7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема вилки велосипеда

Конструкция и типы передней вилки велосипеда

Конструкция современных велосипедов совершенствовалась на протяжении длительного периода. Примером можно назвать появление передней вилки, предназначение которой заключается в гашении вибрации и неровностей.

  1. Первым делом выполняем подготовительные работы, а именно откручиваем все, что крепиться к вилке. В нашем случае это калипер тормозной системы, а также гидролиния передних дисковых тормозов, которая крепится зажимом к штанам вилки. Если у вас установлены тормоза типа V-brake, то демонтируем их. Это также касается датчика скорости, идущего от велокомпьютера, переднего крыла и т.д.
  2. Откручиваем болты, фиксирующие вынос на рулевой трубе, а затем выкручиваем болт якоря вилки велосипеда.
  3. Аккуратно снимаем руль вместе с выносом и опускаем его вниз. На данном этапе следует действовать аккуратно, дабы не повредить гидролинии или случайным ударом металлических частей руля о раму не поцарапать последнюю.
  4. Снимаем проставочные кольца и направляющую гильзу (конус). Для этого аккуратно поддеваем ее небольшой плоской отверткой в районе пропила. Затем достаем верхнее кольцо качения, и верхний подшипник. Все данные действия иллюстрированы картинками ниже.
  5. Все операции выполнены и теперь можно аккуратно извлекать рулевую трубу из стакана. После этого нам осталось достать подшипник, нижнее кольцо качения и снять переднее колесо. Для этого мы ослабляем эксцентрик или откручиваем фиксирующие болты (в зависимости от типа крепления). На этом процесс снятия вилки велосипеда завершен.

Как разобрать амортизационную вилку велосипеда

После того как мы сняли амортизационную вилку с велосипеда, со всех вышеперечисленных компонентов, а именно подшипников, чашек и колец качения, а также рулевой трубы и других участков следует удалить старую отработанную смазку. Наносить новую пока не стоит, ее мы добавим на стадии установки вилки обратно в стакан.

Далее приступим к разборке амортизатора для дальнейшей замены смазки.

  1. Переворачиваем вилку и откручиваем крепежные болты.
  2. Снимаем штаны с ног вилки. В случае необходимости извлекаем сальники.
  3. Удаляем отработанный смазочный материал со всех доступных поверхностей. Данную процедуру можно оставить на потом и выполнить после полной разборки, но предпочтительней это сделать сразу, дабы избежать масленых следов на одежде, инструменте и т.д. Не забываем удалить грязь и смазку с манжет вилки велосипеда, а также внутри самих штанов.
  4. Затем снимаем нижние ограничители хода и упоры ограничителей. Для этого прилагаем небольшое усилие и стягиваем их со штоков.
  5. Откручиваем регулировки на каждой из ног вилки. Они откручиваются при помощи специального ключа, которого у нас, к сожалению, не было. Поэтому нам пришлось сделать самим самопальный ключ для этих дел. Фотку мы приложим ниже, вдруг кому пригодится. Достаем пружины с крышками и эластомерами, а также два штока (по одному из каждой ноги).
  6. Удаляем старую смазку со всех поверхностей вилки.

На этом процесс разборки амортизатора вилки велосипеда закончен. Далее следует нанести новую смазку. Что можно использовать в качестве смазки мы рассмотрим ниже.

Чем и как можно смазывать амортизационную вилку велосипеда

Для смазки всех узлов передней вилки велосипеда, включая как амортизатор, так и подшипники рулевой трубы, я использую смазку Литол-24. Есть мнения, что она негативно влияет на алюминиевые детали при попадании влаги. Но используя ее на протяжении пяти сезонов, никаких негативных последствий замечено не было. К преимуществам данной смазки можно отнести хорошую устойчивость к температурам. Она не густеет как на сильном морозе до -50 С, так и при сильной жаре (до 150 С).

Многие советуют заливать в штаны вилки жидкие машинные масла, масло для швейных машинок и прочие. Лично на моем опыте было замечено ухудшение работы амортизатора вилки (наблюдались рывки при сжатии и отскоке пружины). Да и если бы жидкие масла работали лучше, производители заливали бы их изначально, чего они не делают.

Чем смазывать вилку велосипеда мы разобрались. Далее рассмотрим как это делать. Наносим смазку на пружину с избытком (втрамбовываем смазочный материал между колец пружины), лишняя выйдет через отверстие под шток и в случае избытка ее в штанах, выдавится через сальниковые уплотнения (но перебарщивать тоже не стоит). Также наносим смазку в пазы манжет и добавляем в штаны вилки. Тонким слоем смазываем все трущиеся детали.

Перед установкой вилки в стакан не забываем смазать подшипники, кольца и чашки.

На этом процесс смазки окончен и можно перейти обратно к сбору и установке велосипедной вилки.

Как собрать и поставить вилку обратно

Процесс сборки и установки амортизационной вилки велосипеда выполняется в обратной последовательности. Единственное, что следует тщательно и внимательно выполнять данную операцию во избежание неверной установки компонентов. После того как вы установили собранную вилку обратно на велосипед, закрепили вынос руля, обязательно проверьте отсутствие люфтов рулевой трубы в стакане рамы. Если они наблюдаются, то перед поездкой обязательно их устраните.

Читать еще:  Звездочка на заднее колесо велосипеда

После того как вы все установите и начнете кататься, первое время будет наблюдаться обильное выделение смазки через манжеты штанов велосипедной вилки. Не переживайте, это нормально. Со временем лишнее масло выдавится, и данный процесс прекратится. В это период не ленитесь, и не забывайте стирать избытки смазочного материала после каждой поездки.

Периодичность обслуживания вилки

Периодичность замены смазки вилки велосипеда не в последнюю очередь зависит от дорожного покрытия, по которому вы катаетесь. Если на ваших маршрутах присутствует обилие пыли, грязи, песка и прочего абразивного материала, то частоту обслуживания следует увеличить. Здесь мы приведем средние цифры, по истечению которых следует выполнять техническое обслуживание.

Приблизительно каждые 700-800 км следует разбирать и смазывать сальники, а каждые 4000-5000 км перебирается и смазывается вся вилка целиком.

Видео по теме


Заключение

Как вы могли заметить, снять, разобрать и смазать амортизационную вилку горного или городского велосипеда в домашних условиях не так уж и сложно. Главное отнестись к данному процессу ответственно и делать все последовательно. Чем лучше вы будете ухаживать за своим железным конем, тем дольше он вас будет радовать своей безотказной работой.

Виды амортизационных вилок, их настройки и установка

Для каждого велосипедиста всегда открытым остается вопрос, какую вилку выбрать, как правильно настроить и использовать. Для начала рассмотрим основные типы вилок и в каких дисциплинах они используются.

Виды амортизационных велосипедных вилок

В простых эластомерных вилках, которые устанавливаются на бюджетные велосипеды, используются две пружины, которые отскакивают в момент наезда на препятствие или яму. Эластомер — это резинка, похожая на школьную. Она противодействует обратному отскоку пружины, смягчая его. Такая вилка слабо чувствительна к мелким преградам и плохо гасит вибрации. Годна пружинно-эластомерная вилка для катания в прогулочном режиме по паркам, легкому бездорожью. Настройке тут поддается только жесткость пружин, которая регулируется крутилками, расположенными на короне вилки. Оптимальная под вес ездока 65-90 кг. Если вес велосипедиста небольшой, можно поискать более мягкие пружины. На велосипедном рынке эти вилки представлены брендами RST, Suntour, ноунейм.

На велосипедах среднего ценового сегмента устанавливаются пружинно-масляные вилки. Такие вилки не считаются бюджетными. Качество таких вилок на порядок выше от пружинно-эластомерных. В одной ноге пружинно-масляной вилки находится пружина, в другой – масляный картридж и камера. За сжатие отвечает пружина (стальная или титановая), за скорость отскока — отдельный масляный картридж, который представляет собой набор шайб с отверстиями разного сечения. Вращая рычаг настройки отскока площадь сечения этих отверстий снижается или увеличивается, замедляя или ускоряя отскок. По сути отскок зависит от скорости прохода масла через отверстия картриджа. Это полезно при езде по разному типу неровностей. Если у вас впереди неровная дорога с множеством мелких препятствий – смело крутите отскок в быстрое положение и вилка будет отрабатывать всю мелочь. При езде по глубоким неровностям, таким как ямы на дорогах, проселочных дорогах, важна работа вилки с медленным отскоком, чтобы велосипедист не потерял управление, а вилка обеспечила плавную езду.

Картридж может также иметь функцию локаута (блокировать вилку при необходимости). При блокировке вилки системой локаут, масло перестает перетекать из камеры в камеру и вилка фактически превращается в жесткую. Это полезно при долгой езде по шоссе и для экономии сил в подъеме. Особенно удобно пользоваться выносным локаутом, переключатель которого расположен на руле.

Вилки с системой амортизации пружина-масло производят такие известные бренды как Rock Shox, Suntour и др. На велосипедах среднего и топового сегмента устанавливаются вилки с системой амортизации воздух-масло (часто их называют просто воздушные вилки). В качестве пружины тут воздух, а демпфер — масло. Вместо стальной пружины — поршень, закрепленный в штанах, и герметичная воздушная камера в ноге вилки. В камеру высокого давления через ниппель для подкачки нагнетается воздух специальным насосом высокого давления (в инструкции указано необходимое давление в зависимости от веса велосипедиста) и когда поршень начинает двигаться в камере — сжимается накачанный в ней воздух. Давление воздуха внутри камеры и определяет мягкость вилки. За отскок, как и в пружинно-масляной вилке, отвечает картридж с маслом. Это качественные вилки, которые относятся к полупрофессиональному/профессиональному уровню, где используются сложные технологии. Они дороже от вышеперечисленных типов вилок и изготовляются из качественного материала. Предназначены для серъезного технического катания по бездорожью. Воздушные вилки обеспечивают максимально точную настройку под конкретного велосипедиста и особенности его езды, а также самую лучшую амортизацию по сравнению с остальными типами вилок — поглощают микровибрации, проглатывают мелкие неровности, не выстреливают, колесо едет не отрываясь от земли. Такие вилки будут хорошо работать как с маленьким весом ездока (до 50 кг), так и большим (более 100 кг).

Важно помнить, что настраивается любая вилка под конкретного велосипедиста, его вес и особенности езды! Для более точной настройки обязательно необходимо пройти тест-драйв, так как понять какой именно работы от вилки вы хотите можно только при ее работе на неровностях.

В каких дисциплинах используются амортизационные вилки

Амортизационные вилки для дисциплины кросс-кантри используются с ходом 80-100 мм, дисковыми тормозами и максимально облегченной конструкцией: карбоновые штоки и штаны, крепления исключительно под дисковый тормоз, амортизация осуществляется за счет накачки воздуха в камеры высокого давления. Для компенсации в другой ноге вилки используется масло разной вязкости, в зависимости от сезона. Такие вилки используются уже не только профессионалами мирового уровня на соревнованиях, но и продвинутыми любителями. Более простые вилки для таких велосипедов имеют алюминиевые или стальные составляющие, роль амортизатора выполняет пружина и масло. В крайне редких и бюджетных моделях велосипедов используются пивоты для крепления ободных тормозов (v-brake). В дисциплинах эндуро (enduro), all-mountain и даунхилл (downhill) используются амортизационные вилки с такой же системой амортизации, как и в кросс-кантри, разным будет только ход самой вилки: от 120-140 мм до 200 мм. Чем выше нагрузка на вилку и больше препятствий, тем, соответственно, больше ход. Вилки для даунхилла имеют двойную корону для повышенной прочности и увеличенный диаметр ног, который позволяет увеличить торсионную жесткость вилки.

Отдельно стоит выделить велосипедные вилки фирмы Cannondale, под названием Lefty. В ранних моделях для амортизации использовались пружины, в современных – система воздух-масло.В конструкции вилок «лефти» используются игольчатые подшипники, что позволяет работать вилке даже при сильной боковой нагрузке, которая происходит во время поворотов. Сама вилка интересна еще тем, что отсутствует одна нога, крепление колеса осуществляется только с одной стороны, поэтому необходима специальная втулка. Также вилка является перевертышем, то есть нога вилки расположены снизу, что позволяет снизить подрессоренную массу. Плюсом данной вилки является сниженный вес и лучшая торсионная жесткость общей конструкции.

В туристических, городских и некоторых грэйвел-эндуро велосипедах используются короткоходные амортизационные вилки с ходом 30-70мм. Там встречаются как простые эластомерные, так и более продвинутые воздушные вилки. Короткий ход таких вилок обеспечивает достаточную амортизацию на мелких неровностях и не влияет на геометрию велосипеда.

Если вы определились с типом вилки, которая установлена на вашем велосипеде, или которую собираетесь приобрести, перейдем непосредственно к настройке вилки или её установке.

Настройки велосипедной вилки

В некоторых дорогих моделях кнопка Lockout вынесена на руль и переключаться можно без остановки, на ходу!

Preload (преднагрузка) – настройка жесткости пружины. Эта настройка позволяет отрегулировать показатель SAG — величину в %, показывающую на сколько просядет вилка, если вы её нагрузите. Для МТБ — 15-20 %, для экстремального спорта — 25–30 % .

Если вилка сильно просядет, то для преодоления препятствий вам может не хватить хода вилки или она будет сильно раскачиваться во время разгона или подъема в гору. А если недостаточно проседает — будет сильно бить по рукам при наезде на препятствие, не достаточно амортизируя. На воздушных вилках этот показатель регулируется количеством воздуха, накаченного в вилку согласно веса.

Rebound (скорость отскока вилки) — скорость, с которой пружина возвращается в исходное положение после сжатия. Этот показатель отвечает за мягкость и скорость, с которой вилка будет готова снова сработать.

Как писалось выше — за эту настройка отвечает за размер отверстий в масляном картридже, уменьшая или увеличивая его, вы замедляете или ускоряете отскок. По сути отскок зависит от скорости прохода масла через отверстия картриджа. Чем шире отверстие — тем выше скорость отскока. Это полезно при езде по разному типу неровностей. Если у вас впереди дорога с множеством мелких препятствий – смело крутите отскок в быстрое положение и вилка будет отрабатывать всю мелочь. При езде по глубоким неровностям, таким как ямы на дорогах, проселочных дорогах, важна работа вилки с медленным отскоком, чтобы велосипедист не потерял управление, а вилка обеспечила плавную езду.

Сompression (скорость сжатия пружины). Регулировка, отвечающая за скорость сжатия вилки под воздействием ударов от поверхности. Различают высокоскоростное и низкоскоростное сжатие.

Низкоскоростное сжатие (low-speed compression) позволяет точно настраивать чувствительность вилки при обработке мелких неровностей, минимизировать раскачку при педалировании, клевки при торможении, перераспределении веса в поворотах и т.п. Ход пружины будет более плавным и мягким. Подходит при езде по прямой. Высокоскоростное сжатие (High-speed compression) отвечает за работу вилки на спусках, больших неровностях, камнях, ямах, при приземлении с трамплинов и т.д. Тут пружина будет более жесткой и моментально будет срабатывать. Для более агрессивного катания. На дорогих моделях велосипедов крутилка Сompression есть на руле, которая позволяет регулировать скорость хода вилки на ходу.

Установка вилки на велосипед

В зависимости от материала вилки есть металлические и карбоновые штоки. Все новые вилки идут с необрезанным штоком и при установке на велосипед его необходимо укоротить. Укорачивать стоит аккуратно, специальным инструментом, с учетом запаса длины на вынос, чашек рулевой колонки и проставочных колец.

Для металлических штоков используют труборез либо ножовку по металлу:

Для карбоновых штоков используют только ножовку по металлу. А чтобы разрез был ровным на металлическом или карбоновом штоке, желательно использовать направляющую для резки труб.

После разреза, края обрабатываются напильником. Если шток вилки металлический, то вбивается якорь или в народе «ромашка», с помощью инструмента для забивания ромашки (или инструмента для установки якоря в шток для вилок), внутрь которой вкручивается болт, стягивающий рулевую. Если шток вилки карбоновый, то устанавливается специальный якорь для карбоновых штоков.

Если вилка имеет крепления под ободные тормоза, перед установкой тормозов, посадочные места необходимо смазать консистентной смазкой для плавности хода самих тормозов. Крепления под дисковый тормоз на новых вилках нередко требуют торцевания – удаления лишней краски на контактной поверхности для плотного и ровного прилегания калипера (тормозной машинки или суппорта). Для торцевания креплений под дисковые тормоза, как правило, используют специальный инструмент, при его отсутвии можно возпользоваться напильником.

Совет: Воздушные вилки требуют подкачки под вес велосипедиста, масло по заводу заливается универсальной вязкости. И если вы будете использовать велосипед зимой, необходимо сменить масло на менее вязкое для лучшей работы вилки. При отрицательных температурах простые эластомерные вилки практически перестают работать, т.к. в них используется консистентная (густая) смазка, так что обратите на это внимание!

После установки вилки на велосипед, необходимо отрегулировать передний тормоз, настроить положение колеса относительно рамы и убрать люфт рулевой колонки.

Не забывайте пользоваться советами производителя самой вилки при эксплуатации и обслуживании. Это значительно увеличит срок использования и позволит получить максимальное удовольствие от езды.

Устройство и типы передних вилок горных велосипедов

9 минут Автор: Михаил Скворцов 23

Любая амортизированная вилка горного велосипеда позволяет кататься с большим комфортом, нежели жесткая вилка шоссейного или городского велика.

Со временем каждый велосипедист начинает интересоваться устройством своего транспорта и в дальнейшем может сам обслужить или отремонтировать любой узел. Конечно же, устройство передней вилки с амортизаторами более сложное, чем у обычной жесткой с двумя соединёнными вместе рычагами. Самое главное при ремонте вилки велосипеда – это знать функции отдельных элементов. А также не лишне будет для покупки новых деталей запомнить их название.

Читать еще:  Как перебрать каретку на велосипеде

Из всего многообразия велосипедных вилок, имеющихся в продаже, их можно отсортировать по устройству амортизации и особенностям конструкции.

По устройству амортизации велосипедные вилки различаются на:

  • жесткие;
  • пружинные;
  • пружинно-эластомерные;
  • пружинно-маслянные;
  • воздушные;
  • воздушно-маслянные.

Жесткие вилки позволяют развить большую скорость по асфальту, при отсутствии траты энергии на движение амортизаторов.

Пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные вилки отлично смягчают съезды с бордюра, но хуже убирают удары при наезде на мелкие камни.

Пружинно-маслянные и воздушно-маслянные поглощают даже мелки толчки от наездов на трещины в асфальте.

Воздушные и воздушно-маслянные имеют широкую настройку для велосипедистов, имеющих отличный от обычных 70-100 кг вес. Для регулировки жесткости таких вилок нужно иметь насос высокого давления, и потребуется брать его в дальнюю поездку.

По особенностям конструкции вилки горного велосипеда различаются на:

  • однокоронные (обычные);
  • двухкоронные;
  • перевернутого типа;
  • одноногие.

Однокоронные используются на многих велосипедах, предназначенных для велотуризма, покатушек по грязи (дёрт), марафонов по пересеченной местности (трейл), гонок на выносливость (эндуро).

Двухкоронные нужны для скоростных спусков вне подготовленных трас (фрирайд), спусков с гор (даунхилл).

Перевернутого типа амортизаторы применяются для прыжков с высоты (хардкорный фрирайд).

Одноногие вилки удерживают ось только с одной стороны консольным закреплением, поэтому для ремонта пробитой камеры не понадобится снимать переднее колесо.

Внешнее устройство

Наиболее удобно ознакомиться с внешними элементами велосипедной вилки по наглядной картинке.

Шток – это ось вилки, которая неподвижно соединена с короной. Эта деталь необходима для установки вилки на раму велосипеда (в рулевую колонку), а также для закрепления в нёй выноса вместе с рулём. Шток может быть изготовлен из стали, алюминия или карбона.

Корона – элемент, в котором закрепляется шток и ноги веловилки. У однокоронных вилок шток и ноги неразделимо соединёны с короной. У двухкоронных вилок шток жестко соединён только с нижней короной, верхняя корона подвижно надета на шток, при этом ноги можно регулировать по длине. Короны изготавливаются литьём из алюминия, с возможной последующей ковкой (для вилок среднего и высшего класса) или карбона (для вилок полностью изготовленных из карбона).

Нога – деталь, которая подвижно входит в штаны у амовилки или непосредственно удерживает переднее колесо у жесткой вилки. В ногах амортизированных вилок (внутри труб) находятся пружины и демпферы, регулятор жесткости, блокиратор амортизации. У жестких вилок ноги принято называть перьями.

Ноги вилок изготавливаются из твердой углеродной стали, их поверхность хромируется. Качество обработки поверхности и толщина хромирования выше у более дорогих вилок.

Штаны – цельная деталь, состоящая из двух стаканов и соединяющей их вместе жесткой скобы (гориллы). Данная деталь имеется только у амортизированной вилки. Штаны у вилок перевёрнутого типа представляют собой деталь объединяющую стаканы и корону воедино.

Штаны для большинства вилок среднего и высшего класса изготавливаются из сплава алюминия с магнием. Чем выше процент магния в сплаве с алюминием, тем прочнее отлитая деталь. Более дорогие модели имеют большее содержание магния в алюминиевых деталях, и они соответственно надежнее. Штаны у некоторых вилок высшего класса производятся многослойным построением из алюминиевого сплава и карбона.

Крепление дискового тормоза – две полые стойки с внутренней резьбой для неподвижного закрепления каллипера (велосипедного суппорта).

Брейк боссы – две оси с внутренней резьбой, на которые подвижно надеваются рычаги кантилеверных тормозов или типа V-brake (ви-брейки).

Дропауты – крепления для оси в виде ушек на нижних концах штанов. Как следует из англоязычного названия, они позволяют быстро снять колесо, ослабив лишь гайки или эксцентрики на оси. Применяются различные стандарты дропаутов: QR9 введен для обычных тонких осей диаметром 9 мм, QR15 – закрытые ушки для вставной полой оси диаметром 15 мм, QR20 – закрытые ушки для вставной полой оси увеличенного диаметра 20 мм.

Дропауты на большинстве вилок отливаются цельно со штанами. А если штаны выполнены из карбона, тогда эти крепления являются отдельными деталями из алюминиевого сплава. На некоторых моделях высокого класса дропауты изготавливаются из нержавеющей стали, чтобы они в дальнейшем не ржавели. Отлитые из алюминиевого сплава дропауты при повреждении лакокрасочного покрытия ржавеют из-за коррозии магния.

Внутреннее устройство

Пыльники

На дорогие вилки резиновые пыльники в форме гармошки не устанавливаются. На модели среднего и высшего класса устанавливаются неопреновые пыльники цельно с сальниками.

Сальники

Сальники – это детали препятствующие попаданию вовнутрь амовилки воды и грязи, тем самым сохраняя смазку в годном состоянии. Когда сальники повреждаются, тогда под них попадает грязь и песок, которые царапают ноги вилки.

Направляющие

Направляющие – пластмассовые тонкостенные втулки, которые установлены внутри штанов вилки. Они закрепляются внутри с помощью фиксирующих язычков.

Регулятор жесткости

Регулятор жесткости – болт внутри наружной гайки, который предварительно сжимает пружину в одной из ног вилки. Иначе он называется регулятором преднагрузки (preload). Механизм регулятора имеет простое устройство: внутри гайки находится полый стержень с наружной резьбой. Вращающее движение от ручки передается на стержень, которое преобразуется с каждым оборотом по резьбе в линейное перемещение стержня.

Блокиратор амортизации

Блокиратор амортизации – механизм в одной из ног вилки, который одним движение рычага превращает амовилку в обычную жесткую. Сам рычажок, у разных велосипедов, может переключаться непосредственно на вилке или дистанционно через трос соединенный с переключателем на руле.

На бюджетных моделях вместо регулятора жесткости и блокиратора амортизации устанавливаются пластмассовые заглушки.

Механизм блокировки состоит из двух частей: верхнего и нижнего ограничителя. Принцип работы блокировки простой: при переключении рычага, проворачивается верхний ограничитель, и при таком положении стержень нижнего ограничителя уже не может пройти в отверстие верхнего. Таким образом, при включенной блокировке амортизации, вилку заклинивает.

Пружины

В вилке горного велосипеда они нужны для преобразования энергии удара переднего колеса об препятствие в упругую деформацию металла.

В пружинных, пружинно-эластомерных, пружинно-масляных вилках установлены металлические витые пружины. Эта деталь велосипеда изготавливается из стали или титана.

В воздушных и воздушно-маслянных вилках роль пружины выполняет сжатый воздух. Для того чтобы сжатый воздух из закрытой камеры не стравливался, применяются дополнительные уплотнения в сальниках. Необходимые уплотнения увеличивают трение при рабочем ходе, поэтому воздушные веловилки имеют низкую чувствительность при гашении малых толчков. В дорогих моделях этого типа проблема чувствительности решается установкой дополнительной воздушной камеры.

Уплотнители воздушных вилок затвердевают на морозе и начинают понемногу стравливать воздух.

Демпфер

В амовилке он необходим для замедления отскока пружины после её сжатия. При резких отскоках вилки вверх нарушается сцепление переднего колеса с дорогой. К тому же постоянные толчки становятся причинной сильной усталости у велосипедиста и даже боли в руках. Демпфер снижает вредные удары при резком возврате амортизированной вилки в исходное состояние.

В пружинных и воздушных вилках демпфера нет. В них энергию сжатой пружины лишь несущественно снижает трение между ногами вилки и сальниками или направляющими.

В пружинно-эластомерных вилках используется эластомерный демпфер. Этот демпфер является куском мягкой пластмассы, который вставляется вовнутрь пружины. Когда пружина сжимается, вместе с ней сжимается мягкий пластик, при этом увеличиваясь в диаметре. При отскоке пружина не может быстро разжаться из-за удерживающего её демпфера.

Чтобы твердая металлическая пружина не разрушила вставленный в неё мягкий пластик, он должен быть покрыт густой смазкой. Смазка с эластомерного демпфера постоянно стирается пружиной в процессе эксплуатации.

В пружинно-маслянных и воздушно-маслянных демпфером является масло. Когда вилка движется вниз, масло быстро перетекает через открытый внутренний клапан. При возврате вверх, этот клапан закрывается, а масло медленно просачивается через маленькие отверстия. При этом энергия сжатой пружины переходит в тепловую энергию, которая рассеивается маслом.

Масляные демпферы различаются на три типа:

  • Открытая ванна. Масло находиться в обоих цилиндрах штанов вилки, и с обеих сторон устанавливаются клапаны.
  • Полуванна. Масло необходимое для работы лишь одного клапана находится в одной из ног вилки и не должно вытекать в её штаны.
  • Закрытый. Масляный демпфер изготовлен в виде герметичного неразборного картриджа. В этом изделии, кроме демпфера также собирается механизм блокировки амортизации.

Модели с амортизаторами имеют значительно больший вес, чем обычные жесткие, поскольку они построены из большого количества деталей. Чтобы подвижные детали работали, нужно их смазывать. Чем больше километров наматывается на велосипеде за сезон, тем чаще нужно смазывать вилку, но не реже одного раза в год.

Ремонт вилки велосипеда

Горный велосипед, да и вообще практически любой современный велосипед сегодня сложно представить без системы амортизации, призванной эффективно и доступно повышать управляемость и комфортность езды на данном виде транспорта.

Чаще всего велосипеды оснащены передней амортизационной вилкой, благодаря которой велосипедистам гораздо легче преодолевать дорожные неровности даже при высокой скорости движения, при этом нагрузка на ладони и кисти во время езды минимальна. Уменьшая вибрационный эффект, грамотно подобранная и отрегулированная вилка способствует продлению срока службы других компонентов велосипеда, в частности рамы и рулевых подшипников.

Срок службы самой вилки может быть продлен в несколько раз за счет грамотного ухода и регулярного техобслуживания.

Видео-обзор обслуживания передней пружинной вилки:

Профилактический осмотр вилки

Нередко именно профилактический осмотр вилки позволяет своевременно выявить незначительные отклонения от нормы в работе устройства, и соответственно предупредить более серьезную поломку. Как правило, внешний осмотр вилки включает в себя проверку:

  • состояния дропаутов;
  • ног вилки на наличие вмятин, потертостей и прочих следов;
  • сальников (пыльников) на наличие механических повреждений и течи масла из-под них;
  • давления в воздушных камерах;
  • наличия и состояния поперечного люфта ног в «штанах»;
  • состояния крепежных болтов под «штанами» вилки и ручками регулировки.

Устройство велосипедной вилки

Техническое обслуживание вилки

Помимо профилактического осмотра вилка также требует регулярного ухода, а именно:

  • через каждые 100-150 км пройденного пути необходимо осуществлять чистку и смазку ног на сальниках;
  • через каждые 500-1000 км – разборка и полная смазка сальников;
  • через каждые 4000-5000 км или как минимум раз в год производится замена масла (относится к масляным вилкам)

В целом, велосипедная вилка должна смазываться хотя бы раз в сезон, однако при активной эксплуатации велосипеда данную процедуру рекомендуется проводить чаще. Если в качестве примера рассматривать пружинно-эластомерную вилку, то процесс смазывания будет выглядеть следующим образом:

  1. С помощью шприца масло заливается под пыльник.
  2. Чтобы смазочный материал распределился равномерно, вилку нужно разработать.
  3. Остатки масла необходимо удалить мягкой тряпкой.

По мнению специалистов, в качестве смазочного материала лучше применять силиконовые и прозрачные консистентные смазки.

Помимо смазки уход за велосипедной вилкой включает в себя также содержание устройства в чистоте. Чтобы исключить возможность попадания грязи в масло и сбоя в работе велосипеда после каждой прогулки нужно протирать ноги вилки возле пыльников.

Также велосипедную вилку можно отрегулировать, выставив сэг или отскок (если предусмотрена такая возможность). Однако как отмечают специалисты, данную процедуру следует выполнять поэтапно: после изменения каждого параметра следует проверять ход велосипеда. В противном случае, велосипедист может упустить разницу в ходе, а эффект от регулировки вилки будет смазан. Стоит отметить, что мастера советуют начинать регулировку данного устройства из нейтрального положения, в котором отскок должен быть выставленный наполовину, а стрелки компрессии откручены полностью против часовой стрелки.

Ремонт вилки

Работы по замене масла, сальников ног, уплотнительных деталей, а также по устранению неисправности одного из компонентов сопровождаются полной или частичной разборкой велосипедной вилки.

Рассмотрим процедуру снятия вилки с велосипеда.

Для начала нужно перевернуть велосипед колесами вверх, и распустив тормоз (в случае с ободным тормозом), снять переднее колесо. После этого можно снимать руль с выносом и рулевую трубу.

Затем уже снимаем непосредственно саму вилку. Важно следить, чтобы в процессе снятия вилки не потерялись шарики из подшипников. Для снятия опорного конусного кольца со штока вилки можно применить любой острый предмет. После этого можно приступать к ремонту или обслуживанию вилки.

Далее рассмотрим процедуру разборки вилки (в качестве примера будет выступать пружинно-элестомерная вилка):

  1. При помощи шестигранников откручиваются нижние крепежные болты.
  2. Выкручивается болт регулировки силы пружины Preload (важно запомнить ход болта).
  3. Достается эластомер, на который и возложена функция ограничения хода движения пружины (иногда при необходимости можно изменять размер эластомера путем подрезания).
  4. Откручиваются болты и достаются «штаны». При этом нужно следить за тем, что оттуда вытекает (грязь, вода, масло).
  5. Из «штанов» достаются при помощи отвертки пыльники, а также башинги, которые для этого нужно поворачивать вокруг своей оси.
Читать еще:  Пластиковые колеса для велосипеда

Далее все компоненты проверяются на наличие трещин или других повреждений и промываются керосином. Элементы, нуждающиеся в смазке, обрабатываются соответствующим материалом. Стоит отметить, что пружину лучше смазывать густой смазкой, что повысит эффективность работы велосипедной вилки.

Некоторые велосипедисты перебирают даже только приобретенные вилки, стремясь индивидуально отладить устройство.

Процесс сборки вилки выполняется в порядке, обратном процессу разбора, поэтому описывать его не будем.

Процедуру замены вилки на велосипеде лучше доверить квалифицированному специалисту или же выполнять ее под присмотром и согласно рекомендациям мастера.

Как показывает практика, владельцев можно разделить на два типа:

  1. Те, кто ездит на велосипеде до последнего «вздоха» транспорта, и только когда полностью отказывают все системы, задумываются о ремонте устройства.
  2. Те, кто тщательно следит за состоянием байка, соблюдает правила по уходу за ним и предупреждают любые поломки.

Не секрет, что подход первого типа владельцев в конечном итоге обходится гораздо дороже, ведь зачастую приходится производить замену уже неподлежащих восстановлению компонентов велосипеда. К тому же бывают случаи, когда байк уже невозможно спасти.

В принципе опытные пользователи вполне способны справиться с ремонтом вилки и самостоятельно, ведь со временем каждому хоть немного проявляющему интерес к своему транспорту велосипедисту запоминаются название и функции деталей, и найти причину проблемы ему уже не составляет особого труда. Если же соответствующий опыт и навыки ремонта велосипеда отсутствуют, тогда не стоит экспериментировать и лучше обратиться к грамотным специалистам. К тому же незнание особенностей конструкции самой вилки может привести к сложностям в устранении ее поломки.

Данный видео-обзор поможет вам закрепить полученные навыки:

Виды амортизационных вилок, их настройки и установка

Для каждого велосипедиста всегда открытым остается вопрос, какую вилку выбрать, как правильно настроить и использовать. Для начала рассмотрим основные типы вилок и в каких дисциплинах они используются.

Виды амортизационных велосипедных вилок

В простых эластомерных вилках, которые устанавливаются на бюджетные велосипеды, используются две пружины, которые отскакивают в момент наезда на препятствие или яму. Эластомер — это резинка, похожая на школьную. Она противодействует обратному отскоку пружины, смягчая его. Такая вилка слабо чувствительна к мелким преградам и плохо гасит вибрации. Годна пружинно-эластомерная вилка для катания в прогулочном режиме по паркам, легкому бездорожью. Настройке тут поддается только жесткость пружин, которая регулируется крутилками, расположенными на короне вилки. Оптимальная под вес ездока 65-90 кг. Если вес велосипедиста небольшой, можно поискать более мягкие пружины. На велосипедном рынке эти вилки представлены брендами RST, Suntour, ноунейм.

На велосипедах среднего ценового сегмента устанавливаются пружинно-масляные вилки. Такие вилки не считаются бюджетными. Качество таких вилок на порядок выше от пружинно-эластомерных. В одной ноге пружинно-масляной вилки находится пружина, в другой – масляный картридж и камера. За сжатие отвечает пружина (стальная или титановая), за скорость отскока — отдельный масляный картридж, который представляет собой набор шайб с отверстиями разного сечения. Вращая рычаг настройки отскока площадь сечения этих отверстий снижается или увеличивается, замедляя или ускоряя отскок. По сути отскок зависит от скорости прохода масла через отверстия картриджа. Это полезно при езде по разному типу неровностей. Если у вас впереди неровная дорога с множеством мелких препятствий – смело крутите отскок в быстрое положение и вилка будет отрабатывать всю мелочь. При езде по глубоким неровностям, таким как ямы на дорогах, проселочных дорогах, важна работа вилки с медленным отскоком, чтобы велосипедист не потерял управление, а вилка обеспечила плавную езду.

Картридж может также иметь функцию локаута (блокировать вилку при необходимости). При блокировке вилки системой локаут, масло перестает перетекать из камеры в камеру и вилка фактически превращается в жесткую. Это полезно при долгой езде по шоссе и для экономии сил в подъеме. Особенно удобно пользоваться выносным локаутом, переключатель которого расположен на руле.

Вилки с системой амортизации пружина-масло производят такие известные бренды как Rock Shox, Suntour и др. На велосипедах среднего и топового сегмента устанавливаются вилки с системой амортизации воздух-масло (часто их называют просто воздушные вилки). В качестве пружины тут воздух, а демпфер — масло. Вместо стальной пружины — поршень, закрепленный в штанах, и герметичная воздушная камера в ноге вилки. В камеру высокого давления через ниппель для подкачки нагнетается воздух специальным насосом высокого давления (в инструкции указано необходимое давление в зависимости от веса велосипедиста) и когда поршень начинает двигаться в камере — сжимается накачанный в ней воздух. Давление воздуха внутри камеры и определяет мягкость вилки. За отскок, как и в пружинно-масляной вилке, отвечает картридж с маслом. Это качественные вилки, которые относятся к полупрофессиональному/профессиональному уровню, где используются сложные технологии. Они дороже от вышеперечисленных типов вилок и изготовляются из качественного материала. Предназначены для серъезного технического катания по бездорожью. Воздушные вилки обеспечивают максимально точную настройку под конкретного велосипедиста и особенности его езды, а также самую лучшую амортизацию по сравнению с остальными типами вилок — поглощают микровибрации, проглатывают мелкие неровности, не выстреливают, колесо едет не отрываясь от земли. Такие вилки будут хорошо работать как с маленьким весом ездока (до 50 кг), так и большим (более 100 кг).

Важно помнить, что настраивается любая вилка под конкретного велосипедиста, его вес и особенности езды! Для более точной настройки обязательно необходимо пройти тест-драйв, так как понять какой именно работы от вилки вы хотите можно только при ее работе на неровностях.

В каких дисциплинах используются амортизационные вилки

Амортизационные вилки для дисциплины кросс-кантри используются с ходом 80-100 мм, дисковыми тормозами и максимально облегченной конструкцией: карбоновые штоки и штаны, крепления исключительно под дисковый тормоз, амортизация осуществляется за счет накачки воздуха в камеры высокого давления. Для компенсации в другой ноге вилки используется масло разной вязкости, в зависимости от сезона. Такие вилки используются уже не только профессионалами мирового уровня на соревнованиях, но и продвинутыми любителями. Более простые вилки для таких велосипедов имеют алюминиевые или стальные составляющие, роль амортизатора выполняет пружина и масло. В крайне редких и бюджетных моделях велосипедов используются пивоты для крепления ободных тормозов (v-brake). В дисциплинах эндуро (enduro), all-mountain и даунхилл (downhill) используются амортизационные вилки с такой же системой амортизации, как и в кросс-кантри, разным будет только ход самой вилки: от 120-140 мм до 200 мм. Чем выше нагрузка на вилку и больше препятствий, тем, соответственно, больше ход. Вилки для даунхилла имеют двойную корону для повышенной прочности и увеличенный диаметр ног, который позволяет увеличить торсионную жесткость вилки.

Отдельно стоит выделить велосипедные вилки фирмы Cannondale, под названием Lefty. В ранних моделях для амортизации использовались пружины, в современных – система воздух-масло.В конструкции вилок «лефти» используются игольчатые подшипники, что позволяет работать вилке даже при сильной боковой нагрузке, которая происходит во время поворотов. Сама вилка интересна еще тем, что отсутствует одна нога, крепление колеса осуществляется только с одной стороны, поэтому необходима специальная втулка. Также вилка является перевертышем, то есть нога вилки расположены снизу, что позволяет снизить подрессоренную массу. Плюсом данной вилки является сниженный вес и лучшая торсионная жесткость общей конструкции.

В туристических, городских и некоторых грэйвел-эндуро велосипедах используются короткоходные амортизационные вилки с ходом 30-70мм. Там встречаются как простые эластомерные, так и более продвинутые воздушные вилки. Короткий ход таких вилок обеспечивает достаточную амортизацию на мелких неровностях и не влияет на геометрию велосипеда.

Если вы определились с типом вилки, которая установлена на вашем велосипеде, или которую собираетесь приобрести, перейдем непосредственно к настройке вилки или её установке.

Настройки велосипедной вилки

В некоторых дорогих моделях кнопка Lockout вынесена на руль и переключаться можно без остановки, на ходу!

Preload (преднагрузка) – настройка жесткости пружины. Эта настройка позволяет отрегулировать показатель SAG — величину в %, показывающую на сколько просядет вилка, если вы её нагрузите. Для МТБ — 15-20 %, для экстремального спорта — 25–30 % .

Если вилка сильно просядет, то для преодоления препятствий вам может не хватить хода вилки или она будет сильно раскачиваться во время разгона или подъема в гору. А если недостаточно проседает — будет сильно бить по рукам при наезде на препятствие, не достаточно амортизируя. На воздушных вилках этот показатель регулируется количеством воздуха, накаченного в вилку согласно веса.

Rebound (скорость отскока вилки) — скорость, с которой пружина возвращается в исходное положение после сжатия. Этот показатель отвечает за мягкость и скорость, с которой вилка будет готова снова сработать.

Как писалось выше — за эту настройка отвечает за размер отверстий в масляном картридже, уменьшая или увеличивая его, вы замедляете или ускоряете отскок. По сути отскок зависит от скорости прохода масла через отверстия картриджа. Чем шире отверстие — тем выше скорость отскока. Это полезно при езде по разному типу неровностей. Если у вас впереди дорога с множеством мелких препятствий – смело крутите отскок в быстрое положение и вилка будет отрабатывать всю мелочь. При езде по глубоким неровностям, таким как ямы на дорогах, проселочных дорогах, важна работа вилки с медленным отскоком, чтобы велосипедист не потерял управление, а вилка обеспечила плавную езду.

Сompression (скорость сжатия пружины). Регулировка, отвечающая за скорость сжатия вилки под воздействием ударов от поверхности. Различают высокоскоростное и низкоскоростное сжатие.

Низкоскоростное сжатие (low-speed compression) позволяет точно настраивать чувствительность вилки при обработке мелких неровностей, минимизировать раскачку при педалировании, клевки при торможении, перераспределении веса в поворотах и т.п. Ход пружины будет более плавным и мягким. Подходит при езде по прямой. Высокоскоростное сжатие (High-speed compression) отвечает за работу вилки на спусках, больших неровностях, камнях, ямах, при приземлении с трамплинов и т.д. Тут пружина будет более жесткой и моментально будет срабатывать. Для более агрессивного катания. На дорогих моделях велосипедов крутилка Сompression есть на руле, которая позволяет регулировать скорость хода вилки на ходу.

Установка вилки на велосипед

В зависимости от материала вилки есть металлические и карбоновые штоки. Все новые вилки идут с необрезанным штоком и при установке на велосипед его необходимо укоротить. Укорачивать стоит аккуратно, специальным инструментом, с учетом запаса длины на вынос, чашек рулевой колонки и проставочных колец.

Для металлических штоков используют труборез либо ножовку по металлу:

Для карбоновых штоков используют только ножовку по металлу. А чтобы разрез был ровным на металлическом или карбоновом штоке, желательно использовать направляющую для резки труб.

После разреза, края обрабатываются напильником. Если шток вилки металлический, то вбивается якорь или в народе «ромашка», с помощью инструмента для забивания ромашки (или инструмента для установки якоря в шток для вилок), внутрь которой вкручивается болт, стягивающий рулевую. Если шток вилки карбоновый, то устанавливается специальный якорь для карбоновых штоков.

Если вилка имеет крепления под ободные тормоза, перед установкой тормозов, посадочные места необходимо смазать консистентной смазкой для плавности хода самих тормозов. Крепления под дисковый тормоз на новых вилках нередко требуют торцевания – удаления лишней краски на контактной поверхности для плотного и ровного прилегания калипера (тормозной машинки или суппорта). Для торцевания креплений под дисковые тормоза, как правило, используют специальный инструмент, при его отсутвии можно возпользоваться напильником.

Совет: Воздушные вилки требуют подкачки под вес велосипедиста, масло по заводу заливается универсальной вязкости. И если вы будете использовать велосипед зимой, необходимо сменить масло на менее вязкое для лучшей работы вилки. При отрицательных температурах простые эластомерные вилки практически перестают работать, т.к. в них используется консистентная (густая) смазка, так что обратите на это внимание!

После установки вилки на велосипед, необходимо отрегулировать передний тормоз, настроить положение колеса относительно рамы и убрать люфт рулевой колонки.

Не забывайте пользоваться советами производителя самой вилки при эксплуатации и обслуживании. Это значительно увеличит срок использования и позволит получить максимальное удовольствие от езды.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector