0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

День города на велосипеде

Велотуры из Москвы 2019: Шашлыки, пляжный волейбол, палатки и песни под гитару

Фото: Евгения Гусева

Исколесив на своих велосипедах парки столицы, все больше жителей столицы выбирают для путешествий выходного дня велотуры из Москвы. Тут и романтика отдыха на природе с ночевками в палатках и посиделками у костра, и экскурсии по музеям, и другие популярные среди туристов активности. В списке излюбленных маршрутов не только Подмосковье, но и соседние регионы. Вместе с бывалыми путешественниками мы составили топ-5 самых популярных среди москвичей велотуров в 2019 году.

«Загадки Мещеры»

Маршрут проходит по не загруженным автотранспортом второстепенным автомобильным и лесным дорогам. В субботу участники вместе с гидом посетят дворянскую усадьбу «Муромцево» под Владимиром. А в программе воскресного дня уроки скалолазания на пятнадцатиметровых стенах Дюкинского карьера. Желающие могут научиться вязать узлы, применяемые в альпинизме, и попробовать спуск по веревке.

Продолжительность. 2,5 дня и 2 ночи.

Протяженность маршрута. 78 км.

Когда. Каждые выходные с мая по сентябрь включительно.

Для кого. Велосипедный тур не требует специальной подготовки, рассчитан на физически здоровых взрослых людей и детей от 10 лет.

Как добраться. Место сбора — железнодорожный вокзал города Владимира. Каждую пятницу в 21.00 туристов там встречают гиды. Добраться удобнее всего по железной дороге на поездах «Стриж» и «Ласточка». Желающие могут приехать на личном автотранспорте или автобусе.
Стоимость тура*. 6800 руб-лей.

Что включено. В стоимость входят питание, аренда велосипеда, велошлема, скалолазного снаряжения, палаток, спальников, кемпинговой мебели, отдых в бане на озере, страховка, услуги инструкторов. Владельцам собственных велосипедов скидка 1000 рублей. Дополнительно оплачивается проезд до и из города Владимира.

Как попасть. Велотур нужно заранее забронировать на сайте vpohod33.ru или по телефонам: 8-905-613-98-18, 8-904-038-23-08.

«Пироговское водохранилище»

Проходит через леса и подмосковные деревни. В первый день туристы посетят заповедник «Лосиный Остров». В зависимости от погоды запланировано купание в Пироговском водохранилище. Именно там будет разбит палаточный лагерь. На ужин организаторы обещают вкусный шашлык. В воскресенье в программе пляжный волейбол, футбол и настольные игры.

Продолжительность. 2 дня и 1 ночь.

Протяженность маршрута. 60 км.

Когда. Каждые выходные с мая по сентябрь.

Для кого. Тур подойдет для новичков и детей старше 12 лет.

Как добраться. Гид встречает группы каждую субботу в 12.00 возле метро «Сокольники».

Стоимость тура. 4850 рублей, со своим велосипедом скидка 1600 рублей.

Что включено. Питание, проживание в палаточном лагере, автосопровождение, инструктор.

Как попасть. Велотур можно заранее забронировать на сайте clubkp.ru или по телефону 8-921-740-57-27.

«Суздальское кольцо»

Участников этого велотура ждет путешествие по маршруту Владимир — Боголюбово — Кидекша — Суздаль — Владимир. В каждом из городов гиды проведут экскурсии. Также в программе посещение соборов и монастырей.

Продолжительность. 2,5 дня и 2 ночи.

Протяженность маршрута. 120 км.

Когда: Каждые выходные с мая по сентябрь.

Для кого. Подойдет для туристов хотя бы с небольшим опытом походов. У новичков могут возникнуть трудности. Возможно участие детей старше 14 лет.

Как добраться. Участники собираются в городе Владимир, куда каждый добирается своим ходом (см. «Загадки Мещеры»). Место и время индивидуальны для каждого тура.

Стоимость тура. 5040 рублей, постоянным клиентам скидка 10%.
Что включено. Питание, аренда велосипедов и другого туристического снаряжения, экскурсии, услуги инструктора и размещение в кемпинге.
Как попасть. Велотур можно заранее забронировать на сайте vpoxod.ruили по телефону 88002343022.

По пушкинским местам

Этот веломаршрут стартует из старинного русского города Старица. Туристы не только познакомятся с историей Тверской области, но и побывают в любимых местах Александра Сергеевича Пушкина. Большая часть маршрута пройдет по сельским и грунтовым дорогам в экологически чистых районах вдоль Волги. Предусмотрено проживание в комфортабельных отелях.

Продолжительность. 4 дня и 3 ночи.

Протяженность маршрута. 140 км.

Когда: Каждые выходные с мая по сентябрь.

Для кого. Подойдет для туристов с небольшим опытом и детей старше 14 лет.

Как добраться. Из Москвы в Тверь и обратно предоставляется трансфер.

Стоимость тура. 25 000 рублей.

Что включено. Трансфер, проживание в отелях, питание, медицинская страховка, экскурсии в музеи Тверской области, аренда велосипедов и другого спортинвентаря.

Как попасть. Велотур можно заранее забронировать на сайте velo-travel.ru или по телефону 8-495-695-29-49.

«Велоплав»

Этот активный тур подойдет для тех, кто хочет за короткие выходные успеть покататься на велосипеде, поплавать на байдарке, попариться в бане и посидеть у костра. А еще туристов ждет экскурсия по Музею мещерской старины.

Продолжительность. 3 дня и 2 ночи.

Протяженность маршрута. 80 км.

Когда. Каждую пятницу с мая по сентябрь.

Для кого. Подойдет для новичков и детей старше 12 лет.

Как добраться. Гид встретит на железнодорожном вокзале города Владимира (см. «Загадки Мещеры»). Проезд в стоимость тура не включен.
Стоимость тура. 7000 рублей, со своим велосипедом скидка 500 рублей.

Что включено. Питание и проживание в палаточном лагере, аренда велосипедов, байдарок и другого снаряжения.

На прогулку и по делам: пять советов московским велосипедистам

Пользуйтесь велопрокатом

В этом году мест, где велосипед можно взять в аренду, стало еще больше. В Таганском, Басманном, Южнопортовом районах и в Лефортове в этом году открылись новые станции. Увеличилось их количество и около делового центра «Москва-Сити».

Прокат вернулся на Садовое кольцо, 1-ю Тверскую-Ямскую улицу, Краснопресненскую, Пречистенскую, Смоленскую и Ростовскую набережные, Волхонку и Пречистенку. Велосипеды появились недалеко от выходов со станций метро и Московского центрального кольца (МЦК), на территориях арт-кластеров Artplay и «Винзавод», а также рядом с парками и зонами отдыха.

Сейчас в городе 430 станций: в распоряжении москвичей и гостей столицы есть 4120 велосипедов. На 12 станциях в аренду можно взять электровелосипед.

С каждым годом система городского велопроката становится все более популярной. Для того чтобы взять велосипед напрокат, необходимо зарегистрироваться. Сделать это можно на официальном сайте, в терминале станции велопроката или при помощи мобильных приложений.

Чтобы брать велосипед напрокат было удобно всем, разработана гибкая тарифная сетка. Можно приобрести абонемент на день, месяц или сезон. Последний наиболее выгоден для постоянных пользователей.

«Я не всегда могу взять свой велосипед, потому что иногда не знаю, где закончу работать, поэтому активно пользуюсь городским велопрокатом. К тому же удобно, что ты можешь взять велосипед в одном месте, а оставить в другом. Я покупаю абонемент на сезон. Сами велосипеды вполне комфортные для непродолжительных поездок, есть три скорости, корзина для вещей. Этот сезон станет пятым, когда я куплю себе абонемент на пользование городским велопрокатом», — говорит руководитель велоклуба «Яуза» Алексей Сидоров.

Используйте МЦК

Не стоит отказываться от поездки на велосипеде даже в том случае, если вам необходимо преодолеть большое расстояние. Есть же общественный транспорт. Велосипед можно перевозить в автобусе, троллейбусе, трамвае, электричке и в «Ласточках», которые курсируют по Московскому центральному кольцу.

«С появлением МЦК людей, которые пересаживаются с автомобиля на велосипед, стало больше. Очень удобно, что проезд с велосипедом бесплатный. Я и сам частенько выбираю такой вариант. От дома до ближайшей станции МЦК около двух километров: доезжаю до нее на велосипеде, сажусь в электричку, а потом снова пересаживаюсь на свой транспорт», — сообщил Алексей Сидоров.

Катайтесь в парках и на набережных

На городских улицах и в парках обустроено 773 километра выделенных полос и дорожек. Велосипедистам также доступны городские парковки на 12 768 мест, помимо тех, что расположены у торговых центров и других частных учреждений.

Читать еще:  Длина спицы велосипеда

Излюбленные маршруты велолюбителей — от «Москва-Сити» до Кремля и от Дома музыки до станции метро «Киевская». Также популярными местами для велопрогулок являются Крылатские холмы, Строгино, парки «Фили», «Покровское-Стрешнево» и Тропарёвский парк. Многие любят ездить по набережным: от Китай-города мимо Кремля до Парка Горького, через Воробьевскую набережную до Новодевичьего монастыря. Кроме того, можно прокатиться по Лужнецкой набережной, Крымской (мимо парка «Музеон») или по набережным вдоль Яузы.

«Самый любимый маршрут, который мы развиваем, — это “Яуза”. Веломаршрут тянется от парка “Сокольники” до Мытищ (около 20 километров). В прошлом году сделали заезд под МКАД со стороны Москвы, на отдельных участках продолжают делать велодорожки, но уже сейчас это популярный маршрут, который связывает Московскую область и столицу. Наша цель — чтобы в будущем “Яуза” стала единым и понятным для велосипедистов маршрутом с навигацией и комфортными пересечениями автомобильных дорог. Чтобы люди могли пользоваться им в выходные, например ездили бы из Мытищ в Москву погулять, а в будни добирались так на работу. Я знаю людей, которые ездят по этому маршруту регулярно. У него есть серьезное преимущество: в основном он проходит по зеленым территориям, по целой полосе парков. Аналогом нашего маршрута можно назвать тот, что тянется вдоль Москвы-реки: от Парка Горького и до Мосфильмовской. В перспективе маршрут может протянуться примерно на 40 километров», — отметил руководитель велоклуба «Яуза».

На работу на велосипеде

Помимо создания инфраструктуры, в Москве активно развивается велосипедная культура. В городе устраивают велопарады, акции и другие мероприятия, направленные на популяризацию этого вида транспорта. Так, 18 мая пройдет акция «На работу на велосипеде», а 20 мая состоится велосипедная гонка «Садовое кольцо». В этот же день можно принять участие в велопараде.

«Я езжу на велосипеде круглый год. Конечно, число поездок зимой сокращается, потому что погода не стабильная: то снегопад, то гололед. У меня нет машины, поэтому я перемещаюсь либо на велосипеде, либо на общественном транспорте. В плохую погоду выбираю трамвай или метро, а в сухую, какая, например, была в декабре, можно вполне комфортно передвигаться и на велосипеде даже в холодное время года», — уверен Алексей Сидоров.

Он и на работу предпочитает добираться именно так: от дома до офиса проезжает на велосипеде шесть-семь километров. По его словам, эта дистанция считается мировым стандартом, то есть такое расстояние под силу преодолеть любому человеку без специальной физической подготовки.

«Самое главное, когда ты едешь на работу на велосипеде, то у тебя и ощущения совершенно другие. Утром — это зарядка, вечером — груз проблем исчезает, и ты вроде как не с работы приехал, а с велосипедной прогулки. В принципе, вечером в расслабленном режиме едешь: можно заехать куда-то, с друзьями встретиться, кофе попить. Одни плюсы, в общем», — добавил Алексей Сидоров.

Не забывайте перчатки и воду

Для тех, кто проведет этот велосезон особенно активно и поймет, что не сможет отказаться от велосипеда и зимой, руководитель велоклуба «Яуза» подготовил еще несколько советов. Так, в холодное время года не стоит забывать про экипировку: лучше всего надевать несколько слоев одежды, чтобы можно было что-то снять в случае перегрева или, наоборот, надеть, если замерзнешь. «Могу посоветовать обратить внимание на мембранную экипировку, она помогает телу дышать и отводит влагу», — говорит Алексей Сидоров.

Летом, конечно, проще, ограничений в выборе одежды нет, но есть свои нюансы, уверен руководитель велоклуба: «Летом не забывайте кепку и воду. Последняя нужна для того, чтобы суставы не уставали. В любое время года советую пользоваться перчатками, потому что если поездка долгая, то руки могут устать или замерзнуть. Также нельзя забывать про передний и задний фонари — их обязательно надо использовать в темное время суток».

На велосипеде по Звездным дорогам. День с главой администрации городка космонавтов

Нет, космонавтом он стать не мечтал, хоть и руководит сегодня администрацией Звездного городка. Видно – человек азартный, любит спорт и риск. Врио руководителя администрации Звездного городка Евгений Баришевский пригласил корреспондента «Подмосковье сегодня» Ингу Тарасову прокатиться по Звездному городку на велосипедах. А во время велопрогулки рассказал о любви к квестам и сюрпризам, а также о планах.

«ТЯЖЕЛО КРУТИТЬ ПЕДАЛИ ОДНОМУ»

Шлагбаум медленно поднимается, и редакционная машина въезжает в Звездный городок. Пока мы едем к месту нашей встречи с Евгением Баришевским, разглядываю окрестности. До этого мне приходилось тут бывать пару раз. В первый — я приезжала к дальним родственникам в гости. Во второй — два года назад по работе. С того визита в Звездном ничего и не изменилось. Прекрасная природа, тишина и полный набор советских отличительных особенностей: разбитые дороги и дорожки, запущенные аллеи, в том числе и Аллея космонавтов. Да уж. И сюда приезжают делегации со всего мира, именно эта земля встречает экипажи, вернувшиеся с орбиты?!

— Увы, некогда лучший военный городок сегодня пребывает в таком виде, — говорит Евгений, пока мы выруливаем уже на электромобиле на дорогу. — Я вам покажу все уголки, а потом погоняем на великах. Был бы четырехместный велосипед, я бы вас на нем прокатил.

— А дома такой есть? Вам как раз подошел бы – у вас жена, две дочки…

— Мы на ВДНХ пробовали на таком кататься, тяжело одному педали крутить (улыбается). Рядом одни женщины.

— Предпочитаете велопрогулки в одиночку?

— А с велопрогулками вообще туго, с вами хоть сейчас покатаюсь. Почти все время уходит на работу.

Проехав по Звездному, мы пересаживаемся на велосипеды. Не сидев «в седле» лет эдак 15, я потихоньку набираю скорость, а Евгений успевает сделать несколько кругов. Пока мы едем, прохожие здороваются с Баришевским, улыбаются. Видно, что многие в городке знают его.

— Раз так много времени уходит на работу, не резонно ли переехать сюда? Или смущает закрытая территория, где жизнь каждого на виду?

— Нисколько не смущает, здесь хорошо: тихо и спокойно. Просто мы в Балашихе живем давно и о переезде как-то не думали. Я мотался и в Москву, и в Орехово-Зуево (Баришевский работал главой городского округа. – прим. авт.). До Звездного городка без пробок ехать 15 минут. Может в перспективе…

Полностью освоившись с двухколесным транспортом и слегка притормаживая только на поворотах, я активнее включаюсь в разговор.

— А люди как вас приняли, для них вы – человек со стороны?

— Они меня до сих пор принимают. Кто-то принимает, кто-то нет. Люди здесь живут деликатные и воспитанные. Даже космонавты обращаются по имени-отчеству. Я человек молодой, современный и не против, когда меня зовут по имени. А они отвечают: «Вы при должности, надо по имени-отчеству». И потом задача — не понравиться, а сделать все так, как и должно быть в Звездном городке — по высшему разряду. Есть планы привести в порядок Аллею космонавтов. По замыслу градостроителей, она была в городке как взлетная полоса, а выглядит удручающе. Благоустроим в этом году три из десяти дворов. Возьмемся за дороги и дорожки. В планах — ремонт бассейна в школе.

Читать еще:  Части рамы велосипеда

Мы потихоньку набираем скорость и вот я уже ловко управляюсь с великом даже на колдобинах. Заметив мою уверенность, Баришевский предлагает:

И мы начинаем крутить педали вдвое быстрее. Приходится держать темп, да еще и вопросы успевать задавать.

— Вы и в делах быстрый?

— Скорее не быстрый, а решительный, — улыбается Евгений. – Мужчина должен быть таким и в семье, и на работе — защитником.

— Вы и на воротах защитник. Читала, что вы в футбол еще играете.

— Да, раз в неделю. Я с юности вратарь. Это мое — защищать команду и порой принимать нестандартные решения. Наверное, это меня привело в квесты.

— Ого, еще и квесты, а говорите времени свободного мало!

— Вот как выдается время, так собираемся с женой Аней, друзьями и вперед. Квесты учат находить нетривиальные пути. Это и приключение, и зарядка для ума. Мы увлекаемся разгадыванием загадок, смотрим «Что? Где? Когда». Не ради того, чтобы узнать правильный ответ на тот или иной вопрос. А ради того, чтобы самим его найти.

— Да вы интеллектуал!

— Можно и так сказать, но я бы назвал себя человеком практичным. Я учусь таким образом предугадывать ход событий.

«В ЖИЗНИ НАДО ВЗБАДРИВАТЬСЯ»

Неожиданно, как в квесте, Баришевский сворачивает на узкую дорожку: «Нам сюда». Мы останавливаемся перед небольшой поляной. На ней молодые саженцы, лопаты, перчатки.

— Сейчас посадим деревья и дальше поедем, — говорит Евгений, увидев мое недоумение. — 20 груш и яблонь сюда привез председатель союза садоводов Чувашии Юрий Соколов. Это будет шестая аллея в стране, посвященная первому отряду космонавтов. Хотите свое дерево посадить?

— Конечно! Умеете вы сюрпризы устраивать!

— Почему бы нет. Это весело и интересно, — смеется Баришевский. — Вы же не ожидали и обрадовались. В жизни надо иногда взбадриваться.

Ну вот я и садовод. Разрыхлять землю в лунке мне не доверили, а вот воткнуть саженец и прикопать дали. После того как утрамбовали почву, чтобы вышел лишний воздух, и полили, яблонька прочно села на месте. Теперь в Звездном есть дерево от «Подмосковье сегодня».


— Вот вы задорный, молодой, активный, не можете не понимать, как важно молодежи развлекаться, чем-то заниматься. А прямо перед нами баскетбольная площадка с ржавым забором. Пока мы катались, я не заметила ничего для молодых.

— Про ремонт бассейна в школе я вам говорил. При Центре подготовки космонавтов работает спортивный зал. В этом году построим площадки для воркаута.

— Это здорово, но нужны места для прогулок. Городок зеленый, но запущенный. Не все же любят на великах гонять. Кто-то хочет пройтись, посидеть на скамеечке.

— Главную аллею будем приводить в порядок. 25 мая встречаемся с космонавтами, чтобы проработать концепцию ее благоустройства. Думаю, что совсем скоро вместо травы и разбитой плитки там будут клумбы, красивые дорожки, современное освещение. Еще одну аллею и парк планируем сделать рядом с озером. Поехали покажу.

Снова оседлав «коня», не отставая от Баришевского, качусь по Звездному.

— Вот озеро. После того как утрясем все вопросы с землей, когда нам ее передадут, постараемся войти в губернаторскую программу «Парки Подмосковья». Здесь раньше лебеди жили. Теперь выясняем, куда делись, — говорит Евгений.

Наконец мы снижаем темп и возвращаемся на Аллею космонавтов. Ноги с непривычки гудят, но с велосипедом расставаться даже неохота. Мой собеседник, похоже, не особо устал. А может, просто не показывает.

— С таким характером и сами, наверное, мечтали полететь в космос?

— С каким характером? Я обычный. Просто хочу быть в чем-то первооткрывателем. Поэтому мне интересно работать здесь среди космонавтов. Космонавтом, признаться, быть не хотел, но мечта летать была, есть и остается. Прыгал с парашютом вместе с женой. Надеюсь, что и с полетом получится, хотя бы вторым пилотом.

— Звездный городок – особая территория, люди тут живут особенные. Не думали создать здесь что-то необыкновенное?

— Городок должен стать высокотехнологичным кластером для научно-исследовательской деятельности в сфере пилотируемой и автоматической космонавтики: уже сегодня эти направления неразрывны. Это не моя задумка, но я хочу принять активное участие в ее осуществлении. Но это на будущее, пока на первом месте — ЖКХ, благоустройство, инфраструктура. Чтобы было все уютно и красиво.

Совсем поехали

Москвичей пересаживают с автомобилей на велосипеды. Нравится не всем

Неконтролируемая автомобилизация — распространенная болезнь мегаполисов по всему миру. Особенно это касается европейских городов с их историческими центрами и ограниченным пространственным ресурсом для автомобилистов. Обычно в таких городах автомобилистам достается только 20-25 процентов территории города, в российских городах, особенно спроектированных в советский период, показатель может достигать 10-15 процентов.

При этом, по словам транспортного эксперта Константина Трофименко, общемировая практика свидетельствует о том, что, как только в городе достигается уровень в 300 автомобилей на тысячу жителей, городские власти принимают решение отдать приоритет автомобилям — и активно строить новые дороги в расчете на то, что трудоспособное население само обеспечит себя средствами передвижения, а общественный транспорт останется дополнительной опцией для бедных и социально незащищенных слоев. В Москве этот этап пришелся на 1990-2000-е годы. В результате неприспособленная к большому количеству автомобилей столица столкнулась с неконтролируемой автомобилизацией.

В разных городах проблему решают по-своему, но в основном все сводится к ограничению въезда в центр на личном транспорте, приоритету общественного транспорта над авто и поощрению велосипедистов, «самокатчиков» и пешеходов.

Классический пример велосипедизации — это, конечно, Амстердам. По данным New York Times (2013 год), велосипедов в городе в четыре раза больше, чем автомобилей. А по городской статистике, в Амстердаме на 820 тысяч населения приходится 881 тысяча велосипедов. Это особенно хорошо заметно в час пик — на светофоре возникают настоящие пробки из велосипедистов. Правда, они «рассасываются» гораздо быстрее, чем автомобильные.

Радикально решена проблема в Сингапуре — там водители платят за проезд, причем размер платы зависит от нагрузки на транспортную сеть: чем больше машин скопилось, тем больше приходится платить. Но настолько революционный путь все-таки сложно назвать комфортным для горожан.

Москва — велосипедная столица?

В 2010-е российские города активно начали вставать на путь велосипедизации — в первую очередь речь, конечно, о столицах. Как отмечает Константин Трофименко, существует исследование, в котором рассматривается опыт Германии, Японии, Австралии и США о смене парадигмы мегаполисов с автомобильных городов на центры устойчивого развития (в общих чертах, речь об изменениях, нацеленных на повышение качества жизни людей за счет равновесия между экономическими интересами и развитием личности, бережным отношением к природным ресурсам). По его данным, смена парадигм происходит при достижении показателя, аналогичного 20 тысячам долларов на душу населения в ВВП. В России близкий к такому уровню показатель отмечается как раз в Москве.

И велосипедное движение в столице развивается весьма активно. По данным столичного департамента транспорта, к началу 2018-го на московских улицах было организовано 90 километров велодорожек, в городских парках — 140 километров. Готовы проекты велодорожек на 40 с лишним километров. Новые маршруты появятся в столице еще до конца 2018 года.

Читать еще:  Хранение велосипеда в квартире

«К нам в комитет постоянно приходят проекты на проработку и утверждение, — рассказала «Дому» председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. — Недавно мы утвердили новые веломаршруты в парке технических видов спорта в Печатниках и в бульварной зоне по Пятницкому шоссе общей протяженностью около четырех километров. Ранее мы согласовали веломаршруты в парках имени С. Федорова, 850-летия Москвы, на Ходынском поле, а также в парковых зонах в долине реки Битцы и вдоль линии метро между станциями «Филевский парк» и «Багратионовская» протяженностью 11 километров. К тому же в рамках комплексного благоустройства и озеленения парковой территории в долине реки Битцы от улице Куликовской до бульвара Дмитрия Донского будет организован новый велосипедный маршрут протяженностью два километра. Общая цифра по мере работы растет».

«Сам по себе велосипед не решает все транспортные проблемы мегаполиса. Это лишь одна из мер, — рассуждает Дарья Табачникова, советник по велотранспорту вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина. — Но посмотрите: вместе с развитием полицентричности, улучшением условий для пешеходов, платными парковками и хорошим общественным транспортом — надо признать, все это уже сильно изменило Москву».

Побольше дорожек

«Постепенное развитие велодвижения в столице — одна из лучших инициатив городских властей в последние годы, — уверен руководитель мастерской NOOR Architects Михаил Беляков. — Основной фактор, пока препятствующий активному переходу москвичей на велосипеды, — это отсутствие полноценной велоинфраструктуры. Выделенные велодорожки и велополосы есть только в центральных районах, но за ТТК их мало».

Дарья Табачникова отмечает также, что городская ткань в Москве сильно разорвана железными дорогами, магистралями, эстакадами, подземными и надземными переходами. «Велосипед, который только что вез вас, теперь нужно поднять и куда-то тащить или накручивать сотни метров для объезда препятствий, — говорит эксперт. — Инфраструктура только появляется. Впрочем, за последние годы сделано много: велопарковки на каждом шагу, прекрасный общественный прокат и велодорожки. Чтобы люди массово поехали, необходимо стимулировать трудовые корреспонденции на велосипедах, создавать связанную сеть дорожек, делать их не только в центре города, набережных и парках, но и сразу предусматривать велосипедную инфраструктуру при проектировании новых районов, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорог, транспортных пересадочных узлов и так далее».

В силу большой застроенности российской столицы, проектировать велосипедную инфраструктуру «с нуля» можно разве что в проектах комплексной застройки, такие в основном появляются на территории реорганизуемых промзон. И, разумеется, в кварталах реновации.

«Для того чтобы система работала, велокультура должна превратиться в образ жизни горожан, стать частью культуры большого города. На мой взгляд, именно сейчас у Москвы есть шансы внедрить эту культуру, — рассуждает главный архитектор градостроительного бюро Master’s Plan Ольга Мельникова. — Я как градостроитель вижу решение в увязке и параллельной работе над проектами кварталов реновации. Именно места сноса пятиэтажек могут открыть новые качественные веломаршруты внутри кварталов. При этом необязательно сразу рассматривать масштаб города, можно попробовать создать, скажем, микрорайон со всеми удобствами передвижения велосипедистов. Так, чтобы планируемая велосистема позволила жителю доехать до ближайшей станции метро, отправиться в магазин за продуктами, отвезти ребенка в детский сад, выехать на велосипеде в ближайший парк».

Эрик Валеев, глава архитектурного бюро IQ, уверен, что преимущества велотранспорта над любым другим очевидны. «Это и разгрузка транспортной системы, и снижение загрязнения среды, а также понижение общего городского шума, оздоровление жителей мегаполиса, повышение в целом качества жизни мегаполиса, — говорит архитектор. — Европейцы привыкают к велосипедам с детства. Для того чтобы система заработала у нас, требуется обеспечить разделение дорог по всему городу».

В отсутствие выделенных полос увеличение количества велосипедистов не только не поможет городу, но и создаст новую проблему, говорит Ольга Чудинова, генеральный директор Института современной урбанистики: «Для сравнения, в Мехико велосипеды очень распространены, но их обилие создает опасную ситуацию на дорогах: движение велосипедистов происходит не только по выделенным полосам, но и в крайнем правом ряду вместе с движением автомобилей. Это создает нервозную обстановку для водителей, поскольку велосипедисты не предупреждают о своих маневрах, что просто-напросто опасно для всех участников движения».

Велосипедная эра

Помимо собственно фрагментарности соответствующей инфраструктуры в Москве, велосипедизацию сдерживают сами масштабы города и, конечно, климатические условия. «Москва — один из крупнейших мегаполисов с характерной для таких городов маятниковой миграцией, — поясняет Михаил Беляков. — Велосипедные маршруты до работы, к примеру, по европейским меркам редко превышают полчаса, что в условиях такого города, как Москва, почти невозможно». Действительно, живя в Северном Бутово, а работая, к примеру, на «Аэропорту», ежедневно передвигаться на велосипеде до офиса и обратно проблематично. Но у города есть свой взгляд на ситуацию. Как заявила Ольга Мальцева, руководитель проектов департамента транспорта Москвы, в планах ведомства развивать короткие поездки до 5-7 километров, когда человек может доехать от своего дома до станции, оставить велосипед на велопарковке и дальше поехать на метро. «Постепенно такие инициативы приучат общественность не только к более экологичному средству передвижения, но и разгрузят маршруты общественного транспорта в спальных районах. А затем позволят сформировать единую городскую велосеть для удобного передвижения по всему городу», — отмечает Эрик Валеев.

«Я иногда езжу на работу на велосипеде, но без фанатизма — для меня это один из видов транспорта, — говорит Дарья Табачникова. — От моего дома до работы семь километров, я доезжаю за 45 минут без спешки, езжу в обычной офисной одежде, в том числе в платьях и на каблуках».

По словам Владимира Кумова, советника заместителя министра транспорта России, после проведения в последние годы московских велопарадов около 20 процентов опрошенных участников акции «На работу на велосипеде» начали регулярно ездить по городу на велосипеде.

Климатические условия — тоже не преграда, уверен Эрик Валеев. «В Копенгагене более 41 процента всего транспортного потока составляет велосипед. И это притом что погодные и в целом климатические условия не мягче, чем, например, московские», — говорит эксперт.

«У нас часто шутят над велодорожками зимой, когда все заносит снегом, — но посмотрите, какая сейчас одежда, какие велосипеды! Да и преимущественно офисный образ жизни, и отсутствие времени на занятия спортом дополнительно стимулируют горожан к велосипедным прогулкам, — соглашается Ольга Мельникова. — Велотранспорт обладает достаточным количеством преимуществом над автомобилем, такими как доступность, маневренность, экологичность. Это как раз та альтернатива автомобильному транспорту, которая позволит перераспределить пассажиропотоки в городе, уменьшить число пробок в часы пик».

Михаил Беляков уверен, что велосипед, хоть и не заменит полностью общественный и личный транспорт, все же разгрузит в перспективе 5-8 лет московскую дорожную инфраструктуру.

«Москва сделала невероятное за очень короткий срок. Произошел сдвиг в сознании москвича, в который никто не верил. Моя мама, к примеру, теперь ездит в центр на метро, потому что так быстрее и дешевле. А на машине — только за город. Это европейская модель. Но нужны новые шаги, — резюмирует Дарья Табачникова. — Очевидно, что в первую очередь это дестимулирование автомобильного спроса: расширение зоны платной парковки, платный въезд в центр и серьезные ограничения скорости автомобиля. Кроме того, это, несомненно, увеличение количества выделенных полос для общественного транспорта и их конструктивное отделение, развитие интеллектуальных транспортных систем, создание развитой сети велодорожек, стимулирование пешеходных корреспонденций».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector