0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Описание горного велосипеда

Что такое горный велосипед. Виды и характеристики маунтибайков.

Езда на горном велосипеде является одним из самых популярных и быстро развивающихся видов активного отдыха. В отличие от обыкновенного дорожника и шоссейного велосипеда, которые за последние десятилетия не претерпели особый изменений, горный велик совершенствуется год за годом.

Основным отличием горного велосипеда является наличие амортизационной вилки, которая сглаживает удары и вибрации от неровностей, встречающихся на пути. Рама имеет специальную геометрию с приподнятой кареткой. Лучшие рамы – карбоновые, они имеют невероятную прочность и очень легкий вес, а также обладают способностью гасить микровибрации, что уменьшает вибронагрузку на кисти рук и позвоночник. Стоимость карбоновых великов очень большая, поэтому наибольшей популярностью пользуются более дешевые алюминиевые рамы, которые тяжелее карбоновых, но легче стальных. Они не такие прочные и абсолютно не гасят вибрации. На стальных рамах собираются обычно самые бюджетные велики.

Колеса обуты в широкие покрышки (1,8-2,5 дюймов) с мощным протектором, а надежные дисковые или ободные тормоза, гарантируют безопасность во время спуска с горы.

Виды горных велосипедов

Ниже будут рассмотрены все разновидности горных байков, а также их основные отличия, особенности и технические характеристики.

В зависимости от наличия заднего амортизатора, модели делятся на хардтейлы и двухподвесы, которые в свою очередь подразделяются на подвиды по назначению.

1. Хардтейл

Самым популярным видом горных байков считаются хардтейлы, которые не имеют задней подвески в раме, поэтому так и называются «жесткий хвост». Ход переднего амортизатора в вилке обычно составляет 80-100 мм. Диаметр колес хардтейла может быть 26, 27.5 или 29 дюймов – для взрослых моделей, или 20, 24 дюймов – для подростковых моделей.

Хардтейлы подразделяются на кросс-кантрийные и экстремальные подвиды.

1.1. Хардтейлы для кросс-кантри

Так называются как обычные горные любительские велики, так и профессиональные, рассчитанные на участие в соревнованиях кросс-кантри. Эти популярные байки идеально подходят для вело походов по горной и лесной местности. Для езды по ровным городским или загородным дорогам они не рекомендуются, а вот для разбитых дорог, которых предостаточно в нашей стране – это неплохой вариант, хотя в этом случае возможно лучше будет гибрид, тут уже каждый выбирает, что ему больше по душе.

Кросс-кантрийники оборудуются многоскоростными горными трансмиссиями на 10-30 передач, с широким диапазоном передаточных чисел, которые позволяют преодолевать большие перепады высот. Руль обычно прямой, широкий, без подъема или с небольшим подъемом.

В зависимости от качества рамы и оборудования, кросс-кантрийные хардтейлы подразделяются на классы.

Профессиональный класс

Если Вы хотите добиваться максимальных результатов соревнованиях кросс-кантри, нужно выбирать модели, оборудованные профессиональным обвесом, желательно на карбоновой раме. Фирменная рама из карбона имеет очень легкий вес, она невероятно прочная и прекрасно пружинит, что уменьшает вибронагрузку на позвоночник велосипедиста. Технология изготовления карбоновых рам значительно сложнее, чем из алюминия и стали, соответственно и цена значительно выше.

Профессиональный кросс-кантрийник обязательно должен быть оборудован высококлассной вилкой. Самыми лучшими считаются масляно-пружинные вилки профессионального типа, они идеально подходят для тяжелых условий и больших нагрузок, которые они испытывают при прохождении тяжелых трасс, во время соревнований кросс-кантри. Амортизатором служит высококачественная стальная пружина, которая демпфируется картриджем, заполненным маслом. Они очень надежные и долговечные. Цена такой вилки значительно зависит от производителя и качества пружины, но в любом случае она не маленькая, от 300 до 2500 долларов. Масляно-воздушные и воздушные вилки также имеют превосходные амортизационные свойства. Преимуществом первых является большая надежность и долговечность, зато вторые имеют заметно меньший вес, поэтому часто используются в соревнованиях.

Для четкой и надежной работы в тяжелых условиях гонок, трансмиссия должна быть также профессионального уровня SHIMANO XTR (XT) или Sram X.0 (X.9). Тормозная система – дисковая и обязательно с гидроприводом. Кроме большой надежности работы, качественная гидравлика позволяет точно дозировать усилие торможения, что важно для четкого контроля над траекторией движения байка во время спуска с горы.

Среди профессиональных хардтейлов рекомендуем обратить внимание на байки от всемирно известной чешской компании AUTHOR: INTROVERT и SECTOR, а также на найнеры MAGNUM 29 и SECTOR 29. Для тех, кто хочет профессиональный обвес, но не хватает бюджета на карбоновую раму, посоветуем AUTHOR EGOIST. Если Вам больше по душе американский бренд, присмотритесь к Scott Scale 710, Scale 720 или к найнерам Scott Scale 910, Scale 920.

Полупрофессиональный класс

Если Вы ищете универсальную модель для агрессивной езды по горной и лесной местности, а также для участия в любительских соревнованиях кросс-кантри, выбирайте полупрофессиональные модели. Они обычно собраны на более дешевых алюминиевых рамах, которые для уменьшения веса изготавливают по технологии баттинга, которая подразумевает наличие различной толщины труб в разных местах. Где нагрузка больше – труба толще, где меньше – уже. Алюминиевая рама гораздо легче стальной и не подвержена коррозии. Правда она совсем не «пружинит», что понижает комфортность, но это можно частично компенсировать амортизационными вилкой и подседельным штырем, поэтому алюминиевая рама считается хорошим вариантом. Подседельный штырь часто карбоновый.

Полупрофессиональные модели обычно оборудуют воздушной амортизационной вилкой, которая отлично справляются с неровностями, встречающимися на пути и обладает легким весом.

Также они оснащаются гидравлическими дисковыми тормозами и трансмиссией SHIMANO SLX или Sram X.7, которые имеют чуть больший вес и чуть хуже надежность, по сравнению с SHIMANO XTR (XT) или Sram X.0 (X.9,) при этом стоят они дешевле, а надежность все равно остается на высоте.

Рекомендуемые майнтибайки на 27,5 дюймовых колесах от AUTHOR: VISION и INSTINCT, а также найнеры на 29-ти дюймовых колесах: VISION 29 и INSTINCT 29. Для женщин выпускается специальная модель с заниженной верхней трубой рамы INSTINCT ASL. Для тех, кто ищет американского производителя, посоветуем Scott Aspect 710 или найнер Scott Aspect 910.

Любительский класс высокого уровня

Кросс-кантрийные хардтейлы высокого любительского уровня отличаются оптимальным соотношением цена/качество. Они имеют больший вес по сравнению с профессиональными и уступают им в надежности, но для любительского использования их надежность и долговечность на высоте. Это идеальный вариант для любителей туристических походов по горной и лесной местности, а также для агрессивной езды по бездорожью или разбитым городским дорогам.

Рама у них алюминиевая, обычно дважды баттированная, вилка воздушная, трансмиссия уровня SHIMANO Deore или Sram X.7 (X.5), тормоза – дисковые гидравлические.

Рекомендуемые МТБ велики от AUTHOR: TRACTION и TRACTION 29. Для женщин выпускается специальная модификация с заниженной верхней трубой рамы TRACTION ASL. Среди моделей Scott посоветуем Aspect 720 или найнер Scott Aspect 920.

Любительский класс среднего уровня

Средний любительский класс хардтейлов также имеет отличное соотношение цена/качество. Они немного тяжелее велосипедов высокого уровня и обвес имеют попроще, но для турпоходов по горам и пересеченной местности, а также езды по городским дорогам, это тоже хороший вариант. Такие велики базируются на алюминиевой раме, оборудованы пружинно-масляными амортизационными вилками, а также трансмиссиями уровня SHIMANO Alivio (Acera) или Sram X.4 и надежными дисковыми тормозами с гидроприводом.

Рекомендуемые маунтибайки от AUTHOR: SPIRIT и SPIRIT 29. Для женщин выпускается специальная модификация с заниженной верхней трубой рамы SPIRIT ASL. Среди байков Scott посоветуем Aspect 740 или найнер Scott Aspect 940.

Любительский класс начального уровня

Кросс-кантрийники начального уровня подойдут начинающим любителям с ограниченным бюджетом, которые планируют спокойную езду в прогулочном стиле. Они отличаются бюджетной пружинно-эластомерной вилкой, трансмиссией начального уровня и более тяжелым весом.

Лучше если рама будет алюминиевой, тормоза – дисковые механические, а трансмиссия с кассетой, а не трещеткой, уровня SHIMANO Altus или Sram X.3. Хотя, если Вы не планируете езду в плохую погоду, когда возможно налипание грязи или снега на обода, то вполне подойдут и тормоза попроще – ободные, главное, чтобы они были фирменные.

Если бюджет совсем ограничен, то можно взять велик, оборудованный трансмиссией с трещеткой, типа Shimano Tourney. Главное, не покупать байки оснащенные совсем дешевым обвесом от неизвестного китайского производителя.

На стальные велики также смотрите только в случае очень ограниченного бюджета. Учтите, что вес байка на стальной раме большой, значит придется тратить больше сил на разгон, особенно это заметно при езде в гору. Да и затаскивать тяжелый велик в лифт тяжелее.

Рекомендуемые байки от AUTHOR: RIVAL и PROFILE. Для женщин выпускаются специальные модели с заниженной верхней трубой рамы RIVAL ASL, QUANTA и SPECTRA. Среди моделей Scott посоветуем Aspect 750 или найнер Scott Aspect 950, для девушек — Scott Contessa 640. Также присмотритесь к мужскому велику MESSER от менее известного производителя HORST, который имеет отличное для своей цены оборудование.

1.2. Хардтейлы экстремальные

Специальные модели для трюкового катания в таких дисциплинах как дерт джампинг, стрит и т.п. Научившись определенным трюкам и приемам, Вы сможете запрыгивать на бордюры и спрыгивать с них, преодолевать лестницы и т.п.

Особенности экстремальных хардтейлов:

  • мощная рама небольших размеров с заниженной верхней трубой для удобства исполнения трюков;
  • рама изготовлена из хром молибденовой стали или алюминия;
  • более жесткий амортизатор в вилке или жесткая вилка;
  • небольшие колеса диаметром 24 или 26 дюймов.

Пример экстремального хардтейла: Scott Voltage YZ 0.2.

2. Двухподвес

Еще одной разновидностью горных великов являются двухподвесы, которые имеют не только передний амортизатор в вилке, но и заднюю подвеску – в раме. Такие велики применяются для еще более экстремального катания. Ход амортизаторов таких байков обычно больше, чем у хардтейлов и составляет 100-200 мм. Для езды по городу такие велики не рекомендуются.

Двухподвесы делятся по стилю езды — от легких кросс-кантрийных, до сверх прочных для скоростного спуска с горы.

2.1. Двухподвесы для кросс-кантри

Это специальные двухподвесы, предназначенные для участия в соревнованиях кросс-кантри и агрессивной езды по бездорожью. Здесь важна легкость преодоления подъемов и скорость, поэтому эти велики отличаются относительно легким весом и более коротким ходом вилки, по сравнению с другими двухподвесами, составляющим 100-130 мм. В качестве примера приведем байки AUTHOR A-RAY 29, TEAM, A-RAY 29 и A-RAY.

2.2. Двухподвесы для трейла

Велотрейл сочетает в себе элементы серьезного кросс-кантри и лёгкого фрирайда: крутые спуски и подъёмы, небольшие дропы, шоры, синглтреки, камни и т.п. Велик для трейла прочнее и тяжелее кросс-кантрийного, но легче фрирайдных байков. Трассы для трейла подготовленные. Ход амортизаторов составляет около 140 — 160 мм. Байки AUTHOR PATRIOT EVO TEAM и AUTHOR PATRIOT EVO как раз из таких.

2.3. Двухподвесы для фрирайда

Фрирайд переводится как свободное катание. Трассы для фрирайда не подготавливаются заранее, а используются те, которые создала природа. Выбираются достаточно сложные трассы, которые позволяют катать в экстремальном стиле, совершая прыжки со склонов и выполнять различные трюки в воздухе. Ход амортизаторов составляет около 160 – 180 мм. Велики для фрирайда очень прочные и довольно тяжелые, например AUTHOR NINJA FR.

2.4. Двухподвесы для даунхилла

Самые мощные и тяжелые двухподвесы, стихия которых – экстремальный скоростной спуск с горы. Ход амортизаторов — около 200мм. Для дайнхилла отлично подходят велики AUTHOR NINJA DH TEAM и NINJA DH.

В спортивном интернет-универмаге «USPORTS» можно выбрать и купить горный байк любого из описанных выше вида.

Как выбрать горный велосипед?

В нынешнее время ассортимент на велосипедном рынке просто потрясает своим разнообразием! В специализированных магазинах представлено огромное количество моделей самых различных категорий, которые отличаются между собой предназначением и условиями эксплуатации. Важную нишу на данном рынке уверенно занимают горные велосипеды, маунтинбайки (сокращенно, МТВ), популярность которых в последнее время стремительно растет. И это не удивительно, ведь с их помощью можно проехать даже там, где это кажется физически невозможным. Конечно же, речь не идет о поездках по скалам (поскольку такие поездки опасны для жизни), но вот по проселочным дорогам горные велосипеды ездят на «ура».

Для каких целей стоит покупать горный велосипед?

Главным предназначением маунтинбайка является езда по грунтовке и бездорожью, поэтому он и отличается сравнительно большим весом, до 20 кг, и прекрасной устойчивостью.

Как правило, велосипеды данного типа покупают молодые люди, отдающие предпочтение активному виду отдыха, связанному с покорением загородных дорог и новых вершин.

Маунтинбайки различают по назначению:

  • для экстремального спуска с горных склонов (даунхилл или фрирайд);
  • для скоростной езды по пересеченному ландшафту (кросс-кантри);
  • для экстремального вождения и прыжков с трамплина (стрит);
  • для воздушной велосипедной акробатики (дерт) и преодоления труднопроходимых препятствий (триал);
  • для велотуризма, то есть езды, как по трассам, так и по бездорожью.

Конечно же, у каждого МТВ имеются свои особенности и нюансы, в которых стоит разобраться.

При выборе велосипеда потенциальными покупателями достаточно часто допускаются грубые ошибки, в результате чего они не получают от велоспорта никакого удовольствия и забрасывают его. Чтобы маунтинбайк радовал своего владельца и стал для него верным и надежным двухколесным другом, к выбору данного вида велосипеда стоит подходить очень взвешенно.

Чтобы правильно выбрать горный велосипед следует определиться по следующим пунктам:

  1. какой стиль катания вы предпочитаете или планируете освоить;
  2. изучите конструктивные особенности;
  3. какую сумму вы готовы потратить на приобретение байка;
  4. на какие марки стоит обратить внимание, и какие нюансы имеет та или иная модель велосипеда.

Типы горных велосипедов

Для начала рассмотрим, какие типы горных велосипедов представлены на велосипедном рынке.

Основные типы горных велосипедов:

  1. Хардтейл – это байки, оснащенные жесткой рамой из облегченных материалов (алюминиевые сплавы или углеродное волокно) и амортизационной передней вилкой. Данный тип МКВ чаще всего выбирают для прогулок с друзьями или для езды в стиле кросс-кантри. Благодаря жесткой раме разгон на хардтейле выполняется более плавно, при этом полученная скорость сохраняется дольше.
  2. Двухподвес – это горный велосипед, оснащенный передним и задним амортизаторами. Этот тип байка отлично подходит для таких видов езды, как фрирайд и даунхилл, где требуется максимальное сцепление колес с поверхностью. Двухподвес позволяет набирать большую скорость на пересеченной местности, при этом катание на нем за счет амортизаторов достаточно комфортное.
  3. Ригиды – это особый подтип горного велосипеда, который, как правило, используется для дерта и триала, то есть там, где требуется особая управляемость байка. Ригиды существенно уступают в комфортности и скорости езды, поскольку не имеют переднего и заднего амортизатора. Однако за счет облегченной вилки выигрывает в весе.
Читать еще:  Цепь для скоростного велосипеда

Конструктивные особенности горных велосипедов

Прежде чем покупать горный велосипед стоит обратить свое внимание на особенности таких основных компонентов байка, как рамы, вилки, тормозов и колес.

Главным компонентом любого велосипеда является рама. Очень важно при выборе горного велосипеда правильно подобрать ростовку рамы. Для этого нужно оседлав понравившийся велосипед, стать ногами на землю. Если расстояние между верхней трубой и вашим пахом составляет 6-10 сантиметров — рама выбрана правильно.

На современных МТВ можно встретить стальные, алюминиевые, титановые или карбоновые рамы.

Стальными рамами, как правило, оснащены младшие, более дешевые модели велосипедов. Несмотря на низкую стоимость данного материала, он отличается долговечностью и хорошей прочностью. При этом сталь обладает известной эластичностью, хорошо гасит удары и вибрацию. Велосипеды, оснащенные стальной рамой, имеют отличный накат. Однако стоит отметить, что МТВ из стальными рамами обладают большим весом, поэтому могут подходить далеко не для всех видов езды, а только для тех, где такой показатель, как вес байка не имеет особого значения (например, даунхилл).

Алюминиевые рамы стоят несколько дороже, они легкие и прочные. Алюминиевые сплавы, как правило, используются при изготовлении маунтинбайков среднего и выше среднего класса. На горных велосипедах с алюминиевой рамой несколько легче подниматься в гору, при этом на ровных трассах они быстро набирают скорость, но накат слабый. К минусам стоит отнести жесткость алюминиевых рам: на плохих дорогах очень ощутима вибрация.

Титановые рамы являются идеальным вариантом, поскольку совмещают преимущества стали и алюминия. Однако из-за очень высокой стоимости титан в основном используют при изготовлении профессиональных велосипедов.

Карбоновые рамы (речь идет о материале хорошего качества) являются очень надежными и долговечными, однако стоимость брендовых велосипедов достаточно высока. Дешевые модели, которые предлагаются покупателям под видом карбона, покупать не рекомендуем, поскольку такие рамы очень чувствительны к точечным ударам и недолговечны.

Вилка

Выбирая горный велосипед, нужно также обращать внимание на вилку.

Различают как минимум три вида вилок:

  1. Жесткая вилка (ригид). Здесь речь идет о полном отсутствии амортизаторов. Как правило, ее устанавливают на шоссейные велосипеды, стритовые и триальные байки. Такая вилка обеспечивает просто великолепный накат, но минимальный комфорт.
  2. Амортизационная вилка является более универсальной и, соответственно, более дорогой. Она состоит из пружин, демпферов и картриджей, эффективно глотающих ямы.
  3. Амортизационная вилка с подкачкой воздухом. Она отличается от предыдущего варианта не только наличием картриджа подкачки воздухом, но и повышенной прочностью за счет большего диаметра ног. Если обычная амортизационная вилка имеет ноги диаметром от 28 до 32 мм, то вилка с подкачкой воздухом — 32-40 мм (Marzocchi 66, Manitou Sherman, Fox 40, RockShoxBoxxer).

Наиболее оптимальным вариантом считается именно третий вид вилок, поскольку они максимально плавно обрабатывают поверхность и отлично поглощают вибрации, не передавая их на руль.

Тормоза

Различают четыре вида тормозов:

  1. Механические V-Brake (вибрейки). Ими оснащают, как правило, самую бюджетную категорию горных велосипедов. Ездоку придется постоянно следить за состоянием колодок и обода.
  2. Гидравлические V-Brake (вибрейки). Они не применяются на горных велосипедах, хотя некоторые модели все же укомплектованы подобным видом тормозов. Они отличаются от механических тем, что передача усилия с тормозной ручки на колодки происходит посредством гидравлического масла, а не металлического тросика. Гидравлика отличается более эффективной передачей тормозной силы на колодки.
  3. Механические дисковые. Можно встретить как на бюджетных изделиях, так и на представителях среднего ценового диапазона. Торможение происходит по принципу, работающему на мотоциклах. На установленный специальный тормозной диск (ротор) «одевается» калипер – блок с тормозными колодками. Во время торможения колодки прижимают ротор с обеих сторон. Механические дисковые тормозы обеспечивают более плавное торможение, при этом не нужно следить за состоянием обода.
  4. Дисковая гидравлика. Является наиболее идеальным вариантом. Данный вид тормозов используется на велосипедах класса выше среднего. Байк отлично тормозит при плавном перемещении ручки. Если в дисковых механических тормозах передача тормозного усилия происходит посредством тросика, то в дисковой гидравлике — масла.

Стоит отметить, что на велосипеды для даунхилла, фрирайда и триала, как правило, устанавливается только дисковая гидравлика.

Колеса и шины

Большая часть горных велосипедов оснащена колесами диаметром 24-26 дюймов, но есть и гибриды с диаметром колес 28 дюймов.

На колеса маунтинбайков одевается «агрессивная» или умеренно агрессивная резина, имеющая выраженные зацепы протектора. Однако стоит понимать, что если велосипед эксплуатируется преимущественно на шоссейных дорогах, то из-за такой резины велосипедисту придется тратить больше усилий на езду без всякой видимой пользы. Поэтому при наличии финансовых возможностей желательно приобрести сменные комплекты резины, или же сразу поставить полуслики.

Что касается спиц, то на колесах МТВ их количество может быть 32 или 36 штук. Для более агрессивного стиля катания предпочтение следует отдать большему количеству спиц (36).

Ведущие бренды и стоимость горных велосипедов

Ценовой вопрос всегда находится на первом плане. Любому покупателю очень важно быть уверенным в правильности своего выбора и в отсутствии переплат. Для этого перед покупкой очень важно взвесить все «за» и «против» той или иной модели горного велосипеда.

Разумеется, что качественный горный велосипед не будет стоить дешево: стоимость моделей, достойных внимания, как правило, начинается от 200 долларов. При этом чем популярнее бренд и качественнее снаряжение байка, тем он дороже. Надежные велосипеды, которые прослужат не один год, лучше искать в ценовом диапазоне, начиная от 450 до 700 долларов. Совершая покупку горного байка в период новогодних праздников, можно приобрести отличный велосипед на 20-30% дешевле за счет акционных программ.

Если вы решили потратить хорошую сумму на приобретение качественного горного велосипеда, лучше отдать предпочтение моделям от ведущих производителей. Наибольшей популярностью и славой пользуются маунтинбайки:

  • американских брендов — Specialized, Cannondale, GT, Felt;
  • немецких фирм – Cube, BMW M Bike, Wheeler;
  • тайваньских производителей – Merida, Giant.

Стоит также отметить такую молодую, но уже вполне успешную германскую компанию Bergamont, спрос на велосипеды которой растет и за пределами Европы. Фирменные байки данной компании пользуются популярностью у спортсменов, принимающих участие в соревнованиях мирового уровня. Модели Bergamont привлекают удачным сочетанием высочайшего качества с достаточно разумной стоимостью.

Горные велосипеды фирмы GT (США) отличаются высоким качеством, о чем говорит пожизненная гарантия от производителя. Они обладают рамой эксклюзивной конструкции с повышенной жесткостью. МТВ GT – это отличный вариант для велосипедиста любого уровня.

К крепкому «среднему классу» относятся велосипеды Мерида. Стоимость моделей данной марки варьируется от 350 до 1600 дол. Согласно отзывам велосипедистов легкие современные велосипеды Мерида отличаются легкостью управления, комфортными седлами и удобной системой переключения скоростей.

Если вы ищете более бюджетные варианты достойного качества для начинающих, тогда стоит обратить внимание на такие марки, как Azimut (Украина) и Стелс.

Горные велосипеды — подробная информация

Катание на велосипеде даёт массу преимуществ катающемуся. Особенно если вело прогулки входят в жизнь человека каждодневно или хотя бы с периодическим постоянством. Велосипедная езда — это отличное настроение, прекрасные пейзажи, весёлая компания или для любителей одиночества уединённые маршруты, отличное начало дня или его завершение. Кроме того она стимулирует работу организма, обеспечивает работу мышц и помогает сердечно-сосудистой системе. А психологический аспект в виде профилактики стрессов и нервных срывов неоценимое преимущество велосипеда.

На сегодняшний день такое времяпрепровождения набирает всё большую популярность среди городского населения и это не удивительно. Ведь кроме всего прочего катание на велосипеде может стать отличным способом сбежать от повседневной рутины! С горным велосипедом человек сможет насладиться приливом адреналина в полной мере. Ведь что может быть захватывающее, чем вылазка на природу на колёсах по труднопроходимой местности? Для того, чтобы правильно выбрать подходящий велосипед стоит разобраться в его особенностях как понятия и в плане технического оснащения.

Раскрытие понятия «горный велосипед»

Горный велосипед — это двухколёсное средство передвижения, которое предназначено для катания специального назначения. К такой классификации специального катания относится зона бездорожья, холмистая и непроходимая местность преимущественно с каменистым покрытием.

Но не стоит думать, что он узкоспециализированный. Напротив. И в городе такой велосипед очень удобен и хорош в использовании.

В силу своей специализированной особенности горный велосипед имеет уникальное строение. Такая конструкция, которая будет рассмотрена ниже, отличает его от других видов (шоссейный, трековый, дорожный или городской).

Кроме всего вышеперечисленного, понятие «горный велосипед» может трактоваться в контексте спортивной дисциплины. Это означает, что к данному определению можно отнести все элементы различных названий, связанных со спортивными дисциплинами, направленными на реализацию действий с горными велосипедами.

Также следует ввести такое понятие как маунтинбайк. От английского «mauntainbike», что в буквальном переводе означает «горный велосипед». Сокращённый вариант состоит всего из трёх букв — МТВ.

Отличительные черты

Маунтинбайк, в силу своей узконаправленной специализации, имеет ряд уникальных признаков. Именно эти черты делают велосипед уникальным по своим характеристикам, отличающим его от любого другого вида велосипедов.

К таким чертам относятся следующие характерные особенности МТВ:

  1. Надёжный корпус из прочных материалов, который предполагает особенное строение рамы. По сравнению с другими видами, она имеет большие грязевые просветы. Это очень удобно на бездорожье, где никогда нельзя быть уверенным в чистоте и удобстве выбранного маршрута.
  2. Объёмные покрышки, снабжённые особенным строением протектора. Чаще всего они обладают либо внедорожным либо комбинированным рисунком. Такая защита внутренней части шины поможет предотвратить возможные нежелательные механические воздействия извне, в частности со стороны труднопроходимой местности. Наиболее надёжными на пересечённой местности являются внедорожные протекторы с надёжными грунтозацепами и высоким уровнем рисунка.
  3. Высокопрочные ободья колёс, способные выдержать постоянно нарастающий темп нагрузок внедорожной езды. Наиболее актуальным диаметром обода на сегодняшний день является 560 мм (26 дюймов) и 585 мм(28 дюймов), также подойдёт такой диаметр как 622 мм (29 дюймов), но такой размер подойдёт только для найнеров.
  4. Оптимальной подвеской для горных велосипедов считается подвеска для задних и передних колёс, наличие подвески только для переднего колеса также допустимо. Возможности хода такой подвески должны рассчитываться от 80 мм и выше. Этот показатель зависит от возможностей и целостной комплектации отдельно взятого конкретного велосипеда.
  5. Силовая передача чаще всего используется с внешним переключением передач. Высокая степень ёмкости трансмиссии объясняет ёё высокую степень КПД (Коэффициент Полезного Действия). Они находятся в прямой зависимости друг от друга. Как правило, трансмиссия маунтинбайков имеет тенденцию к большой ёмкости, половина объёма которой идёт на наличие понижающих передач.
  6. Рулевой механизм должен быть чётко выверенным. В большей степени удобнее всего для горных велосипедов является руль прямой конструкции или же руль велосипеда Riser. Его отличительной особенностью является маленький подъём рулевой конструкции.
  7. Чаще всего встречаются дисковые тормоза и это вполне оправданно. Ведь конструкция V-образного тормоза («вибрейка») не позволяет обеспечить стабильность торможения и тормозного пути при плохих погодных условиях. «Вибрейка» не способна в должной мере обеспечить стабильное и эффективное торможение на бездорожье даже с грамотно подобранными тормозными колодками! А этот факт является существенным минусом для концепции предназначения горных велосипедов. В плане надёжности и эффективности дисковые тормоза несомненно выигрывают у всех других известных видов.

Каждая из данных отличительных особенностей присуща только маунтинбайкам. Любая из вышеперечисленных уникальных черт направлена на реализацию прямого замысла МТВ — безопасная, качественная и комфортная езда по бездорожью!

Общая характеристика

Горные велосипеды в среднем имеют массу от 7 до 20 килограмм в зависимости от модели и направленности спортивной дисциплины. Так лёгкие велосипеды массой до 10 кг чаще всего классифицируются как типовые карбоновые модели. А вот «тяжеловесы» свыше 13 кг больше подойдут для даунхилла (скоростной спуск) или фрирайда (спуск с неподготовленных для этого вершин).

Тормозная система МТВ за последние годы была модернизирована и усовершенствована.Так на смену отжившим свой век ободным тормозам пришли современные дисковые. К ним относятся механические (усиливают передачу через тягу троса) и гидравлические (имеют гидролинию, заполненную тормозной жидкостью).

Обычно, говоря о колёсах для горного велосипеда, упоминаются такие стандарты как 24 и 26 дюймов.

Не так давно появились и сразу же прижились стандарты 27, 5 дюймов (650В), а также 29 дюймов, прозванные «найнерами». В силу появления и широкого применения новых стандартов, колёса двадцатичетырёхдюймовые стали большой редкостью относительно классического понимания маунтинбайков. Но такие размеры до сих пор сохранились у велосипедов для подростков и фристайлеров.

Цена горных велосипедов варьируется от 100 до 10.000 долларов. Все зависит от уровня подготовки и цели велосипедиста.

Так на любительском уровне можно приобрести МТВ от 100 до 500 долларов. А вот спортсменам-профессионалам придётся отдать от одной да десяти тысяч долларов за велосипед. Это напрямую зависит от материала и его качества, сложности конструкции и оснащённости деталей. Технологии производства также разнятся для велосипедов различных уровней интенсивности тренировок. Все эти факторы напрямую связаны с ценой на маунтинбайк.

Виды велосипедов для бездорожья

Классифицировать МТВ можно по разным признакам. В зависимости от жёсткости подвески различают:

  • хардтейлы, которые имеют жёсткую подвеску заднего колеса. Также отмечается наличие амортизационной вилки;
  • двухподвесы, включающие в себя мягкую подвеску и переднего и заднего колеса;
  • ригиды, имеющие жёсткую подвеску обоих колёс. Являются противоположностью двухподвесных.

Менее распространены софттейлы. Такие горные велосипеды обладают рамой, которая обеспечивает небольшую степень подвижности заднего колеса. Также они обладают передним амортизатором. Софттейлы не развиты массово, так как появились на рынке недавно, но постепенно завоёвывают своё место среди распространённых моделей горных велосипедов.

Внедорожные велосипеды также можно отнести к горным. Это произошло из-за схожести многих черт технологий конструирования и технических возможностей велосипеда. Они предназначены для езды по очень плохим дорогам. Направлены прежде всего на туристов, так как в комплектующих имеет щитки, багажники и прочую атрибутику для путешествий. Есть специально созданные для внедорожных путешествий горные велосипеды — «Scott Nomad».

Читать еще:  Twin складной велосипед

А вот горные велосипеды «Scott Street» и «Cannondale» ориентированы преимущественно на езду по городу. Они располагают вилками амортизации высокой степени жёсткости, а также имеют узкие сликовые шины.

Каждый из описанных видов МТВ имеет свои специфические особенности. Они направлены на разные уровни подготовки велосипедистов, а также учитывают особенности той или иной местности.

В любом случае горный велосипед стоит выбирать исходя из собственных потребностей, целей и задач, которые ставит перед собой велосипедист.

Не стоит гнаться за модными тенденциями и громкими названиями известных фирм. Подбирать стоит тот велосипед, который наиболее полно позволит удовлетворить потребности его хозяина.

Область применения маунтинбайков

Горные велосипеды незаменимы для езды по бездорожью. Само название «горный велосипед» говорит само за себя. Грунтовые дороги, заснеженная и лесная местность, холмистые и каменистые участки — всё это с лёгкостью осилит опытный велосипедист на МТВ. Кроме того грузоподъёмность и надёжность колёс и конструкции в целом позволяют ездить по грунтовым дорогам и неровной местности с грузом до 25-30 кг (в велорюкзаке).

Нередко универсальные (модели общего назначения) горные велосипеды покупаются и для езды по городу, ровным шоссейным дорогам, грунту. Конечно, никто не запрещает использовать маунтинбайк для езды по ровным покрытиям. Но лучше воздержаться от таких поездок по следующим причинам:

  • скорость горного велосипеда на асфальте будет значительно уступать его дорожному собрату;
  • обслуживание и внимание к подвеске у горных велосипедов в городе должно быть выше, чем у дорожных;
  • горные велосипеды на асфальте менее удобны, чем гибриды или туринги, а также требуют больше силовых затрат, при этом быстрее расходуя энергию и силы велосипедиста.

Если часть поездок на велосипеде приходится на грунтовые дороги, а часть на асфальтированные, то стоит отдать предпочтение горным велосипедам.

Таким образом, рассмотрев общие аспекты выбора горного велосипеда, становится ясно, что выбор маунтинбайка не такое простое занятие, как может показаться сначала. При покупке горного велосипеда стоит учитывать особенности различных видов, необходимо разбираться в своих предпочтениях. Также важно знание технических нюансов велосипедов и чёткое определение своих целей и задач относительно горного велосипеда. Только разобравшись со всеми элементами подходящего маунтинбайка, не составит труда подобрать такую модель, которая будет подходить именно Вам!

Устройство горного велосипеда

Горный велосипед предназначается для катаний по грунту, взгорьям и асфальтированным местностям. Конструкция горных моделей существенно отличается от шоссейных, трековых и дорожных велосипедов.

Отличительные особенности

Устройство горного велосипеда отличается определенной конструкцией, геометрией рамы, амортизацией, размерами колес, сплавом металлов, трансмиссионной системой:

  • Сверхпрочная трапециевидная рама;
  • Вилка с повышенной мягкостью и амортизацией;
  • Задняя подвеска;
  • Каретка приподнята до уровня втулки для увеличения клиренса;
  • Утолщенные шины с большими протекторами;
  • Прочность колес;
  • Переключатель цепи оптимизирован под моментальное понижение скорости для ускоренного подъёма в горы;
  • Руль выставлен вперед относительно стойки на 30-125 мм;
  • Весят модели горных велосипедов от 6 до 18 кг;
  • Тормозная система в основном механическая дисковая с тросом или гидравликой;
  • Колеса на горные велосипеды устанавливаются 24 (обод 507 мм), 26 (обод 559 мм), 27,5, 28 и 29 дюймового размера с ободом 662 мм. Маленькие колеса с диаметром 24 дюйма устанавливаются на детские модели горных велосипедов;
  • Стоимость велосипеда для новичков варьируется от 17 до 150 тысяч рублей, и профессиональных моделей до миллиона и выше, это наглядно демонстрирует различие в материале и производственных технологиях.

Велосипеды и самокаты

Специализированные модели

Различаются модели горных велосипедов по категориям и техническим особенностям: например, для кросс-кантри имеет значение легкость велосипеда, а для даунхилла – прочность конструкции и амортизация.

Классификация горного велосипеда, для чего предназначена определенная модель:

Велотриал – для катания с преодолением искусственных или естественных препятствий. Прохождение экстремального маршрута на скорость с проведением трюковых операций.

  • Дёрт – езда по специальным трассам с трамплинами для прыжков и трюков, для воздушной акробатики.
  • Стрит – экстремальная езда по уличным или искусственным трассам.
  • Слоупстайл – скоростная езда на склонах с элементами дёрта, норд-шора, даунхилла.
  • Кросс-кантри – катание по пересеченным местностям с препятствиями.
  • Байкер-кросс – гоночное катание группы велосипедистов.
  • Даунхилл – для крутых скоростных спусков по трассам.
  • Фрирайд – свободный спуск со скалистых гор.
  • Велотуризм – сочетание различных типов трассовых и бездорожных катаний, тут наиболее подходят гибридные конфигурации велосипеда.

Колеса горных моделей

Катание предусматривает увеличение физических нагрузок, поэтому особое внимание уделяется прочностным характеристикам колес и тормозной системы. Большинство моделей оснащаются 26 дюймовыми шинами с агрессивными или умеренно-агрессивными резинами, и выраженными зацепами протектора.

Для поездок по шоссейным трассам подходят только полуслики, так как слики отличаются агрессивностью и намного ухудшают комфортность езды. При возможности лучше приобретать два вида резины: для экстремальных и городских катаний.

Обод у горного велосипеда в основном выполняется из алюминиевого сплава, стальные диски слишком тяжелые, и не подходят для качественной езды по пересеченным трассам, также они не отличаются долговечностью и подвержены коррозии.

Адонированные алюминием диски считаются самыми оптимальными колесами благодаря своему легкому весу и повышенной прочности. Такие модели дороже обычных и, как правило, имеют черный окрас. При покупке такого обода лучше выбирать двойные модели, они выдерживают высокие нагрузки, отличаются длительным сроком в эксплуатации, но стоят дороже одинарных.

Тормозная система

На горный велосипед в основном устанавливается дисковый тормоз, менее популярен – ободный. Каждый из тормозов обладает своими положительными и отрицательными характеристиками.

Механизм более приспособлен для ремонтирования и эксплуатации, но подвержен загрязнению и часто ломается. С ободной системой тормозов начинает деформироваться обод, так как при постоянном торможении колодки перегреваются. При выборе ободных тормозов для продления срока службу системы рекомендуется покупать v-brake с параллельным ходом колодок.

Дисковые тормоза обладают значительными достоинствами: эффективны в действии, чувствительны в управлении, моментально реагируют на движение рычага, не зависят от погодных условий, не деформируются от влажности, мороза или жары, отличаются значительным эксплуатационным сроком, и не деформируют ободный круг. В качестве недостатков можно считать вес, цену, возможность повреждения диска, срыв колес при экстремальных трюковых исполнениях.

На горные велосипеды устанавливаются механические тормозные приводы с тросиком или гидравликой. Специализированные модели велосипеда, предназначенные для даунхилла, фрирайда и триала обычно снабжаются только надежной гидравлической тормозной системой.

Амортизационные характеристики и рамы

Современные модели укомплектовываются рамой из титана, карбона, алюминия, стали или сбором из деталей из разных материалов.

Стальные рамы – самая дешевая модель с рядом положительных качеств:

  • Повышенная прочность;
  • Гашение вибрации;
  • Легкость ремонта;
  • При надлежащем уходе и целенаправленной защите от коррозии – долговечность.

Недостатком стальных рам считается большое вес, но этот момент не играет существенной роли для экстремальной езды.

Алюминиевые рамы – более современный вариант со своими преимуществами:

Отличаются сниженным весом, подходят под различные виды спортивной езды. Алюминиевые рамы способствуют быстрому набору скорости, облегчают подъём на скалистые горы, но отличаются маленьким накатом.

Недостатки алюминиевых рам – жесткость конструкции, сниженная амортизация, усталость и хрупкость металла, плохо ремонтируются даже в профессиональных мастерских.

Титановые рамы – оптимальный материал для горного велосипеда, он совмещает в себя все преимущества стальных и алюминиевых рам. Титановые модели отличаются легкостью, стойкостью к коррозии, долговечностью, хорошей амортизацией.

Единственный недостаток – высокая стоимость.

Карбоновая рама – надежная и долговечная модель, относится к премиум классу с соответствующей высокой ценой. Если предлагается выбрать горный велосипед с карбоновой рамой за низкую стоимость, то это вероятнее всего дешевая подделка.

Описание горного велосипеда

Очень много жаргонных слов используется в велосипедной промышленности. В большинстве случаев это полезно для точного описания велосипеда или компонентов, в некоторых случаях они используются недобросовестными продавцами, чтобы ввести вас в заблуждение. В этом руководстве мы попытаемся объяснить некоторые из наиболее распространенных терминов и фраз, чтобы вы могли быть в курсе разговора и подробно разберем из чего состоит велосипед.

Быть в курсе! Везде, где вы можете купить велосипед, информация о продукте, как правило, выполняется в виде спецификации. Более дорогие велосипеды имеют точные, детализированные технические характеристики, в то время как более дешевые велосипеды (особенно ниже 300$) либо не будут иметь никаких спецификаций или будут завалены бессмысленными словами. Будьте разумным клиентом , знайте, что вы покупаете!

Это руководство содержит 2 раздела: детали велосипеда и описание компонентов велосипеда.

Составные части велосипеда.

1. Тормозные ручки
2. Манетки
3. Грипсы
4. Вынос руля
5. Руль
6. Рулевая колонка
7. Вилка
8. Обода
9. Покрышки
10. Спицы
11. Втулки
12. Тормоза
13. Седло
14. Подседельный штырь
15. Задний амортизатор
16. Кассета
17. Шатуны со звездами (система)
18. Места крепления педалей
19. Цепь
20. Задний переключатель
21. Передний переключатель
22. Тормозной диск
23. Рама: верхняя труба
24. Рама: нижняя труба
25. Шарниры подвески
26. Линки подвески
27. Рама: задний треугольник

Многие велосипедисты с опытом , а также новички порой даже не предполагают, из чего состоит их байк. Каждый год велосипедные компании внедряют все новые и новые технологии в производстве велосипеда, однако, у него всегда остается рама, два колеса, вилка, седло, руль, а также другие неизменные компоненты. При выборе велосипеда будьте, хоть немного технически грамотным покупателем. Давайте рассмотрим более детально компоненты велосипеда. Так из чего состоит велосипед?

Описание компонентов велосипеда

1. Тормозные ручки. Служат для управления тормозной системой велосипеда. Ручки располагаются справа и слева на руле. Как правило, левая ручка отвечает за передний тормоз, правая – за задний. Внимательно относитесь к тормозной ручке, управляющей передним тормозом, на большой скорости нажатие на ее может произойти перевертывание велосипеда. Старайтесь тормозить двумя ручками одновременно, так велосипед не потеряет устойчивость.

2. Манетки. Манетки (второе название грипшифты) — это механизм для удаленного переключения передач велосипеда, для удобства использования закрепляется на руле. В зависимости от ситуации вы можете переключить большую либо меньшую передачу. Манетки бывают рычажные (переключение передачи осуществляется двумя рычажками) и поворотные (переключение осуществляется поворотом вперед-назад специального кольца, закрепленного на руле).

3. Грипсы. Грипсы – это резиновые ручки, которые помогают велосипедисту более удобно и надежно держать руль. В шоссейных велосипедах роль грипс выполняет специальная обмоточная лента руля.

4. Вынос руля. Вынос руля служит для соединения руля и рамы. В большинстве случаев допускается его регулировка по высоте, благодаря чему велосипедист может подобрать для себя индивидуально высоту и угол наклона руля.

5. Руль. Руль – важный элемент управления велосипедом . К нему крепятся манетки, тормозные ручки, грипсы и другие велоаксессуары (звонок, велокомпьютер, велофара и т.д.).


В зависимости от стиля катания, он может быть нескольких типов, а также размеров по ширине : прямой с изгибом, короткий (для кросс-кантри, 540-620 мм), изогнутый с подъемом (для трейла, 620-670 мм), есть также широкий усиленный руль (предназначен для экстремального катания, 660-710 мм). Для шоссейных велосипедов рули выпускаются специальной изогнутой формы и имеют размер 380-460 мм.

6. Рулевая колонка. Рулевая колонка предназначена для соединения вилки и рамы велосипеда. Содержит верхнюю и нижнюю чашку запресованную в рулевом стакане, в которых находятся два усиленных промышленных подшипника с конусами.

7. Вилка. Вилка – это один из основных элементов велосипеда. Она крепиться к раме, а к ней соответственно крепится переднее колесо и вынос руля. Часто вилка снабжается амортизатором, который помогает комфортно преодолевать неровности на дороге.

8-11. Колеса. Обода, Покрышки, Камеры, Спицы и Втулки – из этих элементов состоят колеса велосипеда. Колесо должно отвечать двум критериям – быть легким и в то же время прочным. От качества колеса напрямую зависит скорость движения. Давайте подробнее рассмотрим каждый элемент колеса.

Втулка – это часть колеса, которая обеспечивает его вращение. На втулке заднего колеса крепится кассета со звездочками. для обеспечения привода колеса от системы посредством цепи. Втулки крепятся к передней и задней вилке велосипеда при помощи так называемых эксцентриковых стяжек (быстросъемных зажимов).

Обод – это часть колеса, которая служит каркасом для покрышки. Различаю обода велосипеда по диаметру и ширине. Основной материал для изготовления обода — алюминий. Обод может быть одно- двух- и даже трехслойным. Обод крепится к втулке с помощью спиц.

Спицы служат для соединения втулки и обода колес, они влияют на жесткость колеса велосипеда. Количество спиц разное в зависимости от типа велосипеда, в основном используется от 24 до 48 спиц. Чаще всего колеса содержат 32 либо 36 спиц.

Покрышки – это элемент колеса велосипеда, который служит для обеспечения комфортного и безопасного движения. Также является защитой камеры от повреждений. Покрышки отличаются друг от друга по диаметру и ширине так же, как и обода, а также в зависимости от характера катания и состояния дорожного покрытия — по рисунку протектора.

Камера — элемент колеса велосипеда, размещается внутри покрышки. Она накачивается до нужного рабочего давления. Камеры различают по диаметру, по ширине, а также материалу изготовления и его толщине. Есть бескамерные колеса, в таком случае роль камеры выполняет покрышка.

Ниппель – элемент камеры, в котором находится клапан. Клапан служит для подачи воздуха в камеру при накачивании. Ниппель бывает двух типов — велосипедный (Presta) и автомобильный (Shrader). Большее распространение в виду практичности получил автомобильный ниппель.

12. Тормоза. Тормоза обеспечивают плавную остановку велосипеда благодаря замедлению движения колес. Тормоза бывают передние и задние, а также делятся на механические и гидравлически, ободные и дисковые.

13. Седло – обязательный индивидуальный компонент каждого велосипеда. Крепится седло к велосипеду с помощью подседельного штыря. Седло каждый велосипедист выбирает самостоятельно исходя из комфортной посадки, утомляемости и эффективности езды. Постарайтесь подобрать максимально удобное для вас седло. Помните, что седла различаются по ширине, степени мягкости, наличием/отсутствием элементов амортизации, материалу обшивки. Также обратите внимание, что седла бывают мужские и женские.

14. Подседельный штырь. Он служит для крепления седла к раме велосипеда. Благодаря возможности менять его высоту, можно легко отрегулировать велосипед под свой рост. Различаются по весу и способу крепления к раме и седлу.

Читать еще:  Скрипят дисковые тормоза на велосипеде

15. Задний амортизатор. Задний амортизатор обеспечивает работу заднего треугольника рамы и служит для смягчения всех неровностей на дорожном покрытии. Он крепится между передним и задним треугольниками рамы. Амортизаторы различаются по типу конструктивного исполнения — бывают воздушные и пружинные амортизаторы. Современные воздушные амортизаторы прекрасно работают и имеют меньший по сравнению с пружинными вес.

16. Кассета. Кассетой называют задние звезды привода велосипеда. Это набор от 6 до 9 звезд разного диаметра и количества зубьев, которые крепятся к втулке заднего колеса. Кассета предназначена для уменьшения либо увеличения передаточного числа между системой и задним колесом, обеспечивается благодаря переброске цепи с меньшей звездочки на большую и наоборот, управляется при помощи манеток.

17. Шатуны со звездами. Шатуны со звездами образуют так называемую «систему» другое название — передние звезды привода велосипеда. Содержит максимально три звезды разного диаметра. Шатуны крепятся к раме при помощи каретки, которая вкручивается в специальное отверстие в раме. Большинство современных комплектов шатунов выпускается с уже интегрированной кареткой. На шатуны крепятся педали велосипеда.

18. Педали. Иногда велосипеды поставляются без педалей. Велосипедист уже самостоятельно определяется с тем типом педалей, который ему необходим. Различают два вида педалей — контактные и бесконтактные. Для использования контактных педалей нужна специальная велообувь с креплениями. Педали изготавливаются из стальных сплавов или алюминия.

19. Цепь. Цепь служит для передачи тягового усилия от системы (шатунов со звездами) к кассете, другими словами она соединяет ведущие передние звезды с ведомыми задними звездами.

20-21. Переключатели. Переключатели скоростей – это механизмы, которые служат для переброса цепи с большего диаметра звезд на меньший либо наоборот. Задний переключатель закрепляется на так называемом «петухе» и работает с кассетой (задними звездами), передний переключатель работает с системой (передними звездами).

22. Тормозной диск. Тормозной диск – часть дискового тормоза, это тот элемент, об который трутся тормозные колодки, что приводит к замедлению велосипеда при торможении.

23-24, 27. Рама. Рама велосипеда — это главный узел, с помощью которого в все компоненты велосипеда соединяются в одно целое. Рамы различаются по типу используемого материала при изготовлении , различают стальные, алюминиевые, титановые, карбоновые рамы. Еще рамы различаются по геометрии – есть рамы для шоссейных велосипедов, горных, гибридов. Рамы бывают двухподвесочные (на двух амортизаторах) и жесткие (без амортизаторов). Также различают мужские и женские рамы (с пониженной верхней трубой либо вообще без верхней трубы).

25-26. Подвеска. Подвеской называют уникальное расположение шарниров и линков подвески, которые обеспечивают отличную работу амортизационной системы велосипеда.

Надеемся после ознакомления со статьей вы нашли все ответы на вопрос «Состав велосипеда«.

Из чего состоит велосипед. Устройство велосипеда

Как называются основные части современного велосипеда по-русски и по-английски

Конструкция велосипеда кажется простой: рама, руль, седло и два колеса, педали и цепь — ничего сложного. Но это только на первый взгляд. Мы собрали в единый список детали и элементы, которые можно встретить в большинстве современных моделей, и перечень получился довольно большой.

Запчасти на А-Г

Mеханическое или гидравлическое устройство, в конструкции велосипеда предназначенное для смягчения ударов колес о грунт. Может находиться в передней вилке и/или в задней части рамы под сиденьем.

Деталь из гибкого материала (кожи, резины, пластика), расположенная на конце щитка для дополнительной защиты велосипедиста от летящих из-под колеса брызг воды или грязи.

Парная деталь, часть рамы велосипеда; труба небольшого диаметра, соединяющая подседельную трубу с местом крепления втулки заднего колеса. В конструкцию рамы велосипеда входят два верхних пера, идущих вдоль правой и левой сторон заднего колеса.

Часть рамы велосипеда; труба, соединяющая подседельную трубу с рулевой трубой. Может иметь различный наклон и форму, определяя геометрию рамы и назначение велосипеда.

Деталь, к верхней части которой крепится вынос руля, к нижней — переднее колесо. Может изготавливаться из различных материалов, иметь различную форму и дополняться амортизаторами.

Центральная деталь велосипедного колеса; состоит из оси, подшипников и корпуса, к которому крепятся спицы. Втулка заднего колеса, в отличие от втулки переднего колеса, имеет посадочное место для задних звезд.

Деталь, которая крепит руль к верхнему концу вилки.

Парная деталь руля велосипеда, представляющая собой ручки или наконечники на концах руля. Могут быть сделаны из резины, мягкого пластика, кожи или других материалов, которые делают захват руля рукой комфортным и эргономичным.

Запчасти на Д-И

Другое название — «петух». Съемная деталь, которая устанавливается между концом нижнего пера рамы, и задним переключателем скоростей для того, чтобы принимать на себя энергию удара и деформироваться в случае падения велосипеда или удара по заднему переключателю. Деталь также носит названия «сменный крюк» или «серьга на раму».

Место установки колеса, особая форма открытой крепежной петли. «Дропаут» означает, что колесо буквально выпадет из места крепления, если не будет закреплено, например, эксцентриком.

Механизм, обычно с троссовым приводом, который перемещает цепь по задним звездам для переключения передач велосипеда. В некоторых современных моделях велосипедов используется электронная система переключения передач с электрическими кабелями вместо тросов.

Устройство для остановки или замедления велосипеда, как правило, расположенное на задней части рамы или во втулке заднего колеса. Может управляться тормозными ручками, закрепленными на руле. Может быть различной конструкции или отсутствовать в моделях велосипедов с одной передачей, в которых остановка происходит движением ног назад.

Cпециальный кожух, который устанавливается над цепью и передней звездой для того, чтобы исключить попадание одежды велосипедиста между звездой и звеньями цепи.

Колесо с зубьями, которое сцепляется с цепью; одна из деталей кассеты или системы звезд.

Запчасти на К-О

Часть велосипедной трансмиссии; состоит из оси и подшипников, устанавливается в кареточный стакан для крепления шатунов на раме велосипеда. Благодаря подшипникам, позволяет шатунам вращаться свободно.

Место соединения подседельной трубы, нижней трубы и нижних перьев велосипеда, также место установки каретки.

Деталь велосипедной трансмиссии, состоящая из нескольких звезд различного диаметра от большего к меньшему, которая крепится ко втулке заднего колеса велосипеда. По звездам кассеты с помощью заднего переключателя перемещается цепь, меняя передачи велосипеда.

Колесо в традиционном понимании. В велосипедной конструкции колесо состоит из центральной втулки, обода, спиц, внутренней камеры с ниппелем для подачи и откачки воздуха, покрышки. Набор колес по-английски называется wheelset или wheel set.

Парная деталь, часть рамы велосипеда; труба, соединяющая стакан каретки с местом крепления втулки заднего колеса. В конструкцию рамы велосипеда входят два нижних пера, идущих вдоль правой и левой сторон заднего колеса.

Часть рамы велосипеда; труба, соединяющая кареточный стакан с рулевой трубой.

Деталь колеса велосипеда; представляет собой клапан, который открывается для впуска газа в камеру (например, воздуха для накачивания шины), а затем автоматически закрывается и остается герметичным, благодаря давлению в камере и/или пружине, чтобы предотвратить выход газа.

Часть колеса, к наружной части которой прикреплена покрышка чаще с камерой внутри, а ко внутренней — спицы, идущие ко втулке колеса. Может являться частью тормозной системы велосипеда. Ободы колес, предназначенные для использования с ободными тормозами, имеют гладкие параллельные боковые поверхности, к которым прижимаются тормозные колодки для обеспечения торможения. Ободы колес с дисковыми или барабанными (расположенными внутри втулки) тормозами могут не иметь таких поверхностей.

Приспособление, с помощью которого колесо крепится в дропаутах. В современных велосипедах часто используются эксцентрики — оси с зажимным крепежным механизмом, который позволяет быстро снимать и устанавливать колесо.

Запчасти на П-У

Деталь, которую велосипедист толкает ногой, чтобы привести велосипед в движение. Состоит из оси с подшипником, прикрепленной к шатуну, и платформы, на которую ставится стопа ездока. Платформа может быть плоской или иметь специальное крепление к обуви велосипедиста.

Часть трансмиссионной системы велосипеда; деталь, обычно с троссовым приводом, которая перемещает цепь от одной передней звезды к другой, тем самым переключая передачи. В некоторых современных моделях велосипедов используется электронная система переключения передач с электрическими кабелями вместо тросов.

Устройство для остановки или замедления велосипеда, расположенное на вилке велосипеда. Управляется тормозными ручками, установленными на руле. Может быть различной конструкции или отсутствовать в моделях велосипедов с одной передачей, в которых остановка происходит движением ног назад.

Другое название — «планетарная коробка передач». Это втулка заднего колеса велосипеда, внутри которой расположена система переключения передач. Шестерни и механизм изменения передаточного отношения находятся в смазке в закрытой защитной оболочке.

Часть рамы велосипеда; относительно вертикальная труба, идущая от сиденья к кареточному стакану. В подседельную трубу вставляется подседельный штырь с сиденьем.

Штырь (узкая труба), к верхней части которого крепится сиденье, а нижняя часть вставляется в подседельную трубу рамы и используется для регулировки высоты посадки велосипедиста в зависимости от того, как глубоко штырь вставлен в трубу.

Резиновая покрышка в традиционном понимании. Трубчатая шина, размещаемая поверх камеры на ободе колеса. Большинство шин используются с внутренними надувными камерами, но также встречаются бескамерные шины и обода. Может иметь различный рисунок протектора для использования велосипеда в различных условиях.

Основная деталь велосипеда, состоящая из нескольких труб, соединенных в форме многоугольника. Обеспечивает места для крепления колес, руля, сидения и других компонентов, которые составляют велосипед. Может иметь различную геометрию и изготавливаться из различных материалов, в зависимости от назначения велосипеда.

Современная и наиболее распространенная конструкция рамы велосипеда состоит из двух треугольников: основного треугольника (нижняя труба, верхняя труба, рулевая труба, подседельная труба) и двойного заднего треугольника (подседельная труба, пара задних верхних и пара задних нижних перьев). Такая конструкция рамы известна как «алмазная» рама. В расширенный набор, поставляемый производителями рам, дополнительно могут включаться вилка, рулевая колонка и/или подседельный штырь.

Зубчатый ремень из углепластика/карбона для передачи усилия от передней звезды (или звезд) к задней звезде (или звездам). Используется в качестве альтернативы металлической цепи.

Съемный кожух (оплетка, покрытие), в котором движется трос. Обычно представляет собой композитную конструкцию, состоящую из гладкой или смазанной лубрикантом внутренней оболочки, продольно несжимаемого слоя, такого как спиральная обмотка или пучок проволоки, и защитного наружного покрытия.

Набор элементов, предназначенный для обеспечения вращения вилки в рулевой трубе рамы. Состоит из верхней и нижней чашек, подшипников и нескольких упорных колец.

Другое название — «рулевой стакан». Часть рамы велосипеда, находящаяся на стыке верхней и нижней труб рамы. В рулевую трубу устанавливается рулевая колонка и вилка.

Рычаг, прикрепленный, обычно с помощью выноса руля, к вилке. Позволяет осуществлять управление велосипедом и обеспечивает места для крепления деталей управления (тормозных ручек, ручек переключения передач) и аксессуаров. Руль может иметь различные формы, в зависимости от предназначения велосипеда.

Деталь велосипеда, на которой сидит велосипедист. Седло крепится к верхней части подседельного штыря. Может быть выполнено из различных материалов, иметь различную форму или отсутствовать в конструкции велосипеда вовсе, в зависимости от назначения велосипеда. Велосипедное сиденье, в отличие от велосипедного седла, предназначено для поддержки не только ягодиц водителя, но и спины, для чего имеет в конструкции спинку.

Деталь велосипедной трансмиссии, состоящая из шатуна и звезды или нескольких звезд различного диаметра. По звезде (звездам) системы перемещается цепь, меняя передачи и передавая усилие с педалей к заднему колесу велосипеда.

Деталь колеса велосипеда, которая соединяет обод со втулкой. Обычно спица на одном конце обжимается, чтобы сформировать головку, а на другом конце нанесена резьба для изменения натяжения спицы в колесе. Традиционно в колесе велосипеда 36 спиц, но цифра может разниться, в зависимости от модели и назначения велосипеда.

Расходная деталь тормозной системы велосипеда. Колодки обычно устанавливаются парами по одной с каждой стороны колеса. Замедление и остановка велосипеда происходит за счет прижатия колодки к боковой части обода колеса или тормозного диска.

Устройство, крепящееся к рулю и позволяющие управлять тормозами велосипеда. Как правило, тормозная ручка, устанавливаемая под левую руку, управляет передним тормозом, а устанавливаемая под правую руку — задним.

Гибкий кабель, который используется для передачи механической силы от одного узла велосипеда к другому. Передача происходит перемещением подвижной внутренней части относительно полого наружного корпуса — так называемой «рубашки».

Запчасти на Ф-Я

Другое название — «двухсторонняя втулка». Это втулка, с каждой стороны которой есть резьба, позволяющая установить либо фиксированную звезду, либо звезду со свободным ходом (обгонная муфта). При использовании такой втулки простым переворотом колеса с одной стороны на другую можно сменить тип привода и соотношение передач велосипеда.

Система последовательно взаимосвязанных металлических штифтов, пластин и роликов, которая передает усилие от передней звезды (или звезд) к задней звезде (или звездам). В некоторых моделях велосипедов вместо цепи используется зубчатый ремень из углепластика.

Деталь системы трансмиссии велосипеда; рычаг, передающий усилие с педалей на вал каретки. С одной стороны шатунов устанавливаются педали, к другой стороне крепятся передняя звезда или система звезд, шатуны устанавливаются на вал каретки с противоположных сторон велосипеда под углом 180° друг к другу. Велосипедист попеременно производит давление на каждый из шатунов при вращении педалей, тем самым передает усилие от педалей к заднему колесу велосипеда.

Устройство, как правило крепящееся к рулю велосипеда и позволяющее переключать передачи. Другое название — «манетка». В механическом шифтере cмена передач осуществляется передачей усилия через тросиковый привод на переключатель (передний или задний), изменяющий положение цепи на звездах. Существуют электронные шифтеры, переключающие передачи с помощью электрических сигналов, передающихся по электрическим кабелям к переднему или заднему электронному переключателю.

Как правило, шифтер, устанавливаемый под левую руку, управляет передним переключателем, а устанавливаемый под правую руку — задним. В некоторых моделях велосипедов манетки приводят в действие механизм переключения передач, интегрированный в заднюю втулку велосипеда (планетарная втулка).

Деталь из металла или пластика, устанавливаемая над колесами велосипеда, которая захватывает и перенаправляет разбрызгиваемый шинами дорожный спрей из воды и грязи, позволяя велосипедисту оставаться относительно чистым во время движения. Существуют щитки для переднего и заднего колеса, различной формы, выполненные из различных материалов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector