать минимумом знаний, который просто необходим для ремонта байка.

Задние звезды – ведомые

Звезды – узлы трансмиссии для осуществления цепной передачи усилий от ног велосипедиста на заднее колесо. Звездочки для велосипеда играют первостепенную роль – без них он просто не поедет. Односкоростные модели снабжаются парой – ведущей и ведомой звездами. Велосипеды с многоступенчатой трансмиссией оснащаются скоростными наборами спереди (система) и сзади – трещотка или кассета.

Количество и размеры звезд определяют гибкость велосипеда в различных дорожных условиях. Благодаря правильному передаточному отношению, можно существенно снизить энергозатраты на поездку и перемещаться с комфортной скоростью. Долговечность деталей зависит от качества материала, стиля катания и качества обслуживания – при должном уходе даже «начальные» звезды прокатают дольше профессиональных, но запущенных.

Передаточное отношение ведущих и ведомых звезд

Звезды на скоростных велосипедах располагаются на правом шатуне (ведущие) и втулке заднего колеса (ведомые). Через цепь идет передача усилий от передних шестерней к задним. Интересно, что заднее колесо, наоборот, ведущее, а переднее – ведомое.

Передаточное отношение – разница между размерами и количеством зубьев на звездах. Данный параметр напрямую влияет на скорость передвижения и мощность передачи. Высокое передаточное отношение обеспечивают большая ведущая и малая ведомая шестеренки, низкое – наоборот, малая передняя и большая задняя звездочка. Соответственно, передачи на классической трансмиссии в первом случае 3 х 8, а во втором 1 х 1.

Чем больше передняя звезда, тем выше скорость. Например, спереди имеется 44 зуба для зацепления цепи, сзади – 11 зубьев. За один оборот педалей задняя шестерня и проделают 4 оборота. Если взять передачу 22 на 11, то здесь за один оборот педалей будет сделано только 2 оборота колеса. На низких передачах наблюдается обратная ситуация: спереди цепь стоит на 22-зубчатой шестерне, а сзади на 32. Передаточное отношение меньше 1, то есть за 1 оборот педалей колеса не успевают прокрутиться полностью.

Читать еще:  Крутить велосипед тренажер

Высокие передачи предназначены для быстрого передвижения по ровной дороге. На подъемах, при встречном ветре и в плохих дорожных условиях используются пониженные передачи – скорость велосипеда ниже, зато выше мощность и меньше энергозатраты. Зачастую используются передачи со средним соотношением звезд, например, 2 х 5 и 2 х 6.

На каждую звезду системы приходится свой диапазон на кассете. Он может «плавать», то есть одна и та же задняя передача относится к двум звездам системы сразу, но, в принципе, закономерность такая:

Что имеем для односкоростных велосипедов? Здесь всего пара шестеренок, классическое передаточное отношение 2. Соответствует средним показателям на скоростных моделях, предназначено для передвижения по асфальту, укатанным грунтам, условно приемлемо на коротких подъемах.

Увеличить скорость велосипеда-синглспида самостоятельно можно, если поставить вперед звезду большего диаметра. Для частого преодоления горок актуальнее будет увеличить размеры задней шестерни.

И напоследок о том, как нумеруются передачи. В системе звездочки располагаются в порядке убывания, на кассетах – по возрастанию. Крайние внешние шестеренки – высшие передачи, внутренние – низшие. Меньшая передняя звезда соответствует первой, в кассете – последней передаче. По числу звезд спереди и сзади определяется ступенчатость трансмиссии, для этого множим цифры:

  • 1 х 7 = 7 передач;
  • 3 х 7 = 21 передача;
  • 3 х 8 = 24 передачи;
  • 3 х 9 = 27 передач.

И так далее. Нужно ли такое количество «скоростей» на практике? Все зависит от стиля катания и области использования велосипеда. Однако важно правильно подбирать звезды – так они и цепь будут меньше подвергаться износу, а поездки будут более комфортными. И если трансмиссия позволяет с максимальной точностью подобрать передачу, то так и надо делать.

Овальные звезды, отличия от круглых

Овальная звезда – новинка или ретро-всплеск? Можно сказать, и то, и другое. Экспериментировать с формой шестерней на цепную передачу (а именно, придавать ей сплюснутую форму) начали еще в позапрошлом столетии. Далее это как-то забылось, а в последние годы вернулось и активно внедрилось в современную веложизнь.

Эксцентриситет звездочки немногим больше нуля, поэтому форма близка к кругу, по аналогии с орбитой Земли. Максимальная сдавленность может достигать 30 %. Популярности в наше время не имеют, выпуск больше направлен на гоночные модели.

Вращающийся вокруг оси эллипс по-своему перераспределяет нагрузки и меняет эффективность передаточного момента.

Рассмотрим, в чем особенности эллипсоидных шестеренок:

  • скачки передаточного соотношения звезд;
  • более равномерное распределение нагрузок – снижение их при горизонтальном положении шатунов и увеличение при вертикальном;
  • ярко выражен разгон;
  • дополнительные нагрузки на вал каретки.

В соответствии с этим разберем плюсы и минусы таких звезд в сравнении с круглыми:

ПреимуществаНедостатки
Велосипед быстрее вкатит в горуБолее быстрый износ задней кассеты
Эффективнее педалирование с низкой частотой на высоких передачахПовышенные нагрузки на каретку
Разгон за счет дополнительного толкающего момента (система)Требуется чаще педалировать на низких передачах
Равномерное распределение нагрузок на мышцы, меньше усталость на ровных участках
Легче передвигаться на МТБ с мощной амортизацией

Эллипсная трансмиссия оправдывает себя в случаях, когда приходится педалировать с низким каденсом. По сравнению с круглым аналогом, он дает некоторое преимущество в разгоне велосипеда с места. Также наблюдается изменение передаточного отношения без переключения.

Комбинации положений звезд трасмиссии:

  • передняя – горизонтально, задняя – вертикально;
  • спереди – вертикально, ведомая – горизонтально;
  • только горизонтальное положение;
  • только вертикальное положение;
  • отклонение: например, ведущая звездочка располагается строго вертикально, а задняя отстоит на угол от прямой.

Таким образом, овальные система и кассета накладывают на велосипед отпечатки принципиальных отличий: как на внешности, так и на качестве езды.

Виды закрепления звезд на кассете

Вернемся к классическим круглым кассетам. В отличие от трещоток они различаются между собой по типу закрепления на барабанах. Велосипедные кассеты бывают:

  • разборные на едином барабане с разделителями;
  • на пауке;
  • на блоках (нескольких пауках);
  • Open-Glide;
  • X-Dome.

Первый тип кассеты самый простой – все звезды устанавливаются на единый шлицевой барабан. Между собой разделены перегородками – спейсерами. К недостатку относится постоянная нагрузка на барабан. Зато неоспоримое преимущество в том, что их легко разобрать и поменять одну звездочку. Их легко почистить, но при этом компоненты чаще загрязняются.

Паук – лайт-вариант разборной кассеты. Нагрузка на барабан не такая большая – здесь она поступает не от каждой звезды, а только от шлицевого крепления паука. Эти кассеты легче, реже загрязняются.

Конструкция на нескольких пауках включает в себя несколько пар плюс отдельно закрепленные на барабане маленькие звезды. Модель очень удобна тем, что новый блок легко подобрать и, в отличие от разборного аналога, не надо долго возиться со спейсерами и раскладывать всю кассету. Разработка этой штуки принадлежит японскому производителю запчастей Shimano.

Open Glide – цельный набор, который насаживается на самую большую шестерню. Неприхотливая модель: благодаря высококачественному материалу меньше износ, долгий срок службы, небольшой вес. Правда, чистить сильно загрязненную кассету проблемно.

Аналогичной конструкцией представлена система X-Dome. Здесь с барабаном контактируют и большая, и маленькая звезды. На них насаживается цельнофрезерованный блок из 7–8 звезд. И Open-Glide, и X-Dome принадлежат фирме SRAM.

Как почистить и смазать звездочки

Трущиеся механизмы требуют периодической смазки и чистки от грязи. Это позволит улучшить качество поездок и удлинит срок эксплуатации трансмиссии. В комплект классических односкоростных моделей зачастую входит защита цепи. Рекомендуется оставить ее. Она также предохраняет от лишней грязи переднюю звезду.

Уже после нескольких покатушек по лесам, пересеченке и бездорожью горный велосипед обрастает грязью. И если на колесах и раме ее хорошо видно, то в механизмах не всегда. Поэтому чаще нужно осматривать своего двухколесного коня и вовремя принимать меры.

Чистка велосипедной кассеты:
1. Разжать ободной тормоз (снять калипер на дисковом тормозе), снять заднее колесо.

2. Осмотреть на грязь. Если все очень плохо, придется снимать и разбирать кассету. При незначительных загрязнениях можно чистить прямо на колесе.

3. Для очистки лучше используются специальные узкие щетки. Они позволяют залезть в глубокие промежутки между шестернями и найти там много интересного. Да и гораздо удобнее, чем залезать в зазоры тряпкой.

4. Очистить зубчики можно при помощи старой зубной щетки или же стереть абразив мягкой салфеткой.

5. После этого протереть поверхности керосином, дать высохнуть и нанести смазку на зубчики и ямки. Одновременно с кассетой чистить и смазывать рекомендуется и цепь. Только так будет достигнут нужный результат.

Чистка системы делается по аналогии. Здесь все проще: колесо снимать не нужно, всего несколько звезд. Правда, работать нужно аккуратно, чтобы не повредить и не расстроить переключатель.

Читать еще:  Ширина обода велосипеда и ширина покрышки

Звездочки – важнейшие составляющие трансмиссии, без которых движение невозможно в принципе. Правильный подбор передач, периодическая очистка и своевременная замена изношенных компонентов позволят избежать неприятных сюрпризов на дороге, а скоростной велосипед, действительно, будет скоростным, а не ехать только на одной передаче.

Звезды для систем велосипеда

Передняя звезда Shimano FC-M675 26 зуб. для двойная системы Shimano FC-M675

Серия SLX

Тип передней звезды Двойная 38-26T

Количество передних звезд 2

Количество задних звезд 10

Модель си

Передняя звезда Shimano FC-M391 22 зуб. для тройной системы Shimano FC-M391

Серия Acera

Тип передней звезды Тройная 42-32-22T

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Передняя звезда Shimano FC-M510 44 зуб. для тройной системы Shimano FC-M510

Серия Deore

Тип передней звезды Тройная 42-32-24T

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Передняя звезда Shimano FC-M615 40 зуб. для двойной системы Shimano FC-M615

Серия XT

Тип передней звезды Двойная

Количество передних звезд 2

Количество задних звезд 10

Передняя звезда Shimano FC-M530 26 зуб. для тройной системы Shimano FC-M530

Серия Deore

Тип передней звезды Тройная 44-36-26T

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Передняя звезда Shimano Deore FC-M530 48 зуб. для тройной системы Shimano FC-T530

Серия Deore

Тип передней звезды Тройная

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Модель си

Передняя звезда Shimano FC-5750L 34 зуб. для двойная системы Shimano FC-5750

Серия Shimano 105

Тип передней звезды Двойная 50-34T

Количество передних звезд 2

Количество задних звезд 10

Передняя звезда Shimano FC-M677 38 зуб. для двойная системы Shimano FC-M677

Серия SLX

Тип передней звезды Двойная 38-28T

Количество передних звезд 2

Количество задних звезд 10

Модель си

Передняя звезда Shimano FC-M590 44 зуб. для тройной системы Shimano FC-M590

Серия Deore

Тип передней звезды Тройная 42-32-24T

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Передняя звезда Shimano FC-M533-LK 44 зуб. для тройной системы Shimano FC-M533

Серия Deore

Тип передней звезды Тройная 42-32-24T

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Передняя звезда Shimano FC-M530 32 зуб. для тройной системы Shimano FC-M530

Серия Deore

Тип передней звезды Тройная 42-32-24T

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Передняя звезда Shimano FC-M523 22 зуб. для тройной системы

Серия SHIMANO

Тип передней звезды Тройная

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 10

Модель системы FC-M

Передняя звезда Shimano FC-M4000 40 зуб. для тройной системы Shimano FC-M4000/M3000

Серия Alivio

Тип передней звезды Тройная

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Передняя звезда Shimano FC-M411 48 зуб. для тройной системы Shimano FC-M411

Серия Alivio

Тип передней звезды Тройная

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 8/7

Модель систе

Передняя звезда Shimano FC-M391 44 зуб. для тройной системы Shimano FC-M391

Серия Acera

Тип передней звезды Тройная 42-32-24T

Количество передних звезд 3

Передние звезды велосипеда, системы, шатуны

  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы:
  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы:
  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы:
  • Вариант каретки: Квадрат
  • Длина шатунов: 170
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы:
  • Вариант каретки: Квадрат
  • Длина шатунов: 175
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы:
  • Вариант каретки: Квадрат
  • Длина шатунов: 165
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы:
  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы: 10
  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы: 9
  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы: 6-7-8
  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы: 6-7-8
  • Вариант каретки: Квадрат
  • Длина шатунов: 170
  • Тип системы: МТБ
  • Кол-во скоростей системы: 6-7-8
  • Вариант каретки: Квадрат
  • Длина шатунов: 175
  • Тип системы: МТБ
  • Кол-во скоростей системы: 6-7-8
  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы: 10
  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы: 10
  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы: 9
  • Вариант каретки:
  • Длина шатунов:
  • Тип системы:
  • Кол-во скоростей системы: 10
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Вперед

В веломагазине «Mighty-Sport» Вы можете купить системы Shimano для горного или шоссейного велосипеда по выгодным ценам!

Система – один из основных элементов трансмиссии велосипеда, состоящий из двух шатунов и звезд (одной, двух или трех – в зависимости от вида), которые бывают как съемные, так и несъемные.

Системы бывают интегрированные и неинтегрированные. К неинтегрированным относятся:

— системы под ось квадратного сечения (Tourney, Altus, Acera, Alivio – из MTB оборудования; 2300, A070 – из шоссейного оборудования);

— системы под ось со шлицами Octalink (Altus, Acera, Alivio – из MTB оборудования; Claris – из шоссейного).

К интегрированным относятся системы с валом каретки, уже впрессованным в левый шатун. Это Alivio, Deore, SLX, XT и XTR из MTB оборудования и Sora, Tiagra, 105, Ultegra и Dura-Ace – из шоссейного.

Интегрированные системы существенно дороже неинтегрированных, легче их и выдерживают гораздо большие нагрузки и меньше изнашиваются. Интегрированные системы ставятся в основном на недешевые велосипеды, предназначенные для тренировок и занятий спортом, неинтегрированные же устанавливаются в основном на велосипеды прогулочного класса.

Также системы различаются по количеству зубьев на звездах.

На горных велосипедах, в основном используются тройные (с тремя звездами) системы с зубьями 44/34/24, 42/32/22, 40/30/22 и двойные 40/28 и 38/26. Также встречаются и другие разновидности.

На гибридах, в основном применяются системы 48/38/28, 48/36/26 и иногда встречаются 44/34/24

На шоссейных велосипедах можно встретить иногда тройные системы со звездами 50/39/30 и 52/42/30. Но в основном применяются двойные 50/34, 50/36, 52/39 и 53/42.

Есть еще такая важная вещь, как совместимость системы с количеством звезд на кассете (блоке звезд на задней втулке):

— 6-ти или 7-ми скоростная трещетка или кассета: системы Shimano Tourney (M170) или Altus (M310);

— 8-ми скоростная кассета: системы Shimano Altus (M310), Acera (M360) и Alivio (M410);

— 9-ти скоростная кассета: системы Shimano Altus (M370), Acera (M390), Alivio (M430) и Deore (M590);

— 10-ти скоростная кассета: системы Shimano Deore (M610), SLX (M670), XT (M780) и XTR (M985);

— 11-ти скоростная кассета: Shimano XT (M8000) и XTR (M9000).

Во всех системах Shimano применяются самые разные передовые технологии, такие как HG (HyperGlide – зубья имеют специально рассчитанные направляющие скосы для лучшего управления цепью при переключении), Hollowtech (представляет собой сверхлегкие полые шатуны, созданные Шимано по собственной технологии ковки), Hollowtech II (ось каретки интегрирована в правый шатун для большей жесткости и снижения веса) и многие другие!

Веломагазин «Mighty-Sport» является официальным дилером Shimano с 2007 года. Вы можете приобрести в нашем магазине системы Shimano для MTB или шоссейного велосипеда по самой выгодной цене!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector