8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русский изобретатель велосипеда

27 сентября 1801 г. 215 лет назад. Первый в мире велосипед.

Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда был уроженец Прикамской земли Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода. Велосипед, построенный на Нижнетагильском заводе, был железным, имел вид двухколесной тележки с педальным приводом на переднее колесо и рулем, а переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса, расположенные одно за другим, скреплялись изогнутой металлической рамкой. Велосипед приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса. Конструкция самоката была настолько прочна, что мастер смог совершить на нем нелегкое путешествие (со скоростью 10 км/ч) от Урала до Петербурга на коронацию Александра I – (15) 27 сентября 1801 года.

Изобретение так удивило всех присутствующих и царя, что за создание велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Понравившееся чудо техники затем пополнило царскую коллекцию редкостей, после чего было забыто. Второе рождение велосипеда, как, впрочем, и его названия (в переводе с латинского «велосипед» – «быстрые ноги»), состоялось в 1808 году в Париже. Сейчас велосипед Артамонова хранится в Нижнетагильском краеведческом музее, а его точная копия – в Политехническом музее в Москве. В Пермском областном краеведческом музее тоже есть велосипед, сделанный в Артамоновских мастерских. Велосипед этот деревянный, колеса приводились в движение тягой на веревках. Никаких шин на колесах не было, и поэтому велосипеды долгое время называли «костотрясами». Зато на сегодняшний день велосипед является и спортивным инвентарем, и средством активного отдыха, и одним из самых распространенных в мире средств передвижения

Дубликаты не найдены

Собрался всемирный конгресс ученых — кто сделал самые великие

Первыми встают англичане:

— Мы первыми изобрели паровоз!

Все ученые аплодируют.

Вдруг встают русские:

— Нихуя, не пиздите. Первыми изобрели паровоз братья Черепановы, а вы

украли патент и пользуютесь этим.

Англичане сели престыженные.

Вторыми встают американцы:

— Мы первыми изобрели лампочку!

Все ученые УУУ — аплодируют.

Вдруг встают русские:

— Нихуя, не пиздите. Первым изобрел лампочку русский изобретатель

Яблочков, а вы украли патент и пользуютесь этим.

Американцы сели престыженные.

Француз думает чтобы сказать. Что не скажешь все русские придумали.

Думал, думал. Встает:

— А мы, а мы первыми изобрели минет.

В зале тишина, все молчат.

Вдруг встают русские:

— Нихуя, не пиздите. Помните еще Иван Грозный орал Боярам. Я вас всех в рот ебал и насквозь вижу. А последнее относится к немцам, которые сейчас встанут и скажут, что изобрели рентген.

В 1980-е годы появились первые статьи, ставящие под сомнение историчность Артамонова. Разыскания в архивах не дали о нём никаких сведений. Самодельный велосипед оказался сделанным из бессемеровской стали, то есть не ранее 70-х гг. XIX века, по тогдашним английским образцам. Были однако обнаружены сведения о тагильском крепостном механике Егоре Кузнецове-Жепинском, изобретшем конные «музыкальные дрожки» с верстометром и органом и поднёсшим их на коронации Александра I вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, за что он был освобожден со всей семьёй. Вместе с Егором в Москве был его племянник слесарь Артамон Кузнецов, который, хотя и «никакого отличия против других равно с ним работы исправляющих не делал», тоже получил с семьёй «вольную». Полагают, что именно это событие и является историческим зерном легенды.

«поднёсшим их на коронации Александра I вдовствующей императрице Марии Фёдоровне» Представим на секундочку — крепостной крестьянин вручающий подарки имератрице.

Ну и. предположим, что крепостной крестьянин был настолько вхож к императору, чтобы подарить подарок )))

Коронация состоялась осенью.

То есть, по осени, по отсутствующим дорогам, на велосипеде весом в 60 кило — 1800 километров. серьезно? )))

Легендой является история о крепостном крестьянине-умельце Ефиме Артамонове родом с Урала, из Тагильского заводского посёлка (ныне город Нижний Тагил), который якобы сконструировал велосипед примерно в 1800 году. Согласно этой легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своём велосипеде из уральского рабочего посёлка Тагильского заводского посёлка в Москву (около двух тысяч вёрст). Это был первый в мире велопробег. В сие путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода Акинфий Демидов, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом» («Велосипед Артамонова»). За изобретение велосипеда Артамонову со всей его семьёй и всем потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Велосипед Артамонова якобы хранится в Краеведческом музее Нижнего Тагила. Как показал химический анализ железа, велосипед из нижнетагильского музея оказался самоделкой конца XIX века (сделан не ранее 1870 года), выполненной по английским образцам. Что касается самого Артамонова, то он впервые упоминается в книге В. Д. Белова «Исторический очерк уральских горных заводов» (издание 1898 г., Санкт-Петербург): «Во время коронования императора Павла, следовательно в 1801 г., мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем потомством». В действительности Павел I короновался в 1797 году, а в 1801 — Александр I. Белов не приводит никаких ссылок на документы, подтверждающие его поразительную находку. Не найдены они и впоследствии. Никаких упоминаний об Артамонове не удалось найти ни в камер-фурьерских церемониальных журналах 1796, 1797 и 1801 годов, ни в «повестке по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича», ни в описании коронации Его императорского величества Александра Павловича, ни в «Списке о всех милостях, излиянных покойным государем Павлом I в день его коронации 5 апреля 1797 года», ни в архивах канцелярии Н. Н. Новосильцева, созданной в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений, ни в подборке материалов о крепостных изобретателях, публиковавшейся в «Отечественных записках» П. П. Свиньина (1818—1830). Не найдено и никаких других документов, которые бы подтверждали рассказ Белова.

Прототипом легенды, возможно, послужили крепостной изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жепинский, действительно получивший вольную (вместе с племянником Артамоном) в 1801 году за свои изобретения. Однако Кузнецов сконструировал не велосипед, а дрожки с верстометром и музыкальным органом

У меня друг есть, велосипеды изобретает всю жизнь.

История велосипеда

История велосипеда

Официальная история велосипеда началась в 1817 году после того, как немецкий профессор Карл фон Дрез создал и спустя год запатентовал первый двухколесный самокат, который был назван “машиной для бега”. Деревянный самокат, в дальнейшем в народе прозванный “дрезиной”, был снабжен двумя колесами и рулем, и в общем был похож на велосипед, но только без педалей.

Изобретение Карла фон Дрез «Машина для бега» Карла фон Дрез

Примерно в 1839-1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландской деревушки усовершенствовал “дрезину”, добавив ей педали и седло. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Велосипедист восседал на седле между передним и задним колесами, а передним колесом можно было поворачивать с помощью руля. По сути доработанный Макмилланом велосипед можно смело назвать первым прототипом нынешнего велосипеда, но к сожалению он остался совершенно не замеченным и малоизвестным.

Рисунки велосипеда Киркпатрика Макмиллана Усовершенствования Киркпатрика Макмиллана Велосипед Киркпатрика Макмиллана

Примерно в это же время, подобная идея посетила , молодого французского мастера по изготовлению детских колясок Пьера Лалмана. Он ничего на знал о разработках Макмиллана и в его машине нужно было педали крутить, а не толкать.

Читать еще:  Велосипеды второй мировой войны

Изобретение Пьера Лалмана

В 1963 Лалман отправляется в Париж, где он и смастерил свою первую модель. А уже в 1864 году он, совместно с промышленниками братьями Оливье и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо, начинает массовый выпуск своего изобретения. Именно каретный инженер Пьер Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической, все предыдущие изобретения были деревянными, а по некоторым сведениям название “велосипед” придумал тоже Мишо. Спустя два года Лалман уезжает в Америку, где и запатентует свое изобретение.

Пьер Лалман со своим изобретением Велосипед Пьера Лалмана

В 1867 году изобретатель Каупер предлагает удачную конструкцию металлического колеса со спицами.

А в 1878 году английский изобретатель Лоусон вводит в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Самые первые велосипеды похожие на нынешние назывались Rover — “Скиталец” и были сделаны в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли. Они выпускались с 1885 года по 2005 года. Велосипед, к большому удивлению тех времен, обладал цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами.

Одна из первых версии Rover — “Скитальца” Rover — “Скиталец”

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Они были гораздо совершеннее своих предшественников запатентованных в 1845 году. Благодаря новым каучуковым шинам велосипеды избавились от обидной клички “костотрясы” и это способствовало их популяризации. 1890-е годы были золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды того времени и стали в визуальном плане похожи на современные, то материалы из которых они были изготовлены были далеки от идеала. Так как нержавеющую сталь не умели еще варить, то рама и все металлические детали были изготовлены из ржавеющей стали и не были покрашены. Уход за таким велосипедом требовал трудоемкого ухода: чистка, смазка, промывание бензином или керосином после каждой поездки.

В это же время появлялось множество модифицированных вариантов велосипедов: складной, алюминиевый, с разными колесами, тандемы, лигерад — велосипед которым можно управлять лежа.

Лигерад Тандем 20-века

Складной велосипед демонстрация склодного велосипеда

За последние сто лет популярность велосипедов переживала свои пики и спады. Начиная с 1905 года популярность велосипедов начала падать из-за развития автомобильного транспорта. А к 1940 в Америке велосипед начали воспринимать как всего лишь игрушку для детей. А с конца 60-х велосипеды постепенно снова стали входить в моду, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.

Ниже я подобрала для вас фотографии велосипедов и велосипедистов прошлых столетий. Приятного просмотра.

Как изобретали велосипед?

Существует немало теорий, приписывающих создание первого велосипеда разным людям, начиная со времён Леонардо да Винчи.
Изобретение первого русского велосипеда приписывают крепостному рабочему, мастеровому слесарю Нижнетагильского завода Ефиму Михеевичу Артамонову (1776—1841 г.г.) .

Известно, что в день Ильи пророка 1800 года «холоп Ефимка сын Артамонов был бит розгами за то, что ездил на диковинном самокате» по улицам Екатеринбурга и пугал прохожих, и встречных лошадей.

В 1801 году желая удивить царя Александра I «диковинным самокатом» владелец верхотурского завода отправил мастерового Ефимку Артомонова из уральского села Верхотурье в Москву на изобретённом им двухколёсном цельнометаллическом велосипеде, весом около 60 кг. Это был первый в мире велопробег — около двух тысяч вёрст.

В книге уральского историка Белова «Исторический очерк уральских горных заводов» (СПб, 1896 г.), сообщается о том, что Е. М. Артамонов «бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора Александра I получил свободу со всем своим потомством». В Нижнетагильском музее-заповеднике с 1922 года экспонируется металлический велосипед-«паук» слесаря Артамонова.

Первое доказанное упоминание об изобретении деревянного двухколёсного велосипеда-самоката относится к 1817 году. Создатель «машины для ходьбы» немецкий профессор барон Карл фон Дрез запатентовал своё изобретение в 1818 году. Самокат, изобретённый Дрезом, стали в Великобритании называть «дрезиной», но название показалось неблагозвучным и британцы стали называть самокат Дреза – «лошадью дэнди» — «dandy—horse», или «hobby-horse» .

Изобретение велосипеда-самоката оказалось настолько неожиданным и необычным для того времени, и очень быстро завоевало популярность. В XIX веке велосипед стал модным аксессуаром Денди (англ. dandy) по всей Европе. Денди — социально культурный тип мужчин, подчёркнуто следящий за модой и «лоском» внешнего вида, отличающийся изысканностью речи и поведения.


Парижские денди 1830-х годов во время «week-end» , то есть в выходной день совершали прогулки на деревянных «dandy—horse», удивляя и поражая воображение дам этим модным изобретением.
Долгое время никто даже не думал что-либо менять простейшую конструкцию «dandy—horse», так как не видели в этом «hobby-horse» особого практического применения, кроме развлечения.

В 1839 году шотландскому кузнецу Киркпатрику Макмиллану пришла в голову идея добавить к самокату седло и педали, соединив их с задним колесом с помощью обыкновенных шатунов и железных стержней. Кузнец Макмиллан практически создал велосипед современного вида, но его изобретение осталось малоизвестным и не получило широкого распространения, как и изобретение русского слесаря Ефимки Артамонова.

В 1845 году англичан Р. У. Томпсон создал первые надувные шины, оказавшиеся технологически несовершенными и непрактичными.

В 1862 году во Франции в городке Нанси мастер по созданию детских колясок Пьер Лалман,ничего не знавший об изобретении Макмиллана, решил прикрутить к переднему колесу «dandy—horse», педали. Переехав в Париж 1863 году, 19-летнийПьер Лалман собрал свой первый велосипед с педалями и сидением.


Изобретение Пьера Лалмана заинтересовало французских промышленников из Леона братьев Оливье, которые задумались над массовым выпуском велосипедов. Скооперировавшись с Пьером Лалманом и каретным инженером Пьером Мишо, братья Оливье начали в 1864 году промышленный выпуск велосипедов с металлической рамой. Пьер Мишо предложил заменить недолговечную деревянную раму велосипеда, на металлическую. В 1866 году каретный инженер Пьер Мишо получил патент на своё изобретение и, таким образом, официально стал первым создателем велосипеда с металлической рамой.

В 1867 году английский инженер Эдвард Каупер разработал удачную конструкцию колеса с натянутыми металлическими спицами, заменив в колесе непрочные и недолговечные деревянные спицы.

В 70-х годах 19 века новшества к велосипеду изобретали все, кому не лень, в это время выпускали велосипеды самых разнообразных конструкций и весьма причудливого вида. Увеличив переднее колесо до невероятных размеров, и разместив на нём седло изобретатели сделали всю конструкцию велосипеда неустойчивой и очень опасной. Для большей безопасности и устойчивости велосипеду добавили два задних колеса, и в Британии нашлось немало смельчаков готовых ездить на таком велосипеде. Велосипеды данной конструкции начал производить в Британии Джеймс Старли в 1870 году, он известен, как «отец велосипедной индустрии».


В 1878 году велосипеды Джеймса Старли начал производить Альберт Поуп на своих заводах в Бостоне, в США. Этот велосипед стал популярным видом транспорта в США в течении следующих 20 лет.

В 1891 году конструкция велосипеда с колёсами разной величины стала считаться устаревшей, именно в это время эти велосипеды стали называть «пенни-фартинг». Название происходит от британских разменных монет Пенни (англ. Penny) и Фартинга (англ. farthing, т. е. четвертая часть — 1/4 пенса). Крупная английская монета Пенни рядом с мелкой монетой Фартинг напоминали колёса велосипеда.

Читать еще:  Виды камер для велосипеда

Несмотря на то, что период использования велосипеда «пенни-фартинг» был недолгим, именно, он стал одним из культурных символов конца Викторианской эпохи, благодаря своей невероятной популярности. Первые велосипедные гонки, как новый вид спорта, прошли в Британии на «пенни-фартингах».

В 1878 году в конструкции велосипеда появилась Цепная передача, благодаря англичанину Лоусону, тогда же в 1878 году был изобретён первый складной велосипед.


Первый велосипед с цепной передачей, с почти одинаковыми колёсами и седлом, располагавшимся на металлической раме в центре всей конструкции, назывался «Rover» — «Скиталец», по имени выпускавшей фирмы. Идея этой безопасной конструкции велосипеда пришла в голову английскому изобретателю Джону Кемпу Старли в 1884 году и велосипед начал выпускаться с 1885 года. Фирма «Rover» со временем стала гигантским автомобильным концерном, но обанкротилась в 2005 году.

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл для велосипеда надувные шины из каучука. Езда на велосипедах с каучуковыми шинами стала более приятным и удобным занятием. Автомобильные шины «Dunlop» даже сегодня считаются одними из лучших в мире, а фирма «Dunlop» и сейчас – одна из крупнейших фирм в мире! Многие крупные современные автомобильные компании начинали свою работу с выпуска велосипедов, запчастей велосипедов и автомобилей таких.

Золотым веком велосипедов можно назвать 1890-е годы, когда стали выпускать не ржавеющие алюминиевые детали велосипедов. Велосипед в эти годы обрёл небывалую популярность и избавился от прозвища «костотряс».

В 1898 году был изобретён механизм свободного хода, позволяющие не вращать педали, когда велосипед катится сам. В те же годы изобрели и педальные тормоза, и ручные тормоза для велосипеда.

В 1895 году был изобретён «Лигерад», первый велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении, а в 1914 году французская компания «Peugeot» — «Пежо» начала массовое производство «Лигерадов».

Кто изобрел велосипед?

История создания велосипеда до сих пор вызывает споры и разногласия среди исследователей. Это изобретение относили к различным эпохам, а его создателем называли представителей разных стран мира. Однако большинство историков сходятся во мнении, что велосипед изобрел немецкий профессор Карл фон Дрез.

Когда появились первые упоминания о велосипеде?

Согласно данным Международного велосипедного фонда (IBF), первые упоминания об устройстве, напоминающем велосипед, относятся к 1418 году. Тогда итальянский инженер Джованни Фонтана сконструировал приводимое человеком в действие устройство, состоящее из четырех колес, веревочной петли и шестерен. Но изобретение итальянца не стало популярным. Лишь спустя примерно 400 лет аналогичное транспортное средство завоевало признание во всем мире.

Что известно об изобретении фон Дреза?

Карл фон Дрез родился 29 апреля 1785 года в Карлсруэ в семье чиновника. Он изучал сельское хозяйство, архитектуру и физику. В 1813 году фон Дрез начал работать над первой версией самоката, который он назвал «машиной для бега» (Laufmaschine). Первоначально он представлял собой четырехколесную конструкцию, которой управлял человек. Причиной разработки машины для бега послужила нехватка лошадей. Этой проблеме предшествовало глобальное понижение температур, которое привело к плохому урожаю и, как следствие, гибели многих лошадей от голода.

В 1817 году фон Дрез представил свое доработанное изобретение, которое теперь состояло из двух колес, деревянной рамы, руля и кожаного седла. Вес транспортного средства составлял 23 килограмма. Для того чтобы привести его в действие, водителю приходилось отталкиваться от земли ногами. Современный человек назвал бы эту машину не велосипедом, а беговелом, поскольку у нее не было педалей.

В 1818 году фон Дрез запатентовал свое изобретение, а затем решил показать его в других странах мира. Машина для бега понравилась англичанам и французам, которые назвали ее дрезиной в честь изобретателя. В Англии новый вид транспорта позиционировался как способ развлечения для аристократов. Однако спустя несколько лет такие велосипеды запретили для езды по тротуарам, так как посчитали небезопасными для пешеходов.

Велосипед — не единственное изобретение фон Дреза. Он также является автором пишущей машинки и мясорубки.

Когда был создан прототип современного велосипеда?

В течение нескольких десятилетий различные изобретатели совершенствовали велосипед фон Дреза. Так, в начале 1860-х годов был представлен деревянный велосипед с двумя стальными колесами и педалями. Поскольку у этого изобретения по прежнему не было тормозов, оно получило славу небезопасного транспортного средства. Мнения о том, кто был первым создателем подобной модели, до сих пор расходятся. Однако первый патент на данный велосипед был получен в США французом Пьером Лаллементом в 1866 году.

Первым велосипедом, который был похож на современные аналоги, стал «Скиталец» (Rover). Его создал англичанин Джон Кемп Старли в 1884 году. Выпуск велосипеда начался год спустя. Изобретение обладало цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами, а также седлом водителя между ними. Данная конструкция значительно отличалась от своих предшественников, что позволило ей получить мировую известность и славу «безопасной» модели.

Драмы науки: кто изобрел велосипед?

Знаете ли вы, что человек, создавший первый велосипед, был объявлен за это сумасшедшим? К сожалению, это так — в те времена к изобретателям относились с недоверием. Однако и после смерти ему долгое время не везло — историки предали его имя забвению, однако с воодушевлением сочиняли мифы об умельцах, якобы построивших данную машину первыми.

Тем не менее, героем моего рассказа будет не вымышленный, а реальный изобретатель велосипеда, барон Карл фон Дрез. Но перед тем как рассказать его трагическую историю, мне придется развеять одно заблуждение, которое до сих пор часто можно встретить на страницах отечественных учебников истории и научно-популярных книг. Оно заключается в том, что самым первым человеком, создавшим двухколесное средство передвижения, является Ефим Михеевич Артамонов, крепостной из села Верхотурье.

Будто бы он в 1801 году совершил первое путешествие на своем «самокате» из родного села в Петербург, прибыл на коронацию Александра I и, восхитив его своим изобретением, получил для себя и своей семьи свободу от крепостной зависимости. А сам велосипед в конце концов попал в Нижнетагильский музей-заповедник, где и пребывает по сей день.

Следует заметить, что при анализе документов того времени абсолютно нигде невозможно найти хотя бы одного упоминания имени «талантливого изобретателя» и хоть короткой записи о столь знаменательном событии. О нем молчит и камер-фурьерский церемониальный журнал 1801 года, и «повестка по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича», и описание коронации Его императорского величества Александра Павловича, и документы архивов канцелярии Н. Н. Новосильцева, созданной в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений, а также материалы о крепостных изобретателях, публиковавшейся в «Отечественных записках» П. П. Свиньина (1818-1830). Нет этого имени и в списках крепостных заводов в районе Нижнего Тагила. Словом, нет ни одного документа, говорящего о том, что Артамонов действительно существовал, и что он совершил первый в мире велопробег от Верхотурья до Санкт-Петербурга.

Более того, когда в конце XX века ученые проанализировали материал, из которого был сделан велосипед, хранившийся в Нижнем Тагиле, оказалось, что он был изготовлен из бессемеровской стали, и, следовательно, не мог появиться раньше 70-х годов XIX века. То есть и главный свидетель оказался «фальшивым». Но откуда же пошла легенда о крепостном умельце, и, главное, почему ей поверили?

Читать еще:  Велосипед сбросить вес

Впервые об Артамонове упомянул уральский историк Белов в своей книге «Исторический очерк уральских горных заводов», вышедшей в 1896 году (то есть почти через сто лет после «велопробега»). В этой монографии без всяких ссылок на источники сообщается, что: «Во время коронования императора Павла I, следовательно в 1801 году, мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем своим потомством».

Историка абсолютно не смутило то, что Павел I на самом деле короновался не в 1801, а в 1797 году. Однако это «упущение» было исправлено И. Я. Кривощековым, который в 1910 году включил эти сведения со ссылкой на Белова в свой «Словарь Верхотурского уезда», заменив имя императора.

А дальше этот миф пошел гулять по страницам самых разных справочников и энциклопедий — дело в том, что в это время проводилась очередная кампания по борьбе с «низкопоклонством перед Западом», во время которой пытались доказать российский приоритет множества изобретений (и, кстати, в большинстве случаев, опираясь на реальные факты). Поэтому легенда об Артамонове оказалась весьма востребованной, и ее начали тиражировать.

Венцом этого мифотворчества была статья в Большой Советской Энциклопедии о «талантливом самоучке», снабженная ложной ссылкой на книгу В. В. Данилевского «Русская техника», вышедшую в 1948 году (кстати, именно в этой статье Артамонова снабдили именем и отчеством, которые прежде нигде не упоминались, а также годами жизни — неудобно все-таки, такой изобретатель, и совсем без «паспортных» данных).

Итак, сегодня с уверенностью можно сказать, что никакого изобретателя Артамонова на свете не было. Впрочем, в истории велосипеда это обычное дело — кому только ни приписывали его изобретение! И знаменитому Леонардо да Винчи, и его ученику Джакомо Капротти, и такому же вымышленному, как и Артамонов, графу де Сивраку. Самое обидное, что в ряду этих «лжеизобретателей» велосипеда практически никогда не упоминают имя его настоящего создателя — вышеупомянутого барона Карла фон Дреза.

Этот интересный человек с 1810 года служил лесничим в месте недалеко от германского города Карлсруэ. Поскольку он неплохо разбирался в механике и математике, а также вынужден был постоянно объезжать на лошади огромные территории, ему пришла в голову идея создания машины, которая помогла бы людям передвигаться на большие расстояния, но при этом не требовала бы особого ухода. И вот, 17 февраля 1818 года барон Карл фон Дрез запатентовал свое первое изобретение — самокат, оснащенный седлом и рулем, который он назвал «машиной для ходьбы».

Впрочем, согласно документам, машина была продемонстрирована жителям родного города Карлсруэ еще раньше. Газеты того времени повествовали о том, что весной 1816 года барон лихо промчался на своем изобретении порядка 14 миль со скоростью девять миль в час. Правда, полноценным велосипедом эту машину считать было нельзя — скорее, оригинальным самокатом с сиденьем и рамой. Кстати, эта рама была деревянная, и подвижный руль уже присутствовал. Тем не менее, у велосипеда фон Дреза еще не было педалей, поэтому ездить на нем было можно, отталкиваясь ногами от земли.

Однако вот что самое интересное — после демонстрации своего изобретения начальство местного лестного управления вызвало барона к себе и пригрозило ему увольнением и даже помещением под медицинский надзор, если он и впредь будет изобретать всякие нелепые штуковины и позорить свое ведомство перед всей Германией. Барон, для которого потерять место было равносильно голодной смерти (его семья была небогата), вынужден был согласиться на требования начальства. Так бы никто и не узнал об изобретении гениального лесничего, если бы не… погодная аномалия 1816 года.

В тот год в течение лета несколько раз выпадал снег, урожай был практически убит на корню, и крестьяне вынуждены зарезать весь домашний скот, поскольку его нечем было кормить. А вскоре такая же участь постигла и лошадей. В результате ездить стало не на чем, и тут люди и обратились к деревянной машине фон Дреза. А дальше — больше: чудо-самокат понравился кронпринцу баварскому, и он попросил своего отца, тогдашнего короля Баварии, наградить изобретателя, проживающего в соседнем герцогстве. Благодаря поддержке августейших особ фон Дрез смог «продвинуть» свое изобретение и одержать полную победу над тупыми и зашоренными чиновниками лесного ведомства.

Однако они не забыли ему этого унижения и ждали той минуты, когда можно будет взять реванш. А представилась им такая возможность не скоро — фон Дрез долгое время был весьма популярен как изобретатель, поскольку велосипедом он не ограничился. Вскоре он создал мясорубку современного типа, печатную машинку с 16-ю клавишами и тележку, которая ездила по рельсам, названную по его фамилии дрезиной (первый вариант дрезины приводился в движение мускульной силой с помощью рычагов). Однако позже шанс отомстить фон Дрезу все-таки появился.

Дело в том, что изобретатель весьма сочувственно отнесся к революции 1849 года в Германии. После ее подавления фон Дреза не тронули, однако все высокие покровители от него отвернулись. И вот тут-то врагам, наконец-то, удалось добиться того, что изобретателя признали сумасшедшем. Причем главным аргументом в пользу этого вердикта были… его изобретения. Логика тогдашних немецких чиновников просто поражает: они рассуждали, что нормальные люди не изобретают всякие непонятные штуки. А раз фон Дрез их создал, то значит, он сумасшедший.

После этого изобретателя поместили фактически под домашний арест, а все его имущество и финансы быстро отдали в опеку и растащили. Это окончательно сломило фон Дреза, и в 1850 году человек, подаривший миру велосипед, скончался в полном забвении и нищете. Но, что самое печальное, в течение еще многих лет о его приоритете никто не вспоминал — люди предпочитали выдумывать разных Артамоновых и де Сивраков, которые совершенно заслонили от неспециалистов имя того, кто действительно изобрел «машину, передвигаемую силой мускулов»…

Остается лишь добавить, что педали к велосипеду впервые догадался приделать шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан в 1840 году. Однако его модель не получила распространения и вскоре была забыта. Второй раз педальный велосипед был сконструирован в 1863 году французским инженером Пьером Лалманом. Это был тот самый знаменитый «паук» с педалями на переднем колесе. Кстати, нижнетагильский «самозванец», приписываемый Артамонову, как раз представлял собой лалмановский велосипед, который, видимо, действительно был изготовлен каким-то местным умельцем «пиратским» способом, в обход патентных требований.

Итак, фон Дрезу не везло не только при жизни, но еще и некоторое время после смерти. Однако немецкие чиновники, расправившиеся с изобретателем, тоже не добились своего — сейчас велосипед является чуть ли не самым популярным средством передвижения. Не зря говорят, что высокопоставленный дурак может затормозить прогресс, но остановить его он не в силах…

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector