0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек катается на велосипеде

uCrazy.ru

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

«Сел и поехал» спустя 15 лет. Почему невозможно разучиться ездить на велосипеде

Не такой уж редкой является ситуация, когда мужчина в возрасте за 30 лет цепляется взглядом за пылящийся в подвале или на балконе велосипед. Уже лет 15-20 я не садился за руль «двухколесного друга», но тут пробилась ностальгия. Осенью, тайком от семьи, я решил попробовать снова покататься, взяв в прокате велосипед. При этом был убежден, что все закончится разбитыми коленками, причем очень скоро. Однако после нескольких неловких движений, тело само начало ловить баланс, и езда стала довольно уверенной. А спустя полчаса я начал уверенно разъезжать на «лесопеде», будто и не было многолетнего расставания с увлечением детства. Почему так происходит? Иногда мы забываем некоторые моменты, произошедшие на прошлой неделе, но научившись чему-то один раз, сохраняем этот навык на всю оставшуюся жизнь.

Одно мы в памяти храним, другое там хороним.

Поскольку успешное катание на велосипеде, после многолетнего перерыва, было у многих людей, то это породило устойчивое мнение, что разучиться кататься на велосипеде невозможно. Правда вряд ли кто-то сможет внятно объяснить, как ему удается ездить на велосипеде — вот умею, и все! Попробуем разобраться с тайнами памяти нашего тела.

Для рассуждений о мышечной памяти человека нужно иметь определенное представление о том, как хранятся базовые навыки нашим мозгом. Человеческую память разделяют на 2 большие вида — декларативную и процедурную. Декларативная память связана с различными событиями и фактами из людской жизни, ее человек может вызвать сознательно. А вот процедурную память сознательно вызвать нее удастся, ее основными компонентами являются действия, процессы и навыки, которые применяются на регулярной основе.

Если представить себе процесс езды на велосипеде, то сразу станет понятно, что он разбивается на множество составляющих — приходится вращать педали, сохранять равновесие, выбирать и контролировать множество движений и тому подобное. Описать конкретно весь процесс езды обывателю вряд ли дано — с человека вполне достаточно, что он едет на велосипеде. А кататься удается потому, что процесс езды надежно закрепился в процедурной памяти.

Процедурная память является долговременной — требуется неоднократное повторение действия или навыка, чтобы они закрепились. Но со временем действия оттачиваются настолько, что начинают выполняться без конкретного осознания и концентрации на процессе. Хорошим примером процедурной памяти является обучение вождению. Поначалу практически каждый человек не может осознать как одновременно можно нажимать на педали, переключать передачи, контролировать ситуацию на дороге, рулить да еще успевать разбирать показания различных датчиков. Но проходит относительно небольшое время, и человек не только уверенно ведет машину, но и поддерживает беседу, успевая при этом слушать песню или репортаж футбольного матча. А езда получается как бы сама собой.

Мышечная память, отвечающая за езду на велосипеде — это один из видов процедурной памяти. Правда, название мышечная не совсем верное — центр запоминания навыков и действий находится все-таки в мозгу, а не в мышцах. Поначалу мозг не осознает порядка действий, он откладывается только в кратковременной памяти. Но действия повторяются, и мозг осознает, что новый навык пригодится в будущем. Становящееся привычным действие переносится в долговременную память, а мозгу на его воспроизведение требуется гораздо меньше ресурсов.

Эффективность мышечной памяти определяется не только количеством повторений действий. Определенный навык может сформироваться у человека, даже если он просто наблюдает за занятиями других. Но здесь для закрепления навыка все же желательно некоторое время поупражняться самостоятельно. Зато занесенный в долговременную память навык практически обязательно всплывет при необходимости. Кроме того, процедурная память находится в более глубоких частях мозга, поэтому обычно сохраняется при амнезии.

Мышечная память характеризуется сложным набором действий (например, при ходьбе) и начинает развиваться с самого раннего детства. Именно в детском возрасте усваивание навыков необходимых для того или иного действия происходит быстрее, поскольку в активно развивающемся мозге быстрее устанавливаются нервные связи. Человек обычно учится кататься на велосипеде в 8-12 лет, значит, навык появляется довольно быстро. Дети обычно катаются на велосипедах часто, так что умение уверенно оседлать двухколесного друга создается надежно. И годы не в состоянии разрушить привычный для тела навык.

Как взрослому человеку научиться ездить на велосипеде

Если вам 25, 30 или 40 лет, а вы до сих пор не умеете кататься на велосипеде — не беда. Лайфхакер делится с вами опытом человека, который тоже не научился в детстве, но потом смог освоить этот навык.

Мне было 25 лет, и я не умел кататься на велосипеде. Собирался научиться лет с 18, и с каждым годом решиться было всё тяжелее. Я представлял, как стрёмно буду выглядеть: взрослый парень, который едет хуже ребёнка и постоянно падает. Проще забить. Тем более в мире куча людей не умеют кататься.

В интернете было море статей, обучающих взрослых езде на велосипеде. Но они не помогали побороть страх и стеснение, а значит, не решали мою проблему.

Сейчас мне 27 лет. Я спокойно проезжаю на велосипеде пару часов.

Мне нравится кататься по набережной субботним утром, разгоняться перед горкой и притормаживать у склона. Эти навыки пришли вместе с практикой. Справиться с собой и начать мне помогли следующие шаги.

Шаг 1. Определить для себя преимущества

В теории всё легко. Я злился, когда друзья говорили: «Не бойся, просто садись и крути педали». У меня ничего не получалось, даже тронуться не мог. Я боялся садиться на велосипед: а вдруг потеряю равновесие и упаду?

И правда падал. Удерживать равновесие даже пару метров было сложно.

Но когда я сосредоточился на пользе велопрогулок, дело пошло легче. Я выписал преимущества велоспорта и прогонял их в голове по пути на каждую тренировку. Это помогало мне бороться со страхом и стыдом. Я представлял, как рассекаю по городу на велосипеде, паркуюсь у кафе, везде успеваю. Думал, как здорово держать себя в форме, научиться новому и доказать себе, что могу. Со мной сработало.

Желание оказалось сильнее страха.

Во время практики я старался следить за своим телом и конкретными действиями: поставить ногу на педаль, держать руль, выпрямить спину, контролировать дорогу. На четвёртой тренировке страх отступил: мозгу было не до него.

Шаг 2. Найти учителя

Самым тяжёлым для меня оказалось сесть на велосипед и тронуться. Я боялся, что не успею поставить ногу на педаль и врежусь в дерево.

Я ничего не знал о скорости, тормозе, колодках, не понимал, как справиться в одиночку. Поэтому попросил помощи у друга, который ездил на велосипеде много лет. Он пошёл со мной на тренировку и объяснил базовые вещи. Он терпеливо вёз меня на велосипеде, как ребёнка, шёл рядом, советовал, как быть с руками и ногами. Я злился, ругался матом, но на третьей тренировке смог проехать без помощи 50 метров. Благодаря советам друга я запомнил основные движения.

Не зовите в наставники лихачей и новичков.

Первым не хватит терпения, а вторым — опыта. Выберите человека, который сам не против попробовать себя в роли тренера: такие товарищи реже уезжают в горизонт, оставляя вас наедине с велосипедом, и больше настроены возиться с вами.

Если чувствуете, что просьба напрягает друга, лучше поищите другого учителя. Мне было легко найти тренера: все друзья знали, что я не умею кататься на велосипеде, и предлагали свою помощь. Поэтому, когда я решился, достаточно было одного разговора.

Шаг 3. Выбрать место

Накануне тренировки меня терзали мысли о том, что подумают обо мне люди, как снисходительно будут на меня смотреть. Я понял, что могу пойти двумя путями: забить на мнение посторонних или не попадаться им на глаза, пока не научусь. Остановился на втором.

Для тренировок выбрал максимально безлюдное место, где как можно меньше глаз увидят мой позор, а я не нарвусь на других велосипедистов и никого не собью.

Первые три месяца я учился ездить в лесопарке на краю города: туда почти никто не добирается, но есть велодорожки.

Так выглядела моя тренировочная велобаза первые три месяца

Если только начинаете, обратите внимание на парки и небольшие леса с дорожками. Они могут быть далеко от дома, но, скорее всего, поначалу вы будете тренироваться не больше двух раз в неделю — ради нового навыка можно потерпеть.

Шаг 4. Определиться, арендовать или покупать

У меня не было своего велосипеда. Соответственно, было два варианта: купить или взять напрокат. Оценил преимущества и риски обоих.

ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
ЗаПротив
ПокупкаРаботает как добровольное обязательство: раз потратился на велосипед, придётся ездить, точно научишься. На «Яндекс. Маркете» модель для новичка стоит от 10 000 рублей. Такие деньги правда будет жалко выкинуть на ветер.Пожалеете деньги на велосипед — так и не научитесь ездить.
ПрокатЧтобы начать учиться, достаточно 300 рублей, а то и меньше. Зависит от службы проката, в которую обратитесь. Большинство таких служб работают рядом с парками, набережными и другими местами, где можно покататься.Если что-то пойдёт не так, вы отвечаете за ущерб, нанесённый велосипеду и окружающим. По правилам велопрокатчиков велосипеды обычно не застрахованы. В случае аварии арендатор несёт полную ответственность за ущерб, нанесённый себе, велосипеду, окружающим людям и объектам.

Я выбрал службу проката: для меня это оказалось дешевле и удобнее. Рядом с лесом, где учился ездить, как раз работала одна из них.

Шаг 5. Обеспечить себе защиту

На велосипеде можно врезаться в столб, сбить другого новичка или упасть. Поэтому существуют правила дорожного движения для велосипедистов. Там подробно описано, как избежать ДТП, как вести себя на дорогах, предупреждать о повороте и так далее.

Кроме того, есть много полезных советов, как велосипедистам защищать себя и что надевать.

  1. Надевайте яркую одежду со светоотражающими полосками, чтобы быть более заметными на дороге.
  2. Надевайте облегающую одежду, чтобы не зацепиться за вращающиеся части велосипеда и внешние препятствия.
  3. Выбирайте обувь с твёрдой подошвой и грубым протектором, чтобы не скользить по педалям.
  4. Надевайте шлем: он защитит вашу голову при падениях.
  5. Надевайте защитные очки: они уберегут глаза от попадания грязи и насекомых. Лучше специальные велосипедные очки. Обычные стеклянные при попадании камней могут разбиться и повредить глаза.
  6. Надевайте наколенники и налокотники, чтобы защитить суставы от травм.

Но на то они и инструкции, что никто их не воспринимает всерьёз.

За первый месяц тренировок руль натёр мне руки до мозолей. Они болели и медленно заживали — то ещё веселье, когда на работе много печатаешь. Ещё через пару месяцев я каким-то образом перелетел через велосипед, ободрал руки и растянул сухожилие на запястье. Друг говорил, что могло быть хуже и мне повезло. Пришлось сделать перерыв в тренировках: сухожилие заживало три недели.

К новой тренировке я купил обычные фитнес-перчатки за 300 рублей — перестал натирать ладони, держал крепче руль, было меньше поводов упасть.

До шлема и наколенников дело не дошло, но в этом году точно куплю: здоровье дороже. Мне хватило сухожилия, чтобы задуматься об этом и забить на то, что подумают крутые гонщики на горных байках.

Шаг 5. Постоянно практиковаться

Сначала я ездил плохо, не больше 100 метров без остановки. Из-за этого злился и искал повод пропустить тренировку: то лень далеко идти, то другие дела. В итоге в первый месяц с велосипедом я провёл лишь три часа.

Не сразу понял, что здесь работает принцип, общий для развития любого навыка: можно научиться, если постоянно практиковаться.

Как только заставил себя тренироваться не меньше двух часов в неделю, заметил прогресс. Первые две недели ездил по ровной дороге, чтобы привыкнуть к велосипеду, разобраться со скоростью и тормозом, научиться управлять рулём. После этого спуски и подъёмы дались гораздо легче. Через месяц я уже лихо взбирался по крутому склону.

Я продолжаю учиться: с каждой тренировкой узнаю что-то новое, закрепляю навыки, задаю вопросы товарищам и ищу информацию в интернете.

«Есть машина, но предпочитаю путешествовать на велосипеде». Поговорили с представителем могилевской велоинициативы «Тутэйшы ровар»

В Могилеве установили два веломаячка. В рамках проекта «Городское велодвижение Беларуси» станции самостоятельного обслуживания велосипеда устанавливаются по всей стране.

Насколько это сегодня актуально и сложно ли ими пользоваться, мы поинтересовались у велосипедиста со стажем, представителя велоинициативы «Тутэйшы ровар» г. Могилева Алины Скребуновой.

Давно катаетесь на велосипеде?

– Уже 5 лет. Участвую в велопокатушках, велопоходах. Путешествую таким образом не только по всей Беларуси, но и по Грузии, Прибалтике и др. Туда прилетаем, приезжаем на поезде, а далее по разработанному заранее маршруту.

В Грузию мы ездили на 21 день, проехали более 1 200 км. В Прибалтике проехали около 1 000 км. В этом году ездили в украинские Карпаты на 8 дней. С нами ездило 5 человек. Есть маршруты, которые мы проезжаем каждый год.

Это, например, озеро Глубокое в Витебской области. Очень красивое место. В этом году туда с нами ездило 20 человек. Велопоход длился 3 дня. Это такие своеобразные велопокатушки выходного дня.

По Беларуси таким способом можно путешествовать с минимальными затратами.

Насколько, на ваш взгляд, сегодня актуально установление станций самостоятельного обслуживания велосипеда?

– Актуально. Очень много людей сегодня пользуется велосипедами. Он есть практически у каждой второй семьи.

Хватает и велосипедистов, которые ездят на своем «двухколесном друге» на работу. И многие сознательные велосипедисты, как правило, возят с собой инструменты, которые им могут пригодиться. А возить с собой набор инструментов тяжело.

А вам уже приходилось самой что-то ремонтировать на бесплатной станции самостоятельного обслуживания велосипеда?

А с какими проблемами веломаячок может помочь справиться велосипедисту?

– Со многими. Если, например, колесо раскрутилось, какие-то механизмы, если нужно седло сделать выше или ниже, если необходимо подкрутить педали. Для более удобного ремонта велосипед можно подвесить за седло, это упрощает регулировку.

Если ставить такую установку дома, то она бы стоила 200 долларов. На веломаячке также находятся набор ключей (5 штук) и шестигранников. Пятнадцатым ключом можно крепче зажать педали, десятым – отрегулировать седло.

Можно разобрать руль, подкрутить тормоза. Есть и на станции самостоятельного обслуживания велосипеда и насос. До 90 % всех проблем можно решить на таком веломаячке.

Велосипед, наверное, позволяет вам поддерживать хорошую физическую форму

– Конечно. Велосипедные поездки сжигают много калорий. Они позволяют чувствовать себя бодрее и активнее, доставляют массу положительных эмоций.

К слову, достаточно людей и пожилого возраста, которые ездят на велосипеде. Такая нагрузка на сердце снижает риск сердечных заболеваний.

Наверное, и иммунитет укрепляется

– Еще бы. Не стоит забывать и про экологию. Это абсолютно экологичный вид транспорта. У меня же и машина есть. Однако путешествовать предпочитаю на велосипеде.

Любой желающий может к вам присоединиться?

– Абсолютно любой человек может отправиться с нами в велопутешествие. Для этого же и создана наша велоинициатива «Тутэйшы ровар», чтобы популяризировать велосипедное движение. Мы не берем деньги за организацию похода.

Эти велопоходы мы организовывали и раньше, до того, как была создана инициатива. А теперь к нам может присоединиться любой желающий, который умеет ездить на велосипеде. Нашему велосипедному движению «Тутэйшы ровар» еще только три года.

Если, например, я еще не умею ездить на велосипеде, но очень хочу к вам присоединиться?

– Научиться кататься на велосипеде можно за один день. Во время велопокатушек мы, конечно же, друг с другом знакомимся, общаемся.

И порой очень удивительно вечером возле костра узнавать, что человек только недавно научился ездить на этом виде транспорта и сразу отправился в большой поход.

Причем по нему этого никак не было видно, вполне уверенно себя чувствовал. И таких людей очень много. Главное, чтобы было желание.

Планируется ли еще установка веломаячков в городе?

– Нет. Но абсолютно любая организация может установить такие конструкции на свой баланс, как и велопарковки. Мы мониторим состояние наших веломаячков. И очень часто возле них кто-то находится со своим велосипедом.

Людям интересно, как это работает, что можно там сделать. Велосипедистам приятно, что о них подумали таким образом.

А зимой велосипедистов много?

– Люди сегодня понимают, что можно кататься на велосипеде и зимой.

Напомним, что бесплатные станции самостоятельного обслуживания велосипеда установлены в Могилеве по двум адресам: на велодорожке на площади Орджоникидзе, справа от входа в парк Подниколье, и на улице Якубовского, 32 (около танка). Это те места, которые велосипедист в нашем городе проезжает чаще всего.

Читать еще:  Как делать трюки на велосипеде
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector