0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лучше ободные дисковые тормоза велосипеда

Какие тормоза для велосипеда лучше – дисковые или ободные

9 минут Автор: Михаил Скворцов 313

С какими тормозами выбрать велосипед – дисковыми или ободными? Этот вопрос актуален при покупке нового байка. Рынок предлагает множество моделей, и каждая из них оснащена своей тормозной системой. Собственно, стандартное разделение тормозов простое – V-brake и диски (кантилеверы, клещи и барабаны заметно ушли в прошлое). V-brake представлены механикой, дисковые тормоза – механическими и гидравлическими модификациями. Чтобы лучше понять, на каких из них остановиться, рассмотрим отдельно типы современных тормозов, их преимущества и недостатки.

Ободные тормоза V-brake: обзор, преимущества и недостатки

Ободные тормоза воздействуют непосредственно на поверхности ободьев, замедляя их вращение. Приводные ручки располагаются на руле, а прижимные механизмы – непосредственно вблизи колес. Все это соединяется тросиком, через который и передаются усилия от нажатия на ручку.

Такая незамысловатая конструкция провернула в свое время революцию в области велотормозов, вытеснив кантилеверы, барабаны, роллеры и клещи. Тормоза V-brake востребованы и сегодня. Ими оснащается добрая половина дорожных велосипедов, МТБ, гибридов и спортивных моделей. Свою популярность они заслужили, благодаря комплексу достоинств. Не обошлось и без минусов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Положительные аспекты ободных тормозов:

  • невысокая стоимость комплектующих;
  • универсальность;
  • небольшой вес;
  • ремонтопригодность в поездках и домашних условиях;
  • высокая сила торможения.

Сразу забежим вперед. Ободные тормоза дешевле дисковых аналогов, причем намного. В этом плане они неоспоримо лучше своих конкурентов и прекрасно подходят тем, кто приглядывается к бюджетным моделям велосипедов. Тросики, колодки, пыльники, пружины – все это можно купить в отдельности в любом специализированном магазине и за полчаса поставить на велосипед.

Тормоз ви-брейк можно спокойно переставить на раму любого байка, где имеются посадочные места под рычаги. Особых требований к установке на конкретную модель нет, потому бюджетный и дорогостоящий тормоза взаимозаменяемы.

На динамику движения ощутимое влияние оказывает общий вес. Ободные механизмы не повлияют на легкость велосипеда. Они отлично подходят там, где большую роль играет скорость и разгон: гонки, езда по шоссе и городским дорогам.

Простота механизма и универсальность обеспечивают новое положительное качество – ремонтопригодность. Установка запчасти и регулировка ободных тормозов интуитивно понятны, благодаря чему это можно сделать своими руками.

По сравнению с кантилеверными и клещевыми аналогами тормоза V-brake зажимают ободья «намертво», обеспечивая безопасность в экстренных случаях. По силе воздействия качественные и тщательно настроенные механизмы успешно держат марку перед дисками.

Недостатки ободных тормозов:

  • невысокая модуляция;
  • чувствительность к искривлениям ободьев;
  • ухудшение работы в грязь и мокрую погоду;
  • истирание колодок и обода, нагрев при длительном торможении.

Модуляция, или чувствительность к нажатию на ручку, – важнейший технический показатель тормозов и показывает, в каких пределах может снижаться скорость велосипеда. V-brake превосходят в этом плане своих «старших» братьев, но заметно уступают дискам. Конечно, имеет значение и стоимость модели. У дорогих Shimano или Avid точность будет выше. На бюджетных тормозах немного уменьшить этот недостаток можно более тщательной настройкой.

«Восьмерки» для ободных тормозов недопустимы. В противном случае велосипед будет постоянно замедляться, а при разгоне можно истереть колодки или нарушить расстояние между ними. Кроме этого, искривления поверхности ободьев снижает силу торможения. Так что владельцам байков с ви-брейками следует всегда проверять геометрию колес и вовремя исправлять ее недостатки.

Грязь, вода, лед и даже случайно попавшее на обод масло – главные враги этих тормозов. Налипание глины полностью выведет тормоз из рабочего состояния, а вода способна снизить эффективность торможения чуть ли не вдвое. То же происходит и при попадании других материалов, вроде масла. Велосипедистам рекомендуется всегда иметь при себе щетку и мягкую сухую тряпку для очистки поверхности колеса и колодок.

Длительное использование ободного тормоза не проходит бесследно ни для колодок, ни для самих колес. Это значит, что со временем вместе с колодами придется поменять и сами ободья. Негативно на состоянии колодок, прочности и геометрии колеса отражаются длительные затормаживания. В сочетании с другими факторами (песок, абразив, мелкие камни) износ может возрасти в несколько раз, укоротив срок эксплуатации и тормозов и колеса.

Плюсы и минусы дисковых тормозов

Тормозная система с диском – прогрессивный шаг вперед даже в сравнении с самыми дорогими V-brake. Дисковые тормоза на велосипеде работают по аналогии с автомобильными: усилие от ручки через привод передается на калипер. Тормозная колодка, прижимаясь к диску, замедляет вращение колеса. Сам диск закреплен по центру колеса и вращается синхронно с ним.

Диски – возможность исключить износ ободьев колес и обеспечить лучшее торможение. Хотя бы по этим двум параметрам они должны на 100% выигрывать у ободных, но рассмотрим все по порядку.

Сильные стороны дисков:

  • нет износа и перегрева обода;
  • безразличны к восьмеркам;
  • можно использовать в жестких условиях;
  • четкая модуляция;
  • более длительный срок службы.

При замедлении велосипеда тепловая энергия передается не на ходовую часть колеса, а на ротор диска. Колеса не греются, следовательно, меньше вероятность повредить их на длительных участках торможения.

Поскольку в торможении участвует отдельная поверхность, ни о каких сюрпризах, связанных с искривлениями колеса, говорить не приходится. Конечно, катать на восьмерках – то еще удовольствие, но на эффективность остановки это не влияет.

Дисковые тормоза хорошо справляются с грязью. К воде стойкость чуть ниже, но лучше, чем у ободных. Тормозная поверхность не сплошная, поэтому вода неплохо отводится через прорези. Что касается случайно попавшей смазки, то с дисков ее лучше тщательно вытереть.

Модуляция даже у базовых дисков настолько высокая, какую не обеспечат даже самые продвинутые ободные модели. Легкое нажатие на ручку легко скорректирует скорость велосипеда, не остановив его полностью. Модуляция стабильна и не требует постоянной настройки системы.

Колодки и сами диски без проблем прослужат несколько сезонов активного катания, чего нельзя сказать об ободных аналогах. Вот такой привлекательный комплекс достоинств, но и здесь не обошлось без отрицательных моментов.

  • высокая стоимость системы и отдельных компонентов;
  • нет универсальности в установке;
  • ремонт своими руками зачастую невозможен;
  • большой привес.

Отрицательные черты дисков диаметрально противоположны достоинствам ободных тормозов. Бюджетные велосипеды не будут оснащаться дисковой системой, туда поставят простые ободные v-brake. Каждый из производителей дисков индивидуально подходит к их конструкции и установке на велосипед, поэтому «скинуть» систему с одного байка и поставить на другой вряд ли получится. Если же решили поменять ободные тормоза на диски, здесь тоже ждет неудача – отсутствие посадочного места. Правда, некоторые модели все же предусматривают установку и того и другого, но это исключение.

Отремонтировать дисковые тормоза сложнее, в полевых условиях без специального инструмента-съемника не обойтись вовсе. По сравнению с v-brake ощущается хороший привес к общей массе, плюс механическое воздействие на втулки колес.

Дисковые тормоза с механикой и гидравликой

По типу привода система разделяется на механическую и гидравлическую. Первый тип тормозов имеет стандартный тросовый привод. Его основные особенности:

  • усилия от ручки передаются на трос;
  • трос подтягивается;
  • тормозная колодка перемещается в калипере;
  • под действием возвратной пружины она отскакивает от диска при ослаблении рычага.

С течением времени тросик в рубашке пружинит и удлиняется, что приводит к ослаблению эффективности торможения. В разумных пределах эта проблема решается подкручиванием настроечных винтов, они же регулируют положение колодок относительно диска. Нетипично, но имеет место быть перегрев на механике. Во избежание дополнительного трения детали нужно периодически смазывать. Поверхности торможения должны всегда содержаться в чистоте. Механика проще гидравлики в самостоятельном ремонте и дешевле.

Механизм гидравлики сложнее и состоит из следующих элементов:

  • бачок с тормозной жидкостью или маслом;
  • гидролиния;
  • ведущий приводной цилиндр;
  • тормозные поршни.

При надавливании на тормозную ручку жидкость сжимается и заставляет смещаться силовые поршни. Они, в свою очередь, передают усилия на колодки.

Преимущества перед механикой: более мягкий ход колодки, долговечность гидролинии, лучше модуляция, нет люфтов. Однако гидравлика сложнее в обслуживании, требует квалифицированной настройки.

  1. Дисковые тормоза с механическим приводом дешевле и проще, поэтому подойдут тем, кто выбирает бюджетную модель велосипеда.
  2. Гидротормоза требуют наличия специализированной мастерской для ремонта гидролинии, прокачки, замены комплектующих. Есть смысл их брать, когда мастерская находится поблизости, чтобы обратиться туда за помощью.
  3. Гидравлику лучше использовать в особо жестких условиях, где сила, точность и скорость торможения выносятся на передний план.

Заключение

Какие тормоза лучше – ободные или дисковые – зависит от стоимости, предназначения велосипеда и условий эксплуатации. На бюджетных моделях ставятся ободные, на более дорогих – дисковые тормоза. Супер-навороченные велосипеды оснащаются гидросистемой. Там, где исключен экстрим и важна скорость, подойдут V-brake, для нестандартных поездок надежнее приобрести велосипед с дисковыми тормозами.

Выбор между дисковыми и ободными тормозами для велосипеда

Ездить на велосипеде без тормозов могут разве что камикадзе и каскадёры. Если вы не относитесь к этим двум группам лиц, значит, на вашем велосипеде должны быть установлены тормоза. Это раньше для остановки велосипеда необходимо было прокрутить педали назад, а теперь тормозные системы стали усовершенствованными, сложными, дорогими, но эффективными. Из всех существующих вариантов чаще всего устанавливаются на велосипед тормоза дисковые или ободные. Но каким же стоит отдать предпочтение? С этим вопросом мы и будем разбираться.

Что лучше: дисковые или ободные велотормоза

Никто не сможет однозначно сказать, какие тормоза лучше, а какие хуже. Выбор зависит от многих факторов, потому каждый велосипедист должен самостоятельно сделать оптимальный выбор. Для начала стоит изучить все преимущества и недостатки двух видов тормозных систем.

Разновидности тормозных систем

Вообще, существует немного больше разновидностей тормозных систем, чем дисковые или ободные. Не стоит забывать о барабанных и роллерных. Барабанные тормоза на велосипед размещаются внутри втулки. Для их активирования необходимо прокрутить педали не вперёд, а назад. Многие из нас в детстве катались на велосипедах именно с такими тормозами. Роллерные тормоза крепятся на внешнюю сторону втулки и на раму. Принцип торможения основывается на трении роликов о поверхность диска. Такие системы постепенно отходят в прошлое, а на смену им пришли ободные и дисковые тормоза.

В категории ободных систем торможения присутствует четыре подвида. Все они работают по одному принципу, который заключается в зажимании обода колодками. К ободным тормозам относятся:

  1. V-brake встречаются чаще всего и являются универсальными.
  2. Кантилеверы используются с каждым годом всё меньше, встречаются в велобайках старт-шоссе.
  3. Клещевые тормоза устанавливаются на шоссейники и некоторые городские модели.
  4. U-brake используются в BMX.

Для дальнейшего рассмотрения из всего этого списка выбираем V-brake, поскольку они более распространены и универсальны.

Читать еще:  Велосипед trek alpha

Дополнительно ободные системы разделяются на механику и гидравлику. В этом они похожи на дисковые тормоза, которые делятся только на эти две большие группы.

Обзор тормозов ободного типа

Обычно, когда появляется что-то новое, старое отходит на второй план и постепенно забывается. С ободными велосипедными тормозами так не случилось. Несмотря на появление достойной альтернативы в виде дисковых механизмов, ободные V-brake не стали частью истории.

Ободные тормоза типа v-brake

Преимущества ободных тормозов

  1. Тормозное усилие обладает достаточной мощностью, которой хватает для передвижения внутри города и за его пределами.
  2. Стоимость является привлекательной и доступной, поэтому нет необходимости искать более дешёвые, а следовательно, и менее качественные экземпляры.
  3. Простая конструкция не создаёт сложностей при настройке, с которой справится любой дилетант. Для настройки потребуется шестигранник, отвёртка, минимум знаний и времени. К тому же при отсутствии сложных и дорогих деталей вероятность поломки оказывается минимальной.
  4. Минимальный вес является важным преимуществом, которое для многих велосипедистов оказывает решающее влияние.
  5. Не создают сложностей во время транспортировки велобайка.

Преимущества серьёзные, поэтому V-brake по-прежнему остаются популярными. Но не всё так гладко с этими тормозами. Недостатки у них также имеются.

Байк с тормозом v-brake

Недостатки ободных тормозов

  1. В процессе торможения используется обод и его поверхность должна быть пусть и не идеально, но относительно ровной. Если на колесе имеются восьмёрки, то потребуется увеличивать расстояние между колодками, исправлять недостатки или менять колесо. В противном случае будет увеличен ход ручки тормоза, что может вызвать снижение мощности силы торможения.
  2. Использование такого механизма в сильную непогоду оказывается усложнённым или вообще невозможным. Речь идёт не про небольшой дождь, а про конкретную грязь, которая налипает на колёсах. Хотя на таких дорогах никто не возьмётся гонять, а потому использование тормоза становится неактуальным.
  3. Грязь и пыль способствуют сильному износу колодок. Отправляясь на велосипеде в горы, даже необходимо брать с собой запасные колодки. В этом случае будут более актуальными картриджные варианты, которые позволяют осуществлять замену не всей колодки, а только тормозной накладки.
  4. Необходимость в проведении частой настройки. Этому способствует стирание колодок, искривление обода и сбивание степени отскока.

Многие компании занимаются выпуском ободных тормозов, но хорошие модели можно поискать в ассортименте Avid и Shimano. Отдельного слова заслуживает ви-брейковская гидравлика. Установка таких тормозов имеет место лишь в трейле.

Обзор тормозов дискового типа

Принцип работы такой системы основана на зажимающей силе тормозного диска, который называется ротором. Этот элемент закрепляется на втулке. На вилке и раме размещается калипер, который является тормозной машинкой. В его конструкцию входит пара колодок. При помощи одного поршня колодки прижимаются к ротору. В гидравлических моделях поршней имеется два. По причине отсутствия модуляции механические тормоза работают не особо хорошо.

Тормоза дискового типа

Достоинства дисковых тормозов

  1. Высокая мощность тормозной силы, которой нет равных среди прочих разновидностей тормозных систем.
  2. Самая высокая модуляция характерна для гидравлики. В результате пользователь получает возможность точно регулировать тормозное усилие, для чего достаточно будет задействовать всего один палец.
  3. Закрепление ротора осуществляется на большом уровне над землёй, что минимизирует попадание на него грязи, пыли и снега. В результате торможение сохраняется на высоком уровне независимо от погодных условий, а износ колодок осуществляется в гораздо меньшей степени.
  4. На работу тормозного механизма не влияет состояние колёс.
  5. Гидравлика не нуждается в настройке и регулировании расположения колодок относительно диска.

Недостатки дисковых тормозов

Идеальными их никак нельзя назвать, хоть список положительных моментов обширен. Отрицательных моментов также хватает:

  1. Высокая стоимость, которая часто вынуждает искать более доступные предложения с низким качеством.
  2. Внушительный вес часто вынуждает велосипедистов отказываться от таких тормозов.
  3. Отсутствие универсальности связано с тем, что каждый производитель старается выпускать уникальные модели. Это приводит к несовместимости деталей от различных производителей. Даже выбор жидкости для гидравлики должен осуществляться в соответствии с моделью механизма. Например, для Shimano, Magura и Tektro требуется покупать специальное масло. Для обслуживания Hayes, Formula и Avid необходима тормозная жидкость.
  4. В преимуществах было указано об отсутствии необходимости в настройке тормозов, но в гидравлику может попадать воздух, а это является серьёзной проблемой. И также не исключена вероятность вытекания жидкости. Исправить такие ситуации в полевых условиях крайне сложно.
  5. Во время скоростных спусков ротор начинает сильно греться и система может отказываться работать.
  6. В гидравлике колодки находятся очень близко к диску. Это расстояние не регулируется. При катании по сильной грязи колодки могут очень быстро стираться, в этом случае тормоз может быть не задействован.
  7. Транспортировка велосипеда не такая простая, как в случае с ободным механизмом. Ротор может быть легко согнут, а калипер нужно обязательно закрывать пробкой.
  8. Проблема с выбором велобагажника, который может быть использован совместно с таким механизмом.

Если дисковые тормоза вас полностью устраивают и вы твёрдо решили покупать именно их, то стоит обратить внимание на продукцию Avid, Hayes и Shimano.

Велосипед с установленным дисковым тормозом

Заключительное слово

Как видите, не всегда новое оказывается лучше старого. Дисковые тормоза хоть и обладают большим ассортиментом положительных моментов, но всё же неспособны полностью заменить своих предшественников. Ведь многие велосипедисты по-прежнему выбирают ободные механизмы, остаются довольны и ни о каких других тормозах и не думают. Для прогулок на велосипеде и передвижения по городу таких механизмов оказывается вполне достаточно. Совсем другое дело — техничная езда, соревнования, преодоление кросс-кантри трасс. Такие условия эксплуатации требуют установки не просто дисковых тормозов, а гидравлики.

Ещё один момент не был нами рассмотрен, но он обязательно должен учитываться в процессе выбора велосипеда. Если вы присматриваетесь к велосипедам с дисковой гидравликой, то стоит адекватно оценивать их стоимость. Сама только тормозная система будет стоить порядка 150–200 долларов. Если стоимость велосипеда не особо высока или подозрительно занижена, значит, производитель сэкономил на других составляющих. Не исключено, что в таком велосипеде придётся сразу же менять резину или спустя короткое время заниматься ремонтом вилки, трансмиссии и других важных узлов.

Идея купить изначально велосипед с ободными тормозами, а в будущем установить на него дисковую гидравлику не так хороша на практике, как в теории. Не на всех велосипедах можно легко поменять одну тормозную систему на другую. Очень часто приходится покупать новое колесо с необходимой втулкой.

Никто не сможет однозначно сказать, какие тормоза будут лучше. Один тип механизмов подходит под одни условия и стиль катания, а другой тип механизмов является преимущественным для другой категории велосипедистов. Но обладание необходимой информацией поможет сделать правильный выбор даже новичку.

Как производится настройка ободного тормоза велосипеда, важно понимать каждому велосипедисту. Безопасность велосипедиста и других участников движения напрямую зависит от исправности тормозной системы велосипеда. Для поддержания нормального функционировании необходимо своевременно регулировать систему.

Как правильно снимать и устанавливать на место переднее колесо велосипеда. Последовательность демонтажа и установки переднего колеса.

Как правильно снимать, разбирать и монтировать на место заднее ведущее колесо. Последовательность демонтажа и установка заднего колеса.

Выбираем велотормоза — Дисковые или ободные? Полный разбор!

Тормоза у велосипеда это важный атрибут. Тот кто говорит, что тормоза придумали трусы, просто никогда не ездил на велосипеде. Велосипед позволяет разгоняться существенно быстрее, чем идет любой пешеход.

Более того, максимальная скорость велосипеда часто ограничивается только страхом самого велосипедиста, когда он едет с горки например. Да что уж с горки, если просто постараться разогнаться, то скорость велосипедиста запросто может быть более 25-30 км/ч. Это более чем в 6 раз больше скорости пешехода!

Помните видео для автомобилистов, на сколько разные повреждения могут быть при аварии, если скорость превышена на 20-30 км/ч. Разница очень велика. Это правило можно легко перенести на велосипеды.

Однако не все так плохо. Важным моментом является тот факт, что к велосипеду прикладывается человек. Именно он отвечает за безопасность себя и других участников дорожного движения. Почти любые современные тормоза позволят вам перемещаться безопасно. Точка. Вопрос приложения усилий и вашей внутренней уверенности в своих силах.

Важный момент — мы не ведем речь о горном катании!

«Ободные тормоза, дисковая механика, дисковая гидравлика абсолютно точно справятся со своей задачей — тормозить. Разница будет в деталях. «

Ободные тормоза:

  • Доступные. Сильно дешевле аналогов;
  • Легко поддаются ремонту, даже в домашних условиях;
  • Редко требуют внимания;
  • Надежны;
  • Дешевые расходники.
  • Имеют существенно меньшую мощность;
  • Модуляция слабо выражена (прогнозируемость эффекта от нажатия и времени до полной остановки);
  • Плохо тормозят в дождливую погоду;
  • Зимой работают существенно хуже.

Дисковая механика:

  • Проще в обслуживании и ремонте чем гидравлика, чуть сложнее чем ободные;
  • Более надежны;
  • Доступнее гидравлики, но дороже ободных;
  • Имеют улучшенную модуляцию;
  • Хорошее торможение в любую погоду;
  • Без проблем переносят работу зимой.
  • Дороже, чем ободные;
  • Более сложный механизм, а значит менее надежен;
  • Более дорогие в обслуживании в мастерской.

Дисковая гидавлика:

  • Самые мощные в линейке;
  • Хорошие модели имеют качественную модуляцию, а значт очень прогнозируемое торможение;
  • Отличная работа в дождливую/грязную погоду.
  • Цена;
  • Сложность ремонта в домашних условиях;
  • Стоимость обслуживания;
  • Риск проблем в минусовую температуру.

Можно провести прямую аналогию. Чем дороже тормоза, тем они лучше и прогнозируемее тормозят, при этом с усложнением они менее надежны и стоимость обслуживания выше, чем у младших братьев. Все как в автомобилестроении.

Важный момент. Если вы любитель, катаетесь не так часто, храните велосипед дома, то в современных моделях, скорее всего у вас на протяжении 2-3 лет не будет никаких вопросов к своим гидравлиеским тормозам. Даже если ручка тормоза станет немного «ватной», тормоза будут продолжать работать, требуя простой процедуры — прокачки. Стоимость около 500 рублей за тормоз и 20-30 минут вашего времени в любой веломастерской.

Если вы активный велолюбитель, хотите кататься быстро (не важно как часто), то ваш выбор дисковые гидравлические тормоза. Они подарят свою мощность и повысят контроль над велосипедом.

Важный момент! Не покупайте самые дешевые версии. Китайцы в поисках удешевления компонента, могут перегнуть палку и никаких плюсов от такого велосипеда вы не получите.

Если вы катаетесь в основном в прогулочном темпе, то вам абсолютно хватит ободных тормозов и это не повод отказаться от такого велосипеда. Пальцем никто в вас тыкать не будет из за того, что у вас «не на дисках»;)

Средний вариант в виде механики, почти не нужен. Конечно если на понравившейся моделе стоит именно механика, отказаываться нет причин. Если вы продолжите свое развитие в велоспорте, то рано или поздно просто придете к гидравликие;)

Читать еще:  Ремень безопасности для детей велосипед

Как отличить гидравлику от механики?

Крайне просто! На калипере (установлен около диска. см. фото ниже) механических тормозов вы увидете тросик. Так как именно от натяжения тросика колодки сжимают диск и происходит торможение.
В гидравлических же тормозах, давление на колодки создает тормозная жидкость и тросиков там нет.

Кстати именно из-за наличия жидкости и попадания в нее воздуха с течением времени, тормоза требую прокачки. Однако все в рамках ТО и поломкой это не считается.

Почему тормоза так важно?

Во время катания в городе разницу очень сложно почувствовать. Однако в горах или хотя бы холмах, разница между хорошими тормозам очень чувствуется.

Например на этапе даунхилла в Нижнем Новгороде у меня был новый двухподвес с достаточно простым навесным оборудованием. Тормоза для активного катания — отличные. Но режим гонки они не выдержали совсем. По сравнению с моими вторыми тормозами, мне приходилось нааамного раньше начинать тормозить в надежде, что я успею сбросить скорость до нужной! Все сказалось на результате и претендовать на подиум я уже не смог.

После этого, я старался покупать велосипеды только с топовыми тормозами, так как очень проникся тем фактом, что торможение(!) позволяет ехать быстрее. Ты уверен в них, знаешь на сколько быстро они могут тебя остановить и позволяют оочень дозированно использовать их.

Пример я привел исключительно в целях показать разницу между тормозами, когда мощность действительно нужна. Вам же следует начинать свой выбор отталкиваясь от своих способностей и желания скорости.

Автор статьи: Смирнов Денис. Гонщик — даунхилл, слалом. Призер соревнований в России и за рубежом c 2006 года. Призер Кубка Москвы по даунхиллу 2018.

Что лучше выбрать для велосипеда: V brake тормоза или дисковые?

Извечный спор двух концепций – ободных и дисковых тормозов велосипеда, ещё не окончен, хотя ободные тормоза постепенно сдают свои позиции, сдвигаясь в область чисто непрофессионального использования. Отчего это происходит попробуем разобраться в этой статье

Особенности ободных тормозов, преимущества и недостатки

Что такое ободные тормоза? Это две фрикционные колодки с очень большим коэффициентом трения. Усилие для сведения колодок на ободе передаётся от рычага, стоящего на руле, посредством тросика. При нажатии на рычаг правильно отрегулированные колодки сходятся, зажимая обод велосипеда, останавливая таким образом движение. Такие тормоза имеют три разновидности, которые отличаются друг от друга в основном применением их в разных условиях эксплуатации.

  • Кантилеверы. Применяются крайне редко, в основном на циклокроссовых спортивных моделях велосипедов.
  • Клещевые тормоза. Их ставят в основном на шоссейники.
  • U-brake. Это мини v brake Их ставят в основном на ВМХ.
  • V-brake. Самая массовая модель ободных тормозов. Название получила от V-образной формы тормозных рычагов.

Но к работе ободных тормозов есть масса претензий, связанных как с условиями эксплуатации велосипеда, так и c его конструктивными особенностями.

«Минусы» v-brake тормозов

  1. Плохое качество торможения в условиях сырости и мокрой грязи
  2. В условиях, когда на дороге есть грязь, страдают от повышенного износа как тормозные колодки, так и обода колеса: грязь работает как абразив, стирая материал колодок и металл.
  3. При разбалансировке колеса и образовании «восьмёрки», связанными с неравномерной натяжкой спиц, отдельные сегменты колеса постоянно трутся о тормозные колодки.
  4. Постоянная подстройка пружин рычагов, нужная при экстремальных условиях вождения.
  5. На длительных спусках, когда необходимо постоянно притормаживать, сильно греется обод, что может даже послужить причиной разбортировки покрышки из-за размягчения резины.
  6. Конструктивный зазор у ободного тормоза вибрейк не даст поставить на байк широкие обода и покрышки.

«Плюсы» ободных тормозов вибрейк

  1. Невысокая цена
  2. Малый вес
  3. Конструктивная простота и соответствующая ей простота в обслуживании
  4. Возможность ремонта вне специализированных мастерских, буквально в дороге, в полевых условиях.
  5. Взаимозаменяемость бюджетных и дорогостоящих тормозов, притом, при минимальном навыке, своими силами.
  6. Широкое распространение v brake и связанная с этим возможность покупки как нового тормоза, так и его комплектующих (рычаги, тросики в оболочке, фрикционные накладки на тормозные рычаги-колодки).

Дисковые тормоза: особенности эксплуатации, плюсы и минусы

Дисковый тормоз работает так же, как его аналог на автомобиле: усилие от управляющего элемента (рычага на руле велосипеда, педали на автомобиле) передаётся тросом или гидравликой на ротор диска. Это позволяет ободу колеса оставаться холодным из-за отсутствия трения во время торможения, в отличие от использования ободных колодок у вибрейков, так как тормозной диск закреплён практически на оси колеса и вращается вместе с ним.

Оттого, что в торможении внешняя часть колеса не принимает никакого участия, допускается езда даже при наличии «восьмёрок». Хотя, конечно, исправлять их своевременной подтяжкой или ослаблением нужных спиц следует своевременно.

Эффективность торможения снижается в таком случае в разы, для того, чтобы вернуть колодкам способность блокировать тормозной диск, приходится их снимать и отмачивать, с последующей просушкой, в спирте или ацетоне. Грязи же или воды дисковые тормоза велосипеда практически не боятся, прорези и отверстия в диске позволяют избавиться от них в процессе прижима тормозной колодки.

Важнейшим положительным фактором использования дисковых тормозов является их модуляция – чувствительность к нажатию на ручку рычага тормоза, находящуюся на руле. Чуткость реагирования ощущается сразу, стоит только пересесть с велосипеда, у которого ободные тормоза, на байк с дисковыми тормозами. У ободных существует большое количество потерь в усилии в системе рычаг-тросик-его оболочка-пружины ободного тормоза-колодки. Нет обратной связи, рука чувствует не прижим колодок к ободу, а сопротивление движения тросика и пружин.

Так что рассматривая сильные стороны дисковых тормозов велосипеда, нужно отметить

  • Возможность движения вне наличия или отсутствия «восьмёрок»
  • У дисковых тормозов обод не перегревается при длительных торможениях (затяжные спуски, сложные и неравномерные по качеству участки дорог)
  • Возможность использования в жёстких, нестандартных условиях.
  • Длительный, по сравнению с ободным – в разы, срок службы.
  • Хорошая модуляция

В случае с дисковым тормозом модуляция является прямым следствием прижима колодок к тормозному диску. Пальцы даже ощущают лёгкие щелчки прорезей отверстий диска о тормозную колодку.

  • Все что хотите знать про дисковые тормоза велосипеда
  • Узнайте также почему роллерный тормоз так любят велосипедисты
  • А также почему планетарная втулка велосипеда и роллерный тормоз часто идут бок о бок друг с другом

К недостаткам же дискового тормоза чаще всего относят

  • Более высокую, по сравнению с ободными тормозами, стоимость как системы в целом, так и её отдельных деталей.
  • Возможность ремонта только в условиях мастерской – съём ротора и тормозной системы требует специального инструмента.
  • Существенное добавление веса в общую массу велосипеда.
  • Отсутствие универсальных деталей.
  • Отрицательное воздействие на втулку колеса в момент торможения дисковым тормозом из-за разнонаправленного вектора силы.

То, что нет универсальности в деталях и в способах их установки, является, пожалуй, самым большим «минусом» дисковых тормозных систем. В своё время фирмам-производителям не удалось договориться о едином стандарте, поэтому во всём многообразии продающихся на рынке моделей почти невозможно найти запчасть одной фирмы, которая подошла бы к байку, выпущенному другой.

Не получится также поставить дисковый тормоз на велосипед с уже установленной ободной системой торможения – хотя бы просто из-за отсутствия посадочного места на оси колеса для тормозного диска. Имеющиеся в продаже редкие модели с возможностью двойной комплектации разными тормозными системами являются редкими исключениями, да и цена их ощутимо отличается от бюджетной.

Выбор между механикой и гидравликой: что лучше

Механической системе передачи импульса силы на тормозную колодку, посредством нажатия на рычаг и смещения тросика в оболочке, не один десяток лет. Технология отработана и достигла некоего предела в развитии.

Особенности этой системы знакомы каждому, остаётся только напомнить её основные принципы действия:

  1. От нажатия на рукоятку рычага на руле велосипеда усилие передаётся на трос, начинается его поступательное движение внутри оболочки в направлении к водителю.
  2. Натяжение троса тормоза на противоположном от рычаге конце, у втулки колеса, приводит в движение тормозную колодку в калипере.
  3. Прижатая к диску-ротору колодка тормоза препятствует вращению колеса велосипеда
  4. При ослаблении воздействия рычага на руле тормозная колодка пружиной оттягивается от тормозного диска.

Передаточных узлов от руки до диска ротора меньше, чем на v-brake, поэтому модуляция ощущается «вживую».

Но дальше начинаются «интересности» в виде растягивания тросика и его затруднённом перемещении внутри оболочки. Иногда даже заклинивании – если условия эксплуатации были приближены к экстремальным, как это бывает на просёлочных грунтовых дорогах. И если второе лечится вовремя введённой смазкой, то вытягивание тросика можно до каких-то пределов компенсировать подкруткой регулировочных опорных винтов. И регулировать ими можно, пока хватает резьбы винта. Потом приходится менять тросик.

От этих недостатков полностью избавлена гидравлическая система торможения велосипеда. Правда, избавившись от одних, она, как это часто бывает, приобрела другие.

Видео. Механика vs гидравлика

Гидравлическая система и её элементы

  1. Бачок с маслом или специальной тормозной жидкостью.
  2. Масляные трубки повышенного давления.
  3. Поршни тормозного цилиндра и сам тормозной цилиндр.

Действие гидравлического тормоза в отдалённом приближении подобно действию механического, только вместо перемещающегося в оболочке тросика после воздействия на тормозной рычаг на руле импульс силы передаётся на тормозную жидкость. Её сжатие через магистраль воздействует на силовые поршни, а они, сдвигаясь в цилиндре, передают усилие на тормозные колодки останавливая велосипед.

Но настройка гидравлических тормозов уже требует некоторой квалификации, приобретаемой в процессе учёбы или долгой эмпирической практикой.

Как и что выбрать

Механический привод к дисковым тормозам дешевле и проще. Выбирая бюджетную модель, лучше остановиться на этой системе. Там, где по условиям эксплуатации байка в приоритетах сила, точность, скорость торможения короткий тормозной путь – лучше брать велосипед с гидравлическим тормозом. Делать это имеет смысл только, если поблизости от места проживания и эксплуатации есть специализированная мастерская, где смогут сделать настройку, прокачку и ремонт с заменой комплектующих.

Заключение

Использование тех или иных тормозов велосипеда полностью зависит от того где вы собираетесь кататься и как использовать велосипед. Что это будет? Экстремальный спорт на горных дорогах ли вообще по бездорожью? Тогда рама у велосипеда будет усиленной, выдерживающей запредельные нагрузки и, как следствие, тормоза у такого байка должны быть чутко реагирующие на нажатие рычага тормоза и надёжными Тогда, однозначно – дисковые с гидравликой.

Условия эксплуатации чуть менее жесткие (просёлки, зимняя, в условиях морозов, эксплуатация, длительные многокилометровые поездки) могут позволить установить на велосипед дисковый тормоз.

Читать еще:  Как поднять руль на велосипеде stels

А если велосипед относится к бюджетным моделям, покупаемым для непродолжительных велопрогулок, то ободные тормоза – это то, что вас вполне устроит по всем показателям.

И уж совсем в заключение – банальный, но всегда актуальный совет:

Видео. Сколько стоит переход с v brake на дисковые тормоза

Какие тормоза на велосипеде лучше дисковые или ободные

При покупке нового велобайка каждый новичок задается вопросом о том, какие тормоза для велосипеда лучше дисковые или ободные. Мало кто знает, какие виды тормозных устройств бывают, и чем они отличаются. Чтобы определиться, какой вариант тормозного механизма выбрать для своего велосипеда, нужно проанализировать каждый вид.

Разновидности тормозных систем

Кроме дисковых и ободных, существуют также барабанные и роллерные тормоза. Установка дисковых тормозов на велосипед очень популярна. Причиной этой популярности является более высокая эффективность механизма, и они просто красиво смотрятся на велосипеде. Рассмотрим разновидности тормозных систем для велосипедов.

Барабанные тормоза — это самые старые механизмы, которые можно встретить даже сегодня. Они размещаются внутри задней втулки, а процесс торможения происходит за счет вращения педалей в обратную сторону. Торможение на велосипеде с барабанными устройствами происходит резко, поэтому на большой скорости заднюю часть транспортного средства может при этом занести. Преимуществом такого механизма является только наличие надежной защиты от негативного воздействия погодных условий.

Роллерные устройства представлены в виде механизма, устанавливаемого на наружной части втулки. Торможение происходит за счет трения роликов о диск, что похоже на принцип работы дисковых устройств. Малая мощность механизма торможения и трудности обслуживания приводят к тому, что такие устройства применяются исключительно на ситибайках.

Эти два вида систем встречаются очень редко, а большинство современных велосипедов комплектуется либо ободными, либо дисковыми тормозами. Эти два вида по сравнению с предыдущими намного эффективнее, и более просты в обслуживании. Именно о них пойдет речь в данном материале.

Обзор тормозов ободного типа

Ободные устройства оказывают механическое воздействие на обода колес велосипеда. Такие устройства устанавливаются в паре на каждое колесо. Рычаги управления механизмами располагаются на руле. Левый рычаг отвечает за торможение переднего колеса, а правый тормозит заднее. Прижимные устройства находятся вблизи колес, и закрепляются на раме велосипеда. Передача усилия от рычагов к прижимным механизмам, осуществляется посредством стальных тросиков.

Система ободного типа относится к категории одних из самых первых устройств, которые стали применяться на велосипедах. Такая система торможения еще называется V-brake или вибрейки. Это название они получили благодаря своей конструкции в виде буквы «V».

К преимуществам вибрейков относятся такие моменты:

  1. Стоимость комплектующих деталей, которая доступна даже для очень бюджетных велосипедов.
  2. Универсальная конструкция упрощает не только эксплуатацию, но и обслуживание.
  3. Небольшой вес изделий, что особенно актуально для горных и гоночных велобайков.
  4. Возможность проведения ремонта самостоятельно и в любых условиях.
  5. Большой коэффициент торможения, благодаря которому тормозной путь минимален.

На этом плюсы ободных агрегатов не заканчиваются. Их можно устанавливать на колесах большого диаметра, и работать они будут так же эффективно. Такие изделия по стоимости намного дешевле дисковых, а их обслуживание включает необходимость периодической замены тормозных подушечек и иногда троса. Эти элементы стоят копейки, поэтому многие велобайкеры предпочитают для своих железных коней, именно такие тормоза.

Недостатки рассматриваемого вида тормозов следующие:

  • низкая модуляция;
  • негативное воздействие на обода колес, в частности, их истирание и царапанье;
  • снижение качества функционирования при негативных погодных условиях — в сильный дождь или при движении по грязи или в снегу;
  • требовательны к ровноте ободов. Нужно следить чтобы обода были ровные, иначе колодки будут тереть;
  • нагревание при продолжительном торможении.

Все эти недостатки можно назвать незначительными, поэтому если не позволяет бюджет, можно смело покупать велосипед с ободным механизмом.

Обзор тормозов дискового типа

Дисковая тормозная система является наиболее прогрессивной, поэтому большинство современных велосипедов делают с такими устройствами. Они имеют существенное отличие от ободных, и сильно похожи на автомобильные тормоза. От ручки тормоза усилие передается на калипер, а тормозная колодка прижимаемая им к диску(ротору), осуществляет замедление вращения колеса. Бывают: механические — где усилие передается через тросик, и гидравлические — там применена гидролиния(как на авто) с тормозной жидкостью или минеральным маслом.

С такой системой торможения можно чувствовать себя в полной безопасности, так как исключается износ ободьев, а также повышается эффективность торможения. Диск вращается вместе с колесом, а размещается в центральной части, и фиксируется к втулке. Достоинства такого вида следующие:

  1. Высокая мощность торможения.
  2. Тормоза с гидравликой имеют лучшую модуляцию, поэтому усилие можно точно и легко дозировать. Для приведения механизма в действие, достаточно нажать на рычаг одним пальцем руки.
  3. Исключается вероятность попадания грязи на устройство, что связано с его местом расположения вдали от земли.
  4. Не требовательны к ровноте ободов. Эффективность торможения при восьмерках на колесах не снижается.

Однозначно такие механизмы лучше, чем все выше рассмотренные, однако и они имеют недостатки:

  1. Стоимость, которая в разы больше всех выше перечисленных.
  2. Вес изделий, для кого-то имеет значение.
  3. Сложность ремонта, так как для замены тех или иных частей понадобятся запчасти аналогичной марки тормозной системы. Детали других марок не подходят, так как каждый производитель имеет особенную конструкцию.
  4. Возникновение проблем с тормозами, что проявляется в виде попадания воздуха в систему(для гидравлических систем). Для его удаления понадобится прокачка.
  5. Если между колодкой и диском попадет грязи, то это приведет к быстрому стиранию колодок. Необходимо следить за чистотой механизма.

Взамен ободным тормозным системам пришли дисковые, однако имеющиеся недостатки не позволяют им полностью вытеснить другие виды. Самым главным недостатком обычно является стоимость, поэтому бюджетные велобайкеры не могут себе позволить такие устройства. Для некоторых важно осуществить ремонт тормозной системы в дороге (ободные), нежели эксплуатировать велосипед без тормозов.

Какие выбрать тормоза ободные иди дисковые

Какие тормоза лучше — дисковые или ободные, каждый должен для себя определить самостоятельно. Кому-то нравится новизна и современность, а для кого-то важно иметь надежную, легкую и проверенную временем тормозную систему. В большинстве случаев обычному любителю, не имеет смысла переплачивать за велосипед, на котором установлены дорогие дисковые гидравлические устройства. Актуальными такие устройства являются в ситуациях, когда велобайкер увлекается техничной ездой или участвует в соревнованиях.

Велосипедистам нужно понимать, что замена ободных тормозов на дисковые после покупки вела, является нерациональной, так как потребует вложить гораздо больше денег , чем разница в цене между новыми велосипедами с разными тормозными системами. Но если бюджет позволяет, тогда можно смело покупать велобайк с гидравликой, и осваивать новые интересные маршруты.

Какие тормоза лучше дисковые или ободные

Велосипед – один из самых экономичных видов транспорта. Во все времена были востребованы байки, развивающие максимальную скорость. Но для безопасной остановки или сброса скорости, нам, естественно, не обойтись без надежных тормозов.

Самыми распространенными на сегодняшний день являются ободные и дисковые тормозные системы.

Перед приобретением определенного типа нужно учитывать такие факторы, как характер езды, тип трассы, а также погодные условия. Тормоза одного вида могут быть эффективны на горном треке, но в городских условиях окажутся совершенно бесполезными.

Для того чтобы понять какие тормоза лучше – дисковые или ободные, необходимо изучить их плюсы и минусы.

Особенности ободных тормозов

Принцип работы ободных тормозов заключается в прижимной силе колодки на обод колеса, в результате чего велосипед и останавливается. В целом все ободные тормоза можно разделить на такие подтипы:

  • кантилеверы – последнее время редко применяются и встречаются преимущественно на циклокроссовых байках;
  • V-brake – наиболее популярная модель на сегодняшний день. Получили свое название благодаря V-образному креплению рычагов;
  • U-brake (клещевые) – используются на шоссейниках и BMX;

Давайте рассмотрим ободные тормоза на примере V-brake, так как эта модель является самой распространенной в наши дни и подходит для установки практически на любой тип велосипеда.

У данной тормозной системы имеется несколько значительных преимуществ:

Однако такие тормоза имеют и ряд существенных недостатков:

  • изменение геометрии колеса (восмерки) может привести к задеванию колодок и постоянному торможению;
  • очень плохо работают в плохую погоду. Конструкция весьма чувствительна к грязи и воде, из-за чего снижается эффективность торможения, что может привести к опасным ситуациям;
  • быстрый износ колодок;
  • невозможность установки на некоторые модели рам и вилок.

Приобретая ободные тормоза, необходимо учитывать, где Вы собираетесь кататься и при каких погодных условиях.

Дисковые тормоза: особенности эксплуатации

Конструкция дисковых тормозов состоит из диска, размещенного на втулке колеса и суппорта, который сжимает данный стальной диск колодками. Тормозное усилие передается с ручки тросиком или по гидролинии в зависимости от модели.

При эксплуатации дисковых тормозов можно выделить ряд следующих достоинств:

  • обладают высокой силой торможения, по сравнению с остальными видами;
  • меньше засоряются при езде и работают при любых температурах;
  • более плавно регулируют тормозное усилие;
  • неправильная форма колеса не влияет на их работу;
  • не требуют постоянного обслуживания.

Конечно же, дисковые тормоза не лишены и определенных отрицательных качеств:

  • вес тормозной системы достаточно большой;
  • высокая стоимость;
  • сложное обслуживание, поскольку для прокачки необходимо специальное оборудование;
  • случайное попадание масла на диск значительно снижает эффективность торможения;
  • могут мешать установке багажника.
  • необходимо аккуратное обращение при перевозке байка, так как если погнуть ротор, то тормоз вообще перестанет работать.

Если велосипед используется для соревнований, советуем устанавливать только дисковые тормоза.

Сравнение дисковых и ободных тормозов

Конечно, дисковые системы считаются более современными, удобными в использовании, технологичными. Кроме того, они идеально подходят для различных соревнований и поездок по горным тропам, где важны надежные комплектующие велосипеда.

Если же Вы не собираетесь преодолевать сложные участки по пересеченной местности и Вашей целью являются спокойные прогулки по городу или ровным трассам, то отличным бюджетным вариантом станут тормоза типа V-brake.

Велосипеды, укомплектованные дисковыми тормозами, естественно, стоят дороже моделей, на которых установлены ободные системы. Именно поэтому, при покупке байка, выбор следует делать исходя из типа местности, по которой Вы собираетесь кататься.

Если Вы приобретете велосипед с системой торможения типа v-brake, а потом решите поменять ее на дисковую, то обойдется Вам это совсем не дешево, да и не факт, что конструкция байка позволит это сделать, поскольку не на все модели великов с ободными системами можно установить дисковые тормоза.

Запомните! Какого бы вида не была установлена система торможения, она на 100% должна выполнять свою основную функцию, ведь дорога может оказаться непредсказуемой. Для этого советуем перед каждой поездкой проверять тормоза на работоспособность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector