3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отрегулировать заднюю скорость на велосипеде

Как правильно настроить задний и передний переключатели скоростей на велосипеде: фото и описание процесса

Несмотря на то, что велосипед был изобретён уже очень давно и, казалось бы, давно должен был устареть, но это двухколесное средство передвижения обретает всё большую популярность с каждым годом. Любители езды на велосипеде отдают предпочтение этому виду транспорта благодаря его удобству, легкости управления, экологической безопасности и практичности. Большой популярностью пользуются не только обычные велосипеды, но и горные, трековые велобайки, в которых задействованы современные инновационные технологии. Чтобы езда на велосипеде доставляла владельцы удовольствие, за ним нужно ухаживать и следить за состоянием всех деталей и узлов. Если в процессе передвижения на велосипеде, вы слышите посторонние звуки, скрип, стук и подергивания во время переключения скоростей, пришло время обратить внимание на такую деталь как переключатель скоростей передач.

Задний переключатель скоростей

Переключатель скоростей передач является важной деталью многоскоростного велосипеда. Благодаря этойсоставляющей, становится возможным передвижение в экстремальных условиях, к которым можно отнести движение против ветра, подъемы, плохое качество дороги. Со всеми этими проблемами и должен справляться трансмиссионный узел. От отлаженной работы переключателя скоростей зависит качество езды и безопасность велосипедиста. Этот навык является очень полезным, и каждый владелец велобайка должен научиться самостоятельно регулировать переключатель скоростей передач. Произвести регулировку велосипедных переключателей передач самостоятельно под силу каждому велосипедисту. Нужно детально изучить теорию, прочитав инструкцию, либо воспользовавшись советами опытных владельцев байков.

Перед настройкой переключателя, необходимо сделать регулировку заднего переключателя. Значительно облегчит весь процесс регулировки выставление велосипеда в правильное положение (колесами вверх). Так, все необходимые детали будут на виду, и подобраться к ним будет значительно проще.

Причины плохого переключения скоростей:

  • физические дефекты деталей переключателя;
  • загрязнение деталей. Чтобы этого не произошло, компоненты трансмиссионного узла нужно периодически очищать от грязи, пыли и старой смазки;
  • изношенный трос с элементами повреждений. Такая деталь требует замены;
  • повреждения петуха.

Если вы наблюдаете повреждение, деформацию и износ составляющих деталей, их необходимо заменить так как они практически не подлежат восстановлению.

Если все детали исправны, займитесь регулировкой переключателя. Из чего состоит переключатель скоростей? Составляющие детали переключателя скоростей следующие:

  • Ручка для переключения скоростей, расположенная на руле;
  • Манетка, которая крепится на руле возле ручек. К манетке крепятся ручки и тросик. Именно при участии тросика происходит передача импульса от манетки к звездам;
  • Кассета, в которую входят разнокалиберные звёздочки;
  • переднее фиксирующее крепление;
  • задний переключатель, чья основная функция перекидка цепи на необходимые звездочки.

Принцип действия переключателей

С помощью ручки и манетки велосипедист включает необходимую скорость. В определенном положении ручки трос натягивается. В результате этого натяжения, рамка перебрасывается на звездочки большего размера, при ослаблении троса не перебрасывается на маленькие звездочки. Как уже было сказано выше, настройку велосипеда можно начинать с заднего переключателя. Порядок действий по регулировке заднего переключателя:

  • выбираем в переднем блоке вторую звезду, а в заднем самую маленькую и выставляем на них цепь переключателя;
  • в системе заднего переключателя на велосипеде имеются два болта, выполняющие функцию ограничителей. На одной стоит аббревиатура Н, а на другом — L. С помощью этих двух болтов регулируются высокие и низкие передачи на звездах. Если в процессе регулировки возникают какие-либо посторонние звуки, с помощью фиксатора от них можно избавиться;
  • проверьте натяжение троса и в том случае, если натяжение не соответствует необходимому, примените регулятор, расположенный на манетке;
  • Протестируйте качество переключения. Если переключение происходит плавно, посторонних звуков не слышно значит вы всё сделали правильно.

Что делать если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда

Существует несколько методов решения этого вопроса. Но если стандартная инструкция настройки не сработала, для настраивания заднего переключателя скоростей нужно:

  • демонтировать цепь, снять тросик;
  • перевести переключатель в положение цепи на наименьшую звезду;
  • использовать регулировочные болты (так можно натянуть трос);
  • установить регулирующие болт Н в крайнее положение;
  • переместить деталь под названием параллелограмм к большой звезде и отрегулировать положение болта L.

Регулятор фиксируется болтами. Его необходимо выставить в крайнее положение. После чего, цепь необходимо сместить в таком порядке: передняя кассета – самая большая по диаметру звезда, задняя наоборот – наименьшая.

Передний переключатель скоростей на велосипеде

Переход к настройке этого механизма возможен лишь тогда, когда настроен задний переключатель. Эту особенность важно учесть перед началом проведения работ. На рисунке №2 отмечен переключатель (округлой формы, черного цвета).

Рис. 2 Регулировка переднего переключателя скоростей

Цепь нужно оставить на средней звезде переднего блока, а в заднем блоке установить на большую звезду. Если наблюдается трение цепи, то снова задействуйте регулятор L. Чтобы настроить ограничитель Н, цепь перемещается на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади. Регулятор поможет установить цепь в оптимальном положении без трения и излишнего натяжения цепи. По окончанию работы обязательно проверьте качество его выполнения.

Правильная установка переднего переключателя

Начинать настройку переднего переключателя можно только после регулировки заднего переключателя. Установка является начальным этапом регулировки переключателя скоростей. Очень важно сделать это правильно.

  • перед тем, как устанавливать переключатель, необходимо провести инспекцию состояния составляющих деталей и при необходимости очистить их от загрязнений и смазать.
  • Далее следует настроить расположение переднего переключателя скоростей. На раме он должен быть расположен вдоль под трубы под седлом.
  • Выставить угол поворота параллельно ведущей звезде на передней кассете трансмиссионного узла.
  • Далее нужно отрегулировать зазор между нижней стороной рамки переключателя и верхней линии зубцов большой шестеренки. Зазор должен быть минимальным.
  • Отрегулировать степень натяжения троса.
  • Расположить цепь близко к внутренней стороне рамки.

Также стоит уделить внимание настройке цепи. Велосипедная цепь — это очень важный элемент, с помощью которого передается импульс с одной звезды на другую и происходит процесс регулировки. Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы. Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей.

Одним из лучших производителей велосипедных деталей, в том числе и переключателей скоростей, является японская компания Shimano, зарекомендовавшая себя выпуском продукции, в которой японское качество сочетается бюджетной с ценой. Переключатели скоростей, выпущенные компанией Shimano (рис. 3) подходит для любых видов велосипедов. Переключатели скоростей компании Shimano устанавливают, как на обычных велосипедах прогулочного типа, так на горных и трековых велосипедах с коробками передач до 33 скоростей.

Ещё одним признанным лидером на рынке является компания Sram. Продукцию этой фирмы применяют на велосипедах категории сити байк, а также на спортивных велосипедах. Продукция Sram имеет хорошее качество и доступную цену для любителей велоспорта.

Каждый владелец велосипеда, предпочитающий этот вид транспорта остальным, обязан разбираться переключении его скоростей. Считается что чем больше скоростей у велосипеда, тем этот велосипед лучше. Но на самом деле скорость только позволяет повысить качество маневрирования и выжать из возможностей велосипеда максимум, так тогда всё зависит от динамических усилий человека, едущего на велосипеде. Обычные велосипеды имеют по сравнению со скоростными, более простое устройство. С таким велосипедом меньше мороки, но возможности у него также меньше. В трансмиссионном узле таких велосипедов находится всего две звезды: одна большая и одна маленькая. Многоскоростные велосипеды, которые обрели популярность в последнее время, имеют в своих трансмиссионных блоках два комплекта звёзд: передний и задний. Каждая кассета состоит из звезд разной величины. Чтобы правильно переключать передачи, нужно запомнить несколько основных правил:

  • Если ваш велосипед не оснащен планетарной втулкой, переключать скорости на нём нужно только во время движения, иначе существует опасность повредить велосипед.
  • Во время переключения передач не стоит применять значительное динамические усилия, чтобы исключить опасность порыва цветы желательно переключать передачи последовательно, не делая резких рывков.

Настройка заднего переключателя скоростей на велосипеде

Очень частая проблема с которой сталкиваются велосипедисты это нечеткая работа заднего переключателя. Сегодня попробуем разобраться как же его настроить с нуля или отрегулировать, если настройки сбились.

Данная статья подойдет для для настройки всех переключателей shimano, sram, campagnolo, microshift и других в не зависимости сколько у вас скоростей на велосипеде начиная от 2 и кончая 11 скоростными блоками звезд на заднем колесе.

Инструменты:

Из инструментов, которые вам могут понадобиться это крестовая отвертка и возможно шестигранник или ключ на 10 или 8 в зависимости от переключателя. Также очень удобно работы проводить на специальной велостойке, но без нее вы тоже справитесь.

Причины ухудшения работы заднего переключателя:

1. Отсутствие обслуживания. Чаще всего переключатель при покупке велосипеда работает четко и без нареканий, но посоле сезона эксплуатации можно заменить ухудшение работы или даже соскакивания цепи с крайних звезд. В 70% случаев помогает настройка заднего переключателя, но иногда и это не помогает, тогда следует заменить тросик и рубашку, так как они забиваются грязью и мешают плавному ходу тросика в рубашке. Обычно ТО велосипеда делают раз в год, в которе включена настройка переключателей.

Иногда для экономии смазывают тросик солидолом или любой другой смазкой и получается на время улучшить работу, но в последствии смазка притягивает к себе пыль и работа снова ухудшается, поэтому придется проделывать такую процедуру чаше чем этого бы вам хотелось.

2. Износ самого переключателя. Все когда-нибудь ломается и переключатель на велосипеде не исключение. Чаше всего изнашиваются оси параллелограмма переключателя из-за чего образуется небольшой люфт, который не дает правильно настроить переключение.

3. Износ звездочек переключателя. Со временем изнашиваются пластиковые звездочки из-за чего цепь уже не держится на них, что приводит к плохой работе переклюка. Также оси звездочек могут изнашиваться и звездочка будет излишне болтаться на оси, что приводит к ухудшению переключения.

4. Кривой петух или сам переключатель. Когда вы падаете или задеваете что-то переключателем, то чаше всего гнется (ломается) петух, так как он сделан специально из более слабого сплава чем сам переключатель (чтобы сохранить целой более дорогую запчасть). Искривление не дает вставать цепи ровно, что сводит старания по настройке перекидки к нулю. Читай как выпрямить петух своими рукам.

5. Проблемы с тросиком. Иногда при установке или при падении тросик может сильно изогнутся, после чего место изгиба будет препятствовать плавному движению тросика в рубашке. В этом случае требуется его замена.

Так же бывает, что тросик разлохмачивается (вот почему следует использовать наконечники тросов) и в последствии одна из стонких нитей начинает отделяться от основного пучка, в итоге препятствует нормальному движению тросика в рубашке. Иногда может порваться одна нить в тросике и тоже не давать нормально работать, тут можно вычленить ее из основного пучка по все длине тросика. Но самым лучшим вариантов будет заменить тросик на новый.

Если тросик был установлен новый, то иногда через некоторое количество километров (около 100 км.) можно заметить ухудшение переключения — это из-за того, что тросик немного растягивается. В этом случае немного нужно будет подтянуть болт натяжения тросика.

Важно! Если хоть одна из 5 проблем у вас присутствует, настроить переключатель идеально будет не возможно!

Регулировка заднего переключателя скоростей на велосипеде

После того как мы исключили все 5 возможных проблем с задним переключателем можем приступить к его настройке. Я взял велосипед с задним переключателем shimano и поделил всю настройку на 8 этапов:

1. На манетке скидываем на самую большую скорость (которая соответсвует самой маленькой звезде на блоке ведомых звезд). Крутим педали, чтобы цепь оказалась на маленькой звезде. (теперь вы понимаете почему так удобно работать со стойкой)

У меня на манетке не показываются цифры, но поверьте положение индикатора стоит на «цифре» 9. Что соответствует самой маленькой звезде на кассете.

Во время настройки заднего переключателя на ведущих звездах (передних) цепь лучше расположить там, где вы ее чаше всего используете. Обычно это центральная звезда на системе из 3 звезд.

2. Ослабляем шестигранник или болт, который держит тросик.

3. Закручиваем до упора, а потом возвращаем на один виток назад все регулировочные барашки натяжения троса, которые находятся на переключателе и на манетке (иногда на велосипедах регулировочный винт один, чаще всего он находится на переключателе, реже на манетке).

В моем случаем регулятор натяжения троса находится только на манетке. На фото видно как я кручу барашек.

4. Натягиваем рукой тросик (изо всех сил тянуть не нужно, главное чтобы он не провисал и был натянут по всей своей длине) и закручиваем держащий тросик болт.

5. Совмещаем центр роликов лапки переключателя с центром самой маленькой звезды на велосипеде. Некоторые для прохождения этапов 5 и 6 снимают цепь для более точной настройки. Я в этом необходимости не вижу, можно не снимать, особенно если у вас переключатель не самого топового уровня, типа шимано tourney, acera или alivio.

Собственно все это перемещение переключателя происходит с помощью регулировочных винтов с буквами «H» и «L».

Крутим винт «H» отверткой до тех пор, пока центры роликов на лапке переклюка и маленькой звезды не совпадут и переходим к следующему этапу.

Читать еще:  Парки где можно покататься велосипеде

На фото я показал красную линию, по которой можно увидеть, что ролик переключателя находится под малой звездой на кассете, а значит крайнее положение настроено верно.

6. Переключаем на манетке на самую маленькую скорость (цифра 1), которая соответствует самой большой ведомой звезде. Крутим педали, чтобы цепь перешла на крайнюю звезду. И также совмещаем центр роликов лапки с центром самой большой звезды. Все это совмещение происходит с помощью винта «L».

На манетке индикатор переключения скорости на цифру 1, если цифр нет в самое крайнее положение, что должно соответствовать самой большой звезде на кассете.

По сути дела винты «H» и «L» служат в роли крайних ограничителей для вашего переключателя, что позволяет цепи не слетать во время движения и сохранять вам жизнь.

7. Скидываем опять на самую большую скорость. Не забываем крутить педали Цепь должна оказаться на самой маленькой звезде. Далее переключаем на одну скорость и крутим педали, если цепь не перескакивает или перескакивает не сразу значит вам нужно немного выкрутить регулировочный винт, который регулирует натяжение троса (получается мы натягиваем трос).

Далее опять проверяем и переключаем с самой большой скорости на одну ступень ниже (если 8 скоростная кассета, то с 8 на 7 скорость), если переключение произошло сразу, поздравляю вы настроили переключатель! Можете проверить, оставшиеся скорости также легко и четко будут переключаться как вверх так и в низ!

Цепь должна перескочить на соседнюю скорость. В моем случае это 9 скоростная кассета. Переключаю с 9-ки на 8-ку.

8. Настраиваем расстояние от самой большой звезды до ролика переключателя. Это расстояние должно быть около 4 мм, если расстояние будет больше четкость переключения будет снижена. За регулировку этого зазора отвечает регулировочный винт на переключателе. Выкручивая винт расстояние уменьшается, вкручиваем увеличивается. настройка производится на самой большой звезде соответствует цифре 1 на вашей манетке.

Возможные ошибки при настройке заднего переключателя

Вопрос: А что, если я выкрутил до конца регулировочный винт, а цепь так и не переключает на 1 скорость ниже?
Ответ: Скорее всего вы плохо натянули тросик рукой из этапа 4 или вы сделали это при не достаточно закрученных регулировочных винтах натяжения тросса из этапа 3, а также возможно вы натягивали тросик не на самой большой скорости на манетке описанное в этапе 1.

Вопрос: Я дошел до этапа 7, но цепь оказалась не на самой маленькой звезде почему?
Ответ: Возможно вы слишком сильно натянули тросик руками в этапе 4, в этом случае попробуйте немного ослабить натяжение троса регулировочным винтом. Если цепь все-таки не перейдет на крайнюю малую звезду следует повторить этапы с 1 по 4.

Видео по настройке заднего переключателя:

Поделитесь своим опытом настройки переключателей в комментариях.

Как делается регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда

10 минут Автор: Михаил Скворцов 109

Сразу нужно сказать, что сложнее всего настраивать старые, изношенные переключатели. Очень быстро изнашиваются самые дешевые перебрасыватели из низкокачественного материала. Через годы эксплуатации в сочленениях их механизмов вырабатывается столько материала, что уже становятся заметны люфты. Большие пошатывания заднего переключателя скоростей не дадут вам выполнить настройку, чтобы, как минимум, убрать громкий треск при езде.

Регулировка переключателей скоростей не настолько сложная работа, чтобы обращаться к механикам. Сломать механизм переключения у вас никак не получится, индексная система смены скоростей самая простая и надежная из всех.

Причины сбоя в работе заднего перебрасывателя

  1. Несмазанный или поврежденный тросик, а также его рубашка.
  2. Изогнуто крепление к раме заднего перебрасывателя, так называемый петух.
  3. Износ цепи и кассеты звездочек на заднем колесе.
  4. Заклинили ролики натяжителя цепи на заднем перебрасывателе.
  5. Неисправна манетка смены скоростей на руле.

Регулировочные винты на переключателе

Несмотря на многообразие продаваемых параллелограмных переключателей, принцип их работы одинаковый, а следовательно, они имеют схожее устройство. Обычно все они имеют 5 регулировочных элементов:

  1. Закладной болт с гайкой для крепления троса.
  2. Пустотелый винт с барабаном для натяжения троса.
  3. Ограничительный винт хода перебрасывателя на наибольшую звездочку — обозначается буквой L.
  4. Ограничительный винт хода перебрасывателя на самую маленькую звездочку — маркируется буквой H.
  5. Винт натяжения цепи.

На некоторых недорогих переключателях барабанчик натяжения троса и винт натяжения цепи могут отсутствовать. Зато имеется регулировочный барабан у манеток на руле. Так что можно настроить натяжение троса прямо в движении, не забыв скинуть цепь на самую маленькую звездочку.

Настройка заднего переключателя

Смазку, регулировку и ремонт узлов цепной передачи удобно проводить при поднятом заднем колесе. Для этого можно наклонить велосипед, опираясь на боковую подножку, повесить веломашину на крючки или гладильную доску, попросить помощи у друга. Хорошо выручит в этой ситуации подставка под заднее колесо.

  • хорошо почистите переключатель скоростей и кассету звездочек;
  • установите цепь спереди на среднюю звездочку, а сзади на самую маленькую.

Чтобы правильно настроить задний перебрасыватель, его нужно почистить. А именно: очистить от грязной смазки ролики натяжителя, вытащить травинки и палочки из кассеты звездочек, отмыть и смазать цепь. Уже даже после этой нехитрой работы переключатель начинает работать заметно лучше.

2. Освобождение троса:

  • вкрутите до упора винты натяжения на заднем перебрасывателе и у манетки;
  • вытяните тросик из зажимного винта крепления.

Полностью снимать тросик с велосипеда необязательно, но не помешает его осмотреть на предмет повреждений и смазать.

3. Установка предела хода на наименьшую звездочку: присев сзади велосипеда и проворачивая регулировочный винт H, установите перебрасыватель в положение, при котором его ролики и самая маленькая звёзда в кассете будут находиться на одной прямой линии.

Здесь есть одна хитрость: если перебрасыватель уже не новый, и он шатается, то отрегулировать его более или менее точно можно лишь поставив рамку не по прямой линии, а сдвинуть буквально на волосок вправо, в сторону от колеса.

Если настройка сделана правильно, то при вращении колеса цепь не пытается соскочить в сторону и работает бесшумно.

4. Регулировка натяжения троса:

  • фиксируем трос крепежным болтом, натягивая тросик не плоскогубцами, а рукой;
  • натягиваем трос вращением пустотелого винта с барабанчиком, так, чтобы перебрасыватель легко переходил с одной звездочки на другую и обратно при одном щелчке и нажатии манетки.

Достаточно настроить переход лишь между двумя соседними звездами, и переключение будет отрегулировано на всех звездочках кассеты. В этом преимущество индексной системы смены передач.

Если для тросика в зажиме предусмотрена канавка, то проследите, чтобы он попал точно в неё, а не передавливался, будучи закреплённым неправильно.

5. Установка предела хода на наибольшую звездочку:

  • ослабляем регулировочный винт L, чтобы он не мешал ходу перебрасывателя;
  • проворачивая педали, перебрасываем цепь на самую большую звезду сзади;
  • проворачивая регулировочный винт L, выравниваем перебрасыватель в положении, когда его ролики и наибольшая звёздочка кассеты находятся ровно на одной линии.

Опять-таки, если на вашем велосипеде стоит ушатанный переключатель, то желательно сместить чуточку при настройке его рамку от прямой линии, но уже в сторону колеса. Иногда этого чуть-чуть именно и не хватает расшатанному переключателю, чтобы перекинуть цепь на самую большую звездочку сзади.

6. Регулировка натяжителя цепи:

  • переводим цепь на самую маленькую звездочку спереди и самую большую сзади;
  • если при вращении цепи верхний ролик натяжителя задевает за звезду в кассете, то закручиваем винт натяжения цепи. Нужно установить зазор между ними, приблизительно равный 5 мм;
  • переставляем цепь на самую большую звёздочку спереди и самую маленькую сзади и проверяем натяжение цепи в этой позиции.

Тросики и рубашки

Порой удивительный результат даёт простая чистка тросов и рубашек, а также последующая смазка их жидким маслом. После такой нехитрой операции становится значительно легче переключать скорости на велосипеде. Троса и рубашки бывают разными по прочности и цене, но даже дешевые детали прослужат долго, если вы уделите им полчаса своего времени раз в месяц.
Содержать все узлы велосипеда чистыми и смазанными — это всё, что от вас требуется.

Рубашка на тросе, как можно понять, нужна для защиты от грязи и смыва смазки. В мире горных велосипедов уже давно принято правило как можно сильнее прятать тросики в трубочки. Но на всю длину самый длинный тросик заднего переключателя не запрячешь, ведь он будет очень туго ходить в непомерно длинной рубашке, особенно в местах перегибов. На некоторых дорогих маунтинг байках тросы частично протянуты внутри рамы.

Если вами обнаружен порванный тросик с расплетенными проволочками, тогда единственно правильным ремонтом будет замена его на новый. То же самое относится и к кожухам троса — все переломленные рубашки с растянутой сталькой подлежат замене.

В случае, когда неожиданно сбилась настройка заднего переключателя, то этому причиной может быть:

  • вырывание тросика из фиксирующего болта на перебрасывателе;
  • продавливание заглушки на одном из концов рубашки.

Петух заднего переключателя

Если при нахождении цепи на какой-то одной звездочке спереди переключение передач сзади выполняется плавно, а при смене на другую переднюю звезду перебрасывать становится трудно, то, скорее всего, на велосипеде погнут петух.

Задний перебрасыватель, находясь внизу и на удалении от рамы, больше других частей велосипеда подвержен поломкам при езде через брёвна или бордюры. В случае падения, от бокового удара может погнуться как сам параллелограмный переключатель, так и его крепёж. Если задний параллелограмм закреплён непосредственно на раме, то сломаться может он. Если переключатель поставлен на специальный крепёж, то сам он может остаться целым, а изогнётся петух, как правило, в сторону к спицам.

Для того чтобы определить, погнут ли петух, да и задний переключатель заодно, достаточно, присев сзади велосипеда, посмотреть на положение переключателя. Два ролика натяжителя цепи должны находиться в строго вертикальной плоскости по отношению друг к другу.

Ни в коем случае нельзя пытаться выпрямить изогнутый петух, схватившись за задний переключатель скоростей. Рамка перебрасывателя очень хрупкая. Сначала начнет сгибаться именно она, а не деформированный крепёж. Правильно будет полностью снять петух с велосипеда, чтобы выровнять его на плите. А ещё лучше воспользоваться специальным инструментом, с помощью которого можно точно выпрямить погнутое крепление прямо на раме велосипеда. Этот инструмент работает как рычаг и имеет указатель, показывающий, насколько точно выровнен петух по вертикали.

Цепи и звёздочки

Иногда причиной проблемного переключения передач является уже предельный износ цепной передачи. К усиленному боковому износу цепи и звездочек приводит долгая езда на запрещенных комбинациях скоростей. Нельзя кататься при положениях, когда цепь сильно перекошена: на самой маленькой звездочке спереди и сзади и на самой большой передней и задней звезде.

Бывают случаи, когда новая задняя кассета звездочек накручивается с перекосом на втулку заднего колеса, ведь многие покупают самые дешевые комплектующие для велосипеда. А часто, чтобы устранить шатание кассеты звездочек, бывает достаточно настроить её, убрав одно или два регулировочных кольца внутри трещоточного механизма.

Ролики натяжителя цепи

Маленькие звездочки на рамке переключателя тоже нужно очищать и смазывать хоть бы раз в год. Пожившие своё, а ещё без доли внимания, ролики всегда заклинивают, и цепь по ним зачастую просто трёт, подпрыгивая и слетая с задних звездочек.

Что касается материала изготовления роликов, то есть карбоновое покрытие поверху, а внутри керамические подшипники. Но для экономии домашнего бюджета нет смысла покупать дорогие игрушки, поскольку все распространённые колесики из пластика прослужат дольше, чем сам переключатель, ну конечно, при несложном уходе.

Переключатели на руле

Если сломается манетка на руле, то понять это будет несложно, так как сразу же ослабеет натяжение троса, или она просто перестанет тянуть. Гоняться за дорогими комплектующими Sram, Shimano в надежде, что они не будут лучше работать, не стоит. Для обычного недорогого велосипеда скорость смены передач и вес комплектующих не так важны, как ремонтопригодность и дешевизна деталей на замену.

Ещё о настройке заднего переклюка в коротком видео:

Точная настройка заднего переключателя

Время от времени точную настройку заднего перебрасывателя придется делать в случаях:

  1. Если выполнялся ремонт, замена, регулировка узлов цепной передачи.
  2. На велосипед установлены новые тросы и рубашки.
  3. Низкокачественные тросы сильно растягиваются при работе, а из рубашек выдавливаются заглушки на концах.

Подстройка переключателя выполняется выкручиванием пустотелого винта натяжения троса на пол-оборота влево. Выкручивать винтик легче, когда натяжение троса ослаблено — при сбросе манетки на самую высокую скорость. Точность сделанной установки обязательно проверьте во время поездки на велосипеде.

На этом о настройке заднего переключателя всё. Если вы учтёте все приведенные здесь рекомендации, то задний перебрасыватель на вашем велосипеде будет работать как швейцарские часы. Но ни в коем случае не стоит мучиться с чрезмерно ушатанным переключателем. Лучше его заменить на новый.

Читать еще:  Двигатель от стиральной машины на велосипед

Как настроить переключатель скоростей на велосипеде

Часто случается так, что либо скорости на велосипеде переключаются не четко, либо была произведена установка каких-то новых элементов трансмиссии. В таком случае понадобится провести регулировку переключателя скоростей и эту работу вполне реально сделать своими силами, без обращения в специализированные мастерские.

Необходимая терминология

Чтобы разобраться в процессе самостоятельной регулировки переключателя скоростей, необходимо знать определение некоторых специфических терминов, иначе в инструкции будет трудно разобраться.

Что нужно запомнить:

  1. Переключатель скоростей (перекидка). Это элемент трансмиссии, который отвечает конкретно за переключение скоростей. Если же имеется задняя перекидка, то она еще выполняет роль поддержки натяжения цепи велосипеда. Можно описать перекидку (заднюю и переднюю) следующим образом: это параллелограммный механизм, оснащенный мощной возвратной пружиной, на котором зафиксирована рамка. Задний переключать имеет внутри рамки два ролика – если уровень натяжения троса повышается, то рамка сдвигает цепь на большие звезды, а если это натяжение троса уменьшается, то цепь с помощью рамки смещается в сторону малых звезд. Точно также работает механизм и переднего переключателя.
  2. Манетка. Она предназначена для переключения скоростей посредством изменения уровня натяжения тросика. Чаще всего манетка находится на руле, но в некоторых моделях велосипедов она может располагаться и на нижней трубе треугольника рамы. Обратите внимание:манетки и переключатели скоростей имеют общее соединение на руле (это обеспечивается тросом) и покрыты кожухом-рубашкой.
  3. Кассета. Так именуют задний узел трансмиссии, который состоит из звезд разной величины (разного диаметра и с разным количеством зубьев) и устанавливается на барабан задней втулки. Если модель велосипеда старая, то вместо барабана в задней втулке используется трещотка.
  4. Петух. Это металлическая деталь, которая способствует сохранению целостности рамы и заднего переключателя в случае, когда транспортное средство было подвержено удару. Петух всегда крепится на раму, а на эту металлическую деталь уже крепится перекидка. Когда происходит удар, то ломается как раз этот самый петух, а рама и переключатель скоростей (перекидка) остаются целыми.
  5. Система. Так называют передний узел трансмиссии, который состоит из звезд разного диаметра и с разным количеством зубьев. Эти звезды скреплены между собой и шатунами специальными полыми болтами на шатунах, но нужно знать, что в дешевых велосипедах полые болты отсутствуют – звезды и шатуны между собой скреплены клепками.

Почему происходит нарушение переключения скоростей

Чтобы понять, какие действия следует предпринять для регулировки переключения скоростей, нужно понимать, какие причины могут привести к рассматриваемой проблеме. Специалисты выделяют несколько таких предрасполагающих факторов:

  • деформация петуха;
  • растяжение троса;
  • деформация переключателя скоростей;
  • неправильно работающая возвратная пружина.

Как исправить дефекты

Идеально работать переключатель скоростей и собственно велосипед будет при новом (или не очень старым) тросе, с абсолютно целыми рубашками (и не пересохшими!) и не деформированными (или в малом объеме) звездами и цепью.

Если трос всего лишь растянулся, то нужно его будет просто подтянуть. Но если трос порвался, то без замены этого элемента не обойтись. Процесс замены троса не сложен, главное четко придерживаться рекомендаций специалистов:

  • раскрутить фиксационный винт троса, который располагается на перекидке;
  • вытянуть из рубашек трос;
  • если необходимо, то разобрать манетку и вытянуть трос из нее;
  • в специальный паз в манетке нужно вставить новый трос, причем, в паз должен войти именно металлический наконечник троса;
  • весь трос смазать специальной смазкой, жалеть расходный материал не нужно;
  • трос пропустить через рубашки;
  • на раме имеются специальные пазы, в которые заправляются рубашки;
  • на передке трос закрепить винтом.

При плохом переключении скоростей обратите внимание на возвратную пружину – она должна быть чистой и смазанной. Чтобы этого добиться, нужно всего лишь промыть пружину под проточной водой, полностью высушить и тщательно смазать.

Если рамка заднего переключателя скоростей стоит криво, то это может означать только одно – петух погнулся. Если это не критично, то поправить петух можно руками – нужно взять в руку задний переключать, который закреплен на петухе, а другой рукой – придерживать раму. Медленно вытягиваем проблемный элемент трансмиссии (петух) до относительно ровной постановки.

Обратите внимание: такой «ремонт» петуха является временным решением проблемы переключения скоростей. Дело в том, что петух – это расходный материал, который нужно вовремя менять, а не постоянно ремонтировать/вытягивать.

В некоторых случаях владелец велосипеда обращает внимание на деформированный задний переключатель (передний крайне редко страдает при ударе) – его также можно вернуть в исходное положение с помощью рук. Но если задний переключатель деформирован слишком сильно, то его целесообразно заменить.

Обратите внимание: выполнив специфические манипуляции по ремонту погнувшихся/деформированных деталей, не стоит слишком долго пользоваться велосипедом – это может закончиться падением, очередной поломкой в самые неподходящие моменты. А в некоторых случаях такая безалаберность может привести и к дорожно-транспортному происшествию!

Как правильно настроить задний переключатель

Чтобы самостоятельно настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, нужно всего лишь четко соблюдать пошаговую инструкцию от специалистов по этому процессу. Итак, выполните все этапы:

  1. Правой манеткой переместить цепь на малую звезду.
  2. Открутить фиксирующий винт и отпустить трос.
  3. Найти винт, на котором есть пометка «Н». Отверткой нужно так отрегулировать этот винт, чтобы самая малая звезда лежала в одной плоскости с роликами, которые расположены в лапке (рамке).
  4. Натянуть трос рукой и зафиксировать его винтом.
  5. Проверить работу переключателя, и если он работает некорректно, цепь плохо переключается на большие звезды, то нужно натянуть трос сильнее (либо с помощью барабана, либо переключателем).
  6. Переместить цепь на самую большую звезду, имеющуюся в кассете.
  7. Найти винт с пометкой «L» и отрегулировать его так, чтобы лапка (рамка) и звезда находились в одной плоскости – в таком случае у перекидки не будет возможности попасть в спицы переднего колеса.

Как настроить передний переключатель

Для регулировки переднего переключателя тоже имеется четкая и простая пошаговая инструкция:

  1. Смещаем цепь на меньшую звезду.
  2. Откручиваем фиксирующий винт и отпускаем трос.
  3. Находим винт с пометкой «L», с его помощью регулируем положение рамки таким образом, чтобы цепь находилась между пластинами рамы, но при этом не касалась их.
  4. Натягиваем трос, фиксируем его винтом.
  5. Теперь перемещаем цепь в кассете на меньшую звезду – удобно делать это с помощью заднего переключателя.
  6. Передним переключателем перемещаем цепь на среднюю звезду и смотрим – если цепь на второй везде задевает внешнюю сторону рамки, то нужно увеличить натяжение троса с помощью барабана, расположенного на левой манетке.
  7. Переключаем передачу на самую большую звезду в кассете и проверяем – если цепь касается стенок рамки, нужно последний элемент переместить так, чтобы цепь располагалась посередине. Сделать эту манипуляцию можно с помощью винта с пометкой «Н».

Особенности регулировки заднего переключателя скоростей на велосипеде

Владельцы скоростных великов сталкиваются с такими проблемами, как нечеткое переключение передач, спадание цепи со звезд, и невозможность выставить задний переключатель. Во время велопрогулок возникновение таких ситуаций приносит множество неудобств, поэтому следует как можно скорее исправить проблему. Настроить задний переключатель скоростей можно самостоятельно.

Как работает задний переключатель

Заднее устройство переключения скоростей представляет собой механизм, посредством которого обеспечивается изменение количества зубьев ведомой шестерни. Такой механизм был придуман еще в далеком 1950 году, и предназначается для того, чтобы велотурист имел возможность облегчить передвижение.

При передвижении вверх нужно переключиться на звездочки с большим количеством зубьев, а при передвижении по ровной дороге нужно переходить на звезды меньшего диаметра. Это позволит ускорить передвижение велосипеда во время велопрогулок. С течением времени любому механизму свойственно ломаться, поэтому если не проводить регулярную настройку, то вскоре может понадобиться серьезный ремонт.

Чтобы настроить задний переключатель, понадобится соблюдать инструкцию, с которой можно ознакомиться ниже. Соблюдение этой инструкции позволит владельцам скоростных велосипедов быстро отрегулировать свое транспортное средство, чтобы он не подвел в дороге.

Конструктивные особенности и принцип функционирования устройства

Задний переключатель различных моделей (Shimano, Deore, Sram, SunRace, Acera, Tourney) имеет одинаковый принцип функционирования. Основными составляющими задних перекидок на скоростных велобайках являются:

  1. Крепеж всего механизма к петуху. Этот крепеж представляет собой отверстие, которое предназначено для закрепления к велосипеду болтовым соединением.
  2. Упор рубашки регулирует натяжение. Им подтягивается или ослабляется трос. Именно в этих местах набивается грязь или образуется коррозия, негативно влияющая на процесс переключения.
  3. Направляющая в виде своеобразного рычага с желобом, через который проходит трос к крепежному болту. Некоторые конструкции механизмов могут не иметь направляющих, поэтому трос сразу от упора фиксируется болтовым соединением.
  4. Фиксирующий болт для закрепления троса.
  5. Винт регулировочный для установки направляющего ролика.
  6. Параллелограмм является подвижным конструктивным механизмом переключающего устройства, который при смещении перемещает лапку с роликами в соответствующую сторону, выполняя при этом изменение скоростей.
  7. Винты L и H. Они предназначены для того, чтобы цепь не спадала при смене скоростей.
  8. Лапка представляет собой каркас, в котором размещаются ролики для прохождения цепи.
  9. Направляющий ролик предназначен для прохождения цепи на звезде задней кассеты. Основное предназначение устройства — это направляющая при смене скоростей.
  10. Ролик натяжителя, к которому подведена цепь от переднего звездочного механизма. Посредством этого ролика и пружины устраняется избыточное провисание цепи.

Конструктивные особенности задних устройств идентичны, и могут иметь только незначительные отличия. На фото выше показано, как выглядят все конструктивные элементы. Принцип функционирования задних переключателей такой же простой, как и конструкция.

  1. Чтобы изменить скоростной режим, нужно нажать на регулятор руля.
  2. Этот регулятор соединен с задним механизмом при помощи стального троса.
  3. Второй конец тросика фиксируется с параллелограммом через болтовое соединение.
  4. При натяжке троса происходит смещение параллелограмма к большей звезде. При ослаблении — в обратную сторону, то есть к меньшей звезде.
  5. Когда тросик ослабляется, то перемещение к меньшей звезде параллелограмма обеспечивается за счет пружинки.
  6. При изменении положения параллелограмма происходит смещение в нужную сторону лапки совместно с роликоми: направляющим и натяжительным.
  7. Ролик натяжителя смещается под действием пружины, за счет чего устраняется эффект провисания цепи. От этого механизма зависит точность переключения передачи.
  8. Направляющий ролик осуществляет смещение цепи к нужной звездочке. Цепь фиксируется за маленькие выступы на звезде.

Так устроены задние устройства смены скоростей на скоростных велосипедах, за исключением планетарных. На рынке сейчас представлены механизмы с 6,7,8,9,10 и 11 скоростными системами, но принцип работы у всех один.

Что нужно сделать перед работами по настройке

Перед тем, как регулировать и настраивать заднюю перекидку, нужно произвести осмотр задних звездочек на предмет наличия грязи и дефектов. При необходимости нужно произвести очистку от грязи и смазать, все составляющие компоненты трансмиссионного механизма. Иногда достаточно выполнить очистку, чтобы переключатель вновь стал функционировать в прежнем режиме.

Для очистки механизма от грязи и отработки используются специальные очистительные жидкости, которыми очищаются все элементы механизма. Проверяется на целостность и свободу перемещения тросик, который нужно очистить и смазать, или заменить на новый. Смазывается также цепь велосипеда, что подробно описано в другой статье. От грязи и засорений очищается задняя кассета и передняя система, и только после этого можно переходить к настройке.

Когда все предварительные мероприятия проведены, остается настроить задний переключатель скоростей, для чего имеется инструкция.

Как настроить и отрегулировать задний механизм переключения

Теперь рассмотрим поэтапно, как осуществляется регулировка задних переключателей на скоростных велосипедах. Начинается процедура настройки с подготовки.

Чтобы отрегулировать рассматриваемый механизм, нужно удостовериться первоначально в отсутствии дефекта петуха на велосипеде. Если петух имеет искривление, то его нужно выровнять или поменять на новый. Причинами искривления петуха из часто встречающихся, является падение с велосипеда или экстремальная езда. Убедиться в том, что петух ровный, можно визуально. Если ролики не параллельны звездам кассеты, то петух искривлен.

Выровнять его можно вручную, не снимая с велосипеда. Для этого необходимо взять шестигранный ключ подходящего размера и вставить в отверстие болта крепления переключателя к петуху. После этого физически воздействуя на шестигранник, пробуем подогнуть петух в нужную сторону. Гнуть нужно осторожно, так как металл из которого делается петух — хрупок, и его несложно сломать. Для более точного выравнивания петуха понадобится обратиться в специализированный центр или поменять его на новый.

Второй момент подготовительного процесса заключается в том, что проверяется качество рубашек. Рубашки часто забиваются грязью, что негативно влияет на работу тросика. Проверить исправность работы тросика в рубашках можно вручную, прикладывая незначительные усилия. Если тросик в рубашках не ходит, то регулировка будет бесполезной, пока не будут заменены рубашки.

Третий момент — это наличие люфта заднего переключателя. Сильный люфт параллелограмма требует проведения замены всего механизма заднего переключателя. Все эти проверки нужно выполнить еще до начала проведения регулировочных работ.

Если петух ровный, тросик свободно ходит в рубашках и отсутствует люфт и в параллелограмме, то можно начинать выполнение работ по настройке.

Как наладить ограничитель высоких передач

Винты L и H не влияют не процесс регулировки, они служат для предотвращения спадания цепи со звезд кассеты. Чтобы процесс наладки прошел успешно, надо расположить цепь на самой большой звезде спереди, и на самой маленькой сзади. Далее проводим следующие действия:

  1. Вывинчивается шестигранный болт, который крепит трос на параллелограмме, и освобождается. Регулировочную манжету, которая нужна для тонкой подстройки длины тросика, нужно полностью закрутить, как на самом переключателе(есть не на всех моделях), так и на манетке на руле.
  2. Крутя винт H нужно добиться, чтобы ролики переключателя расположились на одной воображаемой линии с самой малой звездой(цель этой процедуры — предотвратить спадание цепи с меньшей звездочки).
  3. Манетку нужно переключить на самую большую цифру(чтоб цепь оказалась на малой звездочке). После этого нужно затянуть и закрепить тросик.
  4. После того как он закреплен, переключаем манетками скорости на 1 — 1, на системе на самую маленькую звездочку, а на кассете — на самую большую.
Читать еще:  Складной велосипед xiaomi qicycle

Вращение винта H по часовой стрелке способствует отклонению рамки в сторону большей по радиусу звезды, а против — к меньшей.

Особенности наладки ограничителей низких передач

Назначение винта L заключается в недопущении слетания цепи с самой большой звезды кассеты. Если его неправильно отрегулировать, то в ходе переключения цепь может слететь, и застрять между спицами и большой звездой. Перед выполнением регулировки нужно цепь расположить так: на задней кассете она должна быть на наибольшей по радиусу звезде, а спереди на маленькой.

  1. Теперь нужно винтом L настроить положение роликов переклюка, чтобы они стали на одной линии с самой большой звездой.
  2. При перемещении винта L по ходу движения часовой стрелки происходит перемещение всего узла в сторону малой звезды, а против — в сторону заднего колеса.

На этом процесс регулировки закончен. Остается более точно подстроить точность переключения передач с помощью вращения манжеты, а также проверить натяжку цепи.

Настройка натяжительного механизма цепи

Натяжитель обеспечивает плавное перескакивание цепи. Слишком жесткое натяжение способствует износу системы, поэтому понадобится проверить и, если необходимо, настроить положение натяжителя:

  1. Нужно переключить передачи на 1 — 1. На системе — на малую звезду, на кассете — на большую.
  2. Задевание ролика за кассету в процессе включения передач 1 — 1, 1 — 2 свидетельствует о необходимости завинчивания третьего винта(увеличения натяжения). Этим винтом регулируется расстояние для безпроблемного переключения.
  3. Рекомендуют чтобы расстояние между кончиками зубьев этих двух ближайших звезд, было приблизительно 5 мм.

После выполнения всех описанных выше рекомендаций, выбор необходимой передачи при движении велосипеда, должен происходить плавно, без заеданий и соскакивания со звездочек. После проведения работ прокатитесь на велосипеде, пощелкайте переключателями, и при необходимости дополнительно подрегулируйте манжетами натяжение тросика.

Настройка заднего переключателя скоростей

У каждого владельца скоростного велосипеда наступают времена, когда сзади, из района заднего переключателя начинают раздаваться неприятные звуки: цепь гремит или хрустит. Иногда переключатель перестает перебрасывать цепь на нужную звезду или же, наоборот, перескакивает за один шаг через две звезды. Почему это происходит? Просто сбились настройки переключения скоростей.

В данной статье мы постараемся подробно описать процедуру настройки заднего переключателя скоростей. В материале используются общие рекомендации, которые применимы к большинству задних переключателей начального и любительского класса. Мы опишем основные этапы настройки заднего переключателя, детально обсудим возможные проблемы и способы их решения.

Устройство и принцип работы заднего переключателя

Для начала попробуем разобраться с тем, как работает задний переключатель. Данное понимание может сэкономить уйму времени на настройку и обслуживание этого механизма.

Устройство заднего переключателя ( rear derailleur)

Задний переключатель — это механизм системы переключения передач, который позволяет перемещать цепь, пропущенную через его рамку и ролики, по звездам задней кассеты или, как ее называют в простонародье, трещотки. Перекидывание цепи осуществляется за счет перемещение переключателя вдоль оси кассеты (трещотки), так же переключатель может перемещаться в вертикальной плоскости для поддержания неизменного расстояния от задних звезд до ролика.

Чаще всего в качестве привода переключателя используется тросовый привод, иногда гидравлический или электрический. Перемещение с маленьких звезд на большие осуществляется путем натяжения троса, а в обратную сторону за счет натяжения цепи.

Чтобы натягивать и направлять цепь, у переключателя предусмотрено два ролика – натяжной и направляющий. Чем сильнее изношен ролик, тем менее четкое будет переключение передачи. Натяжной и направляющий ролик не взаимозаменяемы.

По способу крепления заднего переключателя к раме различают два типа:

Под крюк – переключатель крепиться на втулку велосипеда. Такое крепление более надежно, но имеет сильный недостаток – при сильном ударе и поломке переключателя, ломается и втулка, что влечет большие затраты.

Под болт – такие переключатели крепятся либо к специальному отверстию рамы, либо через «петух» — специальный переходник между рамой и переключателем . Плюс петуха в том, что при сильном ударе не ломается ни ось, ни переключатель, а только петух. Цена петуха несопоставимо мала по сравнению с переключателем и втулкой.

Перед тем, как приступить к настройке заднего переключателя нужно убедиться в том, что он не погнут. При слабом ударе или ином физическом воздействии (а иногда и просто от времени) петух может согнуться.

Чтобы определить погнут ли петух, посмотрите на переключатель сзади. Направляющий и натяжной ролики должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, переходящая с одного ролика на другой должна проходить строго вертикально без каких-либо перекосов.

Если вдруг ваш петух оказался погнутым, ни в коем случае не пытайтесь его выправить на велосипеде путем оттягивания заднего переключателя: рамка перекидки достаточно податлива и высок риск того, что вы ее погнете. Править петух лучше всего сняв его с велосипеда, либо же при помощи специального инструмента для выправления петуха.

Ограничительные винты. На каждом переключателе имеются два винта (как правило в задней части или сбоку), которые призваны ограничить пределы движения цепи вдоль оси кассеты. Для того, чтобы цепь не соскакивала наружу, за последнюю маленькую звезду, отвечает винт ограничителя высокой передачи (на современных велосипедах он обозначается буквой H или словом High ). За то, чтобы цепь не соскакивала с большой звезды трещотки в сторону спиц колеса отвечает винт ограничителя низкой передачи ( обозначается буквой L или словом Low ). Эти винты своими концами физически ограничивают движение переключателя в обе стороны, тем самым предотвращая соскок цепи. Таким образом, если мы будем ослаблять ограничители, то переключатели будут перемещаться на большее расстояние, если же будем закручивать винты, то движение переключателя будет ограничиваться.

Как правило, ограничительные винты настраиваются один раз — на новых переключателях и в дальнейшем их не регулируют. Исключение: если нужно поменять трещотку. Если же возникает потребность в регулировке ограничителей в процессе эксплуатации, то скорее всего у вас погнулся петух или же рамка переключателя.

Регулировочный винт натяжения троса. Помимо указанных винтов, на переключателе есть еще один «барашек», который отвечает за регулировку натяжение троса. Чуть позже мы опишем как и на что это влияет.

Настройка заднего переключателя

1. Настройка ограничителя высокой передачи (Н)

Как кратко описывалось выше, о граничитель высокой передачи служит для того, чтобы цепь не соскакивала с малой звезды в стороны рамы и не застряла между кассетой и дропаутом ( этим словом называется «ушко» на раме при помощи которого к ней крепится ось втулки колеса).

Чтобы отрегулировать ограничение произведем следующие действия:

1. При помощи переключателей скоростей переводим цепь на самую большую звезду спереди (на системе звезд связанной с педальным узлом) и на самую малую звезду сзади.

2. Ослабить натяжение троса, выкрутив немного крепежный болт. Можно выкрутить его до такой степени, чтобы тросик свободно перемещался в специальной канавке или же совсем скинуть его с болта.

3. Закрутить до конца регулировочные винты («барашки») натяжения троса на самом заднем переключателе, а также на рулевом переключателе — манетке ( если этот «барашек» предусмотрен конструкцией манетки).

4. При помощи отвертки, регулировочным винтом ограничителя высокой передачи H, п еремещаем рамку переключателя так, чтобы ролики переключателя легли в одну вертикальную плоскость с малой звездой кассеты ( как на рисунке).

Если закручивая регулировочный винт H по часовой стрелке, то рамка будет сдвигаться в сторону больших звезд (приближаться к колесу); выкручивая регулировочный винт против часовой стрелки — в сторону дропаута (будет удаляться от колеса).

5. Достаточно сильно натягиваем рукой и закрепляем трос крепежным болтом. Важно не затягивать крепежный болт с чрезмерным усилием, чтобы не раздавить и не «распушить» трос.

2. Настройка ограничителя низкой передачи ( L)

О граничитель высокой передачи служит для того, чтобы цепь не соскочила с большой звезды кассеты и не попала в с пицы. То есть, если винт будет недостаточно затянут, то это может привести к аварии, если же он будет перетянут — то не получится переключаться на самую большую звезду.

Чтобы отрегулировать ограничение произведем следующие действия:

1. Переведем передачи таким образом, чтобы теперь спереди цепь лежала на самой маленькой звезде, а сзади — на самой большой.

2. Максимально выкрутим регулировочный винт L, чтобы он не ограничивал движение переключателя

3. П ри помощи отвертки, регулировочным винтом ограничителя низкой передачи L , п еремещаем рамку так, чтобы ролики переключателя легли в одну вертикальную плоскость с большой звездой кассеты ( как на рисунке).

Если закручивая регулировочный винт L по часовой стрелке, то рамка будет сдвигаться в сторону малых звезд ( будет удаляться от колеса ); выкручивая регулировочный винт против часовой стрелки — в сторону спиц (будет приближаться к колесу ).

3. Точная настройка переключения передач

Немного отвлечемся для понимания процесса переключения.

Какие процессы происходят при переключении передачи?

На руле велосипеда мы давим на рычаг (кнопку или вращаем рукоятку) манетки. Она проходит некоторое расстояние, вытягивает при этом трос и фиксируется запорным механизмом. В это время трос, проходящий по рубашкам двигается и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и перемещает вместе с собой цепь, которая вынуждена подняться на верхнюю звезду. И наоборот. Отщелкиваем рычаг манетки, трос ослабляется и под действием пружины рамка переключателя смещается от колеса, увлекая за собой цепь, которая перекидывается на соседнюю маленькую звезду. Переключение происходит дискретно (шагово) — один щелчок и один сдвиг рамки переключателя. Для того, чтобы цепь посредством роликов позиционировалась четко напротив нужной звезды, время от времени дискретность нужно подстраивать. Если переключатель настроен правильно, то в будущем придется только иногда подстраивать всю систему переключения из-за вытягивания тросика. Подстройка производится при помощи регулировочного винта натяжения троса.

1. Переключаемся на самую большую звезду впереди и самую малую звезду сзади.

2. На рулевом переключателе переходим на одну скорость вниз. Вращаем педали, цепь должна подняться на одну звезду:

2.1. Если переход произошел успешно, то продолжаем переключать последовательно скорости вниз, а затем вверх и наблюдаем за переводом цепи переключателем. При правильном натяжении троса цепь переходит между скоростями легко и быстро.

2.2. Если перехода не произошло, то это значит, что трос переключателя недостаточно натянут. Нужно повернуть «барашек» регулятора натяжения троса против часовой стрелки (в сторону к колесу). Лучше всего вращать «барашек» пошагово, по полоборота за раз и проверять.. Важно не перетянуть трос, так как это может привести к смещению цепочки переключения и некорректной работе на больших звездах. Поэтому нужно правильно отрегулировать переход цепи на первых двух шагах переключателя.

Точная настройка основана на следующих принципах:

— Переход на большие звезды регулируется натяжением троса.

если переход на большие звезды осуществляется замедленно, то трос недостаточно натянут — крутим регулировочный «барашек» против часовой стрелки.

— Переход на малые звезды регулируется ослаблением троса.

если переход на малые звезды осуществляется замедленно, то трос недостаточно ослаблен — крутим регулировочный «барашек» по часовой стрелке.

если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.

4. Регулировка положения натяжителя

Данная регулировка производится на новом переключателе, при замене звезд кассеты или при смене длины цепи. Также, возможно, понадобится осуществить ниже описанные действия в случае снятия-установки заднего колеса.

В современных переключателях есть два подпружиненных рычага. Нижний ( A-pivot) поднимает рамку переключателя наверх, при переключении на маленькие звезды. Верхний ( B-pivot) осуществляет движение рамки назад к большой звезде.

Натяжение пружин обоих рычагов должно быть сбалансировано для обеспечения корректного переключения передач. Как правило, на большинстве переключателей есть возможность настроить натяжение пружины верхнего рычага ( B-pivot) с помощью специального регулировочного винта ( B-tension adjuster). При помощи этого винта регулируется высота направляющего ролика или угол наклона цепи от этого ролика к звезде.

Чтобы настроить положение натяжителя нужно:

1. Переключить передачи так, чтобы впереди цепь лежали на малой звезде, а сзади — на самой большой звезде кассеты.

2. При помощи отвертки, регулятором положения натяжителя выставить зазор между направляющим роликом и звездой равным примерно 5 мм.

При ослаблении винта направляющий ролик поднимается вверх (приближается к звезде), увеличивая натяжение цепи (уменьшая угол наклона цепи), тем самым улучшая качество переключения.

Скорости необходимо переключать во время вращения педалей, причем при небольшой нагрузке. Придерживаясь такого правила, скорости будут переключаться более четко, а срок службы переключателя будет максимальным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector